Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

 

 

       Предмет: литература

       Класс:

       Учебник: «Литература. 6 класс»

       Автор учебника: В.П. Полухина

       Демонстрационный материал: портрет А.С. Пушкина, текст повести «Станционный смотритель», иллюстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», рисунки учеников.

  Задачи:

  1) Образовательная: выявить нравственные проблемы повести через аналитическую    беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.

 2) Развивающая: развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.  

 3) Воспитательная: воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Автор-составитель урока: Буракова Ю.Г.

       Предмет: литература

       Класс: 6а

       Учебник: «Литература. 6 класс»

       Автор учебника: В.П. Полухина

       Страницы с 61 по 71

       Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

       Демонстрационный материал: портрет А.С. Пушкина, текст повести «Станционный смотритель», иллюстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», рисунки учеников.

Ход урока.

       Введение.

       Эпиграфы к уроку:        Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.

Саади

Что ты сам сделаешь для родителей своих,

того же ожидай и себе от детей.

Питтак

Если ты равнодушен к страданиям других,

ты не заслуживаешь названия человека.

Саади

       Задачи:

       

       1) Образовательная: выявить нравственные проблемы повести через аналитическую    беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.

       2) Развивающая: развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев.

       3) Воспитательная: воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

       Основная часть.

     

 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся определить нравственные проблемы повести «Станционный смотритель», осмыслим понятие «нравственность», познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе, постараемся понять и оценить поступки героев повести.

       – Дорогие ребята, нами прочитана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница. Какое впечатление произвела она на вас?

       Жалко Вырина, негодование на Минского, возмущение поступком Дуни.

       – Давайте посмотрим, как вы отразили свои впечатления в рисунках. Что повлияло на ваш выбор сюжетов для рисунков?

       Два-три ученика рассказывают о том, что они нарисовали.

       – Так почему же жалко Самсона Вырина?

       После счастливой жизни с дочерью он покинут, одинок, несчастен.

       – Что влияет на поступки людей?

       Их человеческие качества, одни люди хорошие, другие – плохие.

       – Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть  безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

        – С какими героями мы встречаемся в повести, чье поведение оцениваем?

       Самсона Вырина, Дуни, Минского.

        – Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Как выглядит Самсон Вырин в начале повести?

       В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый».

        – А как выглядит Вырин, когда рассказчик через несколько лет вновь останавливается в доме станционного смотрителя?

       Во второй приезд Вырин постарел: «… как он постарел!.. я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

        – Что же произошло с Выриным? Какова причина таких перемен в главном герое?

       Проезжий гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: «Старик не снес своего несчастья …».

       – Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

       Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

        – Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

       Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

        – Почему его попытки не увенчались успехом?

       Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»

        – Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

       Очень несчастным человеком, униженным.

        – Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

       Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.

        – Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

       У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

        – Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников с станционным смотрителям?

       Ученик читает от слов «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» до слов «Вникнем во все это хорошенько… искренним состраданием».

       Защитить станционных смотрителей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Даже в эпиграфе к повести «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор» (князь Вяземский) и в имени главного героя Самсон (маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря) слышится ирония, насмешка.

        – Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?

       Социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Запись на доске: «Маленький человек» – так в литературе называют героев, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние – приветливую и любимую дочь, – образ огромной значимости.

        – Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?

       Ученик читает от слов «Долго стоял он неподвижно…» до слов «Смотритель за ним не погнался».

Ассигнации (деньги), брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя убежал.

        – Итак, из Петербурга Вырин вернулся ни с чем. Как через описание жилища смотрителя мы приходим к пониманию того, что потеря дочери – трагедия? Зачем рассказчику нужно было два раза описывать жилище?

       Ученик читает от слов «Тут он принялся…» до слов «Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».

       Другой ученик читает от слов «Вошед в комнату…» до слов «…и все кругом показывало ветхость и небрежение».

       Как хорошо было с дочерью и как плохо стало без нее. Нарушилась гармония в доме.

        – Что же осталось неизменным?

       Картинки, изображающие историю блудного сына.

        – Ребята, давайте вспомним «Притчу о блудном сыне».

       Ученик пересказывает «Притчу о блудном сыне».

        – С какой целью, по-вашему, автор подробно останавливается на картинках, изображающих историю блудного сына, в самом начале повести, а затем говорит при втором описании?

       Сюжет повести и «Притчи о блудном сыне» во многом похожи. Дуня, как и блудный сын, покидает родительский дом, потом отец видит ее в чужих комнатах роскошно одетую в обществе обманщика Минского, и, наконец, через несколько лет она приезжает повидать отца, но его уже нет в живых: дочь раскаивается в своей жестокости. Звучит тема «блудных детей». Дуня сравнивается с «заблудшей» овечкой (так сам Вырин называет ее).

        – Почему уезжает Дуня? Было ли это бегством со стороны Дуни?

       Нет, это было похищение. Доказательство: отец сам посадил ее в коляску прокатиться до церкви. Возможно, Дуня влюбилась, мечтает о семье, о хорошей жизни.

        – Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора?

       Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том, что она любит и Минского, и отца.

        – Что стало с отцом после похищения Дуни?

       Он заболел, начал много пить.

        – Почему Вырин спился и умер? Ведь он видел, как хорошо живет его дочь в Петербурге у Минского.

       Думает о плохом, боится: вдруг он и ее обманет. «Жива ли нет ли, Бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…»

        – Что заставляет его так думать?

       Нет вестей от Дуни.

        – Ребята, а чем отличается история блудного сына от истории «блудной дочери»?

       Слишком поздно приехала. Не успела попросить прощения. Сын успел попросить прощения у отца и был прощен, а Дуня – нет.  

        – Ребята, рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Что вы на ней видите?

       Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. Голова отца: в ней все – и сострадание и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы.

        – Счастлива ли Дуня? Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська. Но почему Дуня плачет на могиле отца?

       Думается, что счастье ее с Минским омрачается мыслью об оставленном и забытом отце. Если есть в человеке совесть, а в Дуне, я думаю, она есть, совесть не даст ей покоя до конца дней. Пушкин, возможно, ее жалеет, поэтому она так безутешно плачет на могиле отца. Его не вернуть, на душе ее огромная тяжесть. Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

        – Кто же оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

       Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет.

        – Ребята, сегодня на уроке мы говорили о трех героях повести Пушкина «Станционный смотритель» –  Самсоне Вырине, Дуне, Минском. Попробуйте с помощью трех-четырех прилагательных дать каждому характеристику.

       Вырин: бедный, несчастный, добрый, любящий, забитый, кроткий.

       Минский: беспечный, легкомысленный, удалой, счастливый, богатый, высокомерный, жестокий.

       Дуня: красивая, приветливая, хозяйственная, печальная, виноватая.

        – Обратимся к эпиграфам. Как связаны данные высказывания с темой урока?

       Заключение.

       Подведение итогов.

        – О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

       Выводы записаны на доске:

       1) о проблеме «маленького человека»;

       2) о взаимоотношениях отцов и детей;

       3) об ответственности за свои поступки;

       4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

       5) о счастье и любви…

        – Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?

       Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.

        – Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

       Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

       Выставление оценок.

Домашнее задание.

       1. Перечитать повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

       2. Подготовиться к тесту по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

       3. Прочитать повести А.С. Пушкина «Выстрел», «Барышня-крестьянка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей"....

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм

Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина  «Станционный смотритель», её гуманизм....

Общечеловеческая тема "блудных детей" по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Данный урок направлен на отработку анализа образной системы произведения, на развитие творческих способностей учащихся....

Статья "Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе ...

Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")

Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") Для 7 класса. Литература....

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...


 

Комментарии

Шефер Яна Викторовна

Мне очень понравилась ваша разработка, Юлия Георгиевна. Спасибо.
Приятно думать, что мы учим детей человечности.