Программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 10-11 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Программа по литературе для 10-11 класса составлена учителем русского языка Корзан Татьяной Федоровной на основе «Программы по литературе для образовательных учреждений (V– XI классы)». Авторы: V – VIII классы – Т.Ф.Курдюмова, VIII– XI классы - Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, Н.А.Демидова, О.Б.Марьина. Под редакцией - Т.Ф.Курдюмовой, «Дрофа», 2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korzan_10_kl_literatura_no1_136.doc | 273 КБ |
korzan_t.f_11_klassliteratura.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы)». Авторы: V – VIII классы – Т.Ф.Курдюмова, VIII – XI классы - Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, Н.А.Демидова, О.Б.Марьина. Под редакцией - Т.Ф.Курдюмова, «Дрофа», 2005г.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
На уроках литературы ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение познавательных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира.
В IX – XI классах ученики знакомятся с курсом на историко– литературной основе. В X классе углубляется представление об историко–литературном процессе. В центре курса – русская литература XIX века и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее.
Всего в 10 классе – 136 часов, тестов – 8, сочинений – 6.
При составлении использована следующая литература:
- Учебник: «Русская литература XIX века». Учебник для общеобразовательных заведений в 2 – х частях. Авторы: А.Н.Архангельский, Ю.В. Лебедев. «Дрофа», 2003г.
- Сборник нормативных документов.
- Федеральный базисный учебный план, «Дрофа», 2004г.
- Программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, «Дрофа», Москва, 2005г. Авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, Н.А.Демидова, О.Б.Марьина.
№ | Раздел программы, его содержание. Тема урока. | Кол. часов. | Дата. | Цели раздела. | Требования к уровню знаний обучающихся. | Компетенции. | Система отслеживания результатов. |
1. | Русская литература XIX века и русская действительность становления реализма. А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики. | 10 | Основные мотивы лирики. Утверждение общественной миссии и ответственности поэта. Тема необратимости течения времени. Философские раздумья о смысле жизни. | Знать основные мотивы лирики Пушкина. Делать анализ лирического произведения, выразительно читать стихи. Владеть понятиями: лирический герой, изобразительно – выразительные средства языка. | Создание связного текста (устного) на темы: «Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина», «Любовь и дружба в поэзии А.С.Пушкина». Создание письменного текста (анализ стихотворения А.С.Пушкина ). Самостоятельно познакомиться с творчеством поэтов пушкинской поры: Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, Н.М.Языкова. | Тест № 1. | |
2. | А.С.Пушкин «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…» | ||||||
3. | А.С.Пушкин «Подражания Корану (IX «И путник усталый на Бога роптал…»). | ||||||
4. | А.С.Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора…». | ||||||
5. | А.С.Пушкин «Деревня», «Вольность». | ||||||
6. | А.С.Пушкин «Поэт», «Из Пиндемонти». | ||||||
7. | А.С.Пушкин «Медный всадник». Проблема власти. | ||||||
8. | «Медный всадник». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Композиция поэмы. | ||||||
9. | Трагедия «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии. | ||||||
10. | Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы. | ||||||
11. | М.Ю.Лермонтов. М.Ю.Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Своеобразие художественного мира. | 6 | Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философские осмысления трагического бытия человека в окружающем мире, пафос вольности, любовь к родине. | Знать основные мотивы лирики Лермонтова. Уметь анализировать стихотворения. Видеть и определять роль изобразительно-выразительных средств языка. | Создание связного устного текста на темы: «Своеобразие художественного мира Лермонтова». Создание письменного текста (анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова). | ||
12. | М.Ю.Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен…». | ||||||
13. | М.Ю.Лермонтов «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). | ||||||
14. | М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…». Мотив одиночества. | ||||||
15. | М.Ю.Лермонтов «Нищий», «Мой демон». | ||||||
16. | Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. | ||||||
17. | Н.В.Гоголь. Литература середины XIX века – «Эпоха Гоголя». Гуманистическая направленность повести. Н.В.Гоголь «Шинель», «Петербургские повести». | 2 | Судьба «маленького человека» в джунглях города. Сатира на страницах трагической повести | Уметь определить роль повести в судьбах русской литературы. | Самостоятельно познакомиться с повестью «Невский проспект». | Тест № 2. | |
18. | Судьба «маленького человека» в джунглях города. Сатира на страницах трагической повести. | ||||||
19. | А.Н.Островский. А.Н.Островский. Жизнь и творчество драматурга. | 8 | Показать неравный и острый конфликт Катерины в ее столкновении с «темным царством». Внутренний конфликт героини. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Обличение самодурства и невежества. | Уметь выразительно читать по ролям. Знать и определять противоборствующие силы конфликта, уметь составить план критической статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве». | Участие в дискуссии на тему: «Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах». Создание связного письменного текста по теме сочинения. | Тест № 3. Домашнее сочинение №1 | |
20. | «Гроза». Семейный и социальный конфликты в драме. | ||||||
21. | «Гроза». Неравный и острый конфликт Катерины в ее столкновении с «темным царством». | ||||||
22. | Роль религиозности в духовном мире Катерины. Тема греха, возмездия и покаяния. | ||||||
23. | Смысл названия пьесы «Гроза» и ее символика. | ||||||
24. | «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. | ||||||
25. | Драматургическое мастерство Островского. Современные постановки его пьес. | ||||||
26. | Н.А.Добролюбов о пьесе Островского «Гроза» в статье «Луч света в темном царстве». | ||||||
27. | И.А.Гончаров «Обломов». И.А.Гончаров. Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». | 6 | Показать сущность характера героя, его мироощущение, судьба. Главные линии романа: Обломов и Захар, Обломов и Штольц, Обломов и Ольга Ильинская. Особенности композиции романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера в художественном мире романа. | Знать понятие «обломовщина». Составить план критической статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина». | Создание связного устного текста на тему: Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. | Тест № 4. | |
28. | Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции. Сущность характера героя. | ||||||
29. | Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. | ||||||
30. | Обломов и Захар. Обломов и Штольц. | ||||||
31. | Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. | ||||||
32. | «Обломовщина». Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. | ||||||
33. | И.С.Тургенев. И.С.Тургенев «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. | 10 | Показать остроту и искренность писателя в оценке нового и значительного в русском обществе. Конфликт «отцов и детей». Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. | Уметь определить основной конфликт романа, видеть философские позиции героев и автора. Знать роль И.С.Тургенева в развитии русского романа. Владеть диалогической формой речи. | Дискуссия на тему: «Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества». Создание связного письменного текста по теме сочинения. | Сочинение классное №2. | |
34-35. | Базаров в системе действующих лиц. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. | ||||||
36. | «Отцы» в романе. Их нравственные и социальные позиции. | ||||||
37. | «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). | ||||||
38. | Смысл финала романа «Отцы и дети». | ||||||
39. | Философские позиции героев романа и автора. Полемика вокруг романа. | ||||||
40-42. | Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | ||||||
43. | Ф.И.Тютчев. Ф.И.Тютчев – поэт философ. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «…Умом Россию не понять». | 3 | Показать художественное своеобразие и ритмическое богатство стихов поэта. | Уметь выразительно читать стихотворения, определять ритмическое богатство стиха, его философское значение. | Создание письменного текста (анализ произведения). Оценка эстетической значимости творчества поэта. | Тест № 5. | |
44. | Ф.И.Тютчев. Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «К.Б.». | ||||||
45. | Ф.И.Тютчев. Тема родины. «Эти бедные селенья…», «День и ночь». | ||||||
46. | А.А.Фет. А.А.Фет. Картины природы и оттенки чувств человека в стихах. «Это утро, радость эта…2, «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь». | 2 | Показать сочетание удивительной точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств человека. Фет – поэт, умеющий «ловить неуловимое». | Уметь выразительно читать стихотворения, определять поэтические тропы, ритм стиха, видеть «полутона» фетовского стиха. Анализ стихотворения по выбору. | Самостоятельно познакомиться с стихотворениями поэта (по указанию учителя). | Тест № 6. | |
47. | Фет и теория «чистого искусства». Стихотворения «На железной дороге», «Поэтам», «Заря прощается с землею…», «Облаком волнистым…». | ||||||
48. | А.К.Толстой. А.К.Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре». Краткий обзор жизни и творчества. | 3 | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать своеобразие художественного мира А.К.Толстого; удивительно чуткий мир лирического героя Толстого. | Уметь выразительно читать стихотворения, делать их анализ. | |||
49. | Ведущие темы лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». | ||||||
50. | Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. | ||||||
51-52. | Н.А.Некрасов. Н.А.Некрасов. Поэт «мести и печали». «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия», «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О Муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». | 12 | Показать гражданственность лирики поэта, обостренную правдивость и драматизм изображения жизни народа. Познакомить с историей создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Многообразие народных типов, сатирические образы помещиков. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. | Знать основные факты жизни и творчества поэта. Давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей. Уметь объяснять связь произведения со временем его написания. Определять многообразие народных типов в поэме. | Участие в дискуссии на тему: «Проблема счастья и смысла жизни в поэме». Создание устных текстов: «Судьба Матрены Тимофеевны», «Город и деревня в лирике Некрасова». | Сочинение №3. | |
53. | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Смысл названия. | ||||||
54- 55. | Сюжет поэмы. Мастерство изображения жизни России. | ||||||
56. | Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. | ||||||
57-58. | «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. | ||||||
59. | Сатирические образы помещиков. | ||||||
60. | Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. | ||||||
61-62. | Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | ||||||
63. | К.Хетагуров. К.Хетагуров. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. | 2 | Обратить внимание на близость его творчества к творчеству Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. | Знать, что такое стихотворный перевод, специфику художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | |||
64. | Поэзия К.Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова. | ||||||
65. | Н.С.Лесков. Н.С.Лесков. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. «Тупейный художник». | 5 | Познакомить с творчеством писателя – мастера описания русского быта. Понятие «национальный характер». Образ Ивана Флягина – героя правдоискателя. Близость к народной речи и активное словотворчество. | Закрепление понятия «индивидуальный стиль писателя». Владеть монологической формой устной речи. Знать понятие «национальный характер». | Создать устный текст «Сказ в творчестве Лескова». | Тест №7. | |
66. | «Очарованный странник». Смысл странствий героя повести. | ||||||
67. | «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. | ||||||
68. | Иван Флягин – один из героев – правдоискателей. | ||||||
69. | Былинные мотивы – в повести «Очарованный странник». | ||||||
70. | М.Е.Салтыков – Щедрин. М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. | 5 | Познакомить с очерком жизни и творчества, жизненной позицией писателя. Провести обзор произведения по темам: «Градоначальники и народ», «Терпение и бесправие народа». | Знать основные произведения писателя, уметь определять тему, идею произведения. Закрепление понятия «индивидуальный стиль писателя». Знать термины: сарказм, эзопов язык, гротеск. | Самостоятельно познакомиться со сказками писателя (по указанию учителя). | ||
71. | «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». | ||||||
72. | Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. | ||||||
73. | Органчик и Угрюм–Бурчеев. | ||||||
74. | Смысл финала «Истории…». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях писателя. |
| |||||
75. | Ф.М.Достоевский. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. | 12 | Познакомить с очерком жизни и творчества, основными мотивами произведения, показать глубину постановки нравственных проблем. Достоевский – философ. Поиски «человека в человеке». Объяснить понятия: «психологизм», «полифонизм», «полемическая направленность», «детективный сюжет». | Знать основные факторы жизни и творчества. Уметь определять нравственные проблемы романа, знать социальные и философские истоки бунта героя, смысл его теории. Знать роль «двойников» в романе. Владеть монологической и диалогической речью. | Дискуссия на тему: «Причина поражения Раскольникова». Создание письменного текста по теме сочинения. | Сочинение № 4. | |
76. | «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. | ||||||
77. | Система образов романа. Раскольников. | ||||||
78. | Социальные и философские истоки бунта героя романа. | ||||||
79. | Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. | ||||||
80. | Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). | ||||||
81. | Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова. | ||||||
82. | Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога. | ||||||
83. | Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. | ||||||
84-86. | Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского. | ||||||
87. | Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. | 26 | Изучить жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности, военный опыт. Познакомить с понятием роман – эпопея, своеобразием композиции, особенностями психологизма и «диалектики» души. Показать главную мысль романа – «мысль народную». Богатый внутренний мир героев, их поиски смысла жизни. Толстой – историк. Исторические личности на страницах романа. Противопоставление Кутузова и Наполеона. | Знать основные факты биографии и творчества Толстого. Определять композицию романа, его психологизм, исторические основы. Знать судьбу главных героев «мира» и «войны». Понимать философию автора, его оценку исторических событий и исторических героев. Владеть монологической и диалогической речью. Уметь из огромного сюжетного полотна выбирать отдельные факты и детали в доказательство замысла писателя. Иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, аргументировать и дискутировать. Теория литературы: «роман – эпопея», «диалектика души», «история на страницах художественного произведения», «внутренний монолог как прием психологической характеристики героя». | Создание устных текстов на темы: « Мой любимый герой в романе «Война и мир»»; «Война 1812 года – отечественная война»; «Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы». Дискуссия на тему: «Кутузов и Наполеон». Письменный текст по теме сочинения. | Сочинение № 5. | |
88. | Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы». | ||||||
89. | «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа – эпопеи. Художественные особенности. | ||||||
90. | Система образов в романе и нравственная концепция Толстого. | ||||||
91. | Герои романа – эпопеи в поисках смысла жизни. Андрей Болконский. | ||||||
92. | Пьер Безухов и Андрей Болконский. | ||||||
93-94. | Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. | ||||||
95-97. | Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. | ||||||
98. | Картины войны в романе. Бородинское сражение. | ||||||
99. | Партизанское движение и его герои в романе. | ||||||
100. | «Роевая» жизнь крестьянства в романе «Война и мир». | ||||||
101. | Значение образа Платона Каратаева. | ||||||
102. | Психологизм прозы Толстого. | ||||||
103. | Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). | ||||||
104. | Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. | ||||||
105. | Антитеза как центральный композиционный прием в романе. | ||||||
106. | Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. | ||||||
107. | Лев Толстой – классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире. | ||||||
108-109. | Роман – эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии. | ||||||
110-112 | Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | ||||||
113. | А.П.Чехов. А.П.Чехов. Обзор жизни и творчества. Мастерство писателя. | 15 | Познакомиться с биографией А.П.Чехова (Таганрог – родина Чехова). Общая характеристика творчества. Дать понятие «чеховский стиль» («мелочи жизни», внимание к детали, «философская глубина», «комический эффект»). Чехов – драматург. Показать ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты, роль подтекста и ремарок. Основа конфликта пьесы, образ сада. | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Общая характеристика рассказов. Уметь определять своеобразие чеховского психологизма и комический эффект. Уметь выразительно читать по ролям. Знать, что такое лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова. | Самостоятельное прочтение рассказов А.П.Чехова (по указанию учителя). Письменный текст по теме сочинения. Устные высказывания на темы: «Проблема ответственности человека за свою судьбу», «Тема «маленького человека» в рассказах А.П.Чехова». | Сочинение № 6. | |
114. | А.П.Чехов «Студент». | ||||||
115. | А.П.Чехов «Дом с мезонином». | ||||||
116. | А.П.Чехов «Ионыч» | ||||||
117. | А.П.Чехов «Степь». | ||||||
118. | А.П.Чехов «Палата № 6». | ||||||
119. | А.П.Чехов «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. | ||||||
120. | Герои пьесы и их судьба. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. | ||||||
121. | Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. | ||||||
122. | Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). | ||||||
123. | Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира. Новаторство Чехова – драматурга. | ||||||
124. | Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | ||||||
125-127. | Сочинение по творчеству А.П.Чехова. | ||||||
128. | Зарубежная литература XIX века. Г.де. Мопассан «Ожерелье». Раздумья автора о несправедливости мира. | 5 | Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей. | Знать определения: «социально-психологическая драма», «психологизм». Содержание произведений зарубежных писателей. | Самостоятельное знакомство с произведениями В.Гюго «Собор Парижской богоматери», Э.По «Золотой жук», О. де Бальзака «Гобсек». | ||
129. | «Ожерелье». Мечты героев и их неосуществимость. | ||||||
130. | Г.Ибсен «Кукольный дом». Образ героини. | ||||||
131. | Г.Ибсен «Кукольный дом». Вопрос о правах женщины. | ||||||
132. | А.Рембо «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. | ||||||
133-136. | Подведение итогов.
| 4 | Подвести итоги курса. Устроить диспут и конференцию по изученным произведениям. | Уметь делать выводы, обобщения, высказывать свое мнение. Знать основные темы русской литературы XIX века. Разбираться в проблемах изученных произведений. | Диалог и дискуссия на темы: «Тематика и проблематика русской классики». | Тест № 8. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы)». Авторы: V – VIII классы – Т.Ф.Курдюмова, VIII – XI классы - Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, Н.А.Демидова, О.Б.Марьина. Под редакцией - Т.Ф.Курдюмовой, «Дрофа», 2005г.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания. Гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий; формирование общего представления об историко – литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
- ученики формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
В IX – XI классах ученик знакомится с курсом на историко– литературной основе. В XI классе дается картина русской литературы XX века до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений.
В центре анализа литературный процесс в XX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе.
Всего в 11 классе – 136 часов, тестов – 3, сочинений – 6.
При составлении использована следующая литература:
- Учебник: «Русская литература XX века. 11 класс». Учебник для общеобразовательных заведений в 2 – х частях. Под общей редакцией В.В.Агеносова, Москва, «Дрофа», 2005г.
- Сборник нормативных документов.
- Федеральный базисный учебный план, «Дрофа», 2004г.
- Программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, «Дрофа», Москва, 2005г.
№ | Раздел программы, его содержание. Тема урока. | Кол. часов. | Дата. | Цели раздела. | Требования к уровню знаний обучающихся. | Компетенции. | Система отслеживания результатов. |
1. | Литература XX века. Введение. История XX века и судьбы искусства. | 2 | Показать богатство и разнообразие литературных направлений, сложности периодизации русской литературы XX века. Взаимодействие зарубежной русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении. | Осмыслить происходящие и грядущие в странах перемены, дать характеристику литературного процесса «рубежа веков», понятий «литературный процесс». | Создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участие в диалоге или дискуссии. | Конспект самостоятельно. | |
2. | Русская литература после 1917 года. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России. | ||||||
3. | Зарубежная литература первой половины XX века. Общий обзор европейской литературы первой половины XX века. Б.Шоу «Пигмалион». | 2 | Познакомить с основными направлениями европейской литературы первой половины XX века. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Теория. Модернизм. | Знать основные факты жизни и творчества писателей, содержание указанных произведений. | Письменная проверочная работа. | ||
4. | Г.Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо»). | ||||||
5. | Русская литература рубежа XIX – XXвв. Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX - начале XXвека. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм. Акмеизм и футуризм. | 1 | Показать кровную связь с природой: богатство красочных и слуховых ощущений в лирике Бунина. Традиции и поиски нового в творчестве писателей – реалистов в литературном процессе рубежа веков. Теория. Литературное направление. | Знать основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений, основные теоретико– литературные понятия. | Самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической ценности. | Конспект. | |
6. | Реализм. И.А.Бунин. Традиции XIX века в лирике Бунина. «Вечер», «Крещенская ночь». «Ночь», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня». | 5 | Раскрыть живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Элегическое восприятие действительности. Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Трагизм сюжетов в рассказах сборника «Темные аллеи». Эстетическое совершенство рассказов. Теория. Психологизм. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать художественное произведение, использовать сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения; выявлять авторскую позицию; аргументировать свое отношение к прочитанному произведению. | Определение своего круга чтения и оценки литературных произведений. | Заучивание наизусть, анализ эпизода, характеристика героев, пересказ содержания рассказов. | |
7. | «Господин из Сан – Франциско». Изображение мирового зла в рассказе. | ||||||
8. | Осуждение бездуховности существования в рассказе. | ||||||
9. | «Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. Герои рассказа и их романтическое и трагическое чувство. | ||||||
10. | «Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказа «Темные аллеи». | ||||||
11. | А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | 1 | Познакомить с творчеством Куприна, рассмотреть художественные особенности его произведений, показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Теория .Критический реализм. | Воспроизвести содержание изученных произведений, выявить авторскую позицию, анализировать и интерпретировать произведения (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции). | Пересказ содержания, анализ эпизодов. | ||
12. | В.Г.Короленко. «Без языка», Река играет». Защита человеческого достоинства в произведениях писателя. | 1 | Знакомство с творчеством писателя, показать гуманистический пафос произведений Короленко. | ||||
13. | М.Горький. «На дне». Раннее творчество. «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» | 7 | Познакомить с вехами биографии и творчества Горького, особенностями романтизма Горького. Показать новаторство писателя; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию своей точки зрения на образ Луки. Выявить позиции героев «На дне» и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. Показать своеобразие литературных портретов, созданных Горьким; общее и различие в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького. Теория. Социально – философская драма. Литературный портрет. | Знать содержание литературного произведения, анализировать художественное произведение, определять род и жанр произведения, выявлять авторскую позицию. Сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации. Выразительно читать изучаемые произведения (фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения. | Самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценка их эстетической значимости. | Сочинение № 1. | |
14. | Пьеса «На дне» как социально – философская драма. Три или две правды в пьесе? | ||||||
15. | Композиция пьесы и герои. | ||||||
16. | Публицистика. Памфлеты «Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности». | ||||||
17. | Литературные портреты: «Лев Толстой», «А.Чехов». | ||||||
18. | Публицистика первых лет революции и последних лет. «Несвоевременные мысли», «О том, как я учился писать». Роль Горького в судьбах русской культуры. | ||||||
19. | Подготовка к домашнему сочинению №1 по творчеству М.Горького. | ||||||
20. | Поэзия конца XIX – начала XX века. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм, как одно из направлений в искусстве начала XX века. | 1 | Показать своеобразие серебряного века; предпосылки модернизма; сущность модернизма и его просчеты; символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. | Знать основные закономерности историко – литературного процесса; черты литературных направлений и течений. | Участие в диалоге или дискуссии. | Конспект. | |
21. | Символизм. В.Я.Брюсов. Эстетические взгляды символистов. «Старшие символисты»; Кризис символизма (с 1910г.). В.Я.Брюсов «Юному поэту», «Конь блед», «Творчество». Брюсов как теоретик символизма. | 1 | Раскрыть истоки, эстетические взгляды символистов; интерес к проблемам культурных традиций разных народов. | Знать основные факты жизни и творчества поэтов начала XX века; этапы их творческой эволюции. Выявлять авторскую позицию поэтов, характеризовать особенности стиля; выразительно читать изученные стихотворения, заучить наизусть (по выбору). | Выразительное чтение. | ||
Познакомить с творчеством поэта; Брюсов как теоретик символизма. Показать отточенность стиля поэта, историко – культурную и общественно – гражданскую проблематику произведений. | Заучивание наизусть. | ||||||
22. | К.Д.Бальмонт. Основные темы и мтивы лирика Бальмонта. «Я мечтою ловил уходящие тени..», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце..». | 2 | Знакомство с творчеством поэта, музыкальность стихотворений. | Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Анализировать изученные произведения (структура, тема, проблема, композиция, изобразительно – выразительные средства языка). | |||
23. | А.Белый. Тема родины в творчестве поэта. «Раздумье». «Русь», «Родине». | Обратить внимание на восприятие революционных событий поэтом. | Выразительное чтение. | ||||
24. | А.А.Блок. Мотивы и образы ранней поэзии. «Незнакомка», «В ресторане». | 4 | Познакомить с биографией поэта, показать влияние философии Владимира Соловьева на Блока; обратить внимание на эволюцию творчества Блока. Основной пафос патриотических произведений. Рассмотреть поэму «Двенадцать» как первую попытку осмыслить социальную революцию в произведении. Теория. Символ в поэтике символизма. | Определение своего круга чтения и оценки литературных произведений. | Заучивание наизусть. Выразительное чтение. | ||
25. | Тема России в творчестве поэта. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге». | ||||||
26. | Трагедия поэта в странном мире. «Ночь, улица, фонарь, аптека..», «Скифы». | ||||||
27. | Поэма «Двенадцать». «Вечные образы» в поэме. Поэма «Двенадцать». Философская проблематика. | ||||||
28. | Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. | 2 | Раскрыть истоки акмеизма, показать связь поэтики символизма и акмеизма. | Знать и понимать содержание изучаемых произведений, творческую историю. Уметь анализировать произведение (структура, тема, проблема, композиция, изобразительно – выразительные средства языка). Определять род и жанр произведения; Сопоставлять литературные произведения; Выявлять авторскую позицию, выразительно читать. Соблюдая нормы литературного произношения; Читать наизусть произведения (по выбору). Знать основные мотивы лирики Маяковского. | Создание связного текста на необходимую тему. Участие в диалоге или дискуссии. | ||
29. | Н.С.Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев». | Обзор творчества поэтов Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматовой, С.Городецкого, Г.Иванова. | Выразительное чтение. | ||||
30. | Футуризм. Русский футуризм И.Северянин. В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, Б.Пастернак. И.Северянин «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава». | 2 | Рассказать о возникновении футуризма. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. | Устные высказывания. | |||
Показать эмоциональную яркость стиха, оригинальность словотворчества. | Выразительное чтение. | ||||||
31. | В.Хлебников «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы», «Еще раз..». | Познакомиться с поэтическими экспериментами поэта. | |||||
32. | В.Маяковский. Раннее творчество «Вам!», «Послушайте!», «А вы могли бы?». | 4 | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Дух бунтарства в ранней лирике. Роль гиперболы и гротеска в стихах поэта. Дать представление о новаторстве Маяковского. Теория. Тоническое стихосложение. | Наизусть (по выбору). | |||
33. | Роль гиперболы и гротеска в стихах В.Маяковского. «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное». Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). | Выразительное чтение. | |||||
34. | Любовная лирика и поэмы. «Письма Татьяне Яковлевой» | ||||||
35. | Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта. | ||||||
36. | Крестьянская поэзия. Н.А.Клюев «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из темных углов…». | 6 | Познакомить с жизнью и творчеством поэтов, дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать духовные и поэтические истоки. Показать динамику развития любовной лирики Есенина, народно – песенную основу лирики поэта, лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Теория.Имажинизм. | Знать основные факты жизни и творчества поэтов; анализировать программные произведения; выразительно читать стихотворения; чтение наизусть произведений (по выбору); соотносить произведения с литературным направлением эпохи. | Оценка литературных произведений. | Выразительное чтение. | |
37. | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба. «Письмо матери». | ||||||
38. | Лирика. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». | Заучивание наизусть. | |||||
39. | Тема родины в творчестве Есенина.»Гой ты, Русь моя родная!...», «Русь советская», «Русь уходящая» | ||||||
40. | «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. | ||||||
41-42. | Классное сочинение по творчеству В.Маяковского и С.Есенина № 2. | Сочинение №2. | |||||
43. | Русская литература после 1917 года (до 1941года). Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. | 4 | Дать общую характеристику развития страны после Октябрьской революции. Показать трудности развития и богатство творчества. Определить три потока развития литературы: советская литература, «возвращенная» литература и литература русского зарубежья. | Знать основные закономерности историко – литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные факты жизни и творчество писателей; историко – культурный конспект и творческую историю изучаемых произведений. | Конспект. | ||
44. | Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А.Серафимовича, «Разгром» А.Фадеева. | ||||||
45. | Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д.Фурманова, «Ветер» В.Лавренева. | ||||||
46. | Сатирическое изображение эпохи: рассказы М.Зощенко, «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» И.Ильина и Е.Петрова. | Оценка литературных произведений. | |||||
47. | А.А.Фадеев «Разгром» Нравственные проблемы в романе. | 1 | |||||
48. | М.И.Цветаева. Поэзия как напряженный монолог – исповедь. «Мне нравиться, что вы больны не мной…», «Кто создан из камня…», «Тоска по родине!». | 2 | Рассказывать об основных темах и мотивах лирики, особенностях лирического героя. Показать сжатость мысли и энергии чувства поэзии Цветаевой; самобытность ее поэтического слова; богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки. | Знать содержание указанных стихотворений; выразительно читать, наизусть по выбору. Анализировать указанные произведения (тема, проблема, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства). | Наизусть по выбору. | ||
49. | Конфликт быта и бытия времени и вечности в поэзии Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Москве». | Выразительно читать | |||||
50. | О.Э.Мандельштам. Яркость поэтической палитры поэта. «Notre dame», «Бессонница», «Я вернулся в мой город..». | 2 | Познакомить с основными вехами жизни поэта; сделать анализ указанных стихотворений. | Знать содержание указанных стихотворений; уметь их анализировать; выразительно читать, наизусть по выбору. | Участие в диалоге или дискуссии. | Наизусть по выбору. Выразительно читать, анализ стихотворений. | |
51. | Философичность лирики. «За гремучую доблесть грядущих веков..» | ||||||
52. | А.А.Ахматова. Глубина человеческих переживаний и психологизм лирики. «Сжала руки под темной вуалью..», «Мне голос был…». | 2 | Развивать представление о поэзии А.Ахматовой. Показать разговорность интонации и музыкальность ее стихотворений, новаторство формы. Познакомить с особенностями жанра и композиции поэмы «Реквием»; смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного героя. | Выразительно читать, анализ стихотворений, наизусть по выбору. | |||
53. | Патриотизм и гражданственность поэзии. «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати…» Поэма «Реквием». Библейские мотивы и образы в поэме. | ||||||
54. | Б.Л.Пастернак. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. «Про эти стихи..», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны». | 4 | Познакомить с поэтической эволюцией поэта: от сложности языка к простоте поэтического слова. Раскрыть яркость формы и динамичность стихотворений; определить основные темы стихов. Познакомиться с содержанием романа; определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа. | Знать основные факты жизни и творчества писателя; этапы его творческой эволюции; содержание указанных произведений; уметь воспроизводить содержание литературных произведений; анализировать эпизоды; определять жанрово – родовую специфику произведений; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. | Создание связного текста на необходимую тему. | Выразительно читать, пересказ, анализ эпизода. | |
55. | «Иней», «На ранних поездах», «Июль», «Снег идет». Размышления о жизни, о любви, о мире природы. | ||||||
56. | Роман «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие. Образ Юрия Живаго. | ||||||
57. | Цикл стихотворений героя. | ||||||
58. | М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. «Белая гвардия». Пьеса «Дни Турбиных». Судьба романа и пьесы. | 5 | Познакомить с биографией писателя; сложной судьбой его произведений. Обратить внимание на необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско – библейскими мотивами. | Создание связного текста на необходимую тему. | Чтение, пересказ, анализ романа. Сочинение №3. | ||
59.. | «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа. | ||||||
60. | Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. | ||||||
61. | Мастер и его Маргарита. | ||||||
62. | Образ Воланда и его свиты. | ||||||
63.. | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Булгакова № 3. | ||||||
64. | А.П.Платонов. Судьба писателя. «Сокровенный человек». | 3 | Познакомить с судьбой писателя и его художественным миром. Показать актуальность и ценность произведения «Котлован», необычность стилистики писателя, связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков – Щедрин). | Письменный зачет. | |||
65. | Пространство и время в повести «Котлован». | ||||||
66. | «Шарманка», «Впрок». Особенности композиции. Письменный зачет по творчеству А.Платонова. | ||||||
67. | А.Н.Толстой. «Петр Первый». Образ Петра. | 2 | Познакомить художественным миром писателя. С художественным своеобразием романа «Петр Первый». | ||||
68. | Картины петровской Руси в романе. Изображение народа в романе. | ||||||
69. | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» - роман - эпопея о всенародной трагедии. | 7 | Дать представление о писателе и значении его произведений, о полемике вокруг авторства. Показать гражданское и писательское мужество, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа. Показать трагичность судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Показать специфику художественного строя романа. | Знать основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения; историко – культурный подтекст и творческую историю произведения. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать произведение; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изучаемого произведения; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы; составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно – исследовательские работы. | Самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценка их эстетической значимости. | Классное сочинение № 4. | |
70. | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | ||||||
71. | Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. | ||||||
72. | Вечные темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | ||||||
73 – 74. | Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. | ||||||
75. | Классное сочинение № 4 по творчеству М.Шолохова. | ||||||
76. | Русская литература за рубежом, 1917 – 1941годы. Поэзия русской эмиграции (М.Цветаева, В.Ходасевич, Г.Иванов). | 4 | Познакомить учащихся с поэзией русской эмиграции (И.Шмелев, А.Ремизов, Б.Зайцев и другие). Судьбы молодого поколения писателей эмиграции. Знакомство с творчеством В.Набокова, особенностями его таланта. Необычность и мастерство автора и переводчика. | Создание связного текста на необходимую тему. Участие в диалоге или дискуссии. | Письменный зачет. | ||
77. | Проза русской эмиграции (И.Шмелев, А.Ремизов, В.Набоков, М.Алданов). | ||||||
78. | В.В.Набоков «Другие берега», «Дар», «Машенька». «Другие берега» - автобиографический роман. | ||||||
79. | «Дар» - последний роман на русском языке. | ||||||
80. | Великая Отечественная война в литературе. Патриотические мотивы в лирике военных лет. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского. | 2 | Образ темы с изучением произведений по выбору учителя и учащихся. | Доклады, сообщения. | |||
81. | Л.Леонов. Пьеса Нашествие». Е.Шварц «Дракон». | ||||||
82. | Русская литература 50 – х , 90 – х годов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: Н.Рубцов, Ю. Друнина, В.Солоухин и другие. | 7 | Раскрыть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Богомолова Воробьева, Быкова, Васильева и других. Осмысление истории русской литературы как единого процесса. Показать возрастание роли публицистики, публицистическую направленность многих художественных произведений конца 80 – 90 – х годов. | Знать основные факты жизни и творчества писателей – классиков; этапы их творческой эволюции; историко – культурный подтекст и творческую историю произведения; основные закономерности историко – литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные теоретико – литературные понятия. | Создание связного текста на необходимую тему. Оценка литературных произведений. | Доклады, сообщения. | |
83. | Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «Оттепели» (Б.Окуджава, Е.Евтушенко, Р.Рождественский и другие). | ||||||
84. | «Городская» проза. Повести Д. Гранин, Ю.Трифонов, В.Дудинцев. | ||||||
85. | «Деревенская» проза. Повести В.Астафьева, Ф Абрамова, В.Шукшина. | ||||||
86. | Драматургия. Пьесы А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова. | ||||||
87. | Литература русского зарубежья. | ||||||
88. | Авторская песня. Творчество А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Визбора. | ||||||
89. | А.Т.Твардовский. Лирика. «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины». Поэма «За далью даль». Пафос труда в поэме. | 1 | Показать немногословность, емкость поэтической речи Твардовского, роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе. | Знать содержание литературного произведения; анализировать произведение; | Наизусть по выбору. | ||
90. | А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | 2 | Познакомить с художественным миром писателя, трудной судьбой; Показать трагичность судьбы человека в тоталитарном государстве. Роль публицистики в творчестве Солженицына. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать произведение (художественная структура, тематика, проблематика, система образов, особенности композиции). | Оценка литературных произведений. | Анализ. | |
91. | «Как нам обустроить Россию». Роль публицистики в творчестве Солженицына. | ||||||
92. | Ф.А.Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. | 3 | Показать радость труда и трагедию жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. | Пересказ. | |||
93. | Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. | ||||||
94. | Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. В.П.Астафьев. «Последний поклон», «Царь – рыба». Природа и человек. | ||||||
2 | Показать многоплановость произведений писателя и их общность. | Анализ произведений. | |||||
95. | «Печальный детектив». Стремление главного героя помочь обществу. | ||||||
97. | «Живи и помни». Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. | ||||||
98. | Подготовка к домашнему сочинению № 5. | ||||||
99. | Зарубежная литература второй половины XX века. Э.Хемингуэй «Старик и море». Человек и его жизненный путь. | 1 | Роль художественной детали и реалистической символики в повести. | ||||
100 | Литература на современном этапе. Общий обзор произведений последних лет. Произведения, утверждающие положительные идеалы. | 3 | Поиски новых жанров. Познакомить с произведениями и авторами, активно отстаивающими бережное отношение к человеку, природе. Подвести итоги, сделать выводы и обобщения. | Доклады, сообщения. Сочинение № 6. | |||
101 | Итоги. Судьбы русской литературы конца тысячелетия. | ||||||
102. | Итоговое сочинение на литературную тему № 6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по литературе на 102 ч( 3 урока в неделю) по поограмме В.Я.Коровиной....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...