Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Османова Ирина Николаевна

Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 классе на тему "Послание. "19 октября" (1825 г.). Защита проекта проходила в форме презентации, которая и явилась продуктом проектной деятельности семиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litsey_v_zhizni_a._s._pushkina.rar2.77 МБ

Подписи к слайдам:

Проектная работа по литературе на тему:«Лицей в жизни А.С.Пушкина»
Выполнили ученики 7 класса: Березнева Анастасия, Захаренков Иван, Ивкова Екатерина, Ковалёв Александр, Шестакова Татьяна, Яшина Мария. Учитель: Османова И.Н.

Лицей был закрытым учебным заведением. В течение 6 лет родственники могли навещать лицеистов только по праздничным дням. Учебный год начинался 1 августа. Заканчивался 1 июля. Каникулы были одни – с 1 июля по 1 августа. Обучение в Лицее делилось на два курса. Первый назывался начальным, второй – окончательным. На каждом учились в течение трех лет. При переходе с курса на курс проводился публичный экзамен.
На церемонии выпуска первых лицейских воспитанников прозвучала прощальная клятва: "И последний лицеист будет праздновать 19 октября". Директор Лицея обратился к выпускникам со словами: "… Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша...."
Высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи. Лицей был основан по указу императора Александра I. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но этого не произошло. Предполагалось, что там будет всего тридцать детей, но самых лучших! Тех, кто будет преобразовывать Россию. Для Лицея выделили часть Екатерининского дворца. Девизом Лицея стали слова: "Для общей пользы".
Одна из самых известных традиций в Лицее – после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми юноши были здесь окружены. Для самого первого выпуска из осколков колокола директор распорядился изготовить памятные кольца в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук.
«Чугунниками» называли они себя и надевали памятные кольца на встречу - 19 октября. Празднование «лицея дня заветного» стало традицией лицеистов первого выпуска. Что их ждало впереди? Одних - блестящая карьера и слава, других - каторга и ссылки, третьих - ранняя смерть. Они станут писателями, учёными, композиторами, поэтами, дипломатами, флотоводцами и через всю свою жизнь пронесут верность "святому братству".
Лицеисты исполнили гимн, сочинённый Дельвигом:Шесть лет промчалось, как мечтанье,В объятьях сладкой тишины,И уж Отечества призваньеГремит нам: шествуйте, сыны!Простимся, братья! Руку в руку!Обнимемся в последний раз!Судьба на вечную разлуку,Быть может, здесь сроднила нас!
Принят в Лицей в возрасте 11 лет. В 1812 году первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо»; в этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза». Закончил Лицей третьим учеником с правом на серебряную медаль. После окончания Лицея стал сотрудником Иностранной коллегии, был прикомандирован к русской миссии в Риме. Умер во Флоренции от чахотки в возрасте 20 лет. Директор Лицея, впоследствии рассказывал: «…За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать на камень:«Прохожий, поспеши к стране родной своей!Ах, грустно умереть далёко от друзей!»
1800 – 1820
1799 – 1872
Талантливым флотоводцем и полярным исследователем станет лицейский товарищ Пушкина Федор Федорович Матюшкин.  После Лицея Матюшкин с экспедицией В.М.Головина отправится в двухгодичное кругосветное путешествие. Затем - с экспедицией Ф. П. Врангеля по Сибири и по Ледовитому океану. Продолжит службу на военном флоте. За умелое командование и личную отвагу ему будет присвоено высшее воинское звание на флоте – АДМИРАЛ.   Матюшкин внёс большой вклад в исследование Якутии и ему по праву принадлежит «честь первооткрывателя». Мыс на Чауской губе назван мысом Матюшкина. Его именем названа гора на острове Врангеля. В 1851 году Матюшкин сошёл на берег – закончилась его служба на море.  Скончался в Санкт-Петербурге 16 сентября 1872 года.
«Этот человек учился с утра до вечера, чтобы быть первым учеником, и, кажется, достиг своего желания», - писал о нём лицеист Илличевский. Окончив лицей с золотой медалью и чином титулярного советника, Горчаков определился в коллегию Иностранных дел. Талантливый дипломат, он четверть века возглавлял министерство и получил высший в России чин государственного канцлера. За заслуги перед Отечеством, он был произведен в «светлейшие» князья - высший титул, который доступен человеку без царской крови в жилах. 
1797 – 1882
Горчаков умер последним из двадцати девяти лицеистов первого выпуска. В 1882 году 85-летний старец  А.М.Горчаков последним и последний раз в своей жизни один отметил День Лицея. Валентин Пикуль написал о нём книгу "Битва железных канцлеров». Борис Акунин в своей книге "Турецкий гамбит" вывел его под фамилией Корчаков. Его именем названа в Москве улица, а в Московском метрополитене открыта станция "Улица Горчакова". В 1998 году (к 200-летию со дня рождения) Горчакову был установлен бюст в Александровском саду Санкт-Петербурга.
Поступил в Лицей в возрасте 13 лет. Сосед Пушкина по спальным комнатам. Пушкину досталась комната № 14, а Пущину - 13. Иван Пущин считался одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, рассудительность и вежливость. Пущину Пушкин посвятил такие строки: Мой первый друг! Мой друг бесценный! И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.
1798 – 1859
Позднее Пущин вспоминал: «С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его». 11 января 1825 года - единственный после окончания Лицея день, проведённый вместе. Пущин посетил друга, находящегося в ссылке в Михайловском. Это была их последняя встреча. В январе 1825 года Пущин расстался с Пушкиным, а в декабре того же года возглавил восстание декабристов
Он был приговорён к казни "с отсечением головы», но она была отменена. По указу Николая I велено было его « по лишении чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь». Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, перешлёт ему в Сибирь стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный…» Только в1856 году Пущин вернулся из Сибири. Так как въезд в обе столицы ему был запрещён, он поселился под Москвой, в селе Марьине, где написал свои известные "Записки о Пушкине". Умер он в апреле 1859 года, в возрасте шестидесяти лет.
Его считали "ленивцем", любителем поспать. Однажды Дельвиг не выучил урок латинского языка, спрятался под кафедрой и там заснул. Пушкин посвятил этому происшествию такие шутливые строки: «Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыплённый». Дельвиг тайком от Пушкина в 1815 г. послал его стихи в журнал «Вестник Европы», где и было впервые напечатано стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». По выходе из Лицея Дельвиг поступил в Публичную библиотеку помощником библиотекаря, под начало Ивана Андреевича Крылова. Дельвиг в апреле 1825 года посетил ссыльного Пушкина в Михайловском. 14 января 1831 года Дельвиг умер от горячки. Пушкин писал П.А. Плетнёву: "Никто на свете не был мне ближе Дельвига". Стихи Дельвига перелагались на музыку Даргомыжским, Глинкой, Алябьевым, а его романс «Соловей», который он посвятил Пушкину, и сегодня не сходит со сцены.
1798 – 1831
Поступил в Лицей в возрасте 14 лет. Поэт. Один из самых близких лицейских друзей Пушкина. Первое напечатанное стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было обращено именно к нему. Бурный и нескладный, писал стихи восторженные и немного несуразные. Над ним смеялись, но Кюхля стоически переносил насмешки. Пушкин написал на друга эпиграмму:За ужином объелся я,А Яков запер дверь оплошно.- И стало мне, мои друзья,И кюхельбекерно, и тошно. Окончил Лицей с серебряной медалью и, как и Александр Сергеевич, был зачислен в Главный архив Иностранной коллегии.
1797 – 1846
Кюхельбекер был активным участником восстания 14 декабря 1825 года. На Сенатской площади он стрелял в великого князя Михаила Павловича, но пистолет дважды дал осечку. Приговорён к смертной казни, помилован и осуждён на  каторжные работы, заменённые одиночным заключением в крепости. 14 октября 1827 года Пушкин ехал из Михайловского в Петербург, и в это же время Кюхельбекера перевозили из крепости в крепость. На глухой почтовой станции Залазы их пути пересеклись. Пушкин запишет в дневнике: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили».
Пушкин не забывал своего товарища. Дважды добивался он разрешения переслать ему свои сочинения и книги; рискуя навлечь на себя царский гнев, Пушкин издаёт поэму Кюхельбекера «Ижорский». Умер в Тобольске 11 августа 1846 года от чахотки. В честь Кюхельбекера названа железнодорожная станция на Байкало-Амурской железной дороге. Юрий Тынянов написал о нём книгу «Кюхля», по мотивам которой в 1964 году на Ленфильме был снят фильм «Кюхля».

1799 – 1837
Портрет ПушкинаАкварель С. Г. Чирикова, 1810
Пушкин в возрасте 12 лет выдерживает вступительные экзамены и в числе 30 мальчиков зачисляется в Царскосельский Лицей.
Занятия в Лицее проходили по-разному. Пушкин не любил математику, поэтому часто можно было наблюдать такую картину: Профессор Карцев вызывает Пушкина к доске.- Подите, Пушкин, к доске и решите алгебраическую задачу. Пушкин идет к доске, долго стоит, что-то пишет.- Решайте, голубчик Пушкин, решайте.-Что же вышло, чему равен икс?- Нулю.- У вас, Пушкин, в моем классе всё кончается нулем. Садитесь на своё место и пишите свои стихи.
Совсем по-другому проходили уроки словесности. Однажды лекция профессора Кошанского закончилась чуть ранее, и он предложил своим ученикам описать розу стихами. Ни у кого ничего не получалось, а Пушкин за 15 минут написал стихотворение, которое позже было положено на музыку. Где наша роза, друзья мои? Увяла роза, дитя зари. Не говори: так вянет младость! Не говори: вот жизни радость! Цветку скажи: прости, жалею! И на лилею нам укажи. Все преподаватели с пониманием относились к таланту юного поэта. Пушкин навсегда в своем сердце сохранил благодарность своим преподавателям.

Илья Репин. 1911 г.

В январе 1815 года предстоял в Лицее переходной экзамен. Учитель словесности Галич предложил написать стихи и прочесть их на экзамене. Пушкин читал свои "Воспоминания в Царском Селе«. Среди гостей - Гаврила Романович Державин. Поэт, да не простой, а придворный, - рангом не ниже министра. С первых строк Пушкина он встрепенулся и даже привстал. От восторга он помолодел лет на пятнадцать. Хотел обнять Пушкина, но тот куда-то исчез. Его искали, но не нашли. Министр Разумовский пожелал Александру прославиться прозой, а не стихами. "Оставьте его для поэзии! - Это будет второй Державин. Я ему лиру передаю. Теперь и умереть можно", - с жаром возразил седой классик.
Лицей подарил А.С. Пушкину красоту мира, любовь к родине, к друзьям. Чувство дружбы, вынесенное Пушкиным из Лицея, одушевляло его всю жизнь.
Источники
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. СП.: Искусство, 2009.Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: в 2 Т. – М., Молодая гвардия, 2004.Труайя А. Александр Пушкин: биография. – М.: Эксмо, 2004.При оформлении презентации использованы фрагменты картин художников: И. Репина, А. Тона, Ф. Алексеева, В. Боровиковского, С. Щедрина, В. Петрова, С. Галактионова, А. Мартынова, Н. Рушевой, Г. Трагоут.
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

Образовательный маршрут как метод внеклассной работы по литературе в рамках изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Автор делится опытом проведения образовательных маршрутов, определяя сущность, этапы прохождения и значение данного метода внеклассной работы по литературе на примере изучения 1 главы романа "Егений О...

Проектная работа по литературе "Российские лауреаты Нобелевской премии по литературе"

Проектная работа  по литературе "Российские лауреаты Нобелевской премии по литературе"...

Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"

Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...

Проектная работа по литературе "Уроки жизни"

Внеклассный урок литературы в 5-м классе по программе Меркина Г.С.по произведениям Д.Дефо,Л.Толстого, Д.Лондона, В.Астафьева...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Тема проекта: ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУКВЫ Ё

Индивидуальная проектная работа с испоьзованием различных исследований и материалов своей школы, точные сведения употребления буквы Ё в именах ребят нашей школы....