: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Костромина Ольга Павловна

Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metel.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».

Цель урока: рассмотреть композицию повести, ее элементы.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Словарная   работа:   прямая  и обратная  композиция,  экспозиция, кульминация, развязка.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания.

1.Кто является главным героем повести  «Метель»?

Марья Гавриловна, богатая невеста, и бедный армейский прапорщик Владимир.

2.В чем авторская ирония по отношению к этим молодым людям?

«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена».

Рассуждение: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? «Разумеется, что эта счастливая мысль спервапришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны».

3.Когда игра кончается и становится страшно за героев?

Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных последний раз.

Когда Владимира закружила метель (прочитать и вспомнить
стихотворение «Бесы»).

4.Почему автор начинает рассказ об одном герое, бросает его, уходит к другому?

      1.Литературный прием.

      2.Герои разными путями приезжают к церкви.

5.Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?

Ничем. Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в горячке.

6.Что же было в церкви, что произошло?
Никто ничего не скажет, Владимир исчезнет.

Слово учителя.

Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

Эта белая, застывшая равнина — словно предвестие судьбы бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки.

      На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отечественной войны 1812 года. «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь  немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы свидания».

Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.

7.Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи
Гавриловны и Владимира?

Война 1812 года, на которой в битве при Бородине Владимир будет ранен, а затем уже в Москве умрет.

8.Как сложится дальнейшая жизнь Марьи Гавриловны и удастся ли ей найти свое счастье?

9.Так что же было на самом деле в церкви?

10.Кто из героев истинно романтический герой?

Слово учителя

Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания, и вознаградила за все пережитое.

Содержание этой истории больше, чем ее понимают герои. Как и во всех других повестях Белкина, в «Метели» события оцениваются разными героями по разным шкалам ценностей.

II.Работа по теме урока «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».Беседа по вопросам и работа с текстом.

-Какой тип речи использует автор в начале произведения?

-Почему автор в начале повести выбирает повествовательный
тип речи?

Задания.

     1).Проследите по тексту, какое событие изменяет исходную ситуацию? Определите границы экспозиции.

     2).Найдите в экспозиции статические детали (описание героев —
Марьи Гавриловны и Владимира).

     3).Определить, что является завязкой действия.

     4).Определить тип речи. Объяснить, почему данный тип речи повествовательный.

     5).Завязка ускоряет ход событий, это выражается увеличением
количества динамических деталей.

     6).Найдите эпизод, в котором изображен вечер накануне побега
героини.

-Определите место эпизода в содержании повести. Это элемент сюжета или композиции?

Задание. Найти в эпизоде вечера накануне побега статические детали.  Сон героини. Определите его художественную роль.

(Сон пророческий, он создает тайну, придает повести увлекательность, означает основной мотив повести — метель, стихию жизни, которую человек должен принимать как данность, бороться с которой не смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить).

-Какой эпизод является самым важным в развитии действия?
Описание метели.

-Изображаются ли события во временной последовательности?

-Где первый раз нарушается последовательность в описании?

-О каких событиях повествует автор далее? Какого характера
эти события?

Задание.

 -Найти кульминацию повести. Определить тип композиции.

(Обратная композиция, она служит созданию тайны, которая придаетповести очарование.)

-Сопоставьте отношения Марьи Гавриловны с Бурминым с ее отношениями с Владимиром. В чем сходство в повествовании об их отношениях, в чем разница?

(Сходство — эти отношения трудно складываются, различие в том,  как и почему мать смотрит на эти отношения. Отношения с Владимиром  у Марьи Гавриловны сложились зимой, герои пережили метель в прямом и переносном значении и другие препятствия. Встреча с Бурминым произошла летом, при ярком солнце, все сразу счастливо объяснилось.)

-        Найдите развязку повести. Какой тип речи использован?

III.Домашнее задание.

1.Прочитать первую часть повести «Станционный смотритель» до слов «Прошло несколько лет...»

2.Составить тестовые задания по повести «Метель»

Литература

Задания составлены с учетом действующей программы общеобразовательных учреждений.  

Литература 5-11 классов. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва: «Просвещение», 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»

«Погружаясь в вальс метели…»Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...

Г.В. Свиридов романс "Метель" к повести А.С. Пушкина "Метель"

Ход урока.Ученик: Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит....

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета....