Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
план-конспект урока (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по теме:
"Уроки нравственности»
" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой») написать на доске
Цель урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения.
Познавательные:
- познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
- показать автобиографический характер рассказа;
- отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
- умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
- определять тему и основную мысль литературного произведения;
- рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.
Развивающие:
- развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
- развивать умение вести дискуссию;
- развивать умение сопоставлять, анализировать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
- воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
- воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.
Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование.
Форма урока:
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к рассказу.
Сценарный план
Слайд 1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дети! Мое имя Марина Александровна, и я рада сегодня 18 февраля провести урок литературы в вашем классе. У Ивана Александровича Гончарова есть замечательные слова: «Книги делают человека лучше». И сегодня мы еще раз в этом убедимся. Давайте начнем с игры: я читаю предложение, и если оно соответствует содержанию текста, - похлопайте, если нет потопайте. Слушайте внимательно:
1.Героя рассказа воспитывают родители. топают
2. Действие происходит в деревне на берегу Енисея. хлопают
3. Семья соседа Левонтия живет в достатке. топают
4. Герой обманул бабушку. хлопают
5. Купила ли внуку бабушка пряник. хлопают
2. Постановка проблемного вопроса Я вижу, что вы знакомы с содержанием рассказа. Прочитайте последние 2 заключительных абзаца произведения и давайте подумаем, почему рассказчик не может забыть подаренный бабушкой пряник? (читают стр80).
Слайд 2. Почему рассказчик не может забыть подаренный бабушкой пряник?
3.Формулировка темы и цели. Предложите исходя из данного проблемного вопроса тему урока. Предлагаю назвать наш урок: "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
- Давайте сформулируем цель урока? (проанализировать рассказ, чтобы узнать, чему научил героя бабушкою подаренный пряник).
Слайд 3. 4.Работа в группах.
1 группа: Как автор описывает левонтьевских ребятишек во время похода за ягодами? Что видно из этих слов?( авторская позиция – небрежность, безответственность детей). Стр 68.
2 группа: Почему герой попадает под влияние Саньки? Какие три ошибки он совершает одна за другой? Стр. 70, 72.Чтение по ролям 3 ученика.– стр. 69.
3. группа: Найдите слова, передающие раскаяние главного. Стр 72 и 75.
Фронтальный опрос. - Какова реакция бабушки на проступок внука? В какую ситуацию поставил ее внук? Только ли поэтому она сердится? (потому что бабушка верила в него и понимала, что он мучается и раскаивается в своих деяниях. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы тяжкое наказание). Стр78. Почему бабушка купила внуку пряник? Именно она учит героя быть добрым и прощать.
Физкультминутка. Я тоже хочу подарить вам пряник, КАК СИМВОЛ ДОБРА, ПРОЩЕНИЯ, любви, понимания. Подойдите к учительскому столу и возьмите себе по прянику.
Слайд 4. Возвращаемся к проблемному вопросу.- Какие же уроки извлекает автор в сложившихся обстоятельствах? А какие уроки вы извлекли из рассказа для себя?
5. Самостоятельная работа. – Предлагаю вам письменно поблагодарить Астафьева за поучительный рассказ в 2-3 предложениях. На это задание у вас 2 мин.
6. Домашнее задание:
1. Написать небольшое напутствие читателям от лица героя рассказа. (10 предл.),
2. Иллюстрация к любому эпизоду рассказа (по желанию). Обратить внимание на рисунки детей.
7. Слайд Рефлексия. Подводя итоги урока, продолжите любую из фраз:
Я почувствовал, что….
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я понял, что….
Было интересно…
8. Выставление оценок. Вы были достаточно активны сегодня, наиболее активным поставлю отметки.
Заключение: Я искренне благодарю вас, дети за урок. До свидания.
Резервное задание.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества , необходимые человеку в обществе.
Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое собственное несовершенство.
быть ответственность за свои поступки, обдумывать последствия поступков,
быть добрым, честным и справедливым,
давать и принимать только полезные советы,
уметь найти и принять верное решение (не поддаваться провокациям)
Резерв: давайте вспомним, какие пословицы вы знаете о совести. Слайд 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
урок литературы 6 класс по произведению В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок литературы в 6 классе...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...