Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мазурова Ольга Геннадьевна

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.

Место урока в учебном процессе: 4-5 уроки в теме «Глагол» после повторения безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения и знакомства с разноспрягаемым глаголами

Цели и задачи: подготовить учащихся к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам и данному началу

- познакомить учащихся с разными видами инструмента для колки и рубки дров и правилами использования топора-колуна;

- познакомить с новыми словами и их правописанием: полено, поленья, поленница, колун, тесло, секира;

- познакомить учащихся с памяткой « Правила безопасного ношения топора в походе и правильного использования топора»

- развивать устную монологическую речь учащихся - составление устного рассказа-инструкции «Как правильно рубить дрова», используя картинки и фотографии

Повторение: безударные гласные в корне слова, безударные окончания существительных и глаголов I и II спряжения

Приёмы и методы: словарная работа ( лексико- орфографическая) , историческо-этимологическая работа, задание типа «Проверь себя», объяснительный диктант, логическая задача с выбором ответа, редактирование текста( с подсказкой учителя- уровень класса), самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём), самостоятельный поиск информации, групповая работа, индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_styopa_drova_kolol.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 6в классе(КРО)

Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам с включением части готового текста «Стёпа дрова колет»

(интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ)

Место урока в учебном процессе:  4-5 уроки в теме «Глагол» после повторения безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения  и знакомства с разноспрягаемым глаголами

Цели и задачи: подготовить учащихся к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам и данному началу

- познакомить учащихся с разными видами инструмента для колки и рубки дров и правилами использования топора-колуна;

- познакомить с новыми словами и их правописанием: полено, поленья, поленница, колун, тесло, секира;

- познакомить учащихся с памяткой « Правила безопасного ношения топора в походе и  правильного использования топора»

- развивать устную монологическую речь учащихся  - составление устного рассказа-инструкции «Как правильно рубить дрова», используя картинки и фотографии

Повторение: безударные гласные в корне слова, безударные окончания существительных и глаголов I и II спряжения

Приёмы и методы: словарная работа ( лексико- орфографическая) , историческо-этимологическая работа, задание типа «Проверь себя», объяснительный диктант, логическая задача с выбором ответа, редактирование текста( с подсказкой учителя- уровень класса), самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём),  самостоятельный поиск информации, групповая работа, индивидуальная

Ход урока

  1. Приветствие. Положительный настрой на успех. Сообщение целей и задач урока. Слайды 1-2

II .1) Чтение задания к упр. 465.Слайд 3

2) Словарная работа. Лексико-орфографическая разминка.

Учитель русского языка:

- Чтобы правильно, без фактических ошибок, написать такой рассказ, обратимся к словарям. Выполним лексико-орфографическую разминку. Слайд 4 На слайде появляются изображения бревна, полена, поленьев, поленницы. Дети записывают слова в тетрадь.

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием (подсказка на обратной стороне доски)(слабый ученик у доски)

3) Обращение к словарям. Знакомство со значением слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю Слайд 5

Учитель :

- Итак, ребята, что же такое дрова?

- Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова

4) Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?

Слайд 6 Задание: вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить их.

КолЮт дрова колуном

РубЯт дрова топором

5) Слово учителю истории, технологии, ОБЖ. Учитель рассказывает  о разновидностях инструментов для колки, рубки, пиления дерева и показывает, как выглядят инструменты, рассказывает историю  создания топора. Слайды 7,8,9

Топор

Колун

Тесло

Пила

6) Учитель русского языка рассказывает о происхождении слов топор, секира, аргун ( обращение к литературе :Толкин «Властелин колец»  Как звали героя повести, главным оружием которого был боевой топор -АРАГОН)

Приложение №1Словарь

Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.

На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.

Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.

Существует разновидность топора, называемое Тесло,  в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке

Историческая справка.

Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.

В древности и в Средних веках топор являлся распространенным ручным холодным оружием, реже метательным.

Учитель РУССКОГО ЯЗЫКА

 Слово топор является древним общеславянским, либо древним иранским заимствованием

Другое древнее славянское название топора — секира; в современном русском языке термин «секира» прилагается как архаизм к боевому топору.

Ещё в древности топор называли "аргун". Последнее название особенно характерно для древнего Владимирского княжества. Аргуном же нарекали и мастера по дереву, инструментом которого был преимущественно топор-аргун.

( Помните, как зовут одного из главных героев книги Толкина и фильма «Властелин колец» ?)

  • Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин — английский писатель, лингвист и филолог. Наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории — романа «Сильмариллион».

АРАГОН

Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.

На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.

поле́но

ср. 

1) Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки.

2) Название продолговатого, полуцилиндрического торта.

3) Волчий хвост (в речи охотников).

7)Как же правильно рубить дрова? Устный рассказ  (д.з.)- подготовленный сильный ученик

8) ФИЗМИНУТКА. А)Упражнение «Дровосек»

Б) Скороговорка – упражнение для речевого аппарата

На дворе трава, на траве дрова (А) У доски запись скороговорки с объяснением орфограммы - безударные окончания имён существительных и безударные гласные в корне  слова)

Б) Тренировка в произношении скороговорки. Кто быстрее и без ошибок произнесёт скороговорку( два-три ученика)

III. 1)Рассказ по картинкам( устный)- инструкция «Как правильно рубить дрова»  Слайд 9

Учитель русского языка:

- Какие ошибки совершил Стёпа, когда пытался колоть дрова?

2) Знакомство с понятием: КОМИКС . СЛАЙДЫ 10-11

Отгадайте слово. На слайде  - изображение кома ваты и буквы икс – КОМИКС

Обращение к словарю – проверка домашнего задания (два варианта записей зачитать)

Слайд  12

3)Логическое и творческое  упражнение: соотнесите надписи с картинками. – создайте свои комиксы.

- Какие надписи не взяли? Почему?

- Я вчера за полчаса все дрова переколол!

- Ах, какой я молодец!( хвалить себя пока не за что)

- Ну, давай, вытаскивайся!

- Ну иди ко мне, не бойся! ( топор  - неживой предмет)

- Бац!!! А-а-а!!! ( резкий удар по зубам)

- Шмяк!!! (удар чего-то мягкого, не металлического)

4) Редактирование. Прочитайте примеры сочинений из интернета  по двум разным началам. Найдите ошибки- речевые, пунктуационные

Вывод: 1)пользоваться бездумно сочинением из интернета нельзя, лучше создать своё сочинение, учась на чужих ошибках.

2) Удачное и правильное использование пословиц. (Принять к сведению).

IV.Итоги урока:

-Как прошёл урок? ( было интересно?)

-Что нового узнали? ( какие инструменты бывают, как правильно пользоваться топором,  как пишутся словарные слова ПОЛЕНО, ПОЛЕНЬЯ, ПОЛЕННИЦА, ТОПОР, КОЛУН,СЕКИРА, ТЕСЛО)

-Будут ли полезны в вашей жизни эти знания?

- Оценим себя

V. Домашнее задание: написать сочинение по картинкам ( на черновик)

Урок 2.

Ход урока.

  1. Сообщение целей и задач.
  2. Лексико-орфографический диктант по картинкам.  Слайд 25-27
  3. Рассказ об устройстве топора – проверка полученных знаний Слайд 28
  4. Вспомним схему рассказа (тетради для справок ведутся с 5 класса)
  5. Составление цитатного плана ( по вариантам:I –к первому вступлению,II- ко второму вступлению. Сравнение с планом, предложенным учителем.
  6. Редактирование текстов черновиков. Зачитываются 2-3 черновика. Исправляются речевые ошибки,ошибки в построении текста,в последовательности частей
  7. Работа над сочинением
  8. Д.з- переписать в чистовик
  9. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ.Сочинение-рассуждение 15.3.

Урок был подготовлен и проведён  к областному  методическому дню для  гендерного класса девушек. Урок получил положительную  оценку областной комиссии. Прилагается презентация ...

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...