Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Разработка технологической карты урока по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkusd_bugrovaov.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)

Предмет  информатика            класс 5

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Обработка информации

8 урок из 39

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-исследование;

Формы УД: фронтальная, групповая, индивидуальная; устная презентация;

Методы: проблемные ситуации,; метод сравнения,  метод гипотез, обращение к опыту учащихся, работа с учебником, методы стимулирования и мотивации.

Цель урока

Задачи урока

Познакомить учащихся с новым действием с информацией – ее обработкой; закрепить полученные знания и научиться применять при выполнении практического задания.

Предметные:

формировать представление  о  двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания;

формировать умение создавать таблицы с применением текстового процессора.

Метапредметные:

закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;

иметь представление о  подходах к упорядочиванию информации;

применять таблицы для представления текстовой информации.

Личностные:

стимулировать поиск вариантов на основе имеющихся знаний;

формировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

осуществлять контроль и самоконтроль;

развивать находчивость, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

формировать навык построения таблиц с применением текстового процессора.

Предполагаемый результат

Предметный результат

УУД

имеют представление  о  двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания;

умеют создавать таблицы с применением текстового процессора;

имеют  представление о  подходах к упорядочиванию информации;

применяют навык построения таблиц для представления текстовой информации.

Познавательные: 

структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания;

построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата;

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

умение работать в группах, развитие диалогической речи;

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм;

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения;

формирование умений  систематизации объектов;

формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе;

формирование умений  преобразовывать текстовую форму в табличную;

закрепление умений поиска и систематизации информации;

рефлексия способов  и условий ;

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

формирование навыков самоорганизации;

формирование навыков письма.

Педагогические технологии

Оборудование

Технология деятельностного метода (Л.Г.Петерсон), ИКТ-технологии.

Компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, презентация «Обработка информации».

ВАРИАНТ 2

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

I Организационный момент-время (1 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- оценочное суждение;

-самооценка готовности к уроку, эмоционального состояния;

II Актуализация знаний – время (5 мин)

Учитель задает вопросы:

  1. Что такое информация?
  2. Какие действия человек совершает с информацией?
  3. Как человек хранит информацию?
  4. Общая схема передачи информации?

- самостоятельно работают с места, отвечая на вопросы;

-делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

- демонстрируют знания, умения  по теме «Информация», «Хранение информации», «Передача информации»;

Познавательные УУД:

-фиксировать  собственные затруднения в знаниях, умениях, навыках, выявлять их причины (этап актуализации знаний);

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-строить понятные для собеседника высказывания;

-аргументировать свою точку зрения;

-формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при  решении практических задач;

- наблюдение;

- фронтальный опрос;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

-оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

III Создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка целей и задач урока) – время (3 мин)

Создает проблемную ситуацию;

Что такое обработка информации? 

Приходилось ли вам обрабатывать информацию? 

Создает условия для формулирования учащимися темы урока;

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель мы наметим?

Дети затрудняются в формулировке ответов на вопросы 5, 6.

- Об обработке информации. Тема урока: «Обработка информации» -

Узнать как можно больше об обработке информации.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

-устанавливать закономерности, строить рассуждения;

-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

-выявлять сущность, особенности объектов, устанавливать аналогии;

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно;

- планировать реализацию целей и задач;

-принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-оценочное суждение;

-оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока;

-оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

-оценка/самооценка умения формулировать тему урока;

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

IV Первичное усвоение новых знаний/решение учебной задачи – время (13 мин)

-Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми темы.

Объяснение понятия «обработка информации», примеры обработки информации;

Ввод понятий «входная информация» и «выходная информация»;

Различие двух типов обработки информации;

Сформировать понятие «систематизация информации»;

Решение задачи на систематизацию информации;

Объяснение понятия «поиск информации» .

 

-Итак, сделаем  общий вывод: обработка информации – это…

- приводят примеры обработки информации в быту, при решении задач школьных предметов.

- приводят примеры систематизации объектов.

- решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде.

- приводят примера поиска информации.

- делают вывод по теме урока

Познавательные:

-Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов

- выдвигать предположения;

- структурировать знания;

- выдвигать гипотезы (предположения);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

-выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

-обобщать и систематизировать по признакам;

Регулятивные:

- планировать свою учебную деятельность;

-определять способы выхода из затруднения;

- сохранять учебную задачу и осуществлять контроль;

- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения цели;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные:

- высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

-строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оценочное суждение;

- самоконтроль, самооценка;

-  оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

V Первичная проверка понимания-время (5 мин)

Предлагает выполнить задание на обработку информации в учебнике.

-Устанавливает правильность и осознанность изучения темы.

-Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, выполняет коррекцию выявленных пробелов, обеспечивает закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выполняют задание

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

Коммуникативные УУД:

-осуществлять устную, письменную коммуникацию в соответствии с поставленной задачей

-рефлексия деятельности (оценка успешности);

-самоконтроль, самооценка;

-индивидуальная работа;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений;

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

VI Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – время (7 мин)

-Предлагает выполнить задание 3 практической работы 9

-Выявляет качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявляет недостатки в знаниях и способах действий, устанавливает причины выявленных недостатков.

Выполняют парами задание 3 практической работы 9 «Создаем простую таблицу «Планеты Солнечной системы».

Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме.

Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- анализировать, сравнивать, группировать;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога;

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-рефлексия деятельности (оценка успешности);

-самоконтроль, самооценка;

- практическая работа;

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений;

- оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

VII  Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (5 мин)

Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

-рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка работы группы;

-оценка эмоционального состояния;

-оценка учителя, с комментированием выставленных оценок;

-оценочное суждение.

VIII  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению– время (1 мин)

-объясняет домашнее задание разного уровня сложности по выбору учащихся (на карточках);

 Обязательно для всех: §12 с. 83-86;

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-выбирают домашнее  задание;

-задают уточняющие вопросы;

-делают запись в дневник

-подают дневники для оценки учителю.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое;

-применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные УУД:

-слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное домашнее задание со степенью  изучения  учебного материала;

- объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание;

-способность организовать собственную деятельность.

- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.

В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...

Технологическая карта урока,реализующего системно-деятельностный подход

Урок в 8 классе по  теме: "Общественное движение в России в 30-40 годы  XIX века"....

Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...

Технологические карты уроков (системно -деятельностный подход) Седова Р.С. Предмет английский язык класс 8, класс 11

Тема урока "Употребление  условных предложений смешанного типа." 8 классТема урока "Употребление Future Perfect (Active & Passive)", 11 класс...