«Городская» проза в современной литературе». Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
учебно-методический материал по литературе по теме
Данный материал о жизни, творчестве писателя, сюжете героев произведения "Обмен"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_sam._r.obmen_.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Городская» проза в современной литературе».
Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- понятие «городской » прозы, сведения о жизни и творчестве Ю.В.Трифонова, сюжет, героев произведения.
Учащиеся должны понимать:
- вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта, смысл названия произведения «Обмен».
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать героев повести и их отношение к матери.
1. «Городская» проза в литературе 20 века.
Работа с учебником.
- Прочитайте статью ( учебник под ред. Журавлева В.П., ч. 2, стр. 418-422).
- Что, по- вашему, обозначает понятие «городская проза»?
2. «Городская» проза Юрия Трифонова.
Жизненный и творческий путь Трифонова.
28 августа 1925 года родился в Москве.
Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 году вступил в партию, был сослан в ссылку в Сибирь. В 1923-1925 г.г.возглавил Военную коллегию Верховного суда СССР.
В 30-е годы отец и мать были репрессированы. В 1965 вышла документальная повесть «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен своеобразный художественный прием принципа монтажа времени.
История будет тревожить Трифонова постоянно ( «Старик», «Дом на набережной»). Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать- тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».
В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького.
Первая повесть «Студенты»- дипломная работа начинающего прозаика.
Повесть напечатал журнал «Новый мир» А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 году автор получил за нее Сталинскую премию.
Принято считать, что основная тематика писателя- быт, затягивания бытом.
Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».
Критик Ю.М. Оклянский справедливо утверждает: «Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящей…-сквозная и заглавная тема позднего Трифонова…».
Повесть «Обмен» была опубликована в 1969 году.
Как вы считаете, почему писателя упрекали в погруженности в быт?
Какова роль «быта в повести «Обмен»?
Само название повести «Обмен» прежде всего раскрывает обыденную, бытовую ситуацию героя-ситуацию обмена квартиры. Быт городских семей, их ежедневные проблемы занимают значительное место в повести. Но это лишь первый, поверхностный слой повести. Быт- условия существования героев. Кажущаяся обыденность, всеобщность этого быта обманчива. На самом деле испытание бытом не менее трудно, опасно, чем испытания, которые выпадают человеку в острых, критических ситуациях. Опасно тем, что человек меняется под воздействием быта исподволь, незаметно для самого себя, быт провоцирует человека без внутренней опоры, стержня на поступки, которым сам человек после ужасается.
- Каковы основные события сюжета повести?
Сюжет повести представляет собой цепь событий, каждое из которых является самостоятельной новеллой. В первой Лена уговаривает Виктора Дмитриева, своего мужа, съехаться со смертельно больной матерью ради жилплощади. Во второй Виктор переживает за мать, мучается угрызениями совести, но все же обдумывает варианты обмена, Третья новелла- это родословная Виктора, его воспоминания об отце и его семье. Четвертая- история противостояния двух семейных кланов: потомственных интеллигентов Дмитриевых и Лукъяновых, людей из породы «умеющих жить». Пятая- история со старым другом Дмитриева, Левкой Бубриком, вместо которого Виктора пристроили в институт. Шестая- диалог героя с
сестрой Лорой о том, куда девать больную мать.
- В чем смысл такой композиции?
Такая композиция постепенно раскрывает процесс морального предательства героя. Сестра и мать считали, «что он их тихонько предал», «олукьянился». Герой постепенно идет на один компромисс за другим, как бы вынужденно, в силу обстоятельств отступает от своей совести: по отношению к работе, к любимой женщине, к другу, к своей семье, и наконец, к матери. При этом Виктор «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. Привык оттого, что увидел, что то же- у всех, и все- привыкли». И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил». Привычка, успокоенность и есть причины готовности к компромиссам.
- Как Трифонов переходит от описания частной жизни к обобщениям?
Слово, изобретенное сестрой Виктора, Лорой,- «олукьянился»- уже обобщение, очень точно передающее суть изменений в человеке. Эти изменения касаются не только одного героя. По пути на дачу вспоминая прошлое своей семьи, Дмитриев оттягивает встречу с матерью, оттягивает неприятный разговор и предательский разговор об обмене. Ему кажется, что он должен «продумать что-то важное, последнее»: «Все изменилось на том берегу. Все «олукьянилось». Каждый год менялось что-то в подробностях, но, когда прошло 14 лет, оказалось, что все олукьянилось и безнадежно». Второй раз слово уже дано без кавычек, как устоявшееся понятие. Герой думает об этих изменениях примерно так же, как думало своей семейной жизни: «а, может быть,- это не так уж плохо? И если это происходит со всем-даже с берегом, с рекой и с травой- значит, может быть, это естественно и так должно быть?». Никто , кроме самого героя, не может ответить на эти вопросы. А самому удобнее ответить: да, так и должно быть- и успокоиться.
Чем отличаются семейные кланы Дмитриевых и Лукьяновых?
В отличии двух жизненных позиций, двух систем ценностей, духовных и бытовых, состоит конфликт повести. Главным носителем ценностей Дмитриевых является дед, Федор Николаевич. Он старый юрист, в молодости занимался революционными делами, сидел в крепости, бежал за границу, прошел ГУЛАГ- об этом говорится косвенно. Дмитриев вспоминает, что «старик был чужд всякого лукьяноподобия, просто не понимал многих вещей». Например, того, как можно немолодому рабочему, который пришел к ним перетягивать кушетку, говорить «ты», как это делают жена и теща Дмитриева. Или давать взятку, как это сделали уже вместе Дмитриев и Лена, когда просили продавца отложить для них радиоприемник.
Если тесть Дмитриева неприкрыто «умеет жить», то Лена прикрывает это умение, изворотливость заботой о семье, о муже. Для нее Федор Николаевич-«монстр», ничего не понимающий в современной жизни.
Каков смысл повести?
Жизнь меняется только внешне, люди же остаются прежними. «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова, испытанием, которого он не выдерживает и ломается. Дед говорит : «Мы с Ксенией ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный, но и не удивительный».
Это суд самого автора. Процесс «олукьянивания » протекает незаметно, вроде бы помимо воли человека, с массой самооправданий, но в результате разрушает человека, и не только морально: после обмена и смерти матери три недели дома в строгом постельном режиме пролежал Дмитриев. Герой становится другим: «еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька».
Смертельно больная мать говорит ему: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел…Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно…».
В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена. Их сухой, деловой, официальный язык подчеркивает трагизм происшедшего. Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны. Обмен ценностных представлений состоялся.
Итак, Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.
Проверочный тест.
Ю. В. Трифонов.
1. Годы жизни писателя.
а) 1905-1984
б) 1920-1980
в) 1925-1981
2. Определить жанр произведения «Обмен».
а) рассказ
б) роман
в) повесть.
3. Назовите журнал, первым напечатавший повесть Ю. Трифонова «Обмен»
а) «Знамя»
б) «Новый мир»
в) «Москва»
4. Какова основная проблематика повести
а) роль любви, привязанности в жизни человека
б) быт, затягивание бытом
в) утрата нравственных основ
5. Какой основной прием использует автор в повести для разрешения проблематики произведения.
а) противопоставление героев
б) прямая авторская характеристика
в) сопоставление
г) раскрытие в диалоге героями
6. Сюжет повести представляет собой цепь событий, каждое из которых является самостоятельной новеллой. Сколько новелл содержится в повести?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6.
7. Кто является главным носителем ценностей семьи Дмитриевых?
а) Елена
б) Виктор
в) Федор Николаевич
8. Каков смысл названия повести «Обмен»?
а) квартирный вопрос
б) моральное разрушение человека
в) умение жить
Критерии оценки:
1. От 4 до 8 правильных ответов оценка «5».
2. От 4 до 7 правильных ответов оценка «4».
3. 4 правильных ответа оценка «3».
4. Меньше 7 правильных ответов незачет.
Ответы к тесту .
1. в;
2. Повесть;
3. «Новый мир»;
4. б, в;
5.б;
6.е;
7. Федор Николаевич;
8. Квартирный вопрос.
Учебно-методический материал по литературе для самостоятельной работы. Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». 12 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Предмет: литература Класс: 6а Учебник: «Литература. 6 класс»...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010». по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...
Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
урок анализа произведения...
Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
сценарный план урока...
Урок литературы в 8 классе на тему "Уроки нравственности в рассказе К.Паустовского "Телеграмма"
Урок литературы в 8 классе. Анализ текста. Формирует умение давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа....
Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»
Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен" поможет учащимся раскрыть понятие «городской» прозы ХХ века; рассмотреть вечные пробле...