Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»
методическая разработка по литературе (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по повести Ю. Трифонова "Обмен" | 38.12 КБ |
Презентация к уроку по повести Ю. Трифонова "Обмен" | 496.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»»
Учитель: Кочанова Анжела Алексеевна
квалификационная категория: первая
стаж 22 года
11 класс (Русский язык и литература : Литература. Базовый уровень. 11 кл. : в 2 ч. : учебник / Т.Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. ; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 253, [113 ] )
Цель урока: дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (метафоричность названия, тонкий психологизм).
Задачи:
1) Обобщить и актуализировать знания об анализе художественного текста.
2) Создать условия для коммуникативной деятельности учащихся.
3) организовать работу с литературоведческими терминами: эпиграф, городская проза, конфликт, композиция, нравственность.
4) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.
Ожидаемый результат:
1) Учащиеся учатся выделять главное в лекционном тексте, работают с таблицей, заполняют её, делают обобщение.
2) Учащиеся анализируют произведение с опорой на текст.
3)Учащиеся находят и формулируют проблемы текста, авторскую позицию в тексте.
4) Учащиеся знают средства художественной выразительности и находят их в тесте.
5) учащиеся готовят индивидуальное выступление на заданную тему.
6) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности.
Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Оборудование: Проектор, ЭОР (презентация)
Ход занятия.
- Слово учителя:
Внимательно прочитайте эпиграфы – высказывание поэта Иосифа Бродского и критика Ю. М. Оклянского. Как вы понимаете смысл этих слов?
Слайд №3
В человеке две бездны, учил Достоевский, и он
не выбирает между ними, но мечется, как маятник.
Иосиф Бродский
Испытание бытом, властная сила житейских
обстоятельств и герой, так или иначе романтически им
противостоящий… – сквозная и заглавная тема позднего
Трифонова…
Ю.М Оклянский
(Высказывание Иосифа Бродского о сложных душевных метаниях человека, стоящего перед нравственным выбором. Слова критика Октянского о том, что этот компромисс связан с бытовыми проблемами героя)
Итак, в тетрадях запишем тему урока: «Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю. Трифонова «Обмен».
Слайд № 2. (презентация)
Цель нашего урока:
— знакомство с биографией и творчеством Юрия Валентиновича Трифонова;
— анализ произведения из «московского» цикла – повесть «Обмен»;
— сформировать представление о «городской» прозе ⅩⅩ века;
— определить особенность произведения Ю. Трифонова;
— обозначить круг проблем, поднятых автором.
Попробуйте в тетрадях сформулировать свою задачу на уроке, которую лично вы будете решать. (несколько обучающихся зачитывают свои задачи и комментируют)
ⅠⅠ. Индивидуальное выступление учащегося с презентацией и заполнение учащимися таблицы с указанием основных жизненных событий и творчества писателя.
Запись в тетради:
Основные этапы жизненного и творческого пути Юрия Валентиновича Трифонова
(1925-1981)
Слайд №4.
Дата | Факт биографии | Творчество |
1925, 28 августа | Родился в Москве. Родители: отец, Валентин Андреевич, мать, Евгения Абрамовна Лурье – профессиональные революционеры. | |
1938 | Расстреляли отца Арестовали мать, 8 лет ИТЛ | |
1941г. | Воспитывался бабушка, Татьяна Александровна Лурье. Эвакуация в Среднюю Азию (Ташкент) | Интерес к литературе (стихи и рассказы), редактировал классные газеты. |
1942—1945 | Работал на авиационном заводе | Редактировал заводскую газету |
1944-1949 | Поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького | Дипломная работа - повесть «Студенты» |
1950 | Дипломная работа - повесть «Студенты» опубликована в журнале «Новый мир» | Повесть «Студенты» (1950) – художественный метод соцреализм |
1951 | Сталинская премия за повесть «Студенты» | |
1965г. | Документальная книга «Отблеск костра» | |
1969г. | Повесть «Обмен»- о смерти. | |
1970г. | Повесть «Предварительные итоги» - о распаде семьи | |
1971г. | Повесть «Долгое прощание» - о любви. | |
1975г. | Повесть «Другая жизнь» - о борьбе человека со смертельным горем. | |
1976г. | Роман «Дом на набережной» - о судьбе жильцов известного московского дома на Берсенёвской набережной. | |
1978г. | Роман «Старик» - о старом участнике Гражданской войны | |
1981 | Роман «Время и место», автобиографичное произведение. | |
1981, 28 марта | Умер от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. |
Выступление учащегося:
Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) родился 28 августа 1925 года в Москве.
Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 г. вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошел каторгу. В октябре 1917года стал членом Военно-революционного комитета. В 1923–1925 гг. возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР.
Евгения Абрамовна окончила Институт молочного скотоводства, получив специальность инженера-животновода. Работала в подмосковных совхозах, в Наркомате земледелия, во ВНИИ экономики сельского хозяйства.
У Евгении Абрамовны и ее мужа Валентина Андреевича Трифонова было двое детей: сын Юра (1925 года рождения) и дочка Таня (1927 года рождения).
Муж в 30-е годы работал Председателем Главконцесскома СССР. Семья с 1931 г. жила в квартире 137 в 7-м подъезде Дома Правительства, который после опубликования в 1976 году в журнале «Дружба народов» повести Юрия Валентиновича Трифонова стали называть так же, как называлась и его повесть, – «Дом на набережной».
21 июня 1937 г. Валентин Андреевич был арестован. 15 марта 1938 г. В.А. Трифонов был расстрелян.
Из Юриного дневника: 3 апреля 1938 г. – «Сегодня ночью пришли из НКВД и забрали маму. Нас разбудили. Мама держалась бодро и к утру уехала…»
16 мая 1938 года ОСО при НКВД СССР приговорило Евгению Абрамовну как ЧСИР (члена семьи изменника Родине) к 8 годам ИТЛ (исправительно-трудового лагеря). В июне она уже прибыла в Акмолинский лагпункт (Казахстан) – так называемый АЛЖИР (таким экзотическим словом называли место своего заключения его узницы – Акмолинский лагерь жен изменников Родине). (Мать была реабилитирована в 1955г. Работала в школьной библиотеке, писала и ставила пьесы в школьном театре, опубликовала ряд рассказов под псевдонимом Евгения Таюрина (от имен «Таня» и «Юра»). Ее рассказы в разные годы читала со сцены Рина Зеленая).
Дети остались без родителей. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной войны дети и бабушка жили в Ташкенте.
Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы.
В 1942—1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ.
В 1944 году поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького.
Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету.
В 1950 году написана повесть «Студенты» о послевоенном поколении молодежи. Опубликована в журнале «Новый мир» в 1950г., а в 1951 г. Ю.Трифонов получил за нее Сталинскую премию.
В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.
Затем появляется ряд произведений, получивших название «городские» или «московские» повести. Городские» или «московские» повести: «Обмен» (1969)- о смерти, повесть «Предварительные итоги» (1970) - о распаде семьи «Долгое прощание» (1971) - о любви, «Другая жизнь» (1975) - о борьбе человека со смертельным горем.
Завершает «московскую симфонию» роман «Дом на набережной» (1976)- о судьбе жильцов известного московского дома на Берсеневской набережной, построенного в 1931г. для высокопоставленных советских руководителей, в котором когда-то жил с родителями будущий писатель.
Историческая тема находит отражение и в романе «Старик»(1978), а в 1981г. завершен сложный роман «Время и место».
Многие произведения Ю. Трифонова экранизированы: в 1966 году вышел фильм «Утоление жажды», в 1989 году увидела свет драма «Свой крест» по мотивам повести «Другая жизнь», в 2004 году режиссёр Сергей Урсуляк снял картину «Долгое прощание», а в 2007 году вышел многосерийный фильм Аркадия Кордона «Дом на набережной». Юрий Трифонов был сценаристом нескольких фильмов: «Хоккеисты» (1965), «О чем не узнают трибуны» (1976).
Юрий Трифонов был трижды женат: на оперной певице Нине Алексеевне Нелиной, затем на редакторе «Политиздата» Алле Сергеевне Пастуховой и, наконец, на писательнице Ольге Романовне Мирошниченко, с которой жил до самой смерти. В первом браке родилась дочь Ольга, а в третьем – сын Валентин.
Умер Ю. Трифонов от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Учитель: Таблица завершена, осталось обобщить полученные сведения об этом писателе, с именем которого и связывают термин, появившийся в 60-70-е годы в литературной критике, – городская проза.
Вывод учащихся: Судьба Юрия Валентиновича Трифонова была сложной, как была сложной судьба его поколения. Это был талантливый писатель эпохи 60-70-х годов ⅩⅩ века, родоначальник городской прозы.
Так, что же означает термин городская проза?
Учащиеся записывают термин в тетрадь:
ⅠⅠⅠ. Работа с термином, запись в тетрадь Слайд №5: Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-70-х годах ⅩⅩ века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.
ⅠⅤ. Анализ текста. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
Учитель:
- Где происходит действие повести Ю. Трифонова «Обмен»?
Ученик:
- Действие повести «Обмен» происходит в Москве.
Учитель:
- Кто главный герой повести?
Ученик:
-Главным героем повести является Виктор Георгиевич Дмитриев.
Учитель:
– Вспомните сюжет произведения.
Ученик:
-В Москве в стеснённых условиях, в двадцатиметровой комнате коммуналки на Профсоюзной улице живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ. Дочь Наташка – подросток – ютится за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Тогда Лена сама заговорила об обмене. Мужчина понимает неоднозначность такого обмена, учитывая, что Лена и свекровь ладят плохо. Житейский вопрос, завершился удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны. При этом раскрываются чувства и поступки членов двух разных семей.
Учитель:
- Персонажи условно делятся на 2 лагеря. Какие?
Ученики:
- Автор изображает две семьи Дмитриевых и Лукьяновых, породнившиеся благодаря женитьбе своих детей. Эти семьи прямо противопоставлены друг другу. Родители Виктора Дмитриева — потомственные интеллигенты. Семья Лены Лукьяновой противоположна и по происхождению, и по культурному уровню. Для этой семьи чувство любви подменяет чувство долга. Но они практичные люди, «умеющие жить», в отличие от непрактичных, не умеющих приспосабливаться Дмитриевых. У одних «вся обстановка сверкает», другие, хоть и благородные, но живут в бедности. Слайд №6, 7.
Учитель:
-Какова цель жизни Лены?
Ученик:
- Цель жизни Лены, переводчика технических текстов, — организовать свой быт максимально удобно. Она получает работу в хорошем месте, где уже числятся «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы». Её отец помогает устроиться на работу и Виктору.
Учитель:
-Какие герои противопоставлены в повести?
Ученик:
- В произведении мы видим противопоставление Лены и матери Виктора Ксении Фёдоровны. Женщину «любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и павлиновской даче, потому что она добродетельна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие». Ксения Фёдоровна привыкла всем помогать. Лена же называет мать Дмитриева «ханжой», считает, что свекровь не умеет жить. Лена гордится связями, практичностью и умением договариваться с людьми отца – Ивана Васильевича, сумевшего починить канализацию в доме (Павлиново). Такая деталь, как удачно купленная тахта - предмет гордости Дмитриевых. Культ вещей, комфорта – жизненное кредо Лукьяновых.
Учитель:
- У кого Дмитриев берет деньги на лечение матери?
Ученик:
Таня, бывшая возлюбленная Виктора, отдает деньги (200 рублей), которые она копила на пальто, на лечение матери, делая это бескорыстно. Её образ воплощает собой искреннюю любовь. Она всё ещё испытывает чувства к Дмитриеву, но понимает, что никакой надежды на ответные чувства нет.
Учитель:
-Что можно сказать о главном герое? Какую оценку дает ему дед?
Ученик:
-Дед Виктора так его охарактеризовал: «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный».
- Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается».
Учитель:
-Что значит «олукьянивается»?
Ученик:
-«Олукьянивается» - это значит, что Виктор Дмитриев отдаляется от матери и сестры Лоры, происходит «тихое предательство» сына, скатывание его в мир комфорта и душевной черствости. Слайд №8.
Учитель:
– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?
Ученик:
«...Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».
Дмитрий прекращает спор.
Учитель:
– Что выражает эта поза Дмитриева?
Ученик:
Дмитрий ушел от конфликта, хотя на словах он и не согласился с Леной.
Учитель:
– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется ( автор изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?
Ученик:
-Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».
Учитель:
-Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – невозможность для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
- Какую оценку дает жене Дмитриев?
Ученик:
- «Душевная неточность», «умение добиваться своего», «душевный дефект», «какая-то недоразвитость чувств», «что-то недочеловеческое». Понимая душевную глухоту жены, Дмитриев мирится с этим.
Учитель:
–Каково отношение автора к Лене?
Ученик:
-Отрицательное. Лена со своей жизненной хваткой «…вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть».
Учитель:
-Оксюморон* миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине. Слайд №9, 10, 11.
- Каков финал повести? Почему дачу- то место, где прошли лучшие годы Дмитриева, о которых он тепло вспоминает, тоже снесли? Что этим хочет сказать автор?
Ученик:
- «Квартирный вопрос» становится испытанием для героев произведения. Обмен – сюжетный стержень повести (метафора). В повести совершается «обмен нравственный». Слайд №12.
Учитель:
- Да, Виктор превращается в холодного, чёрствого человека, живущего самообманом. Он с теплотой вспоминает дачу в Павлиново, когда он мечтал о карьере художника. Его юношеские стремления и настоящие, искренние мечты превращаются в недоступные грёзы. Герой деградирует как личность и утрачивает родственные связи. На месте дачи в Павлинове построен «стадион «Буревестник» и гостиница для спортсменов».
Всю вину он возлагает на стечение обстоятельств, которые он так и не смог победить. Виктор отступает от «совести»: по отношению к работе, к любимой женщине, к матери. Он «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его нужно беречь изо всех сил».
-В чем духовная драма главного героя?
Ученик:
- Духовная драма главного героя связана с бессилием что-либо изменить в жизни, в обществе, где правила игры задаются «умеющими жить» Лукьяновыми.
Учитель:
-Дмитриев совершил компромисс с собственной совестью. Это связано со спецификой советской жизни. В конфликте Дмитриевых и Лукьяновых победа на стороне последних. Трифонов рисует общество, которое живет не высоконравственными идеалами, что противоречит официальной идеологии.
Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений советской действительности: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало.
Ⅴ. Итог урока.
Учитель:
– Над какими проблемами заставил задуматься автор повести «Обмен»?
Ученик:
-Юрий Трифонов заставил задуматься над проблемами деградации личности под напором мещанства, уничтожающего в человеке духовное начало и человечность.
-Проблема отношения «отцов и детей», когда сын путем духовного предательства матери, добивается материального комфорта.
-Проблема феминизации семьи.
Проблема потери традиционных семейных ценностей.
Учитель:
-Обратимся к эпиграфам к уроку. Главный герой стоит перед выбором: мать или жена. Выбирает душевный и материальный комфорт. Романтические идеалы детства рушатся под напором быта, житейских обстоятельств.
(Вывод учащиеся записывают в тетрадь)
- Решили ли вы задачу, сформулированную в начале урока?
(Учащиеся отвечают на вопрос)
Ⅵ. Домашнее задание.
«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».
– Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:
- Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?
- Действительно ли у Трифонова нет идеалов?
- Актуальны ли сейчас проблемы, поднятые автором?
В 1977 году на Литовской киностудии был создан фильм по мотивам повести «Обмен».
Слайд №13
Литература, электронные ресурсы:
- Патера Т. Обзор творчества и анализ московских повестей Юрия Трифонова. Ардис. https://imwerden.de/pdf/patera_obzor_tvorchestva_i_analiz_moskovskykh_povestej_yuriya_trifonova_ardis_1983__ocr.pdf
- Русский язык и литература : Литература. Базовый уровень. 11 кл. : в 2 ч. : учебник / Т.Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. ; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 253, [113 ] )
- Шитов А. Другая жизнь Ю. Трифонова. 2 ч. https://coollib.com/b/353692/read
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока определить особенность произведения Ю. Трифонова . 4 знакомство с биографией и творчеством Юрия Валентиновича Трифонова; 1 анализ произведения из «московского» цикла – повесть «Обмен»; 2 3 обозначить круг проблем, поднятых автором. 5 сформировать представление о «городской» прозе ⅩⅩ века;
Эпиграфы к уроку В человеке две бездны, учил Достоевский и он не выбирает между ними, но мечется, как маятник. Иосиф Бродский Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящий… – сквозная и заглавная тема позднего Трифонова… Ю.М.Оклянский
Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981)
Городская проза Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-70-х годах ⅩⅩ века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.
Конфликт в повести Дмитриевы Лукьяновы
Характеристика главных героев повести
Виктор Георгиевич Дмитриев «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный». « олукьянивается » «Выглядел он неважно. Он как-то сразу сдал, посерел. Еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька. Я ведь помню его мальчишкой по павлиновским дачам. Тогда он был толстяком. Мы звали его « Витучный ».
Лена Дмитриева «… вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть». «синие глаза ведьмы» «душевная неточность » « умение добиваться своего » « душевный дефект » «какая-то недоразвитость чувств » «что-то недочеловеческое ».
Желания Лены Они обменяются квартирами и улучшат жилищные условия Дмитриев станет кандидатом Отношения с семьей Дмитриевых нормализуются
Отношения Лены со свекровью Неприязнь Непонимание Вражда Раздражение Презрение К онфликт
Смысл названия повести «Обмен» Обмен – сюжетный стержень повести (метафора). В повести совершается «обмен нравственный », череда предательств Мечте Любимой женщине Сестре, матери.
Экранизация повести «Обмен» Литовская киностудия, 1977
Литература Литература Юрий Трифонов. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. М: Художественная литература, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"
Данный урок был проведён в канун юбилея писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....
Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".
Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...
Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют на уроке учащимся...
Урок литературы в 11 классе Повесть Ю. Трифонова "Обмен"
Урок литературы в 11 классе Повесть Ю. Трифонова "Обмен"...
Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....
Урок литературы в 7 классе "Проблематика повести "Дубровский" А.С.Пушкина
представлены ход урока и раздаточный материал к уроку литературы в 7 классе...
Урок-путешествие во взрослую жизнь "Семейные ценности" (по повести Ю.Трифонова "Обмен")
Семья - это родные люди. С первых минут рождения человека семья находится рядом с каждым из нас. Это наша опора и надежда на всю жизнь. Она формирует мировоззрение ребенка.Одиннадцатиклассники заканчи...