Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
методическая разработка по литературе (8 класс)

Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе. В сопроводительной статье представлен необычный взгляд на системное представление конфликтов и их роли в раскрытии идеи повести. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» был проведён учителем русского языка и литературы Пузиной А.С. в 8 классах 6 и 15 декабря 2022 года.

       

       В ходе подготовки урока-практикума «Конфликт и его роль в художественном произведении» была определена следующая цель: способствовать постижению идейно-художественного своеобразия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» через осмысление представленных в ней конфликтов. В связи с этим немаловажными образовательными задачами стали такие, как: расширить понятие художественного конфликта, введя его типологию; закрепить умение делать сравнительную характеристику героев; продолжить обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов. Завершающее место урока в изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» позволило показать учащимся умение рассуждать, обобщать наблюдения над текстом и делать выводы, потребовало развития речи, памяти и внимания. Форма урока включала самостоятельное освоение теоретического материала «экспертами» и его донесение до участников группы, обсуждение учебных заданий в группах и трансляцию результатов наблюдений своим одноклассникам. Тем самым урок способствовал воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества во время работы в группах, воспитание нравственных качеств во время объяснения своей позиции, обсуждения поисковых заданий. Оборудование: проектор, фрагменты фильма «Капитанская дочка» (режиссёр: Владимир Каплуновский, 1968 г.), распечатанные таблицы с заданием.

           В начале урока было определено понятие художественного конфликта, предложена его типология, и найдены соответствия между видами художественных конфликтов и вариантами конфликтующих сторон.  

          Конфликт как литературный термин происходит от лат. conflictus – «столкновение». Конфликтом называется противоборство действующих в литературном произведении разнонаправленных сил – социальных, природных, политических, нравственных, философских.  В произведениях, имеющих большой объём (роман), может присутствовать несколько конфликтов, которые развиваются в сюжете: 1. любовный конфликт 2. нравственный конфликт 3. конфликт поколений 4. семейный конфликт. По развитию конфликты могут быть открытые и скрытные; внешние и внутренние; разрешимые и неразрешимые; острые и затяжные; трагические или комические. Конфликт может проявлять внутренние переживания героя в момент нравственного выбора, а может описывать различные общественные идеи определённой эпохи, и тогда он становится идеологическим конфликтом.

          Для наглядности поиска подходящих эпизодов была выявлена разница между такими речевыми способами выражения конфликта в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», как ссора и спор. Ссора сигнализирует об острой форме конфликтного поведения персонажей и позволяет вскрывать истинные намерения собеседников, тогда как спор – это столкновение мнений и позиций, словесное состязание, в котором каждая сторона отстаивает свою правоту, доказывает собственные взгляды и критикует мнение другой стороны. Основная цель жанра спора заключается в поиске истины путём доказательства правоты одной из сторон.

         Чтобы понять авторский замысел, нужно понять основные причины конфликтов, в которые вступают персонажи, поскольку повод и причина конфликта раскрывают его смысл. На центральном этапе урока учащимся было предложено выявить текстовые фрагменты, в которых содержатся ссоры и споры, определить их повод и причину. Для удобства была предложена для заполнения таблица из следующих столбцов: 1. вид конфликта; 2. участники; 3. повод конфликта (событие сюжета); 4. причина конфликта (мотивы поступков персонажей) и выводы из наблюдений. Например, семейный конфликт (разногласия мужа и жены, влюблённых) ребята среди прочего проиллюстрировали следующей цитатой из главы «Поединок»: «Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Был выявлен скрытый психологический конфликт между мужем и женой в семье Мироновых на основе оппозиции «законный - самозваный», в котором роль «самозванца» играла жена, желающая взять на себя обязанности мужа. С данным эпизодом были представлены в сравнении эпизод написания письма А.П.Гринёвым в момент принятия решения о дальнейшей судьбе сына и эпизод отказа Маши Мироновой выходить замуж за Петра Гринёва без благословения родителей. На основании сравнения поведения Авдотьи Васильевны Гринёвой, Василисы Егоровны Мироновой и Маши Мироновой были определены нравственные принципы русской семейной жизни, уточнено понятие «герой-самозванец».

         В ходе представления результатов, учащиеся пришли к следующим выводам.

         Противоборство в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» воплощено как противопоставление характеров обстоятельствам, отдельных характеров или различных сторон одного характера. Столкновение с окружающим миром позволяет увидеть способность героя противостоять жизненным испытаниям, предваряет развитие событий и показывает отношение персонажей и автора к происходящему. В повести представлены все виды художественных конфликтов: идеологический конфликт эпохи, мировоззренческий межличностный конфликт, психологический (внутренний), философский, семейный конфликт, экзистенциальный, конфликт предметов.  Определены конфликтующие стороны всех перечисленных конфликтов: герой и его антипод, муж и жена, общественные силы, человек и судьба (моменты появления «судьбоносных знаков»), внутренние качества человека. Во время разборов конфликтов определён общий элемент: противостояние на основе оппозиции «законный - самозваный» сопровождается совершением нравственного выбора героями. Выводы наглядно раскрывают авторский замысел: все конфликтные ситуации в повести связаны с главной темой повести «Капитанская дочка» - темой чести и самозванства как бесчестия.

  Результаты урока-исследования планируется представить в форме исследовательского проекта на Научно-практической конференции в январе 2021 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Образец анализа эпизода литературного произведения. Знание и умение находить основные литературоведческие понятия....

Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Подготовка к изложению

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. А.С.Пушкин...

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Не секрет, что  деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...

Роль эпиграфа в анализе повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Цель: -проследить, как связаны эпиграфы с текстом повести           -какую роль они выполняют в тексте...