Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему "Его басни переживут века!"
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

 Урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний о басне как эпическом жанре.

Задачи урока

  1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

  2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;  формировать  умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

  3) воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Основная работа на уроке - отчет творческих групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Тема: «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

Цель урока:  обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

  1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

  2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

  формировать  умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

 3) воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудованиие: компьютер, мультимедийный проектор, «ларчик» с предметами из басен И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, декорации и костюмы для инсценировки басен И. А. Крылова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.                        Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

        А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой  были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят!

      Итак, кому посвятил эти строки  П. А. Вяземский?

 Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?

Для определения темы урока я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

А как нам достичь этой цели?

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.

Для подготовки к уроку мы создали творческие группы, каждая проделала огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я  каждому из  вас  желаю удачи!

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Учитель:

-Ребята, перед началом урока мне передали красочный конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений                               И. А. Крылова решил попробовать себя  в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях  И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.

(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1)

- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки?                                                      Удалось ей сочинить басню?                                                                                                        А что называется басней? Давайте дадим определение.

К какому роду литературы относится басня?

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?

Из каких частей состоит басня? ( основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)

  1. А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)

  1. Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)

  1. Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.
  2. А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

  1. Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) 

             

  1. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы кто создавал этот памятник?

III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2

Учитель:

  1. Попробуем и мы сегодня оживить героев крыловских басен.

IV. Творческий отчет 1 группы.

Учитель:

- Вашему вниманию предлагает свой творческий отчёт первая группа.

1. Инсценировка «Свинья под дубом»

Учитель:

  1. Объясните аллегорию басни.

Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Докажите.

Какая интонация прозвучала в реплике Дуба?  (отчаяние, беспомощность, укор)

Кого мы называем «невежей», а «невеждой»?

Актуальна ли мораль басни в наше время?

В какой жизненной ситуации можно применить мораль?

  1. Инсценировка «Ворона и лисица».

Учитель:

- Ребята, и в чём же заключается мораль басни? Научиться  ловко льстить и брать пример с Лисицы?

А встречали ли вы в жизни таких «лисиц» и «ворон»?

  1. История создания басни «Волк на псарне» (реализация индивидуального задания)

Инсценировка басни «Волк на псарне»

Учитель:

- Кто в этой басне Волк?

 А Ловчий?

 А какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне?

                Ребята, басню «Волк на псарне» Крылов переслал ещё в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнося: «Ты сер, а я приятель сед»,- Кутузов сдёрнул  шапку со своей седой головы и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Подведение итогов

Учитель:

- Ребята, вы посмотрели творческий отчёт первой группы. Какая инсценировка вам больше понравилась? Удалось ли артистам передать характер героев? Выступление кого из ребят вам больше понравилось? Почему?

V. Творческий отчет 2 группы

Учитель:

- Ребята, басни  И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням.                                А известны ли вам их имена?

         Вторая творческая группа провела поисковую работу и сейчас мы приглашаем их выступить.

(Группа знакомит обучающихся с художниками, которые  иллюстрировали  басни И. А. Крылова.  Отчет представлен мультимедийной презентацией)

- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

  1. Мы с вами увидели, что басни легко иллюстрируются, так как это яркие художественные произведения. В них действуют узнаваемые персонажи. Некоторые басни похожи на спектакли, их очень легко инсценировать. К сожалению, наш урок не позволяет уделить внимание всем басням, потому что их очень много.
  2. А кто помнит, сколько басен создал И. А. Крылов?

  1. Наша 3 творческая группа подготовила для вас небольшое литературное состязание, которое позволит проверить, насколько хорошо вы знаете другие басни И. А. Крылова. Но перед состязание нам необходимо набраться сил и отдохнуть, поэтому прервём урок  для физминутки. Она поможет вам не только отдохнуть, но и проверит, насколько вы внимательны к басням                         И. А. Крылова.

IV. Физминутка.

Учитель:

- Я называю имена героев басен И. А. Крылова. Если в известных вам баснях этот персонаж отрицательный, вы вытягиваете прямые руки перед собой, отталкивая героя; если положительный – руки скрещиваются на груди, обнимаем героя.

Слон

Свинья

Лисица

Ягнёнок

Муравей

Стрекоза

Дуб

Волк

Маугли (герой произведения Киплинга)

  1. Литературное состязание.

Учитель:

- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным?

Игра «Ларчик» 

Обучающийся:

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой.                                  (Ребята  из сундучка поочередно достают предметы, изображения на карточках. Задача учеников - назвать героя и басню.)

зеркало –

кисть винограда

силок –

кусочек сыра –

           воз –

Учитель:

-Молодцы! Басни Крылова, действительно, легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.

Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи?

  1. Творческий отчёт 4 группы.

Учитель:

-У последней творческой группы было задание самое сложное – найти примеры “крылатых слов”, которые мы используем в своей речи, и объяснить, в какой ситуации они уместны.

( Представители творческой группы поочередно называют найденные «крылатые выражения» и объясняют, в какой ситуации они уместны)

       Учитель:

            -Да, ребята, стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь - “крылатыми словами” из басен  мы доказываем, обосновываем своё мнение, опровергаем чужое, предупреждаем возможное возражение.

Ребята, я надеюсь, что и вы свою речь украсите “крылатыми” выражениями из басен И. А. Крылова, потому что они придадут яркость, образность вашей речи, но не забывайте, что употреблять их нужно уместно. А поможет вам в этом сборник “Крылатые слова”, в котором собраны “крылатые” слова и выражения, в том числе и из басен И. А. Крылова.

   VII.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели?

Ребята, но ведь басни были написаны более 150 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество                           И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?”

(Реализация опережающего задания. Ученик читает наизусть стихотворение                     М. Исаковского)

Учитель:

 -Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

А были ли у нас молчуны? Что мы им пожелаем? + индивидуальное задание разгадать кроссворд.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение- рассуждение “Я расскажу про басню...”

                                                      Приложение № 1

                                                           

                                                              Басня        

        Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот  к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришёл – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, всё добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала до конца!

                                                                                                   

    Последовательница Ивана Андреевича,                                                                                                                                                                            

 подающая надежды начинающая писательница,                                                                    прима из квартета

Приложение № 2

О создании памятника.

        Средства на памятник собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, ктороый создал портрет Крылова, и художником Александром Алексеевичем Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил  список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...

                                                        Приложение № 3

Историческая справка.

        

        Басня «Волк на псарне» была написана в 1812 году. Она является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Когда Наполеон потерпел поражение на Бородинском поле, он занял Москву. А потом Наполеон понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК» (В рамках изучения антикоррупционной политики).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАУРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ  И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК»(В рамках изучения антикоррупционной политики)....

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...

Методическая разработка урока истории 11 класс Индустриальная цивилизация в XIX веке

Тема урока:                Индустриальная цивилизация в XIX векеЦель: закрепить ранее изученный материал; проверить уровень у...