План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,формирует умение различать разные типы текстов, учит создавать свои, в соответствии с поставленными задачами. Занятие позволяеет пробудить интерес к изучаемому материалу, способствует развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ur._5_rassuzhdenie.docx39.91 КБ
Файл tipy_teksta.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

     Конспект урока: Рассуждение как тип текста, его строение.

Цель:  Изучение  особенностей типа речи «Рассуждение» для совершенствования  учащимися умений составлять текст данного  типа речи.

Обучающие

        актуализировать знания учащихся  (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения);

        формировать навыки в составлении текста-рассуждения; 

            сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа;

         добиться увеличения лексического запаса учащихся. 

Развивающие: 

         содействовать развитию внимания, памяти, логического  мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

          помочь в формировании умения работать с новой информацией по теме.

Воспитывающая: 

     возбудить интерес к написанию сочинения - рассуждения.

Тип урока: урок развития речи (комплексное применение знаний, умений и навыков учащегося)

Форма урока: урок – практикум

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:      стремление к речевому самосовершенствованию;  .Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения

Метапредметные:

         формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

       формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

         формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

     формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

      формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Предметные:

освоение знаний по теме: «Доказательства в рассуждении».

Технологии (элементы)

-Технология проблемного обучения

-учебно-исследовательская технология (работа по исследованию текста);

- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок,   физкультминутка;

- технология коллективного сотрудничества – работа в паре;

- технология личностно-ориентированного обучения – возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои способности;

- ИКТ технология

Основные методы обучения:

Проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций)

Репродуктивный

Словесный

Наглядно-вербальный

Формы работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование урока: раздаточный материал, опорные карточки, словари.

Основные понятия: Тезис, аргумент, доказательство

Учебник : русский язык. 5 класс: учебник  для общеобразовательных  учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]  - М.: Просвещение, 2014.

Ход урока

1.                 Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

1)   Создание рабочей атмосферы

2)   Оформление записи в тетради (число, классная работа)

2.               Актуализация и пробное учебное действие.

       На доске:

        ? текста

        

        ?

описание        повествование

слайд №1

 Учитель: Сегодня у нас с вами урок развития речи. А это значит, что мы меньше будем работать с правилами, больше – над развитием речи.

Посмотрите на доску, послушайте меня и после постарайтесь восполнить пробелы:

Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы …
повествование.
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы… 
описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте …
рассуждение.

 

        О чем стихотворение?( типы) Какого типа не хватает? С какими работать легче, с каким сложнее ( рассуждение). Сегодня мы пойдем по непростому пути , узнаем больше о рассуждении.

Тема? Цель?( Запись темы, формулировка цели на урок).

Работа над орфограммой в слове рассуждение, вспоминаем правило З-, С- в приставках.

3/а.ИНМ  Как можно один тип отличить от другого:

        Опорная схема на доске:

Беседа с детьми и  последовательное заполнение.

-На какие вопросы отвечает каждый тип текста?( Какой? Что происходит? Почему?)

-Представляем, что в руках у нас фотоаппарат, т.е используем прием фотографирования. (1 снимок, 2 снимка, нет снимков).

-Первичное закрепление:

-Работа с карточкой №1(3 текста «Утро в весеннем лесу»-разных типов  и листами ответов)

Слайды № 2-4 (картинки «весна»)

3/б Рассуждение строится по определенному плану. Проведем исследование: Как строится рассуждение?Сколько частей? Какие это части?

-Работа с карточкой №2 ( «Зачем нужно учиться?».Работа в парах .Сравним со слайдом № 5 (структура типа рассуждения). Какое слово непонятно? (Тезис).

Работа со словарем Ожегова. Ищем значение, проговариваем вместе.

Слайд № 6 ( слова- помощники) В справочник.

Разминка:

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведем,

Ножки тоже потрясем,

корпус дружно повернем,

сядем, рассуждать начнем!

Поработаем с текстом, в котором пропущены слова.

Карточка №3 (Собака…)

Слайд № 7(Самопроверка по этому же, но восстановленному тексту).

А теперь, ребята, помогите навести порядок в тексте.

Слайд № 8 (текст, в котором перепутаны части текста рассуждения) Письменно – тезис и вывод, доказательства проговорим устно.

Слайд № 9 Проверим себя.

Творческая работа. На одну из трех тем (по выбору) пишем сочинение-рассуждение. Темы: Спорт –полезное занятие. Что такое счастье?  Природу надо беречь! / Почему стоят такие знаки препинания?/

  Предварительное комментирование:

Как будем писать? Из каких частей состоит рассуждение?

- Написание. Чтение.

5.Подведение итогов. Чему научились?

6.Самооценка. Оцените свою работу, поставьте на полях оценку.

7. Д.задание: Упр.484

Приложение:

Карточка №1

Утро в весеннем лесу.

       Наступил март. В лесу первым об этом узнал озорной и веселый дятел. Он с громким треском летал по всему лесу и сообщал: «Пришла весна!»  

   Его стрекотанье услышала белка с бельчатами. Они в это время собирали прошлогодние шишки. Мама-белка сказала дятлу: «Тише ты! Разве не понимаешь, что тебя услышит старая куница? А уж она-то враг всем нам!» И дятел полетел дальше.

   Заяц-беляк тоже услышал весть дятла. Но и его она не обрадовала. Зайчишка лишь спрятался под старую ель, прижал ушки и сидел тихо-тихо. А лиса в это время бесшумно и печально брела по утреннему лесу. Ведь снега в лесу уже не было, и её серо-рыжая шубка была всем видна издалека. А следы уже не заметёшь хвостом, как зимой. Красавица-лисичка была голодна.

 

Утро в весеннем лесу.

      Наступил март. В утреннем лесу в это время происходит много необычного и интересного.

   От старых стволов елей исходит тонкий аромат смолы. Молодые елочки выглядят ярче прежнего. Весеннее солнышко золотит их острые верхушечки, и они становятся похожими на маленькие зеленые свечи. А древние дубы, будто воины, охраняют запахи весеннего леса. Слышен звук звонких ручьёв на полянах. Пробуждаются кустики первой изумрудной травы, они похожи на тоненькие стрелы охотников из русских сказок.

    А что это за цветы на проталинах? Белые колокольчики растут, покачиваясь от ветра. Это подснежники! Они пахнут тающим снегом, лесными родниками.

   Совсем скоро вся земля старого леса покроется весенними цветами. Каждое утро они будут расцветать вновь, распуская лепестки, а к вечеру засыпать.

  Лес очень красив  в утренние весенние часы!  

Утро в весеннем лесу.

      А ты знаешь, что весна приходит в весенний лес утром?

      Именно весной можно наблюдать в утреннем лесу, как набухают почки.  Потому что с первыми солнечными лучами в них происходит процесс роста, закладываются молоденькие листочки. Корни, напитавшись весенней талой водой, доставляют много питательных веществ им. Солнце помогает листьям окрашиваться в ярко-зеленые цвета. Этот процесс называют фотосинтезом.

   Жители леса, звери, меняют окраску шерсти. Это белки, зайцы, лисы. Этот процесс называют весенней линькой. Шерсть становится менее густой, но более легкой.

       Чуть позже в лес прилетают певчие птицы. Их называют ещё перелетными. Они в родном месте строят гнезда, выводят птенцов.  Каждое весеннее  утро они будут начинать свой прекрасный концерт.

   Утро в это время года нельзя сравнить ни с чем. Ведь это каждый раз начало новой дневной жизни леса.

 

 ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Задание

№  текста

Тип текста

1.

 

2.

 

3.

 

 

Карточка №2

               Зачем нужно учиться.

         Дети ходят в школу. Учёба считается неотъемлемой частью жизни. Почему нужно учиться? Этот вопрос задают многие школьники.

         Во-первых, от учёбы зависит наше будущее. Если учиться хорошо, то и работа будет достойной. А если работа достойная, то и зарплата будет хорошая. Когда человек учится плохо, ему трудно выбрать профессию.

         Во-вторых, мы развиваемся. Наш кругозор расширяется. Можно поддержать беседу.

        Я доказала, что учиться нужно. Дети, учитесь! Ходите в школу и развивайтесь.

Карточка №3

    Собака -______________человека. Почему?

___________, она спасает людей в горах, при пожарах. ____________, помогает в работе. Собака может быть _________, __________ и __________. И наконец, она просто отличный товарищ.

     ____________собакам люди ставят памятники, пишут о них__________.

Что же такое счастье?

Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Что такое счастье?

Много я слышал разных споров о счастье.

Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верной дружбы за деньги не купишь.

Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для других. Кто любит людей, и кого они уважают и любят.

Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.

Лев Кассиль

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом?

Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.

Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

 ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Задание

№  текста

Тип текста

1.

 

2.

 

3.

 

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Задание

№  текста

Тип текста

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Задание

№  текста

Тип текста

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Задание

№  текста

Тип текста

1.

 

2.

 

3.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы текста Повествование Описание Рассуждение

Слайд 10

Перепутаница Вот почему я люблю зиму. Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится. Падают пушистые снежинки. Во- вторых, много зимой развлечений и забав. Я очень люблю зиму. В- третьих, зимой бывает праздник –Новый год.

Слайд 11

Проверьте себя Я очень люблю зиму. Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится. Падают пушистые снежинки. Во-вторых, много в это время года развлечений и забав. В –третьих, зимой бывает праздник- Новый год. Вот почему я люблю зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Звуки и буквы. Закрепление знаний".

Закрепление умения находить в словах орфограммы (место несовпадения звука и буквы). Развитие орфографической зоркости.Активизация тематического словаря.Развитие диалогической речи: умение определить т...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

План - конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: "Части слова и орфограммы в них".

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 8 класса коррекционной школы 8 вида.Способствовать развитию орфографической зоркости через...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок развития речи предназначен для учащихся коррекционной школы. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно – ра...