Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме
Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst-portret_sochinenie-rassuzhdenie_11_klass.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Урок развития речи.
«Текст – портрет» (подготовка к сочинению-рассуждению задания С), 11 класс
ЦЕЛЬ: расширить представление учащихся о приемах создания сочинения- рассуждения;
закрепить навыки орфографии и пунктуации; развивать устную и письменную речь учащихся.
ТИП: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
ВИД: развитие речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. портрет Н.М.Рубцова;
2. мультимедийная установка;
3. карточки для индивидуальной и групповой работы.
ХОД урока:
Эпиграф:
В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
Виднее над полем при звездном салюте,
На чем подымалась великая Русь.
Н.М.Рубцов.
I. Организационный этап: сообщение целей, темы урока
II. Вступительное слово учителя:
Работая над сочинением, мы рассматривали разные приемы, разные виды текстов. Сегодня расширяем наше представление о «текстах-портретах».
III. Работа над орфографией и пунктуацией:
1в. – 1 часть
2в. – 2 часть.
Задание: вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы. (карточки с текстами у каждого ученика и на экране).
IV. Проверка с экрана (документ Word)
V. Чтение текста целиком.
Учитель: это отрывок из статьи Александра Михайлова о поэте Николае Рубцове.
VI. Презентация учащихся в программе Power Point о творчестве Н. Рубцова.
VII. Работа групп.
Цель: проверка глубины восприятия исходного текста.
1группа: Какое чувство отличает простого поэта от поэта подлинного?
2 группа: Как выразилось чувство родины в лирике Рубцова?
3 группа: Из чего складывается народный дух в стихах Рубцова?
4 группа: Какое высказывание, слово является главным в самом начале текста?
5 группа: Каково отношение автора к поднятой проблеме? К какому выводу он нас приводит?
VIII. Повторение: каковы особенности «текста- портрета»? (проверка таблицей)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Позиция автора |
|
Учитель: С этих позиций давайте посмотрим на текст Михайлова о Николае Рубцове. Мы воспользуемся с вами таким приемом, который характеризуется как прием составления текста- рассуждения «на 3 шага».
1 шаг. Определите тему.
Автор посвящает свой текст (известному, выдающемуся) (писателю, поэту, художнику…) (имя, отчество, фамилия). (Фамилия, имя, отчество) оставил (неизгладимый, глубокий) след в (истории отечественного искусства, литературе, науке).
Задание: запишем «ниточку», которая свяжет все шаги.
Обратите внимание, как начинается текст (чтение 1-го предложения)
«Поэта делает поэтом чувство родины…» - так начинается статья Михайлова, посвященная Рубцову.
2 шаг. Обратите внимание на ключевые слова, назовите их. («поэт» и «родина»).
«Уже в первом предложении автор текста объединяет два ключевых слова «поэт» и «родина».
3 шаг. Мы раскрываем новый смысл, которым наполняется слово «поэт».
Кто такой поэт в словарном смысле этого слова? (человек, пишущий стихи).
Какое значение приобретает слово «поэт» у Михайлова? ( у Михайлова поэт – это не просто человек, пишущий стихи, но и горячо любящий свою родину, живет ее радостями горестями).
IX. Обобщение: Какова структура «текста – портрета»?
- Запись «ниточки», как правило, это первое предложение.
- Находим ключевые слова.
- Раскрываем новый смысл слова, которое автор текста придает этому слову.
X. Творческое задание:
используя « 3 шага», напишите сочинение - рассуждение «текст – портрет», расширив
п.3,5 таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).
Статья содержит способы организации речевой деятельности на уроках русского языка....
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...
Методическая разработка к уроку русского языка в 7 классе. "Различайте союзы и самостоятельные части речи с частицами и предлогами"
Методическая разработка к уроку русского языка в 7 классе. "Различайте союзы и самостоятельные части речи с частицами и предлогами"...
Методическая разработка к уроку русского языка "Контрольная работа за 3 четверть, 8 класс"
Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть, 8 класс школы 8 вида...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...