Урок русского языка (развития речи) в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Приводится  план-конспект урока русского  языка (развития речи) в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_r._rechi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (развития речи) в 5 классе.

Тема. Сочинение-повествование (случай из жизни).

Цель: развитие умений по применению знаний для составления текста-повествования

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Планируемые результаты:

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-повествование по алгоритму выполнения задания

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  развивать умение работать в паре,

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний,

развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план), проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения  выражать свои эмоции в группе.

Тип урока: урок исследования (урок творчества)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные результаты

УУД

(личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные

Ι. Актуализация знаний.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

На доске:

быль и небылица

правда и ложь

случай из жизни и сказка.

Заранее подготовленные ученики  читают стихи.

Форель

Я семь недель ловил форель,

Не мог её поймать я.

Я весь промок, и весь продрог,

И всё порвал я платье.

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы, в речке.

(Шотландская песенка,

пер. И. Токмаковой)

В саду на груше

В саду на груше я сидел,

Я свёклы накопать хотел.

Но в этот миг меня позвал

Тот самый дед, чей лук я рвал.

– Ах ты воришка! Что за грех!

Опять залез ты на орех!

Из-за тебя я до сих пор

Не видел спелых помидор!

(Из немецкого фольклора,

пер. Ю. Коринца)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 

Я заметила, что вам интересно читать (слушать) невыдуманные рассказы. Эти истории происходили с кем-то в реальной жизни. Но ведь и с вами тоже что-то случается (смешное или грустное), и вы становитесь очевидцем чего-то.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

– Сформулируйте тему урока.

Формулируют тему урока.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Применение знаний

Цель: построение и фиксация нового знания.

-Что вам понадобится для написания сочинения?

Составляют алгоритм в группах.

Должен получиться примерно такой алгоритм/план:

1. Это произошло когда? где? С чего всё началось?

2. Что же случилось?

3. Чем (как) всё закончилось?

Cоставление алгоритма или плана выполнения задания

Личностные результаты

1. Формирование умения  выражать свои эмоции в группе.

2. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Познавательные УУД объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план).

4. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группе.

IV. Представление результатов деятельности

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Представляют результаты деятельности

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

V. Выявление места и причины затруднений

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

-Чей алгоритм/план вы считаете наиболее оптимальным?

Высказывают своё мнение, анализируют,  доказывают свою правоту, делают выводы.

Коммуникативные: 

1.Развивать умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

VI. Самостоятельная работа

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Задание: на черновиках составить план сочинения, начать работу над составлением текста, озаглавить будущий текст.

Индивидуально составляют план сочинения-повествования, работают в черновиках над созданием текста сочинения-повествования с условным названием «Случай из жизни»

Составление плана, текста-повествования по алгоритму выполнения задания

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

VII. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

Высказывают своё мнение, оценивают себя и одноклассников.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Домашнее задание

Цель: построение и фиксация нового знания.

Написать сочинение-повествование (случай из жизни)

Составление текста-повествования по алгоритму выполнения задания

Коммуникативные УУД

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...