План-конспект урока в системно-деятельностном подходе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Данный план-конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу В.Распутина "Уроки французского" был разработан в рамках прохождения курсов повышения квалификации по теме "Управление качеством образования по предмету в рамках подготовки к внедрению ФГОС ООО". Хотелось бы получить оценку данному конспекту урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_sisteme_fgos.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО):  Красанова Наталья Владимировна

Город, район:  Новичихинский район

Образовательное учреждение:   МБОУ «Долговская СОШ»

Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы

Класс:  6

Тема урока: Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Характеристика класса: в класс обучается  9  человек, из них 7 мальчиков и 2 девочки;   девочки дружат между собой, но на уроках между ними постоянно идут соревнования в плане того, кого первой спросят, кто из них лучше справится с заданием и т.д., в основном же класс  однородный;  на «4» по предмету занимаются 3 человека, 2 ученикам не хватает усидчивости, поэтому они могут иметь как «4», так и «3», остальные 4 ученика имеют только «3». Несмотря на это 62% учащихся заинтересованы в успешном и  стабильном освоении учебного материала. Предмет в данном классе ведется на базовом  уровне.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: портрет писателя, выставка рисунков учащихся по рассказу, учебник, рабочие тетради, тест, карточки для самопроверки.

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ  рассказа Распутина «Уроки французского»:

Личностных: усвоение гуманистических  ценностей, формирование целостного мировоззрения, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, строить  логическое рассуждение и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметных: овладение процедурами смыслового анализа текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

1. Организационный момент, включающий:

Цель учащихся (предполагаемая): понять, в чем заключается душевная щедрость учительницы и какова ее роль в жизни мальчика, разобраться в смысле названия рассказа.

Цель учащихся (что должно быть сделано учащимися на данном этапе, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной):

1. Подготовить рабочее место для дальнейшей работы.

2. Эмоционально и интеллектуально настроиться на урок (осознать личностную, метапредметную и предметную значимость материала, который предстоит изучить).

3. Мотивировать ученика на решение задач в пределах сформулированной темы урока.

Цель учителя: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Методы организации работы учащихся: создание проблемной ситуации через создание словесного портрета учителя и обращение к проблеме роли учительницы в жизни мальчика, а также к смыслу названия рассказа.

Проблемные вопросы:

  1. Какими качествами должен обладать учитель? Соответствует ли вашим требованиям героиня рассказа?
  2. Какова роль учителя в жизни ученика? Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?
  3. Какой смысл несет в себе название рассказа?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы на проблемный вопрос.

Определение цели урока и учебных действий для достижения поставленных целей.

Постановка проблемных вопросов.

Рефлексивный анализ ответов учащихся.

Организация целеполагания:

Какой вопрос вас больше всего заинтересовал и почему?

Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке, исходя из ответа на предыдущие вопросы?

Что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть поставленной вами цели?

Используется принцип психологической комфортности.

Результат данного этапа заключается в мотивированной постановке учащимися цели и выборе учебных действий для достижения этой цели: проанализировать текст рассказа с целью выявления нравственно-этической позиции автора.

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель учителя: проверить уровень усвоения и осмысления содержания рассказа Распутина     «Уроки французского»

Методы: тестовый опрос учащихся с помощью вопросов по содержанию рассказа,  анализ и коллективная рефлексия на ответы и выставленные учащимися работы (рисунки по рассказу).

 Методы мотивирования (стимулирования): за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.

•        описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Критерии оценивания тестовой работы:

«5» - 15 – 14 правильных ответов

«4» - 13 – 11 правильных ответов

«3» - 10 – 8 правильных ответов

«2» - 7 и менее  правильных ответов

Критерии оценивания работ учащихся:

  1. Уровень мастерства (3 балла).
  2. Выразительность (2 балла);
  3. Оригинальность (1 балл);
  4. Аргументированный ответ на вопрос: почему именно данный эпизод изображен на рисунке (2 балла)

     

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы на тестовые вопросы, предложенные учителем.

Самопроверка тестовой работы.

Оценка учащимися ответов и выставленных работ по заданной школе критериев в оценочных листах.

Контролирует выполнение заданий.

Рефлексивный анализ ответов учащихся.

Используется принцип деятельности.

Результат данного этапа заключается в полном усвоении содержания рассказа, а также в осмыслении идейно-художествнной основы рассказа.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Цель учащихся: с помощью анализа текста найти ответы на поставленные проблемные вопросы.


Цель учителя: создать условия для достижения предметных результатов (овладение процедурами смыслового анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления).


Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой:

учащиеся работают в группах (группы создаются на основе проблемных вопросов, которые были выбраны учащимся, т.е. 1 группа – раскрывает образ учительницы, 2 группа – ее роль в жизни мальчика, 3 группа – смысл названия рассказа).

Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к тексту, с которым работают, и к проблеме, по которой работают:

Активность работы учащихся в группе, объём найденной информации по проблемному вопросу.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа с текстом.

Поиск и систематизация    информации.

Представление результатов работы.

Участие в обсуждении.

Организация УД в малых группах;

Организация рефлексивного восприятия сообщений учащихся от групп.

Результат данного этапа заключается в осмыслении учащимися поведения учительницы, ее роли в жизни мальчика.

На данном этапе урока предполагается достижение предметных результатов: (овладение процедурами смыслового анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном про изведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления)

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель учащихся: определить, какие нравственные уроки вынесли для себя из текста, какие жизненные вопросы пробудило чтение и осмысление характеров героев, и выяснить, что дает изучение этого рассказа именно в их возрасте?


Цель учителя: создать условия для достижения личностных результатов: усвоение гуманистических  ценностей, формирование целостного мировоззрения, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Формы:

дискуссионное обсуждение  вопросов и проблем в группах;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Рефлексивные вопросы  и ответы групп.

Оценивание ответов представителей групп в оценочных листах.

Организация групповой и индивидуальной  рефлексии

5. Задание на дом, включающее:

Цель самостоятельной работы для учащихся: выявить одну наиболее важную для себя тему,  из перечисленных,  и написать по ней сочинение.

  1. Образ учительницы в рассказе В.Распутина «Уроки французского».
  2. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
  3. Роль учителя в жизни ученика (на основе рассказа Распутина и на личном опыте).

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.

Критерии оценивания сочинений:

  1. Формулировка проблемы (2 балла);
  2. Убедительность и аргументация ответов (2 балла);
  3. Логика текста (2 балла);
  4. Культура речевого оформления (3 балла – нет ошибок; 2 балл – не более 2 речевых ошибок; 1 балл – не более 4 речевых ошибок).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вопросы, связанные с уточнением домашнего задания

Объяснения задания на дом

Результат урока: достижение поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)

Разработка технологической карты урока по ФГОС....

Технологические карты уроков (системно -деятельностный подход) Седова Р.С. Предмет английский язык класс 8, класс 11

Тема урока "Употребление  условных предложений смешанного типа." 8 классТема урока "Употребление Future Perfect (Active & Passive)", 11 класс...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...