Урочно-тематическое планирование по литературе для 10-11 классов
календарно-тематическое планирование (литература, 10 класс) по теме

Орлова Наталья Михайловна

Создано на основании Рабочей программы по литературе для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урочно-тематическое планирование

Литература  10 класс

 № п\п

Тема

 Основные виды деятельности учителя и учащихся

Домашнее

задание

І полугодие – 48 ч.

1.

Введение (1час)

Введение.

Русская литература   19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы. 

Лекция.

Беседа.

Конспект статьи  учебника с. 4-8

2.

Литература 1-ой половины XIXв.

(10ч.+ 2ч.)

Россия в 1-ой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма.

Лекция.

Материал лекции, повторить определения. Инд. – сообщения о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

3.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Художественные открытия. «Чувства добрые» в лирике, гуманизм и философская глубина. «Погасло дневное…», «Свободы сеятель…», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил…»

Лекция. Беседа.

Практикум.

Выразительное чтение стихотворений. Наизусть на выбор.

4.

«Вечные» темы. Особенности пушкинского лирического героя. «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти».

Лекция. Беседа.

Практикум.

Прочитать поэму «Медный всадник».

5.

Поэма «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма. Образ Евгения и образ Петра.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Аналитическое чтение фрагментов

6.

Конфликт личности и государства. Проблема индивидуального бунта. Образ стихии.

Значение творчества А.С.Пушкина для русской и мировой литературы.

Лекция. Беседа.

Письменно ответить на вопросы в тетради. Инд. – сообщения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подготовиться к тестированию по творчеству А.С.Пушкина.

7.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Развитие пушкинских традиций в творчестве. «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу..».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Выразительное чтение стихотворений. Наизусть по выбору.

8.

Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм. «Мой демон», «К***», «Нет, я не Байрон, я другой…»

Практикум.

Анализ стихотворения письменно в тетради по образцу. Инд. – сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Подготовиться к тестированию по творчеству М.Ю.Лермонтова.

9.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Прочитать повесть «Невский проспект».

10.

Образ города в повести.

Практикум.

Анализ эпизода. Подготовиться к семинару.

11.

Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие творческой манеры.

Семинар.

Инд. – сообщение о загадке жизни и смерти Н.В.Гоголя.

12.

Р\р. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы 1-ой половины 19 века.

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к сочинению. Ответить на вопрос 3 с. 34

13.

Р\р. Написание сочинения.

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к проверочной работе.

14.

Литература 2-ой половины XІХ века   (79ч.+10ч.)

Россия во 2-ой половине 19 века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Классическая русская литература и её мировое признание.

Проверочная работа.

Лекция.

Материал лекции или с. 3-15 учебника.

15.

А.Н.Островский. Жизнь  и  творчество. Драма «Гроза».

Лекция.

 Беседа.

Прочитать драму «Гроза».

16.

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта, основные стадии развития действия.

Беседа.

Практикум.

Анализ эпизода.

17.

Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».

Практикум.

Отрывок наизусть.

Составить характеристики Дикого и Кабанихи.

18.

Образ Катерины. Внутренний конфликт. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

Беседа.

Практикум.

Составить характеристики Тихона и Катерины. Подготовиться к семинару.

19.

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

Семинар.

Письменно ответить на вопросы в тетради. Инд. Задания (карточки).

20.

Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического. Мастерство Островского.

Практикум.

Заполнить таблицу. Прочитать статью Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

21.

Р/р. Катерина – «луч света в тёмном царстве»

Урок развития речи.

Составить тезисный план.

22.

Р/р. Подготовка к сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза».

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к сочинению, ответить на вопросы в тетради.

23.

Р\р. Написание сочинения

Аудиторное сочинение.

Инд. – сообщение о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.

24.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений.

Лекция.

Выразительное чтение стихотворений.

25.

Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья».Тема родины.  Человек. Природа и история.

Лекция.

Практикум.

Выучить стихотворение наизусть (на выбор).

26.

Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»).

 Беседа.

Практикум.

Подготовиться к тестированию по творчеству Ф.И.Тютчева. инд. – сообщения о жизни и творчестве А.А.Фета.

27.

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета и литературная традиция. Теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета. «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Выучить наизусть стихотворение (на выбор). Инд.задания (карточки).

28.

Философская проблематика лирики. «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землёю…», «Еще одно забывчивое слово…».

Практикум.

Беседа.

Составить тезисный план по вопросам в тетради.

29.

Р/р. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Урок развития речи.

Написать сочинение.

Инд. – сообщения о жизни и творчестве И.А.Гончарова.

30.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания, особенности композиции романа.

Лекция.

Беседа.

Прочитать роман «Обломов».

31.

Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении.

Анализ эпизода.

Беседа.

Составить характеристику Обломова.

32.

Система образов. Прием антитезы. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Беседа.

Практикум.

Заполнить таблицы по вариантам (сравнительные характеристики).

33.

Тема любви. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали

Анализ эпизода.

Беседа.

Составить схемы: образ – пейзаж, портрет, интерьер, деталь. Подготовиться к семинару.

34.

Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция. Своеобразие стиля Гончарова.

Семинар.

Составить тезисный план по вопросам в тетради.

35.

Р/р.Подготовка к написанию сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к сочинению.

36.

Р/р.Написание сочинения.

 Аудиторное сочинение.

Подготовиться к проверочной работе по роману И.А.Гончарова «Обломов». Инд. – сообщения о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

37.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение общественно-политической ситуации в романе.

Проверочная работа.

Лекция.

Прочитать роман «Отцы и дети».

38.

Сюжет, композиция, система образов. Поэтика романа. Своеобразие жанра. Авторская позиция.

Практикум.

Задания по вариантам (вопросы в тетради).

39.

Роль образа Базарова. Черты личности, мировоззрение Базарова.

Беседа.

Практикум.

Составить характеристику Базарова..

40.

«Отцы»  в романе: братья Кирсановы и родители Базарова. Смысл названия.

Практикум.

Беседа.

Написать мини-сочинение на тему «Смысл названия».

41.

Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.

Беседа.

Анализ эпизодов.

Подготовиться к семинару. Составить характеристики «последователей».

42.

«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа.

Семинар.

Анализ эпизода.

43.

«Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.

Беседа.

Практикум.

Составить схемы: образ – портрет, интерьер, пейзаж.

44.

Базаров в ряду других образов русской литературы.

Беседа.

Практикум.

Прочитать статью Д.И.Писарева (фрагменты).

45.

Р/р Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев «Базаров». Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Аудиторное сочинение.

Составление тезисного плана, подготовка к сочинению.

46.

Р\р. Написание сочинения.

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к тестированию по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

47.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Выучить стихотворение наизусть (на выбор).

48.

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Лекция.

Беседа.

Материал лекции. Инд. – сообщения о жизни и творчестве Н.С.Лескова.

ІІ полугодие –54 ч.

49.

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Смысл названия. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Лекция.

Беседа.

Прочитать повесть «Очарованный странник».

50.

Образ Ивана Флягина. Тема дороги (духовный путь личности), трагической судьбы талантливого русского человека.

Беседа.

Практикум.

Инд.задания – карточки. Инд. – сообщения о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова – Щедрина.

51.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. «История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства. Своеобразие и приёмы сатиры.

Лекция.

Беседа.

Прочитать «Историю одного города».

52.

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Тема народа и власти. Смысл финала.

Беседа.

Практикум.

Подготовиться к тестированию по творчеству А.К.Толстого, Н.С.Лескова, М.Е.Салтыкова – Щедрина. Инд. – сообщения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

53.

 Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Гражданский пафос поэзии. Основные темы, идеи и образы. Особенности лирического героя. «Вчерашний день, часу в шестом…», « В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди…».

Тестирование.

Лекция.

Практикум.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения по образцу.

54.

Тема поэта и поэзии. Тема народа. Решение «вечных» тем в лирике Некрасова. «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Я не люблю иронии твоей…».

Практикум.

Беседа.

Выучить наизусть стихотворение (на выбор). Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо».

55.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа.

Лекция.

Беседа.

Коммент.чтение глав «Поп» и «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь».

56.

Р/р. Фольклорная основа поэмы. Образы «правдоискателей» и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Русская жизнь в изображении Некрасова.Система образов. Сатирические образы помещиков.

Урок развития речи.

Коммент.чтение глав «Счастливые», «Помещик», «Последыш», «Крестьянка», Пир на весь мир». Подготовиться к семинару.

57.

Р/р. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли (судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи»). Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Подготовка к домашнему сочинению.

Семинар.

Урок развития речи.

Коммент. Чтение главы «Эпилог». Написать домашнее сочинение. Подготовиться к проверочной работе по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

58.

Вн/чт. К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Поэзия и фольклор. Близость творчества поэзии Н.А.Некрасова. изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика образности. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Проверочная работа.

Урок внеклассного чтения.

Инд. – сообщения о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.

59.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Художественные открытия и мировое значение творчества. Роман «Преступление и наказание». Замысел и его воплощение.

Лекция.

Беседа.

Аналитич. чтение часть 1гл.1,2 романа «Преступление и наказание».

60.

Психологизм прозы. Особенности сюжета, композиции, своеобразие жанра. Проблематика. Система образов.

Беседа.

Практикум.

Аналитич.чтение часть1 гл.3-7, часть 2 гл.1-3. Подготовиться к семинару.

61.

Теория Раскольникова и её развенчание.

Семинар.

Аналитич.чтение часть 2гл.4-7.

62.

Раскольников и его «двойники».

Беседа.

Практикум.

Составить характеристику Раскольникова и его «двойников». Аналитич.чтение часть 3 гл.1-5.

63.

Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи.

Беседа.

Практикум.

Аналитич.чтение часть 3 гл. 6, часть 4 гл.1-4.

64.

Приемы создания образа Петербурга.

Практикум.

Аналитич.чтение часть 4 гл.5,6.

65.

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Беседа.

Практикум.

Аналитич.чтение часть 5. Составить характеристику Сонечки Мармеладовой.

66.

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Проблема нравственного выбора.

Беседа.

Практикум.

Аналитическое чтение часть 6.

67.

Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.

Анализ эпизода.

Аналитич.чтение эпилога. Инд.задания – карточки.

68.

Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Смысл названия.

Беседа.

Практикум.

Инд. – сообщения «Роман «Преступление и наказание» в критике».

69.

Р/р. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Аудиторное сочинение

Составить тезисный план.

70.

Р/р. Написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Аудиторное сочинение

Подготовиться к проверочной работе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Инд. – сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

71.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Роман – эпопея «Война и мир». История создания. Толстовская философия истории.

Лекция.

Беседа.

Аналитич.чтение том1 часть1 гл.1-10.

72.

Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный приём.

Беседа.

Практикум.

Аналитич.чтение том1 часть1 гл.11-25.

73.

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Беседа.

Практикум.

Аналитич.чтение том1 часть2.

74.

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Приемы изображения душевного мира героев («диалектика души»).

Практикум.

Составить схемы: «Путь Андрея», «Путь Пьера». Аналитич.чтение том1 часть3.

75.

«Мысль народная» в романе. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».

Практикум.

Составить характеристику Платона Каратаева. Аналитич.чтение том2 часть1.

76.

«Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

Практикум.

Составить сравнительную характеристику ростовых и Болконских (таблица). Аналитич.чтение том2 часть2.

77.

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.

Практикум.

Составить характеристики по вариантам. Аналитич.чтение том2 части3,4.

78.

Тема войны в романе. Военные эпизоды в романе.

Практикум.

Аналитич.чтение том2 часть5, том3 часть1,2. Подготовить цитаты на заданную тему.

79.

Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, изображение Отечественной войны 1812г.

Практикум.

Аналитич.чтение том3 часть3.

80.

Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

Практикум.

Аналитич.чтение том4 часть1,2.

81.

Картины партизанской войны. Образ Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого.

Беседа.

Практикум.

Аналитич.чтение том4 часть3,4. Составить характеристику Тихона Щербатого.

82.

Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма.

Беседа.

Практикум.

Составить характеристику Тушина и Тимохина.

83.

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

Беседа.

Составить сравнительную характеристику (таблица).

84.

Москва и Петербург в романе.

Лекция.

Практикум  

Выписать цитаты по заданной теме.

85.

Психологизм прозы Толстого. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.

Беседа.

Анализ эпизода.

Выучить наизусть отрывок. Аналитич.чтение эпилога.

86.

Роль эпилога в романе.

Беседа.

Практикум.

Подготовиться к семинару.

87.

Р/р. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н.Тостого «Война и мир».

Семинар.

Урок развития речи.

Написать домашнее сочинение.

Подготовиться к тестированию по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

88.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «Маленького человека». «Студент», «Человек в футляре».

Тестирование.

Лекция.

Практикум.

Читать рассказы «Ионыч», «Палата №6».

89.

Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. «Ионыч», «Палата №6».

Беседа.

Практикум.

Прочитать рассказы «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

90.

Тема любви. Красота человеческих чувств и творческого труда. Психологизм, лаконизм, пейзаж  и роль детали. «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

Беседа.

Практикум.

Прочитать пьесу «Вишневый сад».

91.

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета, конфликта. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга.

Беседа.

Ответить на вопросы в тетради по вариантам.

92.

Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.

Беседа.

Практикум.

Составить характеристики Раневской и Гаева.

        93.

Тема прошлого, настоящего и будущего России. Раневская и Гаев.

Беседа.

Практикум.

Составить характеристики Лопахина, Пети, Трофимова, Ани (по вариантам).

94.

Тип героя – «недотёпы».        

Практикум.

Составить характеристики слуг.

95.

Образы слуг. Особенности чеховского диалога.

Практикум.

Найти цитаты в тексте на заданную тему. Подготовиться к семинару.

96.

Роль авторских ремарок. Смысл финала. Символический подтекст пьесы.

Семинар.

Инд.задания – карточки.

97.

Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.П.Чехова.

Аудиторное сочинение

Составить тезисный план.

98.

Р/р. Написание сочинения по творчеству А.П.Чехова.

Аудиторное сочинение

Подготовиться к проверочной работе по творчеству А.П.Чехова.

99.

Зарубежная литература 2-й половины XIX века.

Основные тенденции в развитии в развитии литературы. Поздний романтизм. Реализм как доминанта. Символизм.

Лекция

Инд. – сообщения о жизни и творчестве Ги де Мопассана.

100.

Вн./чт. Г.де Мопассан. Жизнь и творчество. Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция. Система образов. Мастерство психологического анализа.

Беседа.

Урок внеклассного чтения

Инд. - сообщения о жизни и творчестве Г.Ибсена.

101.

Вн/чт. Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом». Особенности конфликта. Проблематика и символика произведения.

Беседа.

Урок внеклассного чтения.

Инд. – сообщения о жизни и творчестве А.Рембо.

102.

Вн/чт. А.Рембо. жизнь и творчество. Стихотворение «Пьяный корабль». Тема, образы и особенности поэтического языка.

Беседа.

Урок внеклассного чтения.

Задание на лето.

Уроков по развитию речи – 17ч. (из них 12ч. аудиторные сочинения).

Домашних сочинений – 5ч. (стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, творчество Н.А.Некрасова, роман «Война и мир» Л.Н.Толстого).

Внеклассное чтение – 4ч.



Предварительный просмотр:

Урочно-тематическое планирование

Литература  11 класс

 № п\п

Тема

 Основные виды деятельности учителя и учащихся

Домашнее

задание

І полугодие – 48 ч.

1.

Введение (1час)

Введение.

Русская литература   20 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы. 

Лекция.

Беседа.

Конспект статьи  учебника с.8-10.

2.

Литература 1-ой половины XXв. (70ч.+10ч.)

Традиции и новаторство в литературе рубежа 19-20вв. реализм и модернизм. Отражение в литературе трагических событий первой половины 20 в. «Социалистический реализм».

Лекция.

Материал лекции, повторить определения, учебник с.11-29. Инд. – сообщения о жизни и творчестве И.А.Бунина.

3.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и тонкий лиризм стихотворений. Традиционные темы в лирике. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Лекция. Беседа.

Практикум.

Учебник с.164-169. Выразительное чтение стихотворений. Наизусть (на выбор).

4.

Развитие русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера.

Лекция. Беседа.

Практикум.

Учебник с 169-174. Прочитать рассказы «Темные аллеи», «Чистый понедельник».

5.

«Вечные» темы в рассказах Бунина. Принципы создания характера. Символика. «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник».

Беседа.

Практикум.

Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско». Учебник с.174-190.

6.

Психологизм бунинской прозы. Роль детали. Своеобразие художественной манеры. «Господин из Сан-Франциско»

 Беседа.

Практикум.

Ответить на вопросы с.190-191. Инд.задание – карточки (с.193-194).

7.

Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству И.А.Бунина.

Аудиторное сочинение.

Составить тезисный план по темам с.194-195 (на выбор).

8.

Р/р. Написание сочинения по творчеству И.А.Бунина.

Аудиторное сочинение.

Инд. – сообщения о жизни и творчестве А.И.Куприна. Подготовиться к тестированию по творчеству И.А.Бунина.

9.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести.

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Прочитать повесть «Гранатовый браслет».

10.

Споры героев о любви. Символический смысл художественных деталей. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа, смысл финала.

Практикум.

Анализ эпизода. Написать эссе на тему «Любовь – высшая ценность». Инд. – сообщения о жизни и творчестве М.Горького.

11.

М.Горький. Жизнь и творчество. Романтизм ранних рассказов. Проблема героя. Смысл жизни.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Учебник с.106-109; 110-123(конспект). Прочитать рассказ «Старуха Изергиль».

12.

Гордость и свобода. Прием контраста. Своеобразие композиции. Рассказ «Старуха Изергиль».

Беседа.

Практикум.

Инд. – сообщения о сотрудничестве Горького с Художественным театром.

13.

Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Новаторство Горького-драматурга.

Беседа.

Прочитать пьесу «На дне». Составить характеристики обитателей ночлежки.

14.

Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки.

Беседа.

Практикум.

Составить характеристики хозяев ночлежки. Подготовиться к семинару - учебник с.123-133.

15.

Типы правды в пьесе. Проблема счастья. Роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Афористичность языка.

Семинар.

Заполнить таблицу по итогам семинара «Типы правды». Инд.задания – карточки (с.133-134).

16.

Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству М.Горького.

Аудиторное сочинение.

Составить тезисный план по темам с.134.

17.

Р/р. Написание сочинения по творчеству М.Горького.

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к проверочной работе по пьесе М.Горького «На дне» с.132.

18.

Русская поэзия конца XIX – начала XXвв.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения. Поэты вне течений.

Проверочная работа.

Лекция.

Материал лекции, учебник с.29. выучить определения.

19.

Истоки русского символизма. Связь с романтизмом. Понимание символа. Конструирование мира в процессе творчества. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» и «младосимволисты».

Лекция.

Материал лекции, учебник с.29-38. Инд. – сообщения о жизни и творчестве А.Белого.

20.

А.Белый. Жизнь и творчество. Интуитивное постижение действительности. Тема родины. Восприятие революции. «Раздумье», «Русь», «Родине».

Беседа.

Практикум.

Выучить наизусть стихотворение (на выбор). Подготовиться к тестированию по течению символизм.

21.

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева. Утверждение земной красоты, «прекрасной ясности», зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Тестирование.

Лекция.

Материал лекции, с.38-44.

Инд. – сообщение о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва.

22.

Н.С.Гумилев. Жизнь и творчество. Героизация действительности и романтическая традиция в лирике. Своеобразие сюжетов. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Беседа.

Практикум.

Выучить стихотворение наизусть (на выбор).

23.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Форма и содержание. Язык. Звуковые и графические эксперименты. Группы футуристов.

Лекция.

Материал лекции, с.44-51. Инд. – сообщение о жизни и творчестве В.В.Хлебникова.

24.

В.В.Хлебников. Жизнь и творчество. Слово в художественном мире поэзии. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

 Беседа.

Практикум.

Выучить стихотворение (на выбор). Подготовиться к тестирование по течениям акмеизм, футуризм.

25.

Р/р.Продолжение традиций реалистической крестьянской поэзии 19 века. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из тёмных углов…». Особое место в литературе начала века. Выражение национального самосознания. Религиозные мотивы. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов конца19-начала20в.

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Написать домашнее сочинение по творчеству поэтов конца 19 – начала 20 вв.

26.

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить...».

Практикум.

Беседа.

Учебник с.69-73.Выразительное чтение стихотворений. Выучить наизусть (на выбор).

27.

Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности. «Незнакомка»,  «В ресторане», «На железной дороге».

Беседа.

Практикум.

Учебник с.73-88. Выучить стихотворение «Незнакомка» наизусть, выполнить анализ с.94-97.

28.

Тема Родины и исторического пути России. Цикл «На поле Куликовом». Эволюция лирического героя. «Россия», «Река раскинулась…», «Скифы».

Беседа.

Практикум.

Учебник с.88-94. Анализ стихотворения по вариантам с.97-101. Прочитать поэму «Двенадцать».

29.

Поэма «Двенадцать». История создания. Осмысление событий революции.

Беседа.

Практикум.

Выучить отрывок наизусть.

30.

Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.

Практикум.

Подобрать цитаты на заданную тему.

31.

Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции. Строфика, интонация, ритмы, символы.

Практикум.

Подготовиться к семинару с.101-102.

32.

Образ Христа и многозначность финала поэма. Авторская позиция.

Семинар.

Составить тезисный план по темам с.103-104.

33.

Р/р.Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.А.Блока.

Аудиторное сочинение.

Подготовиться к сочинению.

34.

Р/р.Написание сочинения.

 Аудиторное сочинение.

Подготовиться к проверочной работе по творчеству А.А.Блока. Инд. – сообщения о жизни и творчестве В.В.Маяковского.

35.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!».

Проверочная работа.

Лекция.

Практикум.

Учебник с.252-259. Выразительное чтение стихотворений. Инд.задания – карточки.

36.

Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.

Беседа.

Практикум.

Учебник с.260-270. вопросы 1,2 с.283.

37.

Новаторство Маяковского: ритмика, рифма, неологизмы, гипербола, образы, метафоры, строфика и графика стиха.

Беседа.

Практикум.

Учебник с. 281-282. Инд. - сообщение об отношениях с Лилей Брик.

38.

Особенности любовной лирики. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно».

Практикум.

Беседа.

Учебник с. 276-281. Выучить стихотворение наизусть (на выбор). Инд.задание - карточки с.284-286.

39.

Р/р. Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Сатирические образы. «Прозаседавшиеся». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству В.В.Маяковского.

Урок развития речи.

Учебник с.270-274. Написать домашнее сочинение (темы с.286). Подготовиться к тестированию по творчеству В.В.Маяковского – вопросы 3,4 с.283.

40.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Традиции А.С.Пушкина и А.В.Кольцова в есенинской лирике.

Тестирование.

Лекция.

Материал лекции, учебник с.235-237.

41.

Тема родины в поэзии Есенина. Отражение особой связи природы и человека. «Гой ты, Русь, моя родная!..»,

Беседа.

Практикум.

Анализ стихотворений с.243-248.

42.

Светлое и трагичное в поэзии Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова».

Беседа.

Практикум.

Выучить наизусть стихотворение (на выбор).

43.

Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Народно-песенная основа, музыкальность лирики.

Беседа.

Практикум.

Учебник с.237-243. Анализ стихотворений с.249-250.

44.

Р/р. Тема  быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери». Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С.А.Есенина.

Урок развития речи.

Написать домашнее сочинение(темы с.250). Подготовиться к тестированию по творчеству С.А.Есенина- с.248-249. Инд. – сообщения о жизни и творчестве М.И.Цветаевой.

45.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Учебник с.313-316.

Выучить стихотворение (на выбор).

        46.

Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. «Идешь, на меня похожий…», «Стихи к Блоку», «Тоска по родине! Давно…», «Куст».

Беседа.

Практикум.

Учебник с.317-320.

Анализ стихотворения с.331-336.

     47.

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

Беседа.

Практикум.

Учебник с.320-330.

Вопросы с.336-337.

Подготовиться к тестированию по творчеству М.И.Цветаевой. Инд. – сообщения о жизни и творчестве О.Э.Мандельштама.

48.

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. «За гремучую доблесть…», «Я вернулся в мой город…», «Невыразимая печаль».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Материал лекции. Выучить стихотворение наизусть (на выбор).

ІІ полугодие –54 ч.

49.

Представление о поэте как хранителе культуры. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».

Беседа.

Практикум.

Анализ стихотворения.

50.

Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Notre Dame», «Tristia».

Беседа.

Практикум.

Подготовиться к тестированию по творчеству О.Э.Мандельштама. Инд. -сообщения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой.

51.

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. «Песня последней встречи», «Сжала руки…», «Я научилась просто, мудро жить…».

Тестирование.

Беседа.

Практикум.

Учебник с.289-292. выучить наизусть стихотворение (на выбор).

52.

Патриотизм и гражданственность. Разговорность интонации и музыкальность. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. «мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Бывает так: какая-то истома…».

Беседа.

Практикум.

Учебник с.292-307 (конспект). Анализ стихотворения с.307-308.

53.

Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя.

Беседа.

Практикум.

Читать поэму «Реквием».

54.

Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос.

Беседа.

Практикум.

Письменно ответить на вопросы в тетради. Подготовиться к семинару.

55.

Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Семинар.

Инд.задания – карточки с.310-311.

56.

Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.А.Ахматовой.

Аудиторное сочинение

Составить тезисный план с.311.

57.

Р/р. Написание сочинения по творчеству А.А.Ахматовой.

Аудиторное сочинение

Подготовиться к тестированию по творчеству А.А.Ахматовой. Инд. – сообщения о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака.

58.

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Поэтическая эволюция Пастернака. Тема поэта и поэзии. «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Учебник с.87-97 (2ч.)

59.

Философская глубина лирики. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. «Февраль. Достать чернил и плакать…». «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет».

Беседа.

Практикум.

60.

Роман «Доктор Живаго»(обзор). История создания и публикации романа.

Беседа.

61.

Цикл «Стихотворений Юрий Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

Беседа.

Практикум.

62.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа.

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

63.

Эпическая широта и сатирическое начало в романе.

Беседа.

Практикум.

64.

Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим.

Беседа.

Практикум.

65.

Образы Воланда и его свиты.

Практикум.

66.

Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.

Беседа.

Практикум.

67.

Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной сцены.

Беседа.

Практикум.

68.

Р/р.  Подготовка к сочинению по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Аудиторное сочинение

69.

Р/р. Написание сочинения по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Аудиторное сочинение

70.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира.

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

71.

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои. Тема смерти. Самобытность языка и стиля.

Беседа.

Практикум.

72.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Роман – эпопея «Тихий Дон». История создания. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции.

Лекция.

Беседа.

73.

Система образов. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.

Беседа.

Практикум.

74.

Глубина постижения исторических процессов. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.

Беседа.

Практикум.

75.

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь искания правды жизни.

Беседа.

Практикум.

76.

«Вечные» темы в романе. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы.

Беседа.

Практикум.

77.

Р/р.Функции пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Подготовка к домашнему сочинению

Беседа.

Практикум.

Урок развития речи.

Написать домашнее сочинение.

78.

Литература 2-й половины XX века.

(19ч.+2ч.)

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы.

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

79.

Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Поэтические искания. Развитие традиционных тем лирики.

Лекция.

Беседа.

80.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Исповедальный характер лирики. Тема памяти. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

Лекция.

Беседа.

Практикум.

81.

Служение народу как ведущий мотив творчества  поэта. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. «Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем».

Лекция.

Беседа.

Практикум.

82.

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги «Колымских рассказов».

Лекция.

Беседа.

83.

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования. Рассказы «Последний замер», «Шоковая терапия».

Беседа.

Практикум.

84.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.

Лекция.

Беседа.

85.

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Беседа.

Практикум  

86.

В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры. Рассказы: «Верую!», «Алёша Бесконвойный».

Лекция.

Беседа.

Практикум.

87.

В.В.Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы её выражения. Мастерство психологического анализа.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

88.

В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Проблематика повести и её связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

89.

Н.М.Рубцов. Своеобразие художественного мира. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике. «Видения на холме», «Листья осенние».

Тестирование.

Лекция.

Практикум.

90.

Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. Проникновенное звучание темы родины в лирике. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…»

Лекция.

Беседа.

Практикум.

91.

И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества в «заселённом пространстве». «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет».

Лекция.

Беседа.

Практикум.

92.

Б.Ш.Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х гг. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Лекция.

Беседа.

Практикум.

93.

А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Тестирование.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

        94.

Литература последнего десятилетия.

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Лекция.

Беседа.

95.

Р/р. Подготовка к сочинению по русской литературе 2-й половины 20 века.

Аудиторное сочинение

96.

Р/р. Написание сочинения по русской литературе 2-й половины 20 века.

Аудиторное сочинение

97.

Зарубежная литература 1-й половины XX века.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы 20в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе 1-й половины 20в. Реализм и модернизм.

Проверочная работа.

Лекция.

Беседа.

Инд.задания – карточки.

98.

Вн/чт. Б.Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалеон». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу.

Урок внеклассного чтения.

99.

Вн/чт. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Урок внеклассного чтения.

100.

Вн/чт. Г.Аполлинер. Жизнь и творчество. Непосредственность чувств, характер лирического переживания. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Стихотворение «Мост Мирабо».

Урок внеклассного чтения.

Инд. – сообщения о жизни и творчестве

101.

Зарубежная литература 2-й половины XIX века.

Вн./чт. Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.

Урок

внеклассного чтения

102.

Вн/чт. Образ рыба Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Урок внеклассного чтения.

Уроков по развитию речи – 16ч. (из них 12ч. аудиторные сочинения).

Домашних сочинений – 4ч. (творчество поэтов конца19-начала20в., творчество В.В.Маяковского и С.А.Есенина,  роман «Тихий Дон» М.А.Шолохова).

Внеклассное чтение – 5ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 10-11 классе

Программа по литературе для 10-11 класса составлена учителем русского языка Корзан Татьяной Федоровной на основе «Программы по литературе для образовательных учреждений (V– XI классы)». Авторы: V – VI...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе (базовый уровень). Автор программы В.Я.Коровина, программа рассчитана на 102 часа в год....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...

Урочно-тематическое планирование по литературе для 5-9 классов

Создано на основании Рабосей программы по литературе для 5-9 классов...

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС

Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 «А» классе. 2014-2015 уч. год

Количество часов на год -102 , в неделю-3 часа.Планирование составлено на основе программы под  редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».Учебник: «Литература» 11 класс под редакцией В.П....

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5-8 класса

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5-8 класса, методическое пособие для учителей русского языка и литературы. ...