Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Степанова Ольга Николаевна

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst-portret_sochinenie-rassuzhdenie_11_klass.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Степанова Ольга Николаевна  

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга



                                                               
Урок развития речи.

                      «Текст – портрет» (подготовка к сочинению-рассуждению задания С), 11 класс

ЦЕЛЬ: расширить представление учащихся о приемах создания сочинения- рассуждения;

закрепить навыки орфографии и пунктуации; развивать устную и письменную речь учащихся.

ТИП: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

ВИД: развитие речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

1. портрет Н.М.Рубцова;

2. мультимедийная установка;

3. карточки для индивидуальной и групповой работы.


                                                                       
ХОД урока:


                                                                                                                                           
Эпиграф:

                                                                                                       В деревне виднее природа и люди.

                                                                                               
Конечно, за всех говорить не берусь!

                                                                                         
Виднее над полем при звездном салюте,

                                                                                                     
На чем подымалась великая Русь.

                                                                                                                                         
Н.М.Рубцов.

I. Организационный этап: сообщение целей, темы урока
II. Вступительное слово учителя:

Работая над сочинением, мы рассматривали разные приемы, разные виды текстов. Сегодня расширяем наше представление о «текстах-портретах».

III. Работа над орфографией и пунктуацией:
1в. – 1 часть
2в. – 2 часть.

Задание: вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы. (карточки с текстами у каждого ученика и на экране).
IV. Проверка с экрана (документ Word)
V. Чтение текста целиком.
Учитель: это отрывок из статьи Александра Михайлова о поэте Николае Рубцове.
VI. Презентация учащихся в программе Power Point о творчестве Н. Рубцова.

VII. Работа групп.
Цель: проверка глубины восприятия исходного текста.
1группа: Какое чувство отличает простого поэта от поэта подлинного?

2 группа: Как выразилось чувство родины в лирике Рубцова?

3 группа: Из чего складывается народный дух в стихах Рубцова?

4 группа: Какое высказывание, слово является главным в самом начале текста?

5 группа: Каково отношение автора к поднятой проблеме? К какому выводу он нас приводит?


VIII. Повторение: каковы особенности «текста- портрета»? (проверка таблицей)


1. Стиль текста


Публицистический (реже - художественный)


2. Тип речи


Рассуждение


3. Главная тема


1 рассказ о яркой черте в характере выдающейся личности;

2 размышления, связанные с осмыслением значения личности в духовной жизни общества.


4. Главная мысль текста


1 память о человеке, который посвятил свою жизнь служению великим целям, навсегда останется в памяти людей;

2. великие люди навсегда останутся для нас примером.


5. Композиция


1 рассказывается эпизод из жизни великого человек, выявляющий существенную нравственно – психологическую черту характера;

2. формулируется тезис, в качестве иллюстрации приводится рассказ о каком – то творческом человеке;

3. дается психологический портрет личности, в котором раскрываются те или иные качества человека.

 6. Позиция автора


В тексте ощутим субъективный элемент ( автор прямо выражает личное отношение к герою)



Учитель: С этих позиций давайте посмотрим на текст Михайлова о Николае Рубцове. Мы воспользуемся с вами таким приемом, который характеризуется как прием составления текста- рассуждения «на 3 шага».

1 шаг. Определите тему.
Автор посвящает свой текст (известному, выдающемуся) (писателю, поэту, художнику…) (имя, отчество, фамилия). (Фамилия, имя, отчество) оставил (неизгладимый, глубокий) след в (истории отечественного искусства, литературе, науке).

Задание: запишем «ниточку», которая свяжет все шаги.

Обратите внимание, как начинается текст (чтение 1-го предложения)

«Поэта делает поэтом чувство родины…» - так начинается статья Михайлова, посвященная Рубцову.

2 шаг. Обратите внимание на ключевые слова, назовите их. («поэт» и «родина»).

«Уже в первом предложении автор текста объединяет два ключевых слова «поэт» и «родина».

3 шаг. Мы раскрываем новый смысл, которым наполняется слово «поэт».

Кто такой поэт в словарном смысле этого слова? (человек, пишущий стихи).

Какое значение приобретает слово «поэт» у Михайлова? ( у Михайлова поэт – это не просто человек, пишущий стихи, но и горячо любящий свою родину, живет ее радостями горестями).

IX. Обобщение: Какова структура «текста – портрета»?

  1. Запись «ниточки», как правило, это первое предложение.
  2. Находим ключевые слова.
  3. Раскрываем новый смысл слова, которое автор текста придает этому слову.

X. Творческое задание:

используя « 3 шага», напишите сочинение - рассуждение «текст – портрет», расширив

п.3,5 таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).

Статья содержит способы организации речевой деятельности на уроках русского языка....

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка к уроку русского языка в 7 классе. "Различайте союзы и самостоятельные части речи с частицами и предлогами"

Методическая разработка к уроку русского языка в 7 классе. "Различайте союзы и самостоятельные части речи с частицами и предлогами"...

Методическая разработка к уроку русского языка "Контрольная работа за 3 четверть, 8 класс"

Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть, 8 класс школы 8 вида...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...