Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему "Его басни переживут века!"
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний о басне как эпическом жанре.
Задачи урока
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся; формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Основная работа на уроке - отчет творческих групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы в 5 классе "Его басни переживут века!" | 488.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 5 классе
Тема: «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Задачи урока:
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудованиие: компьютер, мультимедийный проектор, «ларчик» с предметами из басен И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, декорации и костюмы для инсценировки басен И. А. Крылова.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят!
Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?
Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?
Для определения темы урока я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?
А как нам достичь этой цели?
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.
Для подготовки к уроку мы создали творческие группы, каждая проделала огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
Учитель:
-Ребята, перед началом урока мне передали красочный конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.
(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1)
- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что называется басней? Давайте дадим определение.
К какому роду литературы относится басня?
Что лежит в основе басни? (аллегория)
А что такое аллегория?
Из каких частей состоит басня? ( основное повествование и мораль)
А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)
- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)
- А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?
( поэт Жан де Лафонтен)
- Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)
- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.
- А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
- Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде)
- До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.
Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Обратите внимание, как изображён Крылов?
А знаете ли вы кто создавал этот памятник?
III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2
Учитель:
- Попробуем и мы сегодня оживить героев крыловских басен.
IV. Творческий отчет 1 группы.
Учитель:
- Вашему вниманию предлагает свой творческий отчёт первая группа.
1. Инсценировка «Свинья под дубом»
Учитель:
- Объясните аллегорию басни.
Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Докажите.
Какая интонация прозвучала в реплике Дуба? (отчаяние, беспомощность, укор)
Кого мы называем «невежей», а «невеждой»?
Актуальна ли мораль басни в наше время?
В какой жизненной ситуации можно применить мораль?
- Инсценировка «Ворона и лисица».
Учитель:
- Ребята, и в чём же заключается мораль басни? Научиться ловко льстить и брать пример с Лисицы?
А встречали ли вы в жизни таких «лисиц» и «ворон»?
- История создания басни «Волк на псарне» (реализация индивидуального задания)
Инсценировка басни «Волк на псарне»
Учитель:
- Кто в этой басне Волк?
А Ловчий?
А какие человеческие пороки показывает нам Крылов в этой басне?
Ребята, басню «Волк на псарне» Крылов переслал ещё в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнося: «Ты сер, а я приятель сед»,- Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.
Подведение итогов
Учитель:
- Ребята, вы посмотрели творческий отчёт первой группы. Какая инсценировка вам больше понравилась? Удалось ли артистам передать характер героев? Выступление кого из ребят вам больше понравилось? Почему?
V. Творческий отчет 2 группы
Учитель:
- Ребята, басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням. А известны ли вам их имена?
Вторая творческая группа провела поисковую работу и сейчас мы приглашаем их выступить.
(Группа знакомит обучающихся с художниками, которые иллюстрировали басни И. А. Крылова. Отчет представлен мультимедийной презентацией)
- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?
В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?
- Мы с вами увидели, что басни легко иллюстрируются, так как это яркие художественные произведения. В них действуют узнаваемые персонажи. Некоторые басни похожи на спектакли, их очень легко инсценировать. К сожалению, наш урок не позволяет уделить внимание всем басням, потому что их очень много.
- А кто помнит, сколько басен создал И. А. Крылов?
- Наша 3 творческая группа подготовила для вас небольшое литературное состязание, которое позволит проверить, насколько хорошо вы знаете другие басни И. А. Крылова. Но перед состязание нам необходимо набраться сил и отдохнуть, поэтому прервём урок для физминутки. Она поможет вам не только отдохнуть, но и проверит, насколько вы внимательны к басням И. А. Крылова.
IV. Физминутка.
Учитель:
- Я называю имена героев басен И. А. Крылова. Если в известных вам баснях этот персонаж отрицательный, вы вытягиваете прямые руки перед собой, отталкивая героя; если положительный – руки скрещиваются на груди, обнимаем героя.
Слон
Свинья
Лисица
Ягнёнок
Муравей
Стрекоза
Дуб
Волк
Маугли (герой произведения Киплинга)
- Литературное состязание.
Учитель:
- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным?
Игра «Ларчик»
Обучающийся:
– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой. (Ребята из сундучка поочередно достают предметы, изображения на карточках. Задача учеников - назвать героя и басню.)
зеркало –
кисть винограда
силок –
кусочек сыра –
воз –
Учитель:
-Молодцы! Басни Крылова, действительно, легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.
Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи?
- Творческий отчёт 4 группы.
Учитель:
-У последней творческой группы было задание самое сложное – найти примеры “крылатых слов”, которые мы используем в своей речи, и объяснить, в какой ситуации они уместны.
( Представители творческой группы поочередно называют найденные «крылатые выражения» и объясняют, в какой ситуации они уместны)
Учитель:
-Да, ребята, стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь - “крылатыми словами” из басен мы доказываем, обосновываем своё мнение, опровергаем чужое, предупреждаем возможное возражение.
Ребята, я надеюсь, что и вы свою речь украсите “крылатыми” выражениями из басен И. А. Крылова, потому что они придадут яркость, образность вашей речи, но не забывайте, что употреблять их нужно уместно. А поможет вам в этом сборник “Крылатые слова”, в котором собраны “крылатые” слова и выражения, в том числе и из басен И. А. Крылова.
VII.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели?
Ребята, но ведь басни были написаны более 150 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?
А разве не бывает людей без недостатков?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.
А легко ли следовать этим правилам? Почему?
Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?”
(Реализация опережающего задания. Ученик читает наизусть стихотворение М. Исаковского)
Учитель:
-Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.
А были ли у нас молчуны? Что мы им пожелаем? + индивидуальное задание разгадать кроссворд.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение “Я расскажу про басню...”
Приложение № 1
Басня
Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришёл – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, всё добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала до конца!
Последовательница Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница, прима из квартета
Приложение № 2
О создании памятника.
Средства на памятник собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, ктороый создал портрет Крылова, и художником Александром Алексеевичем Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...
Приложение № 3
Историческая справка.
Басня «Волк на псарне» была написана в 1812 году. Она является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Когда Наполеон потерпел поражение на Бородинском поле, он занял Москву. А потом Наполеон понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК» (В рамках изучения антикоррупционной политики).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАУРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК»(В рамках изучения антикоррупционной политики)....
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка урока истории 11 класс Индустриальная цивилизация в XIX веке
Тема урока: Индустриальная цивилизация в XIX векеЦель: закрепить ранее изученный материал; проверить уровень у...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....