Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов» Тип урока: открытие нового знания | 66.5 КБ |
Презентация к уроку "Словообразование" | 2.42 МБ |
Сказка "Город правил" | 67.5 КБ |
Презентация "Город правил" | 1.88 МБ |
Презентация "Морфемы в стране чудес"" | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход
к обучению учащихся на уроке
русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов.»
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели: формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы; способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать; способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности, мотивация.
Цель :включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Формируемые УУД:
личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;
познавательные: уметь выдвигать гипотезы;
коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные:саморегуляция, целеполагание.
-Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний.
А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?
Ответы
Сегодня на уроке я хочу вам пожелать:
Начинаем наш урок.
Будь внимателен, дружок,
Буквы правильно пиши,
Думай, думай, не спеши.
Товарищам помогай
И «пятёрку» получай! Сл №1
Сказка « Морфемы в стране чудес» сл №2
Ребята, мы с вами вспомнили из чего состоит слово.
Проверь себя! СЛ 3
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вы знаете?
- В чем отличие корня от других морфем?
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое приставка, суффикс?
- Что такое основа слова?
- Что такое окончание?
(Ответы.)
Для чего нужно знать морфемы? Сл 4
- чтобы правильно писать слова;
- чтобы правильно употреблять слова;
- чтобы удивляться возможностям языка.
Эпиграф
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей М. Горький. Сл 5
- Ребята , как вы понимаете смысл высказывания? Рус яз постоянно развивается, в нем образуются новые слова. Слова образуются посредством морфем.
-Давайте вспомним известные вам способы образования слов. СЛ 6
(Используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)
-В чем вы сейчас упражнялись?
( В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)
-Какие слова вызвали затруднение?
( Ответ).
-Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?
(Ответ. – Мы ещё этого не знаем. А мы можем узнать? Да можем из учебника и с помощью учителя.)
2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
.
Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.
Формируемые УУД :
познавательные: анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;
регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-Какова же цель нашей работы на уроке?
(Выявить основные способы образования слов.) СЛ 7
-Сформулируйте тему урока. СЛ 8
(Ответ.)
Название темы записывается на доске и в тетрадях.
-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?
(Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)
-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах . Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?
По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;
2)выделить их общую часть;
3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;
4) сделать вывод. СЛ 9
Приставочный
- появление новых слов в результате присоединения
к исходному слову приставки. СЛ 10
. Суффиксальный
появление новых слов в результате присоединения
к исходной основе суффикса СЛ 11
Приставочно-суффиксальный
- появление новых слов при помощи присоединения к исходной основе приставки и суффикса. СЛ12
Сложение
-объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных о, е или без них. СЛ13
ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ СПОСОБ И ОДИН ПРИМЕР СЛОВА.
3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)
Цель :проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Формируемые УУД:
личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;
познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
регулятивные: саморегуляция, контроль.
Дети работают в группах. Сл 14
- «Найдите сорняк и вырви с корнем».
Работа в группах. Переходим к практической деятельности. Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов.) Объясните, как вы понимаете слово сорняк? Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов. Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно «вырвала с корнем сорняки».
Задание: в каждой группе слов – «родственников» есть одно «чужое» слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень и подчеркнуть, а затем передать лист следующему участнику.
Карточка №1
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.
Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.
Заложить, ложка, положение, предположение, переложить.
Карточка №2
Умелый, умный, умнейший, умница, ум.
Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветрился.
Головной, головка, изголовье, подголовник.
Карточка №3
Полный, пополнение, половина, половица, располнел.
Кривой, окриветь, скривиться, креветка.
Помешал, мешать, помехи, помещение.
Проверка устные ответы.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ
Слабым учащимся
Определите способ образования слов, распределите слова в таблице
Приставочный | Суффиксальный | Сложение |
Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.
- Задание для сильных уч-ся (выполняется одновременно с классом)
Определи способ образования данных слов,
Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.
Двух, трёх учащихся учащихся к доске.
Поднимите руки , кто написал так , как написано на доске.все так написали.
Физкультминутка 1 мин
4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)
Цель :каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Формируемые УУД:
познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;
регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;
личностные: способность к самооценке своих действий.
Задание 1
Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу(на доске). Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
1.Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
2. Кушай яблочко, мой свет-
Благодарствуй за обед.
3. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
4. Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: закрепление и повторение.
Формируемые УУД:
личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;
познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;
коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.
Сл 15 устно
Сл 16 Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов.
Приморский, пришкольный, загородный
Сл 17 Задание по вариантам:понаблюдайте за строением слов.
1в – мясорубка, кофемолка;
2в – лесоруб, пылесос
Сл 18. 19
6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме
Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Формируемые УУД:
личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;
регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;
познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;
коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.
-Урок подходит к концу.
Что еще нужно нам сделать?
(Подвести итог работы.)
-Какую цель мы ставили на уроке?
(Ответ.)
-Достигли ее?
-Докажите.
(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали о непродуктивных суффиксах.)
-Что нужно сделать еще?
-С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?
-Что стало более понятным , какие затруднения сняли?
-Что помогало снимать затруднения?
(Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)
-Что пока не получается?
-Где можно применить новые знания?
-Оцените свою работу. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
-Учитывая изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?
( Ответ)
7.Домашнее задание .
Формируемые УУД:
коммуникативные: инициатива в выборе задачи;
регулятивные: оценка результатов работы.
Написать сказку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка « Морфемы в стране чудес»
Морфемы в стране чудес! Спор частей слова.
Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них главнее. - Я самый главный, без меня не было бы слов, - сказал Корень.
Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс. Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка. А без меня вы никто! – закричало Окончание.
Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились. Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука. Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!
Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили. С тех пор люди полюбили Морфемы, ведь они помогли сделать их язык точнее и красивее!!!
Проверь себя! Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? В чем отличие корня от других морфем? Что такое однокоренные слова? Что такое приставка, суффикс? Что такое основа слова? Что такое окончание?
чтобы правильно писать слова; чтобы правильно употреблять слова; чтобы удивляться возможностям языка. Для чего нужно знать морфемы?
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей М. Горький .
Вспомним известные вам способы образования слов. Приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти.
Цель урока: узнать, что такое слово образование и понять, как образуются слова в русском языке.
Какова же тема нашего урока? Слово образование. Способы образования слов в русском языке.
Алгоритм: 1) найти исходное слово или основу слова; 2)выделить их общую часть; 3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее; 4) сделать вывод .
1 . Приставочный - появление новых слов в результате присоединения к исходному слову приставки. со + ученик cо ученик (сущ.) пре + большой пре большой(прил.) пере + бежать пере бежать(глагол)
2 . Суффиксальный появление новых слов в результате присоединения к исходной основе суффикса Комнат (а) + -к- комнат к а Комнат (а) + -н- комнат н ый Светлый + -е- светл е ть
3 . Приставочно-суффиксальный - появление новых слов при помощи присоединения к исходной основе приставки и суффикса. при +школ(а) + н (ый) при школь н ый за + сол(ить) + к за сол к а
4. Сложение -объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных о, е или без них. сталь + е + варить стал е вар нов(ая)+ о + стройка нов о стройка стен(ная) + газета стенгазета
. Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный, загородный.
Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Задание по вариантам: понаблюдайте за строением слов 1в – мясорубка, кофемолка; 2в – лесоруб, пылесос
Как большой дом превратить в маленький? Как топор превратить в рукоятку? о
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносить, вносить, выносить . К каким рисункам они относятся? Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой – движение наружу и какой – передвижение с одного места на другое? Какая часть слова придает глаголу носить эти значения?
Предварительный просмотр:
Сказка город правил. (1 слайд)
(2 слайд)В одном сказочном царстве существовал город, который назывался « Город Правил». Он был очень строгим городом.
(3 слайд) В этом городе жил Корень (*), Суффикс(*) и(*) Приставка.
(4сл) Корень был сильным и могучим, (5) а Суффикс был умным и хитрым. ( 6 ) И нравилась им очаровательная и красивая Приставка.
(7)В один светлый солнечный день пришли Корень и Суффикс к Приставке в гости и попросили у нее руку и сердце.
(8)Приставка ответила:
- Я буду с тем из вас, кто достанет хрустальную туфельку из глубокой ямы. Та яма находится за городом.
(9)Суффикс(*) и(*) Корень отправились к той (*)глубокой — преглубокой яме. Шли они,шли и наконец, добрались до глубокой ямы.
- Корень гордо сказал:
- Я, Корень . Я главный в слове. Я достану туфельку и женюсь на приставке, потому что во мне заключен общий смысл однокоренных слов.
Корень ходил. Ходил вокруг ямы и не знал как ему быть. Как достать туфельку? Как потом выбраться из ямы?
И корень придумал.
- Без длинной, очень длинной веревке здесь не обойтись. И пошел искать веревку.
- А Суффикс подошел к яме и сказал:
Я стою перед корнем и образую новые слова.
-Быть тебе не ЯМОЙ, а ЯМКОЙ.
- И в тот же миг глубокая — преглубокая яма (*)стала маленькой ямкой.
- Так суффикс женился на Приставке. (*)А корень к ним приходит в гости.
Ведь они дополняют друг друга и могут образовывать новые слова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буду с тем из Вас, кто достанет хрустальную туфельку из глубокой ямы. Та яма находится за городом.
Я, Корень. Я главный в слове. Я достану туфельку и женюсь на приставке, потому что во мне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
- Я стою перед корнем и образую новые слова. Быть тебе не ЯМОЙ, а ЯМКОЙ
КОНЕЦ СКАЗКИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование". Программа по русскому языку С.И.Львовой....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Словообразование. Основные способы образования новых слов.
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка...
Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"
Технологическая карта урока с презениацией...