Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка (развития речи)

и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)

(описание картины на основе искусствоведческого текста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov._urok_opisanie_kartiny.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка (развития речи)

и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)

(описание картины на основе искусствоведческого текста)

МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск Краснодарский край

Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна

Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна

Тема урока: Интегрированный урок развития речи. Описание картины кубанского художника В.Солодовника «К вечеру» на основе искусствоведческого текста.

Цель урока:

- совершенствовать речеведческие знания учащихся о тексте, типе и стиле речи;

- формировать умения учащихся понимать художественный образ, нравственную позицию художника;

- формировать навыки написания сочинений-описаний;

- развивать эстетический вкус школьников;

- воспитывать любовь к родине посредством искусства.

Оборудование:

  • презентация с репродукциями картин кубанского художника Владимира Солодовника «К вечеру», «Колодец в хуторе «Свободном», «Золотой лиман», «Жемчужные плавни», «Осенний день»; с портретом художника В.Солодовника;

- памятка-анализ лингвистического текста.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя русского языка и литературы:

  • Знакомство с темой урока.

        Постановка цели и задач урока.

        Презентация - Заочное «Путешествие по залам картинной галереи В.П.Солодовника».

        

        Слово учителя изобразительного искусства при просмотре презентации о кубанском художнике.

Владимир Солодовник – художник Кубани. Много путешествуя, он никогда не забывал о родной земле. Его творческой родиной поистине можно считать кубанский хутор Свободный, находящийся в степной зоне края. Большая часть картин, написанных в последние годы, была создана на материале этюдов, привезенных с хутора. Именно в серии «Кубанские пейзажи» - самой многочисленной и цельной – Солодовник достигает наибольшей силы обобщения; приемы портретирования местности вырастают в типический образ родной природы.

        Будучи верным своему кредо – искать красоту в простой земной жизни – Солодовник предстает как реалист, для которого правда и поэзия объективного мира едины. Поэтому и придает значение самому неприметному в  деталях пейзажа: на первом плане может быть грязная лужица, сломанный куст, втоптанные в ил камыши.

II. Работа над картиной.

  1. Какие чувства вызывает у вас картина?

     2. Какое настроение создается у вас при первом взгляде на портрет?

Рассказ о художнике (индивидуальное задание учащимся).

Владимир Павлович Солодовник родился в 1937 году в селе Нехвороща Полтавской области. В 1971 году окончил Харьковский государственный художественно-промышленный институт. Член Союза художников России с 1983 года. Он участник городских, краевых, зональных и международных выставок. Владимир Павлович живет на Кубани. Его вдохновляют приазовские лиманы, кубанские равнины, ее обитатели. Он искренне восхищается прелестью земли, на которой живет.

        Работы Владимира Солодовника хранятся в Краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко, Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств, в музеях России, частных коллекциях России, Польши, Франции, США.

Учитель изобразительного искусства:

III. Беседа по картине В.П.Солодовника «К вечеру»

Цель: помочь учащимся понять образный язык искусства, формировать умение анализировать картину как произведение искусства, научить создавать самостоятельное словесное описание картины:

  1. Какое впечатление производит на вас картина?

      2) Как вы думаете, почему картина вызывает  у вас радостное настроение?

      3) Удалось ли художнику передать красоту жизни, умиротворенность окружающего, радостное и светлое чувство?

  1. Какой цвет является основным в картине? Почему? С помощью каких красок  художник создает впечатление радости жизни?
  2. Как изобразил художник деревья, камыш, водную гладь, небо? Какие цветовые сочетания использовал В.Солодовник в описании картины природы? Почему?
  3. Как построена картина?

      5) Какие изобразительно-выразительные средства избирает художник, чтобы

передать радость, любовь к родному краю, красоту жизни? (композиция, колорит, цвет, светотени).

  1. Докажите, что эта картина относится к пейзажному жанру.

Учитель русского языка:

IV. Проведение словарно-стилистической работы. (Подбор необходимых определений, эпитетов, синонимов, сравнений):

        Описание света: теплый, солнечный, чудесный, мягкий, желто-зеленый.

        Описание камыша: золотистый, лиловый, пышный и разросшийся, темно-зеленый, тихий шепот в камышах.

        Описание водной поверхности: тихая, спокойная вода, в которой отражается небо и камыш, видны водоросли, ряска, кое-где мелководье.

        Описание неба: светлая дымка тумана, придающая пейзажу таинственность и загадочность; нежная розовая полоска облаков, освещенная заходящим солнцем, молодой месяц.

        (Словарно-стилистическая работа проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа картины, в процессе чтения и после чтения искусствоведческого текста).

V. Чтение и анализ искусствоведческого текста.

Жизненно лишь то,

 что имеет корни в родной земле.

В.Солодовник

        Солодовник – мастер пейзажа настроения… Следуя первому непосредственному впечатлению от натуры, передает состояние покоя и умиротворенности от тихого летнего утра на реке или осеннего морозного дня в плавнях – и это выражает стремление к гармонии, равновесию между личностью и миром.

        Для художника важен выбор мотива. Он редко пишет лес и горы. Чаще это типичный равнинный пейзаж, как правило, оживленный одним-двумя деревьями, озером или рекой.

        Живописец избегает исключительных эффектов, отдает предпочтение ясной погоде, а не ветреной и дождливой. Он любит писать утро и вечер и почти никогда день, с его резкими солнечными контрастами… Палитра Солодовника в основном монохромна.

        Все просто: бескрайние кубанские степи, речушки и лиманы. Поэзия русской природы вот что вдохновляет художника.

                                                                (Искусствовед Т.И.Соколинская)

        Работа с текстом:

1. Кому адресован текст? (Текст адресован широкому кругу читателей, что доказывается отбором лексики, выбором стиля, отсутствием большого количества искусствоведческой терминологии).

2. Объяснение подчеркнутых орфограмм и пунктограмм.

а) Найдите в тексте синонимы к слову художник (мастер пейзажа, живописец).

б) Объясните значение слов:

Вдохновение – творческий подъем, прилив творческих сил.

Контраст – резкая противоположность.

Умиротворенность – полный покоя, удовлетворения.

3. Тема текста: В.Солодовник – мастер пейзажа настроения русской природы.

4. Основная мысль: Поэзия русской природы – бескрайние кубанские поля, речушки, озера и лиманы вдохновляют художника и зрителя, воспитывают чувство любви к родине. По мысли В.Солодовника,  «Жизненно лишь то, что имеет корни в родной земле».

5. Тема реализуется в следующих микротемах (план):

  1. В.Солодовник – живописец, передающий состояние покоя и умиротворенности родной земли.
  2. Единый мотив творчества рождает множество состояний не только временами года, ощущением широты, бесконечности, первозданности природы, но и состоянием души автора.
  3. Композиция картины.

Все просто: укромный уголок природы, речная заводь, вечер.

4) Живописные средства и приемы картины:

- Описание предметов изображения.

- Описание картины (передний и задний план, живопись картины).

  1. Способы связи между предложениями.

Тип речи: повествование с элементами описания.

1) В каждом из предложений повествования рассказывается о действиях героя. Используются глагольные формы настоящего времени несовершенного вида, позволяющие представить действие как бы происходящим на глазах читателя и зрителя («передает состояние покоя..», «выражает стремление..», «редко пишет..», «избегает эффектов..», «отдает предпочтение..», «любит писать..»)

2) Описательные прилагательные и причастия «от тихого летнего утра», «осеннего морозного дня», «бескрайние кубанские степи», «ясной», «дождливой» «оживленный пейзаж».

  1. Стиль текста – научно-популярное изложение с элементами художественного.

Элементы научного стиля (употребление специальных научных и искусствоведческих терминов: мастер пейзажа, …от натуры, стремление к гармонии, выбор мотива, избегает эффектов, палитра, монохромна).

Текст является популярным, так как адресован широкому кругу людей.

Элементы художественной речи (выразительные эпитеты): бескрайние кубанские степи, резкие солнечные контрасты, равнинный пейзаж.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Напишите сочинение-описание картины В.П.Солодовника «К вечеру».

2. Опишите картину, используя искусствоведческий текст.

3. Напишите отзыв о картине В.П.Солодовника «К вечеру».

4. Опишите другую картину кубанского художника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Презентация к уроку русского языка (развитие речи) по картине Е.Широкова "Друзья"

Презентация к уроку русского языка (развитие речи) по картине Е.Широкова "Друзья"...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...