РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Соболева Марина Александровна

Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соболева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ

ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова). ФГОС

из расчёта 3 часа в неделю

№   урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности/Элемен-ты содержания

Планируемые результаты

Дата

по плану

Дата по факту

предметные

мета-предметные

личностные

Введение (2 часа)

Наш новый предмет

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Знакомство учащихся со школьным учебником и программой курса литературы для 5-го класса. Отличительные особенности литературы как искусства слова и её роль в духовной жизни человека.

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3.Изученные теоретико-литературные по- нятия:

Литература – искусство слова.

Понятие о приключенческой литературе.

Понятие о литературном герое.

Портретная характеристика героя.

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр.

Автор и его герои.

Писатель, автор, рассказчик.

Вымысел и авторский замысел в литературе.

Рифма и ритм - признаки стихотворной речи.

Предметные умения

1. Осознавать разницу между литературой и фольклором.

2. Узнавать приключенческую литературу по её признакам.

3. Определить роль портретной характеристики героя.

4. Рассказывать сюжет прочитанного про- изведения, видеть особенности его композиции.

5. Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.

6. Различать в произведении автора и рассказчика.

7. Называть отличительные признаки стихо-творной речи (в том числе ритм, рифму).

8. Писать сочинение- эссе, сочинение-раз- мышление о книге, литературном герое.

См. стр. 20-23

Регулятивные УУД

1. Самостоя-тельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познаватель-ные УУД

1. Самостоя-тельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную.

2.  Пользовать-ся изучающим видом чтения.

3.  Извлекать информацию, представлен- ную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: ил- люстрация, таблица, схема).

4.  Пользовать-сяознакоми-тельным и про- смотровым чтением.

5.  Излагать содержание прочитанного (про- слушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно.

6.  Пользовать-ся словарями, справочника- ми.

7. Осуществ-лять анализ и синтез.

8. Устанавли-вать причинно-следственные связи.

9.  Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации раличных позиций в сотрудничестве

2. Формулиро-ватьсобствен-ное мнение и позицию, аргументиро-вать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организа-циисобствен- ной деятельности.

4. Осознавать важность

коммуникатив- ных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуа- ции; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытать- ся принимать иную точку зрения, быть готовым корректиро- вать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

См. стр. 20-23

Личностные умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразитель-ность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважениек Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познаватель-ный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерант-ность;

- потребность в самовыраже-нии через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

См. стр. 20-23

Новый учебник и его герои

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Часть I. От чего захватывает дух (53 часа)

«От чего захватывает дух».

Введение в книгу 1 (Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капи- таны»)

Уроки фор-мированиятеор.-литер.понятий

Знакомство с новыми литературными понятиями (приключенческая литература, её признаки)

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Авторская позиция. Заглавие произведения.

Раздел 1. Жизнь по законам чести (13 часов)

АЛЕКСАНДР ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА» (4 часа)

Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги  

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Жизнь и творческий путь А.Дюма (обзор). Содержание (обзорно) глав романа «Три мушкетёра».

«Законы чести» в главе «Коро- левские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ эпизодов.

Что такое дружба (по главе «План кампании»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ эпизодов.

Эссе Натальи Долининой «Честь и достоинство»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Работа с текстом статьи Н. Долининой «Честь и достоинство».

Понятие «эссе»

Развитие речи. Чтение и обсужде- ние домашних сочинений учащих- ся

Р/Р

Подготовка к сочинению или чтение и обсуждение домашних сочинений учащихся

ЖЮЛЬ ВЕРН «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»* (5 часов)

Жюль Верн – удивительный писа- тель

Урок по биографии писателя

Жизнь и творчество Ж.Верна.

Мужественные и честные сердца

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Содержание романа «Дети капитана Гранта» (обзорно), система образов.

Знаменитый географ на борту «Дункана»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Комментированное чтение и диалог с автором

Роман-учебник, роман-открытие

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Захватывающие эпизоды и  экстремальные ситуации приключенческой литературы.

Как был найден капитан Грант

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Комментированное чтение и диалог с автором.

Развитие речи. Подготовка к сочинению

Р/Р

Составление плана, отбор фактического содержания, лексическая работа.

Развитие речи.Сочинение по раз- делу «Жизнь по законам чести»

Р/Р

Написание сочинения.

Раздел 2. Шифры и клады (10 часов)

Что такое шифр и что такое клад Э.ПО «ЗОЛОТОЙ ЖУК»

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Тема поиска клада в зарубежной и отечественной литературе.

К.Г. Паустовский «Эдгар По». По- нятие о литературном портрете

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Чтение и сравнительный анализ очерка К. Паустовского и биографической справки об Э. По. Отличие литературного портрета от обычной биографии.

Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Композиция рассказа. Главный герой и рассказчик.

Р.Л. СТИВЕНСОН (4 часа)

Р.Л. Стивенсон и неизведанные острова

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Жизнь и творчество Л. Стивенсона. Анализ стихотворения.

Полный опасностей путь

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ главы XIIромана «Остров сокровищ»

Цена честного  слова

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ главы XXXромана «Остров сокровищ»

«Вьётся по ветру «Весёлый Род- жер», Люди Флинта песенку поют»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Образ Джона Сильвера в романе. Пиратские песни и их роль в романе.

А.Н. РЫБАКОВ  «КОРТИК» (2 часа)

Анатолий Рыбаков и тайны пове- сти «Кортик»

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

«Кортик» А. Рыбакова  - приключенческая повесть.

Анатолий Рыбаков и тайны пове- сти «Кортик»

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Основные черты приключенческой литературы.

Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Шифры и клады»

Р/Р

План сочинения. Написание сочинения по теме «Мои размышления о литературном герое».

Раздел 3.  Экстремальные ситуации (6 часов)

ДЖЕК ЛОНДОН «ЛЮБОВЬ К  ЖИЗНИ» (3 часа)

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона

Урок по биографии писателя

Знакомство с биографией Джека Лондона.

Что такое любовь к жизни?

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Текстуальный анализ рассказа «Любовь к жизни»

Что такое любовь к жизни?

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Текстуальный анализ рассказа «Любовь к жизни»

Б.С. ЖИТКОВ «МЕХАНИК САЛЕРНО» (2 часа)

Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С. Житков и его рассказ «Механик Салерно»)

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Рассказ как литературный жанр. Чтение и анализ рассказа.

Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С. Житков и его рассказ «Механик Салерно»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ рассказа.

Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Экстремальные ситуации»

Р/Р

План рассказа, элементы композиции. Стилистический эксперимент.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 часов)

МАРК ТВЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА» (4 часа)

Марк Твен и его маленькие герои

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Знакомство с содержанием раздела.

Приключения – игра

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Комментированное чтение глав повести «Приключения Гекльберри Финна»

Приключения –  игра и жизнь

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Комментированное чтение глав повести, выявление авторской позиции.

Приключения – жизнь

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Комментированное чтение глав повести. Портрет и характеристика Гека Финна.

В.П. КАТАЕВ «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ» (5 часов)

Море Пети и море Гаврика

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Выборочное чтение и анализ эпизодов повести.

Большие события и маленькие дети

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ эпизодов повести.

Дети становятся взрослыми

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Цитатный план, аналитическая беседа.

Дети становятся взрослыми

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Аналитическая беседа.

Валентин Катаев. Жизнь и твор- чество. Автор и герой художественного произведения

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Автор и герой художественного произведения. Рассказ о В.П. Катаеве.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС». Смысл названия повести В.П. Катаева

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Работа над стихотворением. Осмысление названия повести.

Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Как мы становимся взрослы- ми»

Р/Р

Сравнительная характеристика героев. Составление плана.

Раздел 5. Правда истории и вымысел

В.А. КАВЕРИН «ДВА КАПИТАНА» (6 часов)

Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева

Урок по биографии писателя

Жизненный и творческий путь В. Каверина.

Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Комментированное чтение, диалог с автором.

«Я найду экспедицию!»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Проблемный анализ.

Лётчик Григорьев и штурман Климов

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Беседа по главам 4 части романа.

Капитан Григорьев на войне

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ эпизодов.

Как была найдена экспедиция

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ эпизодов.

А.С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Урок по историко-литературн. материалам

Знакомство с отрывком из «Повести временных лет». Песня как литературный жанр. Сопоставительный анализ текстов.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО» (2 часа)

«Ведь были ж схватки боевые...»

Урок по историко-литературн. материалам

Историческая основа стихотворения. Чтение и анализ.

«Ведь были ж схватки боевые...»

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Выразительное чтение. Рассказчик-герой в художественном произведении.

Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Правда истории и вымысел» (или резервный урок)

Р/Р

Составление плана сочинения. Написание сочинения.

Раздел 6. Романтика неизведанного (3 часа)

Стихи о прекрасном и неведомом (Н. ГУМИЛЁВ, В. МАЯКОВСКИЙ, М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ,  В. БЕРЕСТОВ)

Урокхудож.воспри-ятия произведен.

Чтение и анализ стихотворения.

Стихи о прекрасном и неведомом (Н. ГУМИЛЁВ, В. МАЯКОВСКИЙ, М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ,  В. БЕРЕСТОВ)

Урокхудож.воспри-ятия произведен.

Чтение и анализ стихотворения.

Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок). Проверочная работа № 1

Урок развивающе-го контроля

Проверочная работа

Часть II. Что можно увидеть  с закрытыми глазами (16 часов)

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 часа)

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия:

а) понятие о фантастической литературе, её «законы».

б) роль художественной детали в тексте.

в) связь литературы с фольклором. Поэма как литературный жанр.

Предметные умения

1. Узнавать фантастическую литературу по её признакам.

2. Видеть в тексте произведенияхудожественную деталь, понимать её роль.

3. Отличать сказку от произведения фантастической литературы.

4. Узнавать поэму по её жанровым признакам.

5. Писать сочинение- размышление о прочитанном.

Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.  Пользоваться изучающим видом чтения.

3.  Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.  Пользоваться ознакомитель-ным и просмотровым чтением.

5.  Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.  Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9.  Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

См. раздел 1

Личностные умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

А. КОНАН ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫ Й МИР» (2 часа)

Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя)

Урок по биографии писателя

Жизнь и творчество писателя.

Наука и полёт фантазии (анализ главы XII из романа «Затерянный мир»)

Урокхудож.воспри-ятия произведен.

Чтение и анализ главы XII.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 часов)

А.Р. БЕЛЯЕВ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ» (3 часа)

Фантастический мир Александра Беляева

Урокусвое-ния научных,литер.-крит. статей

Комментированное чтение статьи учебника о писателе.

Мари Лоран и голова профессора Доуэля

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Чтение и анализ эпизодов.

Профессор Доуэль и профессор Керн

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Научно-фантастический роман.

РЭЙ БРЭДБЕРИ «И ГРЯНУЛ ГРОМ» (2 часа)

Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р. Брэдбери)

Урок усвое-ния научных,литер.-крит. статей

Комментированное чтение статьи учебника

Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ «И грянул гром»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ основной идеи рассказа.

Н.В. ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ» (3 часа)

Н.В. Гоголь и «ненаучная» фанта- стика

Урок по биографии писателя

Жизнь и творчество писателя.

Странное, причудливое, фанта- стическое в повести «Портрет»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Тема и сюжет повести.

Фантастическое в повести.

Странное, причудливое, фанта- стическое в повести «Портрет»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Тема и сюжет повести.

Фантастическое в повести.

Раздел 3. Сказка и фантастика (5 часов)

А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ». «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (5 часов)

Жизнь и фантастика в сказке (А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ литературной сказки.

Жизнь и фантастика в сказке (А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Урок углубл. работы над текст.произв.

Анализ литературной сказки.

А.С. Пушкин и его первая поэма

Урок по историко-литературн. материалам

История создания поэмы.

«Там чудеса...» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»)

Урок углубл. работы над текст.произв.

Сказочная основа поэмы.

«Там чудеса...» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»)

Урокхудож. восприятия произведен.

Художественные особенности поэмы.

Развитие речи. Сочинение по части II  учебника  «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

Р/Р

Написание сочинения.

Часть III. В лабиринте событий (5 часов)

Что такое детектив?

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Сюжетная основа детектива. Особенности композиции.

Предметные знания 1. Понятие о детективной литературе. 2. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Предметные умения 1. Узнавать детектив по его жанровым признакам. 2. Писать сочинение- подражание.

УУД

См. раздел 1

См. раздел 1

Истоки детективной литературы (ЭДГАР ПО «УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ МОРГ»)

Уроки фор-мированиятеор.-литер. понятий

Э. ПО – основоположник жанра. Композиция рассказа.

Знаменитый сыщик, мистер Шер-лок Холмс (А. КОНАН ДОЙЛ «ГОРБУН»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ рассказа.

Знаменитый сыщик, мистер Шер-лок Холмс (А. КОНАН ДОЙЛ «ГОРБУН»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ рассказа.

Развитие речи. Сочинение по части III учебника «В лабиринте событий»

Р/Р

Вариант сочинения – «Сочиняем детектив».

Часть IV. Я и другие (15 часов)

В.Г. КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ» (5 часов)

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия:

а) отличие повести  от рассказа;

б) автобиографи-ческое произведение;

в) средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и др.).

Сказка и быль.

Предметные умения

1. Различать повесть и рассказ по их признакам. 2. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).

3. Писать сочинение – сравнительную характеристику двух героев.

Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.  Пользоваться изучающим видом чтения. 3.  Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.  Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.  Излагать содержание прочитанного (про- слушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.  Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9.  Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

См. раздел 1

Личностные умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Урок по биографии писателя

Личность писателя. Анализ глав повести.

Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ глав повести.

Уроки добра и справедливости

Урокхудожествен-ноговоспри-ятияпроиз-ведения

Комментированное чтение и анализ.

Уроки добра и справедливости

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Комментированное чтение и анализ.

Смысл названия и основные идеи повести

Урок, обобщ. работу над произведен-м

Смысл названия и основные понятия повести.

М.М. ПРИШВИН «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» (4 часа)

Мудрый автор, мудрый рассказ- чик, мудрый  Антипыч

Урок по биографии писателя

Личность писателя. Образ рассказчика.

Тропа Насти

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ сказки-были.

Тропа Митраши

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ сказки-были.

«Великий храм природы» в пове- сти «Кладовая солнца». Смысл названия повести

Урок, обобщ. работу над произведен-м

Особенности изображения мира природы в повести.

Л.А. КАССИЛЬ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ» (2 часа)

Один из лучших детских писате- лей (жизнь и творчество Льва Кассиля)

Урок по биографии писателя

Жизнь и творчество Л. Кассиля.

Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ глав повести.

Г. БЕЛЫХ, Л. ПАНТЕЛЕЕВ «РЕС ПУБЛИКА ШКИД» (1 час)

Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид»)

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Обзорное знакомство с содержанием повести.

Рассказы о  детях. В. РАСПУТИН «МАМА КУДА-ТО УШЛА»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Как в рассказе раскрывается тема «Я и другие».

Стихи о детях (Д. САМОЙЛОВ,  В. БЕРЕСТОВ,

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Выразительное чтение . Работа над стихотворением.

Развитие речи. Сочинение по части IV учебника «Я и другие»

Р/Р

Составление плана. Написание сочинения.

Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?..»

А.П. ЧЕХОВ «КАШТАНКА» (2 часа)

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия.

4. Кто такой писа- тель-анималист.

5. Понятие о стихотворных размерах.

Предметные умения

1. Определять стихотворный размер.

2. Писать сочинение- размышление о книге, литературном герое.

Регулятивные УУД1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.  Пользоваться изучающим видом чтения. 3.  Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.  Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.  Излагать содержание прочитанного (про- слушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.  Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9.  Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

См. раздел 1

Личностные умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

«Собачий мир» в рассказе  А.П. Чехова «Каштанка»

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Чтение статьи учебника с. 122-123. Чтение рассказа.

«Собачий мир» в рассказе  А.П. Чехова «Каштанка»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Анализ рассказа.

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе К. Чапека «С точки зрения кошки»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Аналитическая беседа.

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе К. Чапека «С точки зрения кошки»

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Аналитическая беседа.

ДЖЕРАЛЬД ДАРРЕЛЛ «ГОНЧИЕ БАФУТА» (2 часа)

Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Дарелла)

Урок по биографии писателя

Знакомство с личностью английского натуралиста.

Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Дж. Дар- релла «Гончие Бафута»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Наука и чувство юмора в творчестве Даррелла.

Э. СЕТОН-ТОМПСОН «ЧИНК» (2 часа)

Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э. Сетон- Томпсона)

Урок по биографии писателя

Жизнь и творчество писателя.

Друг, который никогда не пре- даст (беседа по рассказу Э. Сетон- Томпсона «Чинк»)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Беседа по рассказу.

Мир животных в стихах (стихи  Б. ЗАХОДЕРА, С. ЕСЕНИНА, В. ИН- БЕР, Н. ГЛАЗКОВА, И. БУНИНА,  В. МАЯКОВСКОГО, Н. ЗАБО- ЛОЦКОГО)

Урокхудож. восприятияпроизвед.

Выразительное чтение и анализ стихотворений о животных.

Мир животных в стихах (стихи  Б. ЗАХОДЕРА, С. ЕСЕНИНА, В. ИН- БЕР, Н. ГЛАЗКОВА, И. БУНИНА,  В. МАЯКОВСКОГО, Н. ЗАБОЛОЦКОГО)

Урок углубл. работы над текстом про-изведения

Выразительное чтение и анализ стихотворений о животных.

Развитие речи. Сочинение по части V учебника «Мы не можем без них или они без нас?»

Р/Р

Написание сочинения.

Что же там, за горизонтом? (Урок-обобщение по всему учебнику). Проверочная работа № 2

Урок развивающе-го контроля

Резервные уроки

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (по учебнику Ю. И. Лыссого).

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (по учебнику Ю. И. Лыссого) (102 часа)...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 8 класса по учебнику под редакцией Беленького

Данное планирование составлено для учащихся 8 класса со средним уровнем подготовки по предмету. Программа предусматривает творческие и игровые уроки, расширенное и углублённое изучение некоторых разде...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. (68 часов)

Новое календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год к урокам литературы в 8 класса к учебнику под редакцией Коровиной В.Я. (68 часов)...

календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику Ланина. ФГОС

планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы к УМк Ланина Б. А....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику В. Г. Маранцмана

Данная работа представляет собой календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику В. Г. Маранцмана.  Предлагаемая программа рассчитана на гуманитарные общеобразовател...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по учебнику В.Я. Коровиной.

Календарно=тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по  учебнику  В.Я. Коровиной. Содержит планирование уроков, формы контроля, указание на использование различных технологий....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и Программы общеобразовательных учре...