«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»

(сообщение на МО)

   

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\img-993-1.jpg

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска

Орлова Р.И.

Развитие речи учащихся, развитие творческих способностей на уроках литературы при изучении биографических сведений – один из важнейших моментов, который должен использовать учитель-словесник, воспитывая и развивая творческую личность.

Эта форма работы имеет 2 важнейших особенности: изучая биографию, познают эпоху, исторические события, творчество писателя, это во-первых, а во-вторых, учатся устному общению, овладевают письменной речью, проявляют умение видеть жанровые особенности своих работ, культуру языка, овладевают навыками анализа художественного текста.

Прежде всего в процессе работы любого вида необходимо, чтобы учащиеся понимали, что такое «речевая ошибка», стилистическая, смысловая направленность, логическое нарушение, чуждый стиль.

Изучая биографию А.Пушкина, можно предложить учащимся творческие работы такого плана, чтобы вызвать интерес, обращение к литературе библиографической, критическим статьям, воспоминаниям.

Исследовательский характер носит такая работа: «Проследить, как развивался стихотворный язык Пушкина». Это исследование позволяет проследить развитие языка Пушкина до 20 годов XIX века.

  1. Употребление церковнославянизмов, в его поэзии нет еще живой разговорной речи («Лицинию»).
  2. 1817 г. В язык Пушкина вливается декабристская общественно-политическая терминология («Деревня»)
  3. Причины неожиданного перехода в 20 годы к старославянизмам. (Уходит от иностранного влияния, ценит язык за краткость, свободу от вражеского жеманства)
  4. Далее (до конца творческого пути) наступает «союз волшебных звуков, чувств и «дум»

Исследование языка стиха, лексики, поэзии Пушкина, связанное с определенными этапами жизни: дружба, любовь, политические завещания. Это  исследование позволяет учащимися наиболее ярко представить этапы творческой жизни поэта.

На любом уроке литературы, связанном с темой биографии, можно обратить учащихся к заочной экскурсии.  В 8 классе нет еще подробного изучения биографии Пушкина, но представляется возможность заочную экскурсию превратить в творческое размышление: «Что для Пушкина Михайловское?»

Работа ученицы 9 «А» класса.

Михайловское. Здесь жил великий Пушкин. Но он не ощущал себя таковым. Простая комната, большое окно, два кресла, широкая кровать, заваленная исписанными листами. Вот и все.

Все очень просто и скромно. Какое уже тут величие? И сам поэт, часто расстроенный, грустный, одинокий. Но ведь что-то помогало ему жить, ощущать нужность. Да, несомненно, Михайловское, родная земля, родные рощи, река, тихая, спокойная. И просторы полей с закатами и восходами, с темными ночами, небом, полным звезд. Все очень близкое, до боли родное. Именно эти рощи приносили радость и ощущение покоя, это общение с простым людом, в котором он находил для себя так много необъяснимо нового. Как знать не было бы в жизни Александра Сергеевича родного Михайловского, может быть и был бы он сам совсем другим, более далеким от нас. И поэзия его была бы совершенно иная.»

Мы много говорим о воздействии личности Пушкина. Марина Цветаева внесла огромный вклад в эту тему. Восьмиклассники уже способны почувствовать живую силу слова в ее воспоминании «Мой Пушкин». После прочтения этого произведения предложила классу написать сравнительную характеристику «Два Пушкина» время любое, главное в этой работе воображение, понимание мира поэта, личностное восприятие, навеянное Мариной Цветаевой. примеры этой работы, основанной на восприятии личности поэта. «Два Пушкина… Попробую представить и увидеть. Вот первый: 7 лет, смугл, небольшого роста, непременно в белых чулках и в белой рубашке и какой поразительный контраст – черные кудри. Лицо ребенка подвижное, голубые сияющие глаза. Вот он около няни: милый, нежный, послушный, прижался к ней и расцвел в ослепительной улыбке. Рука няни ласково прошлась по волосам, шее и прижала к себе все его хрупкое тельце. И все забыто: и слезы после пощечины маменьки, и разодраные чулки, и ссадина на коленке и противный француз, который смешно раздувает свои успехи.

А вот другой. Осень. Михайловское. Чуть слышно идет к реке, присаживается на берег и грустно смотрит на воду. Часто приходит сюда, вспоминает своих друзей, лицей, Кишинев. Мало радости в последние годы. И нет уже того сияния глаз, той беспечности ожидания, а только грусть и усталость, усталость от которой так хочется уйти, забыться…

И только природа оживляет, заставляет жить и творить.»

Ученица 9 «А» класса М.

Очень мало времени в процессе изучения творчества Пушкина остается для того, чтобы адресовать учащихся к его письмам, эпиграммам, надписям, пожеланиям.

А в этих творениях, раскрывается поэт совершенно иной. Учащиеся поражаются его остроте ума, знанию жизни, справедливости, многогранности характера. Эти открытия личности приносят куда больше пользы, чем обобщения учителя. Это исследовательско-поисковый характер работы дает возможность углубить знания о личности поэта, выявить наиболее увлеченных детей.

Для того, чтобы дети имели четкое представление о писателе и его эпохе, возможна расширенная хронологическая таблица с некоторыми опорными положениями:

Пушкин, дата жизни, произведения

Писатели, поэты этого периода

Правление

Дополнительные заметки

1815 г. «Воспоминания в Царском Селе»

Р.Державин

Николай I

И, наконец, еще один пример исследовательской творческой работы по биографии, которой можно закончить разговор о личности, об истоках творчества, о художественных особенностях поэзии Пушкина.

Что такое Пушкин?

Традиция в литературе.

Из чего складывается его поэзия.

Темы: любовь, дружба, поэт и поэзия, природа, история, власть и народ, личность, общество и т.д.

Идеи: свобода, личность и история, патриотизм и т.д.

Мотивы: дорога, путешествие, разочарование и т.д.

Образы: лишний человек, друг, лицеист, декабрист, царь, цыган и т.д.

Все подтверждается примерами, учащиеся осознанно приходят к выводам о творчестве, о личности, о том, что составляет поэзию  Пушкина

На протяжении изучения биографии, часто говорим о мотивах поведения, связанного с личностью царя. Поэтому, предлагая написать сочинение-рассуждение «Поэт и царь», необходимо учитывать особенности личности ученика, его стиль, его видение эпохи. В этом сочинении ярко выражен мотив духовного соперничества, которое начинается с юности поэта, когда поэт мог «истину царям с улыбкой говорить».

Включаются такие произведения, как «В надежде славы и добра», «Друзьям», «Мирская власть», «Из «Пиндемонти», «Памятник».

И для любознательных можно предложить увлекательную работу: «Роль гаданий, предсказаний, черных чисел, странных  явлений в жизни Пушкина»

Т.О., творческие работы на основе биографии Пушкина значительно расширят знания о поэте, помогут развить способности к анализу и исследованию, увидеть богатство творчества одного из величайших поэтов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения математики"

В докладе дается представление о развитии творческих способностей и решении нестандартных задач....

Развитие творческих способностей детей в процессе изучения культуры и традиций народа.

В статье  анализируются способы развития творческих способностей, приводятся  приемы анализа и сравнения культуры и традиций народов....