урок изучения биографии А.С. Пушкина в 9 классе "Вся жизнь - один чудесный миг"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Шалькова Ирина Васильевна

Знакомство  с биографией поэта и писателя А.С.Пушкина в 9 классе  проходит в  форме  устного журнала, со страниц которого узнаём подробности из жизни поэта. (Информацию о каждой странице готовит группа учащихся)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izucheniya_biografii_a.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

урок изучения биографии А.С. Пушкина в 9 классе

"Вся жизнь - один чудесный миг"

   

                                                                Подготовил учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№2

Шалькова Ирина Васильевна.

 

 

 Тема:                   "Вся жизнь - один чудесный миг"

                   (урок изучения биографии А.С.Пушкина в 9 классе)

Цель: познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина.

Задачи:

1) Обобщить и систематизировать  уже известные знания о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

2) развивать умение слушать друг друга; интерес к творчеству А.С.Пушкина;

3) воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность при подготовке к урокам.

Оборудование:

1) устный журнал;

2) портреты;

3) контрольные листы (приложение 8)

Ход урока:

1. Организационный момент (подготовка к началу урока).

2. Слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас два урока литературы пройдут под названием "Вся жизнь - один чудесный миг". Мы с вами будем подробно знакомиться  с биографией уже известного вам поэта и писателя А.С.Пушкина. Наши уроки будут проходить в  форме  устного журнала, со страниц которого мы и будем узнавать подробности из жизни Пушкина А.С.

Я всех прошу быть очень внимательными, потому что в конце второго урока будет небольшая проверочная работа по биографии поэта. Итак, начинаем.

3. Устный журнал.

1) - Первая страница нашего журнала называется "Детство" (1799-1811). Сообщение ученика.

- Как сказала О., уже с раннего детства Пушкина интересовала литература. Этому способствовала атмосфера родительского дома, где бывали виднейшие писатели и поэты - Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский.

2) - Теперь перейдем ко второй странице нашего журнала, в которой пойдет речь о лицейских годах А.С.Пушкина. Сообщение ученика.

- В этот период Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую мы с вами изучали в 5 классе. Обратите внимание на эти рисунки, которые были выполнены вами и посвящены оформлению титульного листа к поэме.

3) - Третья страница нашего журнала называется "Петербург" (1817-1820). Сообщение ученика.

- Давайте еще раз вернемся к поэме "Руслан и Людмила", которая, как вы уже знаете, была закончена в этот период творчества. Сейчас с вами проведем небольшую викторину и проверим, насколько хорошо вы помните содержание поэмы.

- Обратите внимание на доску, где записаны имена героев поэмы. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны ответить, о ком идет речь.

1. Фарлаф                   4. Людмила                   7. Рогдай

2. Руслан                    5. Ратмир                       8. Черномор

3. Владимир              6. Наина

  1. Кто пирует "в толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой?"   (Владимир)
  2. Перед тем  как рассказать о поступке этого героя, поэт восклицает:

Зачем я должен для потомства

 Порок и злобу обнажать

И тайны козни вероломства

В правдивых песнях обличать?

Вот еще строчки из поэмы об этом герое:

 Смущенный витязь поневоле

Ползком оставил грязный ров;

Окрестность робко озирая,

Вздохнул и молвил оживая:

"Ну, слава Богу, я здоров!"

- О каком герое идет речь?   (Фарлаф)

  1. Для какгог героя подходят слова "угрюмый и неукротимый"?  (Рогдай)
  2. Кто из героев с грусть смотрел на русское поле, усеянное костями, вытоптанное конями?      (Руслан)
  3. О ком это:

И чудо: юная княжна,

Вздохнув, открыла светлы очи!

Казалось, будто бы она

Дивилася столь долгой ночи;

Казалось, что какой-то сон

Ее томил мечтой неясной,

И вдруг узнала - это сон!        (Людмила)

  1. О ком это:

 "Теперь ты наш: ага, дрожишь!

Смирись, покорствуй русской силе!.."

 - С кем бился Руслан?           (Черномор)

  1. Кто говорит такие слова:

"Так, сердце я теперь узнала;

Я вижу , верный друг, оно

Для нежной страсти рождено;..."        (Наина)

 

4. - На следующей странице нашего журнала говорится о годах ссылки А.С.Пушкина на Юге (1820-1824). (сообщение ученика )

- Этот период жизни поэта нельзя назвать ссылкой в прямом смысле слова. Его выслали,  но фактически оформили как перевод по службе сначала в Екаверинослав, потом в Кишинев, затем в Одессу, где спокойной жизни Пушкина пришел коней из-за столкновений с начальником, генерал-губернатором графом М.С.Воронцовым. Стараясь избавиться от Пушкина, Воронцов писал доносы в Петербург. К тому же полиция перехватила письмо Пушкина, которое содержало "неблагонадежные" высказывания. Все это решило его судьбу: его уволили с государственной службы.

5. Пятая страница носит название "Михайловское" (1824-1826). Это тоже одно из мест, куда был сослан Пушкин. Сообщение ученика.

- Этот период был очень трудным в жизни А.С.Пушкина, так как он жил в глухой деревне под надзором не только власти, но и церкви. Двое друзей не побоялись навестить поэта. Первым приехал Иван Пущин, позже которому он посвятит одноименное стихотворение (чтение стихотворения наизусть учителем).

6. - А сейчас перейдем к следующей странице, в которой речь пойдет о жизни Пушкина в Москве, затем в Петербурге после возвращения из Михайловского. Сообщение ученика.

- Знаменитое событие этого периода - это знакомство Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Весной 1829 года поэт сделал ей предложение, но мать девушки не считала его завидным женихом: состояния нет, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она уклонилась от ответа. И только лишь поздней осенью предложение было принято и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.

7. А Теперь обратимся к 7 странице нашего журнала. Но обратите внимание, что ее название зашифровано. Сейчас мы с вами попробуем ее расшифровать. Я буду задавать вам вопросы. Их  всего 7. Клеточек тоже 7. В каждой клетке вы видите цифру, которая соответствует букве слова, являющимся ответом на вопрос .

1

4

3

1

4

4

1

 

1) Назовите фамилию вымышленного рассказчика, под иа\менем которого Пушкин объединил повести "Выстрел",  "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка" в единое целое?   (Белкин) 

2) Назовите фамилию девушки, в которую был влюблен Иетр Гринев из повести "Капитанская дочка"?    (Миронова)

3) Определите название поэмы по отрывку:

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам.   ("Полтава")

4)  Кем приходилась Маша Миронова Василисе Егоровне и Ивану Кузьмичу?   (дочь)

5) Из какого стихотворения отрывок?

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный неволей орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.   ("Узник")

6) Как звали няню А.С.Пушкина?   (Арина)

7) Кому были сказаны эти слова из произведений А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге":

Волхвы не боятся могучих владык

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И  с волей небесною дружен.     (Олег)

- Вот мы с вами и расшифровали названия страницы. Речь сейчас пойдет о Болдинском периоде жизни и творчества А.С.Пушкина (сообщение ученика).

- Болдинский период - самый плодотворный в творчестве Пушкина. Вот как он сам пишет об этом Плетневу, 9 декабря 1830: "...я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы "Онегина", 8 и 9, совсем готовые в печать. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий... Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все... Написал я прозою 5 повестей..."

 8. Вот мы и подходим к концу. Осталась последняя страница нашего журнала, в которой речь пойдет о последних годах жизни Пушкина. (Сообщение ученика).

- За несколько месяцев до смерти, в августе 1836г., Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам - к нам. (Чтение учителем наизусть стих-ия "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...").

- В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та "народная тропа", о которой  мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире. Пушкин - неотъемлемая часть нашей культуры, духовного и нравственного мира нашего современника.

 

4. Рефлексия.

        - Наш журнал закончен. Мы с вами узнали много нового, интересного из жизни А.С.Пушкина, также повторили, вспомнили все, что нам уже было известно л нем. Сейчас мы с вами проведем небольшую проверочную работу, которая покажет результаты нашей с вами работы на уроках. У вас у каждого на столах лежат контрольные листы. Я буду зачитывать утверждение, касающееся жизни Пушкина, а вы должны подумать, вспомнить все, что говорилось на уроке, и решить, верно или нет мое утверждение. Если верно, вы ставите Х, если же неверно - 0. Начнем.

1) А.С.Пушкин родился в Петербурге. (0)

2) А.С.Пушкин учился в Царскосельском лицее, привилегированном закрытом учебном заведении, получил высшее образование.   (Х)

3) После Лицея Пушкин был зачислен на службу в коллегию иностранных дел в Москве.   (0)

4) В 1820 году, когда была напечатана поэма "Руслан и Людмила", Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю - ученику от побежденного учителя".     (Х)

5) Самые близкие друзья Пушкина по Лицею - Пущин и Дельвиг.    (Х)

6) Южная ссылка длилась с 1820 по1824.   (Х)

7) Болдинская осень 1830г. была очень щедрой для поэта. За 10 месяцев им было написано много произведений.     (0)

8) Два года, проведенные в Михайловской ссылке, наполнены чтением и творчеством, знакомством с народной жизнью, местными традициями, устным народным творчеством.    (Х)

9) Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась на Белой речке в 1937г.   (0)

 

0

Х

0

Х

Х

Х

0

Х

0

 

 

5. Оценка учащихся.

6. Д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина "Вся жизнь - один чудесный миг"

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина...

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”...

Конкурс чтецов “Вся жизнь – один чудесный миг”,посвященный творчеству А.С.Пушкина

Конкурс чтецов “Вся жизнь – один чудесный миг”,посвященный творчеству А.С.ПушкинаВед. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались в этом уютном залеНеумолимо время мчитьсяНа бысторой тройк...

«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»

Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений...

Презентация к уроку по биографии А.С. Пушкина. 5 класс

Краткая биография А.С. Пушкина в форме презентации. 5 класс...

Внеклассное мероприятие "Вся жизнь - один чудесный миг."

Внеклассное мероприятие по литературе "Вся жизнь - один чудесный миг."...