Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"
рабочая программа по литературе (5, 8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hudozhestvennoe_slovo.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово» для 5- 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 45 минут.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества русских авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.
Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения программы литературной гостиной обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтение;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражение через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Содержание курса
Основное содержание тем | Основные виды деятельности и формы организации |
Раздел 1.«Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час) | |
Выявление читательских интересов. | Беседа о необходимости чтения книг. Беседа о чтении и анализе произведения как непрерывной и сложной работе восприятия, памяти, воображения, мышления, читательских переживаний. |
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 час) | |
«Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. От того, каков подтекст произведения, как понято его содержание, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на слушателей. Пути раскрытия внутреннего содержания текста («открытость, прозрачность повествования», эмоциональная окраска слов, «отклоняющееся повествование», «подразумеваемый, скрытый подтекст», «постепенное раскрытие образов»). Продолжение работы с помощью упражнений по развитию техники дыхания, то есть выработка совокупности умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. | Оценка актерского и авторского чтения; наблюдение над речевыми особенностями речи (логичность, точность, выразительность, образность, аргументированность, доказательность, лаконичность, ситуативность). Формы организации: беседа, обсуждение, тренинги. Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи. Особенности чтения произведений разных жанров (пословиц, поговорок, сказок, былин, рассказов, пьес, стихотворений). Самостоятельное написание собственных произведений разных жанров или даже стилей. Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая,физиологическая).Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии). |
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. (1 час) | |
Мастерство актеров в театре. Работа над мимикой и жестами. Что такое актерский этюд. | Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов. Этюд «Знакомство» и «Ссора» Этюды «В театре», «Покупка театрального билета» |
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа) | |
От народной песни - к стихам поэтов. Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение песен. Фольклорные произведения отражают жизнь русского народа, его надежды, мечты, идеалы. Лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни человечества. Актуальность фольклорных произведений. Мотивы народных песен, обработанных поэтами и прозаиками, для создания худ. образа. | Чтение и наблюдение. Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета. Конкурсное чтение и анализ. Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В. Кольцова. Сопоставление с текстами народных песен. |
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа) | |
«Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания» Сказание о Борисе и Глебе. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. | Интонирование произведений. Обучение особенной ритмике речи в древнерусских сказаниях. Выразительное чтение. |
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час) | |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Отрывки из книги Д. Николаева «Смех Щедрина». Сатирический смех Щедрина. Приметы фольклора в щедринских сказках. Авторская позиция, высмеивание человеческих пороков, место гипербол и гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. | Формы организации: беседа с элементами анализа, создание собственных иллюстраций, декораций, инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). |
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов) | |
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования. | Литературный вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. |
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - «высмеять все дурное в России». Новизна финала. Сцена «вранья» Хлестакова. | Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. |
Художественны особенности диалогов, начала и концовки рассказов А. Куприна «Извозчик Петр», Е.И. Носова «Радуга», В.Н. Мирнева «Ночью». Размышления по поводу героев и их поступков, манеры держаться, разговаривать, общаться, сострадать, переживать за то, что совершено. Художественные средства, которыми автору удаётся создать ясную картину событий, переживаний и чувств героев. | Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков. |
Раздел 8. Поэтические страницы (5 час) | |
Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного… Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры: ямб и хорей. «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе. Программа концерта на тему «Родная природа в литературе, живописи и музыке» или музыкально-литературной композиции «Тихая моя Родина…». | Выразительное чтение стихотворений, выбранных обучающимися самостоятельно; подготовка иллюстрации и картин, связанных с изучаемыми произведениями. Формы организации: беседа, обсуждение, создание собственной иллюстрации, «проба пера» - создание собственных стихотворений, литературно-музыкальная композиция «Тихая моя Родина». |
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 час) | |
Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся. | Отбор материала, выразительное чтение стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили». |
Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 час). | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Раздел 1.«Благородные и молчаливые друзья» - книги | 1 |
2 | Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) | 4 |
3 | Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд. | 1 |
4 | Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество | 2 |
5 | Раздел 5. Древнерусская литература | 2 |
6 | Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров | 4 |
7 | Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков | 10 |
8 | Раздел 8. Поэтические страницы | 5 |
9 | Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне | 4 |
10 | Подведение итогов работы. Творческий отчет | 1 |
ИТОГО | 34 часа |
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | |
план | факт | |||
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час). | ||||
1 | 06.09 | Выявление читательских интересов. | 1 | |
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа). | ||||
2 | 13.09 | Говорите не столько уху, сколько глазу. | 1 | |
3 | 15.09 | Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. | 1 | |
4 | 20.09 | Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. | 1 | |
5 | 27.09 | Практические занятия. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии). | 1 | |
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд (1 час). | ||||
6 | 04.10 | Мастерство актеров в театре. | 1 | |
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа). | ||||
7 | 11.10 | От народной песни - к стихам поэтов. | 1 | |
8 | 18.10 | Конкурсное чтение стихотворений-песен. | 1 | |
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа). | ||||
9 | 25.10 | «Слово о погибели Русской земли». Выявление особенностей жанра «сказания» | 1 | |
10 | 1.11 | Практическая работа. Сказание о Борисе и Глебе. Выразительное чтение. | 1 | |
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 час). | ||||
11 | 08.11 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. | 1 | |
12 | 15.11 | Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. | 1 | |
13 | 22.11 | Практическая работа. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций. | 1 | |
14 | 29.11 | Инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). | 1 | |
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (10 часов) | ||||
15 | 06.12 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования. | 1 | |
16 | 13.12 | Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. | 1 | |
17 | 20.12 | Репетиция спектакля. | 1 | |
18 | 27.12. | Литературный вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина. | 1 | |
19 | 17.01 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. | 1 | |
20 | 24.01 | Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов и подготовка к инсценированию пьесы. | 1 | |
21 | 31.01 | Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. | 1 | |
22 | 07.02 | «К нам едет «Ревизор»»… Театральное представление. | 1 | |
23 | 14.02 | Подготовка сценария и выразительное чтение отрывков к Вечеру современной прозы, посвященному новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. | 1 | |
24 | 15.02 | Вечер современной прозы, посвященный новым рассказам В. Распутина, Б. Екимова и других современных авторов. | 1 | |
Раздел 8. Поэтические страницы (5 час) | ||||
25 | 22.02 | Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова. | 1 | |
26 | 07.03 | Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов. | 1 | |
27 | 14.03 | Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. | ||
28 | 21.03 | Творческая мастерская. Разработка сценария литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина». | ||
29 | 04.04 | Представление литературно-музыкальной композиции «Тихая моя Родина». | 1 | |
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (4 час). | ||||
30 | 11.04 | Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. | 1 | |
31 | 18.04 | Отбор материала для литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. | 1 | |
32 | 25.04 | Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. | 1 | |
33 | 16.05 | Литературная гостиная «Чтобы помнили». | 1 | |
Подведение итогов работы. Творческий отчет (1 час). | ||||
34 | 13.05 | Представление отчета. | 1 | |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса
Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем,...