Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Сонина Юлия Николаевна

Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход

к обучению учащихся  на уроке

русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов.»

Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели: формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы; способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать; способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности, мотивация.

 

Цель :включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Формируемые УУД:

личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;

познавательные: уметь выдвигать гипотезы;

коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:саморегуляция, целеполагание.

-Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть  и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний.

А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?

Ответы

Сегодня на уроке я хочу вам пожелать:

Начинаем наш урок.

Будь внимателен, дружок,

Буквы правильно пиши,

Думай, думай, не спеши.

Товарищам помогай

И «пятёрку» получай!                                                     Сл №1

Сказка « Морфемы в стране чудес»                               сл №2

Ребята, мы с вами вспомнили из чего состоит слово.

        

Проверь себя!                                                                       СЛ 3

  • Что такое морфема?
  • Какие морфемы вы знаете?
  • В чем отличие корня от других морфем?
  • Что такое однокоренные слова?
  • Что такое приставка, суффикс?
  • Что такое основа слова?
  • Что такое окончание?

(Ответы.)

Для чего нужно знать морфемы?                                      Сл 4

  • чтобы правильно писать слова;
  • чтобы правильно употреблять слова;
  • чтобы удивляться возможностям языка.

Эпиграф

 Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей   М. Горький.                                                Сл 5

  •  Ребята , как вы понимаете смысл высказывания?  Рус яз   постоянно развивается, в нем образуются новые слова. Слова образуются посредством морфем.                                                                                    

-Давайте вспомним известные вам способы образования слов. СЛ 6

(Используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)

-В чем вы сейчас упражнялись?

 ( В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)

-Какие слова вызвали затруднение?

 ( Ответ).

-Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?

 (Ответ. – Мы ещё этого не знаем. А мы можем узнать?  Да  можем из учебника и с помощью учителя.)

2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

.

Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.

Формируемые УУД :

познавательные:  анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;

регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Какова же цель нашей работы на уроке?

(Выявить основные способы образования слов.) СЛ 7

-Сформулируйте тему урока.                                   СЛ 8

 (Ответ.)

Название темы записывается на доске и в тетрадях.

-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?

 (Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)

-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах . Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?

По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;

2)выделить их общую часть;

3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;

4) сделать вывод.   СЛ 9

Приставочный
- появление новых слов в результате присоединения
к исходному  слову  приставки. СЛ 10

. Суффиксальный
появление новых слов в результате присоединения
к исходной основе суффикса
    СЛ 11

Приставочно-суффиксальный
- появление новых слов при помощи присоединения к исходной основе приставки и суффикса.                 СЛ12

Сложение
-
объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных о, е или без них.                                СЛ13

ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ СПОСОБ И ОДИН ПРИМЕР  СЛОВА.

3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)

Цель :проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Формируемые УУД:

личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;

познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

регулятивные: саморегуляция, контроль.

Дети работают  в группах. Сл 14

  1. «Найдите сорняк и вырви с корнем».

 Работа в группах. Переходим к практической деятельности. Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов.) Объясните, как вы понимаете слово сорняк? Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов. Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно «вырвала с корнем сорняки».

Задание: в каждой группе слов – «родственников» есть одно «чужое» слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова!  Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень и подчеркнуть, а затем передать лист следующему участнику.

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.

Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.

Заложить, ложка, положение, предположение, переложить.

Карточка №2

Умелый, умный, умнейший, умница, ум.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветрился.

Головной, головка, изголовье, подголовник.

Карточка №3

Полный, пополнение, половина, половица, располнел.

Кривой, окриветь, скривиться, креветка.

Помешал, мешать, помехи, помещение.

Проверка  устные ответы.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ

Слабым учащимся

Определите способ образования слов, распределите слова в таблице

     Приставочный

  Суффиксальный

    Сложение

  Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.

  1. Задание для сильных уч-ся (выполняется одновременно с классом)

    Определи способ образования данных слов,

Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.

Двух, трёх учащихся учащихся к доске.

Поднимите руки , кто написал так , как написано на доске.все так написали.

Физкультминутка               1  мин

 

4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)

Цель :каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Формируемые УУД:

познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;

регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;

 личностные: способность к самооценке своих действий.

Задание 1

   Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу(на доске). Обозначьте грамматическую основу первого предложения.

1.Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

2. Кушай яблочко, мой свет-

Благодарствуй за обед.

3. Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

4. Бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко,-

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу.

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: закрепление и повторение.

Формируемые УУД:

личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;

познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;

коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.

  Сл 15 устно

Сл 16  Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов.
Приморский, пришкольный,  загородный

Сл 17  Задание по вариантам:понаблюдайте за строением слов.

 – мясорубка, кофемолка;

 – лесоруб, пылесос

 Сл 18. 19

6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме

Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Формируемые УУД:

личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;

регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;

познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;

коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

-Урок подходит к концу.

Что еще нужно нам сделать?

 (Подвести итог работы.)

-Какую цель мы ставили на уроке?

 (Ответ.)

-Достигли ее?

-Докажите.

(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали  о непродуктивных суффиксах.)

-Что нужно сделать еще?

-С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?

-Что стало более понятным , какие затруднения сняли?

-Что помогало снимать затруднения?

 (Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)

-Что пока не получается?

-Где можно применить новые знания?

-Оцените свою работу. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

-Учитывая  изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?

 ( Ответ)

                                                                                                     

7.Домашнее задание .

Формируемые УУД:

коммуникативные: инициатива в выборе задачи;

регулятивные: оценка результатов работы.

Написать сказку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши, Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай!

Слайд 2

Сказка « Морфемы в стране чудес»

Слайд 3

Морфемы в стране чудес! Спор частей слова.

Слайд 4

Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них главнее. - Я самый главный, без меня не было бы слов, - сказал Корень.

Слайд 5

Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс. Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка. А без меня вы никто! – закричало Окончание.

Слайд 6

Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились. Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука. Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!

Слайд 7

Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили. С тех пор люди полюбили Морфемы, ведь они помогли сделать их язык точнее и красивее!!!

Слайд 8

Проверь себя! Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? В чем отличие корня от других морфем? Что такое однокоренные слова? Что такое приставка, суффикс? Что такое основа слова? Что такое окончание?

Слайд 9

чтобы правильно писать слова; чтобы правильно употреблять слова; чтобы удивляться возможностям языка. Для чего нужно знать морфемы?

Слайд 10

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей М. Горький .

Слайд 11

Вспомним известные вам способы образования слов. Приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти.

Слайд 12

Цель урока: узнать, что такое слово образование и понять, как образуются слова в русском языке.

Слайд 13

Какова же тема нашего урока? Слово образование. Способы образования слов в русском языке.

Слайд 14

Алгоритм: 1) найти исходное слово или основу слова; 2)выделить их общую часть; 3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее; 4) сделать вывод .

Слайд 15

1 . Приставочный - появление новых слов в результате присоединения к исходному слову приставки. со + ученик cо ученик (сущ.) ‏ пре + большой пре большой(прил.) ‏ пере + бежать пере бежать(глагол) ‏

Слайд 16

2 . Суффиксальный появление новых слов в результате присоединения к исходной основе суффикса Комнат (а) + -к- комнат к а Комнат (а) + -н- комнат н ый Светлый + -е- светл е ть

Слайд 17

3 . Приставочно-суффиксальный - появление новых слов при помощи присоединения к исходной основе приставки и суффикса. при +школ(а) + н (ый) при школь н ый за + сол(ить) + к за сол к а

Слайд 18

4. Сложение -объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных о, е или без них. сталь + е + варить стал е вар нов(ая)+ о + стройка нов о стройка стен(ная) + газета стенгазета

Слайд 20

. Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный, загородный.

Слайд 21

Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Задание по вариантам: понаблюдайте за строением слов 1в – мясорубка, кофемолка; 2в – лесоруб, пылесос

Слайд 22

Как большой дом превратить в маленький? Как топор превратить в рукоятку? о

Слайд 23

Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносить, вносить, выносить . К каким рисункам они относятся? Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой – движение наружу и какой – передвижение с одного места на другое? Какая часть слова придает глаголу носить эти значения?



Предварительный просмотр:

Сказка город правил. (1 слайд)

(2 слайд)В одном сказочном царстве существовал город, который назывался « Город Правил». Он был очень строгим городом.

(3 слайд) В этом городе жил Корень (*), Суффикс(*) и(*) Приставка.

(4сл) Корень был сильным и могучим, (5) а Суффикс был умным и хитрым. ( 6 ) И нравилась им очаровательная и красивая Приставка.

(7)В один светлый солнечный день пришли Корень и Суффикс к Приставке в гости и попросили у нее руку и сердце.

(8)Приставка ответила:

  • Я буду с тем из вас, кто достанет хрустальную туфельку из глубокой ямы. Та яма находится за городом.

(9)Суффикс(*) и(*) Корень отправились к той (*)глубокой — преглубокой яме. Шли они,шли  и наконец, добрались до глубокой ямы.

  1. Корень гордо сказал:

- Я, Корень . Я главный в слове. Я достану туфельку и женюсь на приставке, потому что во мне заключен общий смысл однокоренных слов.

Корень ходил. Ходил вокруг ямы и не знал как ему быть. Как достать туфельку? Как потом выбраться из ямы?

И корень придумал.

- Без длинной, очень длинной веревке здесь не обойтись. И пошел искать веревку.

  1. А Суффикс подошел к яме и сказал:

Я стою перед корнем и образую новые слова.

 -Быть тебе не ЯМОЙ, а ЯМКОЙ.

  1. И в тот же миг глубокая — преглубокая яма (*)стала маленькой ямкой.
  2. Так суффикс женился на Приставке. (*)А корень к ним приходит в гости.

Ведь они дополняют друг друга и могут образовывать новые слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка «Город Правил»

Слайд 8

Буду с тем из Вас, кто достанет хрустальную туфельку из глубокой ямы. Та яма находится за городом.

Слайд 10

Я, Корень. Я главный в слове. Я достану туфельку и женюсь на приставке, потому что во мне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

Слайд 11

- Я стою перед корнем и образую новые слова. Быть тебе не ЯМОЙ, а ЯМКОЙ

Слайд 14

КОНЕЦ СКАЗКИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой

Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование".  Программа по русскому языку С.И.Львовой....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

Словообразование. Основные способы образования новых слов.

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка...

Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"

Технологическая карта урока с презениацией...