Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-ом классе (базовый уровень). Автор программы В.Я.Коровина, программа рассчитана на 102 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematich._liter._9_kl.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Новоурусовская СОШ Ю.А.Еремин ________________________
|
| «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора Т.А.Склярова ________________________
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
на 2011 - 2012 учебный год
Литература
предмет
Класс 9
Учитель Геворкян К.Б.
Количество часов
Всего 105 часов
В неделю 3 часа
Развитие речи 25 час. Тесты 2 часа
Сочинение 4 час. Практикумы 10 час.
Контрольные работы 2 час.
Планирование составлено на основе
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 класс» базовый уровень, под редакцией Коровиной В.Я., допущено Министерством образования и науки РФ Москва «Просвещение», 2007г.
Учебник
Литература. 9 класс.В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И.Коровин. –
М.: Просвещение, 2010.
№ урока | Тема урока. Основное содержание. | Кол-во часов | Развитие речи и теория литературы | Дата | Примечание | ||
I четверть (25 часов) | |||||||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Тестирование. | 1 | Чтение и анализ высказывания историка Ключевского. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. | ||||
Древнерусская литература (7 часов) | |||||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 1 | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План. | ||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия. | ||||
4 | Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 1 | Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. | ||||
5 | Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения. Выразительное чтение и анализ стихотворения. | ||||
6 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 1 | Ода как жанр лирической поэзии. Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания. | Выраз. чтение отрывков из оды. иллюстрации | |||
7 | Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | 1 | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении. Ораторские интонации в стихотворении. | ||||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник») Р.р | 1 | Выразительное чтение стихотворения «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. | ||||
Литература XVIII века (11 часов) | |||||||
9 | А.Н.Радищев. Жизнь и творчество. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Жанр путешествия. | 1 | Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | Пересказ глав Иллюстрации | |||
10 | А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения | 1 | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. Анализ прочитанной главы. | Пересказ главы; | |||
11 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм; Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение Анализ стихотворения «Осень». Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы. | Пересказ Печатные пособия (демонстрационные таблицы) | |||
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. | Выраз. чтение. иллюстрации | |||
13 | РР Практикум. Письменная работа по пр. «Бедная Лиза». | 1 | Составление характеристики героя | ||||
Литература XIX века | |||||||
14 | Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Романтизм, реализм. | 1 | Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками. Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Печатные пособия (демонстрационные таблицы) | |||
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве. | 1 | Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое». Романтический образ моря. Границы выразимого. Отношение романтика к слову. | ||||
16 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. Р.р. | 1 | Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. | Пересказ | |||
17 | Р.р. Практикум. Письменная работа | 1 | Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Жуковского | ||||
18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | ||||
19 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения. Действие I комедии. | 1 | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Утро в доме Фамусова. | ||||
20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии | 1 | Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения. Фамусов-Чацкий-Софья. | ||||
21-22 | Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!» Анализ III действия. Р.Р. | 2 | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение. Софья-Чацкий-Молчалин. | ||||
23 | Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода. Анализ IV действия. | 1 | « Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Комментированное чтение. | Выраз. чтение, цитирование | |||
24 | И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 1 | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект). Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». | ||||
25-26 | Р.р. Классное сочинение по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 2 | Сочинение | Инсценирование | |||
27 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин | Сжатый пересказ статьи учебника; просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | Выраз. чтение стихотворений. | ||||
28 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар». | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. | Выраз. чтение стихотворений. Чтение наизусть. | |||
29 | Р.р. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ. | 1 | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. «На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др. | Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть. | |||
30 | Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | 1 | Раздумья о смысле жизни и поэзии. «Пророк», «Памятник», «Бесы». | Выраз. чтение стихотворений. Чтение наизусть | |||
31 | Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) Р.Р. | 1 | Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста. | ||||
32 | «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 1 | Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко. | ||||
33 | «Собранье пестрых глав». Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | Ответы на вопросы. История создания, композиция и сюжет, авторские отступления. | ||||
34 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути. | 1 | Работа с текстом. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. Изображение поместного дворянства. | Отрывок наизусть | |||
35 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом. | Отрывок наизусть | |||
36 | «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем. Р.Р. | 1 | Ответы на вопросы. Обучение анализу. Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини. | Отрывок наизусть | |||
37 | . Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | Лирические отступления и их роль в романе. Энциклопедия русской жизни. | Конспектирование статьи В.Г.Белинского | |||
38 | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к домашней письменной работе по роману «Евгений Онегин» | 1 | |||||
39 | «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения. Трагедия. | 1 | Проблема «гения и творчества». Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии. | ||||
40 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений. | 1 | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус». Работа с алгоритмом анализа. | Стихотв. наизусть. | |||
41 | Р.Р. Практикум. Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 | Работа с алгоритмом анализа лирического текста. «Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье». | Стихотв. наизусть. | |||
42 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…». | Выраз. чтение стихотворений. | |||
43 | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума», « Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. | Выраз. чтение стихотворений. | |||
44 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Первый психологический роман в литературе. Роман о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе. | ||||
45 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина. | 1 | Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование. Главы «Бэла», «Максим Максимыч». | ||||
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | ||||
47 | Печорин в системе мужских и женских образов романа. | 1 | |||||
48 | Практикум. Составление характеристики героя. | 1 | |||||
49 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к контрольной работе. | ||||
50 | Контрольная работа | 1 | |||||
III четверть | |||||||
51 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | 1 | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души». | ||||
52 | Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы «Мёртвые души». | 1 | Смысл произведения, особенности жанра. Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души». | ||||
53 | Практикум. Обучение анализу эпизода. | 1 | Чичиков в гостях у Манилова. | ||||
54 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | Характеристика города и героев литературного произведения. | ||||
55 | Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к письменной работе. | 1 | «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Подготовка к п.р. | Подготовка к письменной работе | |||
56 | Подготовка к письменной работе. | 1 | |||||
57 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. | 1 | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ролевое чтение. | ||||
58 | Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | 1 | |||||
59 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». | 1 | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | Иллюстрации Пересказ эпизодов | |||
60 | Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа. Защита мини-проектов | ||||
61-62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности». Развитие понятия о повести. | 2 | Иллюстрации | ||||
63 | Л.Н. Толстой Обзор содержания трилогии «Юность», формирование личности героя, его духовный конфликт со средой и своими недостатками, его преодоление. Особенности поэтики, психологизм, роль внутреннего монолога. | 1 | Беседа по произведению, доклады по теме. | ||||
64 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Смерть чиновника». Вн.чт.
| 1 | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора. | Выраз. чтение стихотворений. | |||
65 | Практикум. «Тоска» Тема одиночества человека в мире, образ города и его роль в рассказе. | 1 | Эссе «Жизнь маленького человека в большом городе» | ||||
66 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | ||||
67 | Практикум. Анализ изобразительно-выразительных средств в поэзии Тютчева и Фета. | 1 | Анализ стих-ий | Фрагменты худ. фильма Иллюстрации | |||
Русская литература XX века | |||||||
68 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
| 1 | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления. | Фрагменты худ. фильма Иллюстрации | |||
69 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | Анализ рассказа, монологические ответы. Защита мини-проектов. | ||||
70 | Р.Р. Мастерство Бунина. Лиризм повествования. | 1 | Анализ рассказа. | ||||
71 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 1 | История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». | ||||
72 | Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
| 1 | |||||
73 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | ||||
74 | Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра. | 1 |
| ||||
75 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | 1 | Рассказ о писателе. Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». | ||||
76 | Практикум. Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | Картины послевоенной деревни. Тема праведничества. Беседа по теме. | ||||
77 | Контрольная работа. Практикум. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. | 1 | По пр. конца 19-20 вв. Народно-песенная основа лирики С.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая». | ||||
IV четверть (26 часов) | |||||||
78 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Лекция. Урок-концерт. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. | ||||
79 | Практикум. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.
| 1 | Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Ветер принёс издалёка…». | ||||
80-81 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина, размышления о любви, жизни, природе. Народная основа лирики. | 2 | «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…», «Письмо к женщине». | ||||
82-83 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Практикум. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 2 | « Послушайте!», « А могли бы?», «Люблю» (отрывок). Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.
| ||||
84-85 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Практикум. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 2 | «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», « Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». «Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | ||||
86 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | « Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст», « О красоте человеческих лиц», « Завещание». | ||||
87-88 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Практикум. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 2 | Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»; Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи». | ||||
89 | Практикум. Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | « Красавица моя, вся стать…», «Перемена», « Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…» Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем. | ||||
90-91 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Практикум. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». | 2 | «Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки». Мечта о преображении Родины. Литературно-музыкальная композиция. Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом». | ||||
92-93 | Р.Р. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. | 2 | А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб. А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин. | ||||
94-95 | Р.Р. Сочинение по русской лирике ХХв. | ||||||
Зарубежная литература | |||||||
96 | Вн. чт. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…». | 1 | Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. «Я воздвиг памятник…». Традиции оды Горация в русской поэзии (Державин и Пушкин). | ||||
97 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. | ||||
97 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. | 1 | Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса века». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. | Сцены из спектакля Иллюстрации | |||
98 | Практикум. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы (Эссе). | 1 | Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии. | Сцены из спектакля Иллюстрации Инсценирование | |||
99-100 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Практикум. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 2 | Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни. Письменная работа. | ||||
101-102 | Вн. чт. Поэзия И.-В. Гёте. Характер восприятия и значение творчества Гёте в России. | 2 | Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака. Русская критика о произведениях Гёте. | Выраз. чтение | |||
Обобщение и повторение (3 часа) | |||||||
103-104 | Р.р. Беседа «Герои и проблемы современной литературы». | 2 | Беседа о произведениях писателей конца XX века. (По произведениям В.М.Шукшина (шукшинские «чудики»), А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.Распутина «В ту же землю…», А.Вампилова «Старший сын»). | ||||
105 | Итоговый урок. Тестирование. | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание для летнего чтения. | Итоговый тест |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС
Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 «А» классе. 2014-2015 уч. год
Количество часов на год -102 , в неделю-3 часа.Планирование составлено на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».Учебник: «Литература» 11 класс под редакцией В.П....
Планирование уроков литературы 5 и 10 классы
Поурочное планирование уроков литературы в 5 и 10 классах...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...