Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»
рабочая программа по русскому языку на тему
Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_hudozh.slovo_.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
«Утверждаю» Директор МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» ___________Н.П.Сорокина Приказ от 11 сентября 2017г. №117 Принята педагогическим советом, протокол заседания от 11. 09. 2017г. № 1
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности
«Художественное слово»
(Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год обучении (72 часа)
Составитель: Фёдорова
Инна Витальевна,
педагог дополнительного
образования
МБОУ «Ваховская ОСШ»
2017
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Художественное слово» (далее - Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования:
1.2.Актуальность программы программы обусловлена следующими факторами.
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.
Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.
1.3.Отличительные особенности программы Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое свободное время.
1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Кружок предназначен готовить их к участию в общешкольных мероприятиях, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка спланированы так, чтобы дополнить и углубить материалы урока, способствовать их более прочному усвоению, предусматривать связь с жизнью учащихся и стимулировать их потребность в общении.
1.5.Цель программы:
- формирование у детей духовно-нравственной культуры,
- воспитание добра, любви к ближним, своей родине,
- развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,
- обучение детей умению владеть устным и письменным словом.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
- Развивать творческие возможности детей
- Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
- Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
III. Воспитательный аспект.
- Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
- Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
IV. Учебный аспект
- Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
- Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.
- Создавать условия для литературного творчества.
- Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
- Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу
Занятия кружка предусматривают обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, подготовку к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
1.7.Программа адресована для детей 5-9 классов (12-16 лет)
1.8.Формы занятий:
Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Занятия проводятся по группам и индивидуально. При проведении занятий преобладают:
- беседы,
- игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),
- конкурсы,
- викторины
- урочные занятия,
- контрольные занятия,
- тестирование.
Примерный алгоритм ведения занятий:
-приветствие;
- речевая зарядка;
- ознакомление с новым лексическим материалом;
- тренировочные речевые упражнения;
- физминутка;
- дидактические игры;
- ролевые игры;
- разучивание стихов;
- подведение итогов занятия.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 72 часа
2.2.Срок реализации программы – 1 год
2.3.Режим занятий: 1 раз в неделю по 45минут
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
- Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
- Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
- уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
- учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- выставки творческих работ;
- соревнования;
- проведение праздников;
- проведение интеллектуальных игр;
- проведение открытых уроков для родителей;
- проведения конкурсов чтецов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. | 2 |
2 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. | 2 |
3 | Чудо поэтического слова. Развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи. | 2 |
4 | Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы» | 2 |
5 | Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. | 2 |
6. | Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. | 2 |
7. | Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» | 2 |
8 | Подборка стихов об осени. | 2 |
9 | Выразительное чтение стихов поэтов 20 века | 2 |
10 | Выразительное чтение стихов поэтов 21века. | 2 |
11 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова» | 2 |
12 | Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова | 2 |
13 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 |
14 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 |
15 | Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской. | 2 |
16 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. | 2 |
17 | Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 2 |
18 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 2 |
19 | Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром. | 2 |
20 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 2 |
21 | Филологический анализ художественного текста. | 2 |
22 | Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 2 |
23 | Изучаем язык мимики и жестов. | 2 |
24 | Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». | 2 |
25 | Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 2 |
26 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. | 2 |
27 | Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. | 2 |
28 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». | 2 |
29 | Слово в прозе. Жанры прозы. «Творческий эксперимент». | 2 |
30 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». Басни И.А.Крылова. Составление партитуры. | 2 |
31 | Слово в прозе. Художественный анализ текста. | 2 |
32 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа Мы придумываем сказку» | 2 |
33 | Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи. | 2 |
34 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 2 |
35 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа: «Мы пишем рассказ» | 2 |
36 | Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы. | 2 |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Введение.
Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при работе с орг. техникой: компьютером, принтером, ксероксом. Живое слово и его значение. Основы художественного чтения. Ознакомление с целями и задачами литературного кружка.
1. Культура речи.
Речь – главное коммуникативное средство общения людей. Роль речи в общей культуре человека. Правила разговорной речи, история возникновения. Грамотная речь – залог успешного общения. Слова-«паразиты». Навыки ведения диалога в различных ситуациях, умения словами, мимикой, тоном выразить своё отношение к человеку. Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся. Экология речи. Речевойэтикет. Речь СМИ.
2. Секреты текста.
Основные признаки текста. Стилевое единство текста, единство частей текста. Формирование и функционирование стилей русского языка. Стилистические возможности языковых средств. Народное слово в литературном языке. Исследование фольклора. Типы словесного выражения. Словесные изобразительно – выразительные средства. Жанры творческих работ. Анализ текста.
3. Основные понятия и жанры.
Система жанров. Оперативно-новостные тексты. Оперативно-исследовательские тексты. Исследовательско-новостные тексты. Исследовательские тексты. Исследовательско-образные тексты.
4. Создание текста.
Работа над текстом. Тема, замысел и идея произведения. Сбор информации и обработка материала. Работа над композицией и языком. Основы редактирования текста. Литературное редактирование.
5. Особенности творчества писателей и поэтов. Поэтическая палитра тем, жанров, художественных форм. фольклор: щедровки, посевание на Новый год
6. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.
Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности. Упражнения, связанные с постановкой дыхания, дикции, голоса. Орфоэпически правильное произношение слов, звукосочетаний. Работа с художественными текстами.
- Календарно-тематический план (рабочая программа учебных курсов)
- на 2016-2017 учебный год
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Коррек тировка |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. | 2 | ||
2 | Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. | 2 | ||
3 | Чудо поэтического слова. Развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи. | 2 | ||
4 | Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы» | 2 | ||
5 | Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. | 2 | ||
6. | Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. | 2 | ||
7. | Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» | 2 | ||
8 | Подборка стихов об осени. | 2 | ||
9 | Выразительное чтение стихов поэтов 20 века | 2 | ||
10 | Выразительное чтение стихов поэтов 21века. | 2 | ||
11 | Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова» | 2 | ||
12 | Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова | 2 | ||
13 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 | ||
14 | Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 2 | ||
15 | Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской. | 2 | ||
16 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. | 2 | ||
17 | Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 2 | ||
18 | Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 2 | ||
19 | Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром. | 2 | ||
20 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 2 | ||
21 | Филологический анализ художественного текста. | 2 | ||
22 | Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. | 2 | ||
23 | Изучаем язык мимики и жестов. | 2 | ||
24 | Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». | 2 | ||
25 | Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце» | 2 | ||
26 | Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. | 2 | ||
27 | Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. | 2 | ||
28 | Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». | 2 | ||
29 | Слово в прозе. Жанры прозы. «Творческий эксперимент». | 2 | ||
30 | Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». Басни И.А.Крылова. Составление партитуры. | 2 | ||
31 | Слово в прозе. Художественный анализ текста. | 2 | ||
32 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа Мы придумываем сказку» | 2 | ||
33 | Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи. | 2 | ||
34 | Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». | 2 | ||
35 | Слово в прозе. Коллективная творческая работа: «Мы пишем рассказ» | 2 | ||
36 | Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы. | 2 |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- Методическое обеспечение программы:
Программа занятий кружка «Художественное слово» рассчитана на детей, возраст которых 12 – 16 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются ценностные ориентиры в жизни, определяются склонности и интересы, которые впоследствии могут стать основой будущей профессии литератора, учителя, журналиста, корреспондента. Но кем бы ни стал в будущем воспитанник, он должен хорошо знать родной язык и владеть словом.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате исследовательской, собирательской, экскурсионной и другой деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, в структуру занятий включено знакомство с мифами, легендами, фольклором народов. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичные выступления, написание стихотворений и очерков, собирание фольклора и оформление альбомов, всё это разовьёт творческие способности, что будет способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка, художественного слова.
Чтобы научить учащихся любить книги, пользоваться дополнительной литературой, уметь написать сообщение, доклад, небольшой очерк, рассказ или статью в газету, в программу включены конкурсы, викторины.
Литературный кружок «Художественного слово» способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус, является школой гражданственности и патриотизма.
Основные формы занятий, планируемые по каждой теме, указаны в плане. Занятия планируются комбинированными: рассказ с показом видеофильма, практические работы с текстами.
Итоги теоретического обучения подводятся с помощью тестовых опросов, а практического обучения в виде самостоятельных практических работ.
С этой целью на занятиях используются различные МЕТОДЫ по источнику учебной информации:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2) наглядные:
а) иллюстрации: картины, картинки, плакаты, схемы и т.д.;
б) демонстрации: видеозаписи;
3) практические занятия;
4) игровые: развивающие игры, элементы соревнований и др.
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные МЕТОДЫ стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и МЕТОДЫ формирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.
Во время проведения занятия могут быть использованы различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.
- Условия реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете русского языка.
Дидактический материал:
- таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Материально-техническое обеспечение: Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, проектор, диски с записью сказок и постановок.
Список литературы
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
Формы и виды контроля
Виды контроля | Формы контроля | Методы и способы контроля | Сроки контроля |
Вводный | Общая эрудиция | Опрос, наблюдение, беседа | Октябрь, февраль, апрель. |
Текущий | Уроки творчества, представление тематических столов, экскурсии | Анализ выполненных работ, индивидуальные консультации, практические работы, беседы | После каждой темы. |
Итоговый | Творческий отчет | Анализ выполненных работ | Декабрь, май. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"
Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная
Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия, картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Художественное творчество для малышей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у ...
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Орленок» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-патриотическая студия «Орленок» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей...