Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка (развития речи)
и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)
(описание картины на основе искусствоведческого текста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirov._urok_opisanie_kartiny.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка (развития речи)
и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)
(описание картины на основе искусствоведческого текста)
МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск Краснодарский край
Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна
Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна
Тема урока: Интегрированный урок развития речи. Описание картины кубанского художника В.Солодовника «К вечеру» на основе искусствоведческого текста.
Цель урока:
- совершенствовать речеведческие знания учащихся о тексте, типе и стиле речи;
- формировать умения учащихся понимать художественный образ, нравственную позицию художника;
- формировать навыки написания сочинений-описаний;
- развивать эстетический вкус школьников;
- воспитывать любовь к родине посредством искусства.
Оборудование:
- презентация с репродукциями картин кубанского художника Владимира Солодовника «К вечеру», «Колодец в хуторе «Свободном», «Золотой лиман», «Жемчужные плавни», «Осенний день»; с портретом художника В.Солодовника;
- памятка-анализ лингвистического текста.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя русского языка и литературы:
- Знакомство с темой урока.
Постановка цели и задач урока.
Презентация - Заочное «Путешествие по залам картинной галереи В.П.Солодовника».
Слово учителя изобразительного искусства при просмотре презентации о кубанском художнике.
Владимир Солодовник – художник Кубани. Много путешествуя, он никогда не забывал о родной земле. Его творческой родиной поистине можно считать кубанский хутор Свободный, находящийся в степной зоне края. Большая часть картин, написанных в последние годы, была создана на материале этюдов, привезенных с хутора. Именно в серии «Кубанские пейзажи» - самой многочисленной и цельной – Солодовник достигает наибольшей силы обобщения; приемы портретирования местности вырастают в типический образ родной природы.
Будучи верным своему кредо – искать красоту в простой земной жизни – Солодовник предстает как реалист, для которого правда и поэзия объективного мира едины. Поэтому и придает значение самому неприметному в деталях пейзажа: на первом плане может быть грязная лужица, сломанный куст, втоптанные в ил камыши.
II. Работа над картиной.
- Какие чувства вызывает у вас картина?
2. Какое настроение создается у вас при первом взгляде на портрет?
Рассказ о художнике (индивидуальное задание учащимся).
Владимир Павлович Солодовник родился в 1937 году в селе Нехвороща Полтавской области. В 1971 году окончил Харьковский государственный художественно-промышленный институт. Член Союза художников России с 1983 года. Он участник городских, краевых, зональных и международных выставок. Владимир Павлович живет на Кубани. Его вдохновляют приазовские лиманы, кубанские равнины, ее обитатели. Он искренне восхищается прелестью земли, на которой живет.
Работы Владимира Солодовника хранятся в Краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко, Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств, в музеях России, частных коллекциях России, Польши, Франции, США.
Учитель изобразительного искусства:
III. Беседа по картине В.П.Солодовника «К вечеру»
Цель: помочь учащимся понять образный язык искусства, формировать умение анализировать картину как произведение искусства, научить создавать самостоятельное словесное описание картины:
- Какое впечатление производит на вас картина?
2) Как вы думаете, почему картина вызывает у вас радостное настроение?
3) Удалось ли художнику передать красоту жизни, умиротворенность окружающего, радостное и светлое чувство?
- Какой цвет является основным в картине? Почему? С помощью каких красок художник создает впечатление радости жизни?
- Как изобразил художник деревья, камыш, водную гладь, небо? Какие цветовые сочетания использовал В.Солодовник в описании картины природы? Почему?
- Как построена картина?
5) Какие изобразительно-выразительные средства избирает художник, чтобы
передать радость, любовь к родному краю, красоту жизни? (композиция, колорит, цвет, светотени).
- Докажите, что эта картина относится к пейзажному жанру.
Учитель русского языка:
IV. Проведение словарно-стилистической работы. (Подбор необходимых определений, эпитетов, синонимов, сравнений):
Описание света: теплый, солнечный, чудесный, мягкий, желто-зеленый.
Описание камыша: золотистый, лиловый, пышный и разросшийся, темно-зеленый, тихий шепот в камышах.
Описание водной поверхности: тихая, спокойная вода, в которой отражается небо и камыш, видны водоросли, ряска, кое-где мелководье.
Описание неба: светлая дымка тумана, придающая пейзажу таинственность и загадочность; нежная розовая полоска облаков, освещенная заходящим солнцем, молодой месяц.
(Словарно-стилистическая работа проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа картины, в процессе чтения и после чтения искусствоведческого текста).
V. Чтение и анализ искусствоведческого текста.
Жизненно лишь то,
что имеет корни в родной земле.
В.Солодовник
Солодовник – мастер пейзажа настроения… Следуя первому непосредственному впечатлению от натуры, передает состояние покоя и умиротворенности от тихого летнего утра на реке или осеннего морозного дня в плавнях – и это выражает стремление к гармонии, равновесию между личностью и миром.
Для художника важен выбор мотива. Он редко пишет лес и горы. Чаще это типичный равнинный пейзаж, как правило, оживленный одним-двумя деревьями, озером или рекой.
Живописец избегает исключительных эффектов, отдает предпочтение ясной погоде, а не ветреной и дождливой. Он любит писать утро и вечер и почти никогда день, с его резкими солнечными контрастами… Палитра Солодовника в основном монохромна.
Все просто: бескрайние кубанские степи, речушки и лиманы. Поэзия русской природы – вот что вдохновляет художника.
(Искусствовед Т.И.Соколинская)
Работа с текстом:
1. Кому адресован текст? (Текст адресован широкому кругу читателей, что доказывается отбором лексики, выбором стиля, отсутствием большого количества искусствоведческой терминологии).
2. Объяснение подчеркнутых орфограмм и пунктограмм.
а) Найдите в тексте синонимы к слову художник (мастер пейзажа, живописец).
б) Объясните значение слов:
Вдохновение – творческий подъем, прилив творческих сил.
Контраст – резкая противоположность.
Умиротворенность – полный покоя, удовлетворения.
3. Тема текста: В.Солодовник – мастер пейзажа настроения русской природы.
4. Основная мысль: Поэзия русской природы – бескрайние кубанские поля, речушки, озера и лиманы вдохновляют художника и зрителя, воспитывают чувство любви к родине. По мысли В.Солодовника, «Жизненно лишь то, что имеет корни в родной земле».
5. Тема реализуется в следующих микротемах (план):
- В.Солодовник – живописец, передающий состояние покоя и умиротворенности родной земли.
- Единый мотив творчества рождает множество состояний не только временами года, ощущением широты, бесконечности, первозданности природы, но и состоянием души автора.
- Композиция картины.
Все просто: укромный уголок природы, речная заводь, вечер.
4) Живописные средства и приемы картины:
- Описание предметов изображения.
- Описание картины (передний и задний план, живопись картины).
- Способы связи между предложениями.
Тип речи: повествование с элементами описания.
1) В каждом из предложений повествования рассказывается о действиях героя. Используются глагольные формы настоящего времени несовершенного вида, позволяющие представить действие как бы происходящим на глазах читателя и зрителя («передает состояние покоя..», «выражает стремление..», «редко пишет..», «избегает эффектов..», «отдает предпочтение..», «любит писать..»)
2) Описательные прилагательные и причастия «от тихого летнего утра», «осеннего морозного дня», «бескрайние кубанские степи», «ясной», «дождливой» «оживленный пейзаж».
- Стиль текста – научно-популярное изложение с элементами художественного.
Элементы научного стиля (употребление специальных научных и искусствоведческих терминов: мастер пейзажа, …от натуры, стремление к гармонии, выбор мотива, избегает эффектов, палитра, монохромна).
Текст является популярным, так как адресован широкому кругу людей.
Элементы художественной речи (выразительные эпитеты): бескрайние кубанские степи, резкие солнечные контрасты, равнинный пейзаж.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание (дифференцированное):
- Напишите сочинение-описание картины В.П.Солодовника «К вечеру».
2. Опишите картину, используя искусствоведческий текст.
3. Напишите отзыв о картине В.П.Солодовника «К вечеру».
4. Опишите другую картину кубанского художника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Презентация к уроку русского языка (развитие речи) по картине Е.Широкова "Друзья"
Презентация к уроку русского языка (развитие речи) по картине Е.Широкова "Друзья"...
Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).
Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...