Программа элективного курса "Искусство понимания художественного слова" (9- - 11 кл.)
элективный курс по литературе (11 класс) по теме
Настоящая программа может быть использована в практике общеобразовательных учреждений как на этапе предпрфильной подготовки, так и в условиях профильных классов для углубления и расширения знаний по предметам филологического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._iskusstvo_ponimaniya_slova.doc | 579.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №22
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МОСШ №22
____________________ _________ Л.М.Петрова
Программа
элективного курса
«Искусство понимания художественного слова»
(для 9 -11 классов)
Автор курса:
учитель русского языка и
литературы высшей категории
МОСШ №22 Н.Г. Кочура
г.Нижневартовск
2010 – 2011 учебный год
Пояснительная записка:
Предлагаемая программа призвана подготовить учащихся 9-11-ых классов к восприятию художественного текста и к анализу программных произведений в 10-11 классах гуманитарного направления.
Предлагаемая программа дает более глубокое понятие интерпретации произведений русской классики и тем самым является подготовкой учащихся к курсу по анализу художественных произведений в старшем звене (9-11 кл.).
Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста. Анализ по традиционной форме "тема - идея - художественные средства" представляется нам устаревшим, не соответствующим требованиям рассмотрения текста в единстве формы и содержания. Такие современные понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды, остаются за пределами внимания.
Предлагаемая программа элективного курса предполагает разные формы учебной работы с поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу.
В качестве дидактического материала предлагается использовать тексты художественных произведений программы по литературе.
Содержание курса обусловливает применение как теоретических, так и практических форм занятий. При отборе теоретических понятий предпочтение отдано мало известным в школе механизмам восприятия текста (прогноз, читательская установка, скважины и т.д.), метафоре как основному приему создания художественного образа. Причем метафора трактуется не просто как один из тропов, но и как художественный принцип, что развивает мышление учащихся. Учащимся предложен дидактический материал в задачах и упражнениях. Литературные задачи созданы так, что при работе с ними необходимо возвращаться к прочитанному, разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание. Решать литературные задачи на занятии можно с целой группой, в форме индивидуальных заданий или в коллективно-распределительной деятельности с тем, чтобы учащиеся приобретали опыт выражения собственных мыслей.
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для 9-11классников, готовящихся выбрать гуманитарный профиль обучения в 10-11 классах.
Цель программы:
- эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии и прозы, углубление и расширение филологических знаний;
- воспитание нравственных качеств, чувства патриотизма;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (живопись, театр, кино, музыка);
- сформировать представление о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
Задачи программы:
- обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;
- расширение их кругозора, углубленное знакомство на профильном уровне с произведениями 19-20 вв., в том числе не входящими в традиционные школьные программы;
- развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
- достижение личностных результатов учащихся;
- формирование современного мировоззрения, восприятия мировой культуры в ее единстве и эволюционном развитии.
Новизна предлагаемой методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста, на теорию "эстетической реакции" Л.С.Выготского, а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу "от формы к содержанию" (а не наоборот, как это делается традиционно). При таком подходе анализ текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития его воображения, образного, ассоциативного мышления).
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
* что такое интерпретация, её виды и разные интерпретации смысла одного и того же произведения;
* знать законы языка произведения: тропы, фигуры, рифмы и т.п.
Учащиеся должны уметь:
* понимать «формальные» элементы текста, т.е. элементы формы;
* определять виды информации в тексте (концептуальную, фактуальную,
подтекстовую);
* расшифровывать «скважины» в тексте, в том числе аллюзии, скрытые цитаты;
* объяснить отношение заглавия с текстом;
дать интерпретацию повести или рассказа;
* анализировать драматическую (спектакль), телевизионную или
киноинтерпретацию произведения русской классической литературы (в рамках программы 9-11 классов).
Материал, положенный в основу программы, - это русская литература 19-20 вв. в ее лучших, классических образцах. Материал выходит за рамки содержания ФГОС по литературе, что соответствует требованиям к программам элективных профильных курсов. Принцип структурирования материала - преимущественно хронологический, что позволяет проследить закономерности развития русского художественного слова, движения литературного процесса в целом. В то же время хронологический принцип позволяет расположить материал так, что уровень его сложности постепенно повышается.
Иногда используется тематический принцип: как особо значимая для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания патриотизма выделяется тема "Образ Родины, России в русской поэзии".
Подбор текстов осуществлен так, чтобы каждое стихотворение, предлагаемое для анализа, с одной стороны, несло в себе специфические черты поэтики того или иного периода, а также художественного мира того или иного автора, а с другой - давало основания для сопоставительного анализа с произведениями других авторов и периодов. Рассмотрение поэтических текстов в широком литературном контексте соответствует требованиям Единого государственного экзамена по литературе.
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
- основные закономерности движения русского художественного слова от классицизма к постмодернизму;
- индивидуальные особенности художественного мира писателей.
Уметь:
- анализировать и интерпретировать текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
- выполнять задания творческого характера;
- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- определения своего круга чтения, самостоятельного знакомства с поэтическими произведениями и оценки их эстетической значимости;
- определения своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как объекта профессиональной деятельности
Тематический план
Примерный тематический план занятий факультатива «Искусство понимания художественного слова» для учащихся 9-11-ых классов
Тема | Количество часов |
1. Художественная речь | 1 5 |
Всего | 17 |
Темы | Кол-во часов | Теорети- ческие занятия | Практи- ческие занятия |
1.Вводное занятие. Художественная речь Язык и речь. Литературный язык, его состав, содержание. | 1 | 1 | - |
2.Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы. | 2 | 1 | 1 |
3.Художественная речь. Автор – текст - читатель. | 1 | 1 | - |
4.Образ автора и идейно - эстетическое содержание. | 1 | 1 | - |
1.Вводное занятие. Художественный текст Текст как система. Содержание художественного текста: события, характеры, речь, социальные и нравственно – психологические коллизии. Уровни содержания: событийное, идейное, языковое, образное отражение мира. | 1 | 1 | - |
3.Художественное слово. Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля. | 2 | 1 | 1 |
| |||
4.Поэзия. Родовые свойства поэзии. Лирический образ – образ – переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Художественная структура стихотворения. Духовная позиция поэта. Размеры стиха. Рифма. Строфика. Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись. Анализ поэтического текста. | 2 | 1 | 1 |
5.Проза. Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Типы речи. Эпизод. Контекст. Сюжетность. Изобразительно-выразительные средства языка. Эмоционально-экспрессивная лексика. Ирония. Сатира. Юмор. Критика. | 2 | 1 | 1 |
6.Драма. Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Социально-реалистическая драма. Сатира. «Драма нравов». Сценические средства художественной выразительности. | 2 | 1 | 1 |
7.Смысл. Интерпретация. Проверка ее принципами и приемами поэтики. Принципы научного интерпретирования художественного текста. | 2 | 1 | 1 |
8.Итоговое занятие. Развернутая и доказательная интерпретация художественных тестов. | 1 | - | 1 |
Всего: | 17 | 10 | 7 |
Содержание курса
Тема 1.
Язык и речь. Противопоставление языка и речи. Литературный язык, его состав, содержание. Культура речи. Язык как первоэлемент художественной литературы. Литературный язык и язык художественной литературы.
Художественная речь.
Автор — текст — читатель.
Образ автора и идейно-эстетическое содержание.
Автор-писатель, автор—повествователь, автор—рассказчик.
Форма занятия: лекция.
Тема 2.
Художественный текст. Текст как система. Содержание художественного текста:
события, характеры, речь, социальные и нравственно-психологические коллизии.
Уровни содержания: событийное, идейное, языковое. образное отражение мира.
ВИДЫ информации в тексте.
Структура художественного произведения. Членимость текста.
План содержания и план выражения. Тема, рема. Цель высказывания.
Художественный образ как синтез идейного и языкового содержания художественного текста.
Форма занятия: лекция, практикум - работа с текстами.
Тема З.
Художественное слово.
Слово как единица организации художественного текста. Кодифицированное и контекстуальное значение слова. Многозначность. Синонимия. Антонимия. Ключевые слова. Семантические поля. Текстообразующие свойства слова.
Внимание к слову: «скважина».
Внимание к знаку.
Внимание к форме.
Эстетическая трансформация слова в художественном тексте. Тропы. Стилистические фигуры.
Ассоциативный ряд. Словесный образ. Метафора как художественный принцип.
Форма занятия: практикум, работа с текстами художественных произведений, решение литературных задач.
Тема 4
Поэзия. Фонетическая организованность. метафоричность, концентрированность — родовые свойства поэзии.
Лирический образ — образ-переживание. Лаконизм средств. Многоплановость смысла. Тяготение к условности.
Художественная структура стихотворения.
Пространственная, временная. духовная позиция поэта.
«Сюжет» лирического стихотворения.
Композиция.
Стих как определенный звуковой и интонационный отрезок стихотворной речи. Стихотворные размеры.
Рифма. Законы строфики.
Стиховая мелодика. Тоника. Звукопись.
Анализ поэтического текста.
Форма занятия: лекция с элементами анализа текста, решение литературных задач.
Тема 5
Проза. Отличительные признаки. Образ автора-повествователя, его позиция. Психологизм. Повествование. Описание.
Рассуждение. Пространственная и временная определенность. Эпизод. Сюжетность. Контекст. Изобразительно-выразительныие средства. Колорит места и времени.
Эмоционально-экспрессивная лексика.
Ирония. Сатира. Юмор. Критика.
Форма занятия: лекция, практикум, работа с текстами, решение литературных задач.
Тема 6.
Драма. Драматургический текст. Речевая характеристика сюжета. Авторские ремарки. Языковые средства речевой характеристики. Социально-реалистическая драма. Сатира. «Драма нравов».
Сценические средства художественной выразительности.
Сценарий. Сценическая интерпретация художественного текста.
Форма занятия: практический разбор комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.С.Грибоедова «Горе от ума», Н.В. Гоголя «Ревизор».
Тема 7.
Смысл. Интерпретация.
Понятие интерпретации как постижение художественного целого средствами науки. Проверка интерпретации принципами и приемами поэтики.
Принципы научного интерпретирования художественного текста.
Форма занятия: лекция, практические занятия.
Варианты заданий:
1. Дайте интерпретацию «Капитанской дочки» А.С. Пушкина:
а) внимательно прочитайте текст;
б) определите основной эмоциональный тон (пафос) произведения и его содержательные доминанты;
в) кратко сформулируйте основную идею и общий смысл произведения;
г) еще раз перечитайте текст. Найдите и зафиксируйте по ходу чтения те художественные особенности, которые подтверждают вашу первичную интерпретацию. Отметьте особенности текста, которые не согласовываются с вашей интерпретацией, противоречат ей;
д.) скорректируйте первичную интерпретацию и подкрепите каждое положение примерами;
е) повторите операции, предусмотренные пунктом г);
ж) дайте окончательную интерпретацию произведения.
2. Проанализируйте любую драматическую (спектакль), телевизионную или киноинтерпретацию произведения русской классической литературы, руководствуясь данной выше схемой.
Дополнительно ответьте на вопросы:
- Соответствует ли режиссерская позиция авторской?
- Можно ли оценить трактовку литературных образов актерами как адекватную или нет? (Ответ обоснуйте.)
- В каком случае выше сила эмоционального воздействия — при чтении произведения или при его творчески-образном восприятии?
- Обогащает ли данная экранизация (спектакль, телефильм) наше представление о произведении или наоборот?
Тема 8. Итоговое задание
Руководствуясь схемой, дайте развернутую и доказательную интерпретацию следующим произведениям:
А.С. Пушкин.«Медный всадник»,
Н.В. Гоголь. «Вий», «Шинель»,
М.Ю. Лермонтов. «Демон»,
В.М. Шукшин. «Срезал»,
А.П. Чехов. «Чайка» или рассказ по выбору,
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература:
1. Гранин Г.Г., Шаповал Л.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. Учимся понимать художественный текст / Задачник-практикум. 8-11 классы - М., НПО «Образование от А до Я», 1999.
2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.- М., «Флинта», «Наука»,2003.
З. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения
(10-11 кл.) 1/ РЯШ, 1994, 5, с.35-39.
4. Шанский Н.М. Анализ художественного текста./Сб. ст. под ред. Н.М. Шанского.-М., 1975-1978 (вып.1-3).
5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. — М., 1971.
6. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1980.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М.. 1970.
9. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Средства художественной изобразительности"
Содержит планирование работы......
Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...
Программа элективного курса "Мировая художественная культура"
Программа элективного курса "Мировая художественная культура" для 10 класса...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»
Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации,...
Программа внеурочной деятельности кружка «Художественное слово»
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствую...
Программа внеурочной работы, кружок "Художественное слово".
Город Москва,ЦПШ "Косинская",руководитель объединения -Григорьева Валентина Германовна,учитель русского языка и литературы10 сентября 2018г. 1. КРУЖОК...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"...