урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010». по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Программа: Программа общеобразовательных учреждений. 5-11 класс (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 11-ое издание, Москва, «Просвещение»-2009 год.
Учебник: Русская литература 20-говека. Учебник для 11 класса. В 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлева, Москва, «Просвещение»-2009 год.
Раздел: Литература 30-х годов 20-говека.
Количество часов в неделю: 3 часа.
Количество часов в год: 102 часа.
Программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М.А.Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:
1. Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.
2. Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.
3. Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
4. Сатира в «московских» главах романа.
5. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».
Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».
Характеристика класса
В данном 11 классе я работаю вот уже седьмой год (с 5-го класса), поэтому могу сказать: «Это мои дети». В классе 14 учащихся. Состав в социальном плане крайне неоднороден: есть дети предпринимателей (3), а есть ребята из семей бывших работников совхоза имени Тельмана(5), семьи военнослужащих(2), работников сферы обслуживания(4). Несмотря на социальную неоднородность, отношения между ребятами давно уже сложились дружеские, отношения взаимопонимания и взаимовыручки. У учащихся прекрасные отношения с учителями-предметниками. В класс всегда приятно входить, потому что испытываешь удовольствие от общения с ребятами, которые понимают тебя с полуслова. Большинство учащихся испытывает потребность в знаниях и имеют сильную установку на обучение.
Неоднороден класс и по уровню развития: 5 учеников класса обладают высоким уровнем развития, активны и инициативны на каждом уроке; 6 учеников среднего уровня развития интеллекта; 3 ученика с трудом преодолевают школьную программу и требуют к себе неусыпного внимания (могут не выполнить домашнюю работу, прогулять).
Этапы урока, методики, применяемые на уроке
Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета.
По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Комбинированность достигается широким перечнем методических приемов, логично ведущих к решению поставленных целей:
лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Урок проблемно-развивающий, отвечающий на вопрос: « Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Каждый этап урока, логично вплетаясь в общий ход, ведет учащихся к осознанию истин, озвученных в заключительном слове и в духовной песне. Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся.
Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение. На уроке осуществлялся контроль и учет знаний, учащиеся показали высокую активность (каждый ученик оценен), осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход. В ходе урока были реализованы все целевые установки.
Использованная на уроке аппаратура
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
Электронный словарь-справочник читателя романа с приложением (конспекты уроков по творчеству М.А.Булгакова, презентация к уроку, картины Н.Н.Ге, фрагмент «Суд Пилата» из фильма Джона Хеймана «Иисус», духовная песня иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по теме
«Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа
Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учитель – Сергеева Ольга Владимировна
Урок литературы в 11 классе.
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита». (вариант 2)
Тема: Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» и их евангельская основа.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
- показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;
Развивающие:
- развитие мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;
Воспитательные:
- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.
Методические приёмы:
лекция учителя; реализация индивидуальных сообщений; исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей; лекция учителя с элементами беседы; коллективный просмотр фрагмента видеофильма; беседа по содержанию романа; выразительное чтение в лицах; комментарий учителя; выразительное чтение эпизода; слово учителя; коллективное прослушивание песни.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование; презентация к уроку; cловарь - справочник читателя романа; выставка «Библейские мотивы в живописи»; электронный словарь-справочник с приложениями (смотри стр. 13); опорный конспект и сопоставительная таблица (раздаточный материал)
Ход урока.
- Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа». Фронтальная беседа, направленная на выявление уровня восприятия романа.
Слайд № 1(портрет М.Булгакова)
-Итак, роман, задуманный зимой 28-29 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в журнале «Москва» №11 в 1966 и в № 1 в 1967 году, т.е.27 лет спустя после ухода из жизни автора.
Слайд № 2 (даты)
Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного» романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах».
Слайд № 3 (тема урока )
- Чем, по-вашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»?
-Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии: (Слайд № 4)
- историческая (Понтий Пилат и Иешуа)
- сатирическая (Воланд и К° и москвичи)
- любовная (Мастер и Маргарита)
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря даже на стилевые различия, ибо в центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.
Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы» - это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у чиновников от литературы.
План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:
Гл.2 – Рассказ Воланда Слайд № 5 | Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с Каифой |
Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного Слайд № 6 | Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни |
Гл.25 – Маргарита читает Слайд № 7 | Пилат дает задание Афранию относительно Иуды |
Гл.26 – Маргарита читает Слайд № 8 | Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвием |
Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь - прямое наложение!
Трудно также не заметить сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет.
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете». А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете».
Детали, ритм, интонация фраз совпадают.
«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния - присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза.Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века.Слайд № 9 (схема)
Таким образом, сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие.
- Реализация индивидуального сообщения «Евангелие и евангелисты». Санчес Ирина. Слайд № 10 (евангелисты)
3. Групповая работа-исследование текста с таблицей. Сопоставление фактов, данных в «ершалаимских» главах, со Святым Писанием.
- В какой мере «ершалаимкие главы» повторяют Святое Писание? Попробуем сопоставить некоторые факты.
Вопрос к сравнительному анализу | Библия. Иисус Христос. | М. Булгаков. Иешуа Га-Ноцри. |
| 33 | 27 |
2. Происхождение | Знает и любит мать Марию, верит в божественное происхождение. Отца небесного зовёт Своим Отцом. | Не помнит хорошо; отец – сириец. |
3. Кто? | Бог, Царь, Сын Божий | Нищий бродячий философ нижайшего происхождения |
4. Ученики | 12 апостолов | Левий Матвей, неточно записывающий слова учителя. |
5. Известность | Народ ждёт его в городе и бурно приветствует при входе. | Никто его не знает и не приветствует. |
6. Вход в Иерусалим | Въезжает на осле; с ним его ученики. | Входит пешком один через Сузские ворота (Золотые). |
7. Характер проповедничества | Смотри Нагорную проповедь. | Только одно нравственное положение: «Все люди добры». |
8. Иуда. Кто он? | Один из учеников. | Не ученик, Иешуа знакомится с ним возле храма. |
9. Арест Иисуса происходит (где? когда?) | В Гефсиманском саду сразу после молитвы у подножия Елеонской (Масличной) горы. | В гостях у Иуды, где Иешуа по просьбе Иуды высказывает свои взгляды на государственную власть. |
10. После смерти тело хоронит | Иосиф из Аримафеи с разрешения Пилата взял тело и положил в новом гробу, высеченном в скале, привалив камнем. | Тело похищает Левий Матвей и придаёт земле. |
11. Судьба Иуды | Вернул 30 серебряников, пошёл и удавился. | Убит по приказанию П.П., который так хочет успокоить совесть. |
12. Отношение к предстоящей смерти | Предначертана смерть на кресте во имя искупления грехов человечества | Боится, просит Пилата отпустить его. |
13. Личность, определяющая сюжет | Иисус Христос | П.П. – личность, скрепляющая ершалаимские главы |
Заслушивание результатов исследований. Вывод.
- Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).
- Реализация индивидуального сообщения «Понтий Пилат. Историческая справка». Гасымов Сейран. Слайд №11.
5. Лекция учителя с элементом беседы.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
- Какой образ видится нам при чтении этой первой фразы? (человек, наделённый властью, не лишённый государственной мудрости, вызывающий трепет, уважение).
- Совсем по-другому звучит следующая фраза:«Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах начал преследовать прокуратора с рассвета».Что дает она для понимания характера Пилата? (Пропадает ореол значительности, подчёркиваются земные слабости, приземляя героя)
-Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех - трусость перед более высокой властью.
-Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник-Евангелие:
Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее - Понтию Пилату: только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).
Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 37-38) -спросил Пилат, не понимая, что истина перед ним.
Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался.
Он обратился к иудейскому пароду:
«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! <...> Пилат <...> взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье.
- Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (нет, она переносится на народ иудейский).
6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом». Беседа.
- Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?
7. Беседа по содержанию 2ой главы романа.
Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного героя романа Мастера в сцене допроса.
- Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек»)
- Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».)
8. Выразительное чтение в лицах фрагмента 2-ой главы романа: «А теперь скажи мне…и первый, кто об этом позаботится, буду я» (Василенко Антон, Пасынков Андрей, Федоров Андрей)
9. Комментарий учителя.
- Посмотрите, как библейский сюжет «пророс» в романе, как Булгаков интерпретирует его:
Евангелие от Иоанна:
Иисус у Анны (тестя Каифы)
«Анна спросил об учениках и об учении.
Иисус: - Я говорил явно миру. Я учил в синагоге и в храме и тайно не говорил ничего. Спроси их, они знают, что говорил.
Тогда служитель ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так отвечаешь ты первосвященнику!»
Иисус: - Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
Евангелие от Иоанна:
Иисус: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат: - Что есть истина?
И вышел опять к иудеям».
10. Беседа по содержанию 2ой главы романа.
-Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос.В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (подстрекательство к разрушению ершалаимского храма)
- Что на это отвечает Иешуа? («рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»; вера слепа, от веры к истине - такова история человечества.)
- Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина? И как нам понять его слова?
11. Выразительное чтение в лицах эпизода «Что есть истина?»: «Истина прежде всего в том…и тут говорящий позволил себе улыбнуться».
(Кудрявцев Алексей, Парфенов Андрей. Антипова Ирина)
-Истина - человеческое понятие, конкретное, она исходит от человека и замыкается на нем → истина то, что со - страдание избавляет от страдания.
-Многие живописцы не раз обращались к евангельским сюжетам. Картина же Николая Николаевича Гё носит название «Что есть истина?» И мы не можем с вами сейчас пройти мимо этого факта.
12. Реализация индивидуального сообщения «Николай Николаевич Гё и его картина «Что есть истина?». Ветлина Маргарита. Слайд № 12.
13. Комментарий учителя. Кто всем управляет?-Вспомним разговор между Берлиозом, Бездомным и Воландом (1 глава) о том, кто управляет «всем вообще распорядком на земле». Вспомним пошловатую фразу о кирпиче, который «ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».
Во 2 главе Пилат предлагает Иешуа поклясться.
«- Ну, хотя бы жизнью твоей, ею клясться самое время, т.к. она висит на волоске, знай это.
- Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уже наверно может лишь тот, кто подвесил?»
Евангелие от Иоанна:
П.- Откуда ты?
Иисус не ответил.
П.- Мне ли не отвечаешь? Не знаешь, что я имею власть распять Тебя?
Иисус: - Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
Евангелие от Луки:
П.- Я исследовал и не нашёл вины в Нем, Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного смерти. Наказав, отпущу.
- Смерть Ему! Отпусти Варавву!
П. возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
- Распни Его!
П.- Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав Его, отпущу.
- Распни Его!
«Они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. ...Иисуса предал в их волю».
14. Беседа по содержанию 2ой главы романа.
- Итак, рушить храм подсудимый не собирается. Обвинение снято.
«В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел». Но мечты Пилата рушатся доносом Иуды из Кириафа.В чем состоял донос Иуды? («власть есть насилие», «Закон об оскорблении величества ...»)
-Какие детали очень психологично передают состояние Пилата после прочтения доноса?
-Чей портрет представляется Пилату после прочтения доноса Иуды? Чем примечательна эта личность? (император Тиберий)
- Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?
- Почему Иешуа не понимает его попыток?
- «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!...», потом: «Погибли !...» И какая- то совсем нелепая среди них о каком- то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску». Почему «бессмертие», почему «тоска»?
- Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик «страшным голосом»?
- Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (последняя попытка спасти)
- Почему же Пилат, желая спасти арестованного, всё же приговаривает его к смерти? (страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру)
- Вот и получается, что бесстрашный на поле боя всадник Золотое копьё на самом деле трус. И он будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл из страха против своей совести. Он попытается задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это не поможет. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то», «бессмертие» и «тоска», бессонница и тревога - это его бремя.
Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных подлостей на земле.
Совесть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть - искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может быть, именно раскаяние, пришедшее к Пилату, подарило сон, радостный и спокойный.
15. Выразительное чтение. Сон Пилата (гл. 26): «Лишь только прокуратор…сейчас же помянут и тебя!»( Потапенко Ольга.) Слайд № 13.
16. Слово учителя. Обобщение по «ершалаимским» главам романа.
-В романе, творчески переосмысливающем евангельский сюжет, тем не менее, заложены вечные ценности, вечные христианские истины.
«Ершалаимские главы» не входят в противоречие с Библией, утверждая:
Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода.
И само прощение Пилата в последней главе романа есть исполнение христианской заповеди о человечности и милосердии.
17. Реализация индивидуального задания. Выразительное чтение эпизода «Освобождение Пилата»: «Маргарита скоро разглядела…по лунной дороге стремительно побежал и он»( Лукьянова Елена) Слайд № 14.
-Человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия. Ибо душа должна быть не малой, но большой. И она не должна спать - подрёмывать. Она должна «работать».
18. Прослушивание духовной песни иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?»
Литература, использованная учителем при подготовке к уроку:
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва, «Литература», 2000г.
- Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
- Библейская энциклопедия1990г.- 2-ое издание, репринтное, «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»
- Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
- Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма-пресс Образование», 2003г.
- Черкезова М.В.»Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы», «Литература в школе»- 1997, № 2.
- Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
- В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир»- 1968г. №6.
- Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская литература», 1971г.
Материалы по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий урока литературы в 11 классе по теме «Философско-этические проблемы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Опорный конспект урока (раздаточный материал):
Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» - зима 1928-1929 года – февраль 1940 года.
Первое издание – журнал «Москва» № 11-1966 год, № 1-1967 год.
Композиция «роман в романе».
Сюжетные линии
Историческая сатирическая любовная
«ершалаимская» Воланд и К в Москве Мастер и Маргарита
(Пилат и Иешуа) 30-х годов
План «ершалаимских» глав романа
Глава 2. Рассказ Воланда | Суд Пилата над Иешуа га-Ноцри. Разговор с Каифой. Принятие решения. |
Глава 16. Сон Ивана Бездомного | Казнь на Лысой горе. Левий Матвей - свидетель казни. |
Глава 25. Маргарита читает | Пилат дает задание Афранию, начальнику тайной службы, относительно Иуды из Кириафа. |
Глава 26. Маргарита читает | Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвеем. |
Параллелизм «ершалаимских» и «московских» глав:
- Во времени (Страстная неделя)
- В описании пространства (Ершалаим – Москва)
- В проявлении «вечных символов» природы
Взаимосвязь «ершалаимских» и «московских» глав романа:
Три сюжетные линии – три мира – триады героев
Древний ершалаимский мир | Мир Воланда (связка) | Современный московский мир | Функция героя |
Пилат | Воланд | Пр. Стравинский | тиран |
Афраний | Коровьев-Фагот | Врач Федор Васильевич | 1-ый помощник |
Марк Крысобой | Азазелло | Арчибальд Арчибальдович | помощник |
Банга | Бегемот | Тузбубен | животные |
Низа (агент Афрания) | Гелла | Наташа | служанки |
Евангелие – греч. «благовестие»
Евангелисты: Матвей, Марк, Лука, Иоан
Понтий Пилат – римский прокуратор Палестины (Иудеи) в 26-37 годах 1-го века, ставленник Сеяна, фаворита императора Тиберия.
31 г.
Р.Х. 10 г. 14 г. 20 г. 26 г.
Сеян 33 г. 37 г.
«черное время»
для Пилата
Правление Тиберия
Пилат-прокуратор
Казнь Сеяна Тиберием
Николай Николаевич Ге «Что есть Истина?» (1890) – Третьяковская галерея.
- «Добрый человек…»
- «Что есть истина?»
- «Власть есть насилие»
- «Каждому будет дано по его вере»
«Два предмета исполняют меня величайшим благоговением и изумлением: звездное небо вверху меня и совесть, или нравственный закон, внутри меня».
Иммануил Кант.
- Электронная версия словаря-справочника читателя «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита». Описание пособия.
Словарь-справочник содержит толкования 28 слов, требующих разъяснения при чтении романа. Кроме того, в пособии даны достаточно подробные статьи, рассказывающие об исторических деятелях, чья роль в романе очень значительна (Пилат, Тиберий, Антипа-Ирод). Даны также разъяснения географического плана и приведены фрагменты географических карт (Галилея, г.Гамала, Иерусалим). Большое внимание уделено в пособии словам и понятиям, связанным с христианством (Евангелие, евангелисты, Пасха, пасхальное яйцо, Страстная неделя). Использование
данного словаря-справочника и в печатном, и в электронном виде значительно облегчит труд преподавателя.
В качестве приложения к словарю-справочнику даны
- Конспекты первых трех уроков по творчеству М.А.Булгакова
- Презентация урока с портретами автора и обложкой романа
- Репродукции картин Н.Н.Ге на религиозные сюжеты и репродукция картины «Что есть истина?» с кратким анализом.
- Видеофрагмент «Суд Пилата» из фильма Джона Хеймана «Иисус».
- Духовная песня иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?»
Все материалы помогут учителю донести до ребят высочайший философский и духовный потенциал, заложенный автором в его «невозможном» романе.
- Сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения их с Евангелие:
Вопрос к сравнительному анализу | Библия. Иисус Христос. | М. Булгаков. Иешуа Га-Ноцри. |
| 33 | |
2. Происхождение | Знает и любит мать Марию, верит в божественное происхождение. Отца небесного зовёт Своим Отцом. | |
3. Кто? | Бог, Царь, Сын Божий | |
4. Ученики | 12 апостолов | |
5. Известность | Народ ждёт его в городе и бурно приветствует при входе. | |
6. Вход в Иерусалим | Въезжает на осле; с ним его ученики. | |
7.Характер проповедничества | Смотри Нагорную проповедь. | |
8. Иуда. Кто он? | Один из учеников. | |
9. Арест Иисуса происходит (где? когда?) | В Гефсиманском саду сразу после молитвы у подножия Елеонской (Масличной) горы. | |
10. После смерти тело хоронит | Иосиф из Аримафеи с разрешения Пилата взял тело и положил в новом гробу, высеченном в скале, привалив камнем. | |
11. Судьба Иуды | Вернул 30 серебряников, пошёл и удавился. | |
12. Отношение к предстоящей смерти | Предначертана смерть на кресте во имя искупления грехов человечества | |
13. Личность, определяющая сюжет | Иисус Христос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"
Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...
Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».
Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...
Урок в 10 классе «Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
Данный урок является интегрированным и рассчитан на 2 учебных часа, он помогает совместить анализ исторических событий и вн...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Идейно – художественное значение первых глав романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», его критерии оценки личности. Психологизм в раскрытии характеров персонажей.
Презентация к уроку литературы...
Конспект урока в 9 классе «История души человеческой на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»....