Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_literatura.doc | 52.53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование раздела Подраздел Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы Творческие мастерские | Вид самостоятельной работы | Дата |
1 2 | ВВЕДЕНИЕ. Образ - послание автора читателю. Интерпретация художественного произведения. | 2 | тест по повторению. | ||
3 4 | Зарубежная литература: средние века ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров, вагантов. | 2 | Творческая работа | Творческая работа: письменный ответ на вопрос на с. 33. | |
5 6 7 | У. ШЕКСПИР «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ ТРАГЕДИИ. «ВЕЧНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. | 3 | |||
8 9 10 | М. СЕРВАНТЕС «ДОН Кихот» (ГЛАВЫ). Дон Кихот и ДОН- КИХОТСТВО. | 3 | Творческая работа | оценка устных выступлений. Творческая работа: письменный ответ на вопрос: «Как я понимаю донкихотст во?» - домашнее задание. | |
11 12 13 | ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Ж -Б. МОЛЬЕР «ТАРТЮФ». ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА. | 3 | |||
14 15 16 | ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА В. ГЮГО «Собор Парижской богоматери». Романтические герои В. Гюго. | 3 | классное сочинение на тему «Романтический герой в романе «Собор Парижской богоматери». | ||
17 18 19 | О. БАЛЬЗАК «ГОБСЕК». УТВЕРЖД НИЕ РЕАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ. | 3 | |||
20 21 | ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А. С.ПУШКИН «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ...». | 2 | |||
22 23 24 | А. С. ПУШКИН «КАПИТАН СКАЯ ДОЧКА». ДВЕ РОССИИ В РОМАНЕ. РОМАН О ЧЕСТИ, ЛЮБВИ, НРАВСТВЕННОМ ДОЛГЕ. | 3 | работа групп по заданиям учителя -отчет о результатах исследова ния. | ||
25 26 | образ Пугачева в романе. | 2 | |||
27 28 29 | ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК В РОМАНЕ: Гринев - Маша Миронова - Швабрин. | 3 | Контрольное классное сочинение на тему: «Решение темы любви в романе». | ||
30 31 32 | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО романа «Капитанская дочка». | 3 | |||
33 34 35 | А. С. ПУШКИН «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». Конфликт человека и власти. Философское осмысление темы бунта. | 3 | |||
36 37 | ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник». | 2 | |||
38 39 40 | М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Предназначение и судьба поэта, образ лирического героя. | 3 | |||
41 42 | М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. СТИХОТВОРЕНИЯ «Парус» и «Молитва». | 2 | контрольная работа - анализ стихотворного текста (по выбору). | ||
43 44 45 | Н. В. ГОГОЛЬ «РЕВИЗОР». Замысел автора и его образное воплощение. Понятие «гоголевский смех». | 3 | . | ||
46 47 48 | образная система комедии «Ревизор». Общечеловеческое значение характеров. | 3 | устные выступления по итогам работы в группах. | ||
49 50 | ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕЩЬ В ПОВЕСТИ Н. В. Гоголя «Шинель». | 2 | контрольный тест. | ||
51 52 | Н. А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЯ «Тройка», «Внимая ужасам войны», «тишина». | 2 | Творческая работа | мини-сочинение по стихотворе нию «Тишина» и картине «Над вечным покоем». | |
53 54 | Н. А. НЕКРАСОВ «Кому на Руси жить хорошо» (отдельные главы). | 2 | |||
55 56 57 | И. С. ТУРГЕНЕВ «АСЯ». ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ В ПОВЕСТИ. ОБРАЗ ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ. | 3 | Творческая работа | Творческая работа: домашнее сочинение по заданию творческого практикума на с. 314. | |
58 59 | Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблема. | 2 | Творческая работа | Творческая работа: письменное сравнение героев произведений «Шинель» Н. В. Гоголя и «Белые ночи» Ф. М. Достоевского. | |
60 61 | ЛИТЕРАТУРА НА ПЕРЕЛОМЕ ВЕКОВ О. УАЙЛЬД «Кентервильское привидение», художественное своеобразие рассказа. | 2 | Творческая работа: творческий практикум на с. 410, сочинение-рассуждение по высказыва нию О. Уайльда. | ||
62 63 | А. П. Чехов «Студент». Традиционные образы и художественное совершенство. | 2 | контрольная работа - сочинение-рецензия на рассказ А. П. Чехова «Студент». | ||
64 65 | И. А. БУНИН «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» Творческий практикум. | 2 | |||
66 67 | СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВРЕМЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. | 2 | |||
68 69 | 20 век. «ЭПОХА ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ»ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ЛИРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКАА. Блок, С. Есенин, В. Маяковский). | 2 | оцениваются художественное чтение стихотворе ний и суждения учащихся о прочитанном. | ||
70 71 | ЖЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ. А. Ахматова «Смятение», М. Цветаева «Ошибка». | 2 | письменная работа - анализ стихотворения (по выбору) и определение поэтическо го своеобразия выражения чувств лирических героев. | ||
72 73 74 | : М. А. Булгаков «Собачье сердце». Отражение в повести революционной действительности. Глубина философской проблематики. | 3 | письменные ответы на вопросы учебника на с. 453. | ||
75 76 | ПОЭТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по стихотворениям Б. Пастернака и О. Мандельштама. | 2 | |||
77 78 79 | М. А. Шолохов «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. | 3 | |||
80 81 | СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА СЕМИНАР ПО произведениям В. Распутина и В. Астафьева. Традиции и новаторство современной прозы. | 2 | оцениваются выступления учащихся. | ||
82 83 | СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». | 2 | |||
84 85 | ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ -СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕ НИЕ. | 2 | контрольное сочинение-рассуждение по эпиграфу и сюжету повести. | ||
86 87 | ПРОШЛОЕ, НАТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ЗНАКОМСТВО С РОМАНОМ. ЛЮДИ И ВРЕМЯ В ЛИТЕРАТУР НОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. | 2 | |||
88 89 | Евгений Онегин и Владимир Ленский - «ГЕРОИ ВРЕМЕНИ». | 2 | классное сочинение – сравнитель ная характеристика Онегина и Ленского. | ||
90 91 | образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | устные выступления с результатами работы. | ||
92 93 94 95 | М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГОвремени». Другое время и другой герой. | 4 | |||
96 97 | ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА (ПО ГЛАВЕ «ТАМАНЬ»). | 2 | контрольное классное сочинение «Характеристика Печорина по главе его собственного дневника». | контрольное классное сочинение «Характеристика Печорина по главе его собственного дневника». | |
98 99 | знакомство с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 2 | |||
100-101 | ПОМЕЩИКИ И ЧИНОВНИ КИ В 1-М ТОМЕ поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 2 | оцениваются выступления учащихся. | ||
102 | итоговый контрольный ТЕСТ. | 1 | итоговый контрольный ТЕСТ. | итоговый контрольный тест по всему материалу |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса МОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 9 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ, поэтому творческая группа сочла необходимым представить примерное тематическое планирование, составленное на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
освоение текстов художественных произведений;
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
V класс — жанры;
VI класс — роды и жанры;
VII класс — характер — герой — образ;
VIII класс — литература и традиция;
IX класс — автор — образ — читатель;
X—XI классы — художественный мир писателя.
Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;
X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;
IX класс — интерпретация текстов;
X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:
9 класс — 3 часа в неделю, т. е. 102 часа в год;
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
В мире литературы 9 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Автор-составитель А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2010 . | 102 | 102 | 102 |
Расхождений в часах нет |
Содержание тем учебного курса
Автор — образ — читатель
Введение
Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Лирическая поэзия средних веков
Ук дела Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг и с к о н-н ы й...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворение по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.
Советы библиотеки.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
У. Шекспир. «Г а м л е т». Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации.
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.
Советы библиотеки.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.
И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Прошлое — настоящее — будущее
Классицизм, сентиментализм, романтизм в XVIII—XIX веков (повторение).
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведени русской литературы конца XVIII — начала XIX века.
Советы библиотеки.
XIX ВЕК. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие о художественном мире писателя.
Художественный мир романтической поэзии.
В. А. Жуковский. «М о р е», «Н а в о д н е н и е»; К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение в дикости лесов...» (два-три стихотворения по выбору). Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. С. Грибоедова
«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.
Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.
Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.
Новаторский характер стиха и языка комедии.
Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й»).
Творческий практикум.
Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.
Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «П р о р о к», «А н ч а р», «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).
«Деревня», «Вольность», «Ар и он», «Вакхическая песня», «М а д о н а», «Чаадаеву» (два-три стихотворения по выбору).
Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Дружеская и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения.
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность».
Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы.
Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. Онегинская строфа.
«М аленькие трагедии» как опыты «драматических изучений» человека. «Пир во время чум ы». Основные образы, тематика и проблематика.
Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
«Пиковая дама». Смысл эпиграфов. Нравственная проблематика, проблема «наполеонизма». Образ Германна. Жизненная философия героя. Особенности пушкинской фантастики
Творческий практикум. Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией». Доклад: «Жанр... в лирике А. С. Пушкина». Самостоятельная интерпретация лирического текста. Сочинение (в любом жанре) на нравственно-эпическую тему. Советы библиотеки.
Художественный мир М. Ю. Лермонтова
Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «П р о р о к», «Смерт ь поэта» (для обязательного изучения).
«Нет, я не Байрон, я другой...», «К и н ж а л», «Ж а л о б а т у р к а», «Т у ч и» (три стихотворения по выбору).
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.
«Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.
Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие ее решения. Глубина нравственной проблематики.
Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста.
Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе. Советы библиотеки.
Художественный мир Н. В. Гоголя
«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города.
«Мертвые душ и». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы».
Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова.
Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копей-кине» в структуре поэмы.
Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начал в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема Родины и народа, ее неоднозначная трактовка.
Творческий практикум.
Сочинение (в любом жанре), доклад, реферат. Словарь крылатых слов и выражений комедии «Ревизор» или поэмы «Мертвые души». Советы библиотеки.
Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов). «Сквозные образы и мотивы».
XX ВЕК. ЭПОХА ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
Новаторство в области художественной формы на рубеже XIX-XX веков
А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда». Своеобразие тематики и проблематики. Деталь и ее художественные функции.
И. А. Бунин. «Роза Иерихона» как лирико-философское эссе. Тема памяти.
«Темные аллеи». Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный прием. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и ее художественная функция.
Малый эпический жанр в литературе начала XX века
(изучение одного произведения по выбору)
В. М. Гаршин. «Красный цветок».
Обыденность и героизм в художественном мире писателя. Символический образ Красного цветка.
Н. С. Гумилев. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.
Э. По. «П а д е н и е д о м а А ш е р о в». Фантастические события и реальное объяснение. Образ героя. Поэтика ужасного.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Художественное своеобразие рассказа. Образ и символ в рассказе.
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанного произведения. Советы библиотеки
«Поэтическая революция»
А. А. Блок, «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в годы глухие...»; В.В.Маяковский. «Ода революции», «Хорошее отношение клошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «М е т е л ь», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.
А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.
Человек в эпоху войн и революций
М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.
А. И. Солженицын. «М а т р е н и н двор». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и повествователь. Смысл названия произведения.
Творческий практикум.
Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».
Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре).
Проза второй половины XX века
(изучение одного произведения по выбору)
Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход (После сказки)»; Ф. А. Искандер. «Сандро из Ч е г е м а»; Ю. Рытхэу. «Под сенью волшебной гор ы»; В. Г. Распутин. «Не мог у-у» и др. Традиции и новаторство прозы 70—80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
владение умениями выразительного чтения;
восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;
умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова....
Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
Программа разработана с учётом ФГОС второго поколения...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...