МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК» (В рамках изучения антикоррупционной политики).
план-конспект урока (8 класс) на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК»
(В рамках изучения антикоррупционной политики).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_basnya_i.a.krylova.docx | 51.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «УЛАНЭРГИНСКАЯ СОШ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
БАСНЯ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И СУРОК»
(В рамках изучения антикоррупционной политики).
Учителя русского языка и литературы Бадмаевой Н.Д.
с.Улан-Эрге 2014 год.
Тема: И.А.Крылов. Басня «Лисица и Сурок» с применением технологии РКМЧП.
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова.
2.Формирование понятия о басне как эпическом жанре.
3.Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция.
4.Развитие навыков устной речи.
5.Воспитание активной жизненной позиции.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Оборудование: Тексты басни, листы бумаги, иллюстрации к басне, Памятка для каждого ученика Ход урока.
1.Стадия вызова. «Составь предложения»
1.Рука, моет, рука. 2.Не, поедешь, подмажешь, не. 3.Руки, чужой,жар,загребать.4.Око,да,зуб,видит,неймёт.
(. Рука руку моет. 2.Не подмажешь, не поедешь. 3. Загребать жар чужими руками. 4.Видит око, да зуб неймёт).
Учитель: Определите, к какому жанру относятся составленные вами предложения (Пословицы и поговорки).
- Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующее значение из второго столбца, таким образом, определите смысл каждой пословицы:
1. Рука руку моет. | А. Вымогательство, взяточничество. |
2. Не подмажешь ,не поедешь. | Б.Безрезультатность действий борьбы с коррупцией. |
3. Загребать жар чужими руками. | В.Групповая запланированная деятельность в подкупе. |
4.Видит око, да зуб неймёт. | Г.Несознательное соучастие в мошенничестве и аферах. |
(ответ 1В;2А;3Г;4Б;) Учитель: Вспомните, из какого произведения последняя пословица. Ученики : Из басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»). Учитель: Басни И.А.Крылова выросли из народных истоков, из мудрости русских пословиц и поговорок с их острым и метким юмором. Использование пословиц и поговорок придаёт языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. Сегодня мы с вами познакомимся с другой басней И.А.Крылова «Лисица и Сурок». Ваши прогнозы: О чём эта басня? (предположения учащихся). Чтение басни учителем ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Иной при месте так вздыхает, Ученики: Лиса, бывшая судьей в курятнике, была выгнана оттуда прочь за взяточничество. Она же пытается доказать Сурку обратное, дескать оклеветали, а «… Я ни в чем И не виновата». Учитель: Зачитайте мораль басни. Ученики: «Нет, кумушка; а видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху».) Учитель: Сила басен И.А.Крылова в том, что он изобличает не только «общественные пороки», а конкретные недостатки и зло современного ему общественного строя. В басне «Лисица и Сурок» баснописец говорит о взяточничестве как о социальном зле . Крылов показывает типичный , характерный, взятый из жизни образ Лисы – взяточницы, с её лицемерным ханжеством, едко разоблачая то отношение к взяточничеству как к нормальному явлению, которое отличало бюрократическую Россию. Выражение «…рыльце у тебя в пуху»,как вы его понимаете? Ученики: Так говорят о том, кто причастен к нехорошему поступку, действию, событию. Учитель: Какой же неблаговидный поступок совершила Лисица? Ученики: Лисица жалуется Сурку на несправедливость: ее оклеветали в том, что она брала взятки и потому выслана из курятника. Она уверяет его, что никаких взяток не брала, а честно сторожила доверенных ей кур: - Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «коррупция»? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации в виде схемы. Составление кластера:
Словарная работа: Коррупция – это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего. Учитель: Вы назвали формы коррупции. Нужно ли бороться с проявлениями коррупции? (ответы учащихся) И.А.Крылов во второй части басни вместо нравоучения развёртывает следующую бытовую картинку, так сегодня знакомую для нас: …Иной при месте так вздыхает, Желание лёгкой наживы. Безработица. Незнание законов. Вывод: Коррупция –зло, которое нужно искоренять
Корруп- ция Как привычка низкая з/п частая сменяемость лиц на различных долж- ностях Учитель: Вы сделали правильный вывод .Коррупции могут и должны противодействовать государство, СМИ, люди. Гражданская позиция каждого из нас позволит, как сатирическое остриё басен И.А.Крылова, вовремя обнаружить и наказать коррупционное правонарушение. Басни не умерли вместе с И.А.Крыловым. Они живы и поныне, и в этом мы сегодня убедились. Ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни. Вспомним и соберём «Фразеологическую мозаику» из басен И.А.Крылова. Ученики: «…А Васька слушает да ест»; «Демьянова уха»; «Ходить на задних лапках»; «А воз и ныне там»; «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Учитель: Сообщить о факте коррупции можете по телефону доверия 884722(3-42-36) . Каждому я приготовила Памятку гражданина: «Как противостоять коррупции» . (см. Приложение) 3.Рефлексия. Подводя итог нашего урока, хотелось бы, чтобы вы выразили своё отношение, создав синквейн. Это стихотворение из пяти строчек, которое строится по правилам : 1.Название (обычно существительное) 2.Описание (два прилагательных) 3.Действия ( три глагола) 4.Чувство (фраза) 5.Повторение сути (синоним первому слову) Работа учащихся . Коррупция отвратительное, незаконное подкупает, растлевает, уничтожает с ней нужно бороться Зло. И.А.Крылов мудрый, народный изобличает, поражает, направляет кладезь мудрости Баснописец. Выставление оценок. Домашнее задание: Выучить наизусть басню или написать мини-сочинение : «Всем угождать – зло»
Список использованной литературы 1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 2.В.А. О басне и баснях Крылова. В кн: «И.А. Крылова. Басни. Комедии. Повесть» - М., 2000. 3..Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца. - М., 1956. Приложение. ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ ВЗЯТКА Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: 1. Получение взятки (статья 290 УК РФ) - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. В общем можно сказать, что взятка - это, когда чиновник пытается получить за выполнение своих служебных обязанностей вознаграждение, несмотря на то, что он получает заработную плату от государства. Взятка - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Максимальный срок лишения свободы по данной статье - до пятнадцати лет. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей. Особо крупный размер взятки (ч.6 ст. 290 УК) превышает сумму в 1 млн. рублей. 2. Дача взятки (статья 291 УК РФ) - дача взятки должностному лицу лично или через посредника. Преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Максимальный срок лишения свободы по данной статье - до двенадцати лет. Лицо, давшее взятку, может быть освобождено от уголовной ответственности, если установлен факт вымогательства и гражданин добровольно сообщил о содеянном. Заявление о даче взятки, если об этом стало известно из других источников, не может быть признано добровольным. За заведомо ложный донос о вымогательстве взятки предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ). Взятка может быть предложена напрямую («если вопрос будет решен в мою пользу, то получите …») и косвенным образом. Косвенные признаки предложения взятки: а) разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, взяткодатель не заявляет открыто о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст деньги или окажет какие-либо услуги; б) в ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио-, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения вопроса в другой обстановке (в другом месте); в)сумма или характер взятки не озвучиваются; сумма может быть написана на бумаге и продемонстрирована. г)также могут демонстрироваться деньги, банковские чеки, иные ценные бумаги, драгоценные камни (металлы), изделия из них; д) взяткодатель может неожиданно покинуть помещение, оставив папку с материалами, конверт, сверток газеты. Взяткой могут быть: предметы, деньги, в том числе в иностранной валюте; банковские чеки и иные ценные бумаги; драгоценные камни (металлы), изделия из них; бытовые приборы и техника; продукты питания; квартиры, дома, гаражи, дачи, земельные участки и другая недвижимость; Услуги: лечение; санаторно-курортные и туристические путевки; поездки за границу; ремонтные и строительные работы; оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости. Завуалированные формы взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, прощение долга, уменьшение арендной платы. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). КАК ПОСТУПИТЬ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА) Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форы коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов и т.д.). Следует вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить коммерческий подкуп. Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей встречи с чиновником, предложить для этой встречи хорошо знакомое Вам место. Но не переусердствуйте в своем настаивании. Поинтересуйтесь о гарантиях решения Вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп Не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте взяткополучателю выговориться, сообщить Вам как можно больше информации. ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА Согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту Вам предстоит принять решение. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий: Первый вариант: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями. Второй вариант: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления. Каждый человек свободен в выборе своего решения. Но, как свободная личность, он не может не осознавать, что зло должно быть наказано. Поэтому второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ Если Вы приняли решение противостоять коррупции по своему усмотрению Вы можете обратиться: 1.По телефону: 3-42-36 мобильная версия :884722(3-42-36) 2.Направить письмо: 2.1. по адресу: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 18, Аппарат Правительства Республики Калмыкия, каб. № 15,. 2.2.воспользоваться электронной почтой: "corrupcii.net". 2.3.в органы внутренних дел – районные или городские отделения (отделы, управления) полиции, отделы (управления) по борьбе с экономическими преступлениями, отделы (управления) по борьбе с организованной преступностью, 2.4.в органы прокуратуры – к районному или городскому прокурору, прокурору Республики Калмыкия; 2.5.в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия; 2.6. в органы безопасности – районные и городские отделения (отделы) Управления ФСБ по Республике Калмыкия. В обращении необходимо указывать Ф.И.О., адрес, по возможности контактный телефон. Одной из форм сообщения о правонарушении коррупционного характера является анонимное обращение в правоохранительные органы. Хотя в этом случае заявитель не может в виду анонимности рассчитывать на получение ответа, а само анонимное обращение о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела ( п.7 ст. 141 УПК РФ) оно обязательно проверяется.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка уроков литературы по изучению "Петербургских повестей" Н.В.Гоголя
Разработка представляет собой конспекты двух уроков: "Художественный мир Н.В.Гоголя .Столкновение мечты и реальности в "Петербургских повестях" Н.В.Гоголя." и "Акакий Акакиевич- бедный человек или бед...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....