Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Ларионова Елена Анатольевна

 

Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса  и рассчитана на базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_literatura.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Обская  средняя общеобразовательная   школа им. М.С.Евдокимова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса МБОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.

    Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией А.Г.Кутузова «Дрофа», Москва, 2010год.

    Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

УМК

Примерная программа

Кол-во ч.

Авторская программа

Кол-во ч.

Рабочая программа

Кол-во ч.

В мире литературы 10 класс под редакцией А.Г.Кутузова «Дрофа», Москва, 2010год.


102


102


102

 Расхождений  в часах нет /  есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении)

В основе содержания и структуры программы под редакцией А. Г. Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, т.е. освоение литературы как искусства слова.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи же определены целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией предмета:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентир самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к лицу и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия анализа и ценности произведений;

Следует напомнить, базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы под редакцией А. Г. Кутузова.(а в каждом классе выделяются ведущее базовое понятие). Данная система вовсе не отменяет логику литературного развития, а наоборот, направлена на формирование читательской квалификации и подхода к произведению как к искусству слова.

Более того, Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования впервые включил такие понятия, как интерпретация текстов и основные виды деятельности по освоению литературных произведений, что давно уже было включено в вышеуказанную программу, которая задолго осуществила переход на деятельностную компетентностную парадигму в образовательном процессе (и в этом ее положительные черты).

10-11 классы – это изучение литературы в историко-культурном и историко-эмоциональном аспектах.

Это значит, что, проводя определенные этапы литературного развития с 5 – 9 классы, учащиеся должны проявить следующие умения:

- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений;

- умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты;

- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

- умение выполнять исследовательские работы (что тоже вошло в стандарты как новое).

Таким образом, опираясь на принцип творческого подхода к изучению произведения, программа под редакцией А. Г. Кутузова во многом совпадает  с новаторскими идеями Стандарта и новой программы.

В заключении следует сказать, что изучение произведения искусства в формах самого искусства и есть тот самый верный путь анализа художественного произведения, на который нацеливает программа А. Г. Кутузова.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения. Так, учитывая содержание авторской программы под редакцией А.Г. Кутузова для 10 класса, творчество А.П. Чехова для изучения предусматривается в 11 классе. Поэтому часы рассматриваются не в 10 , а в 11 классе.

Цели и задачи курса

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 102 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  Содержание курса  10 -11 класса, курса на историко–литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.  

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

   На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Цели, обозначенные в стандарте

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

- культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности,

формируемые на уроках литературы в 10 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

- Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Планирование основных тем

Тема (раздел)

Количество часов

Введение.

Древнерусская литература XI – XVII веков

Русская литература XVIII века.

Русская литература первой половины XIX века.

Русская литература второй половины XIXвека

Западноевропейская литература второй половины XIX века. (Обзор).


1 час.

1 час.

1 час.

34 час.

64 час.

1 час.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела Подраздел Тема урока

Кол-во часов

Контрольные работы

Творческие мастерские

Самостоятельная работа учащихся

Дата проведения

1

Введение. Понятие о художественном мире писателя

1

2

Русская литература 11-18 веков и ее творцы

1

Составить характеристики направлений

3

Русская литература 11-18 веков

1

Тест

Самостоятельная работа с материалами учебника по группам

4-5

Русская литература 18 века

2

Подготовить тесты

Самостоятельная работа с материалами учебника по группам

6

19 век- эпоха зарождения романтизма и реализма

1

Тест

Самостоятельная работа со статьей учебника с. 40-41

7

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Сделать письменный вывод по особенностям композиции комедии

8

Система художественных образов

1

Тест

Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»

9

Образ Чацкого

1

Составить словестный портрет героя, выписать характеристики

10

Проблема комедии

1

Подготовить письменные характеристики героев

11

Чацкий и фамусовское общество

1

Проанализировать монологи Чацкого и Фамусова

12

Мучителей толпа в изображении Грибоедова

1

13

Общественно-политический и любовный конфликты

1

14

Чацкий и Молчалин

1

Сообщение докладов

15

Чацкий и Софья

1

Сообщение докладов

16

Творческий практикум: анализ эпизода

1

Творческий практикум

Ответ на проблемный вопрос

17

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.

1

 

Сообщение учащегося о романтических поэмах

18

Творческий практикум:  принципы анализа поэтического текста

1

Анализ стихотворений

19-20

Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал Пушкина.

2

21

«Чувства добрые» в лирике любви и дружбы

1

Интерпретация стихотворений

Выучить наизусть одно стихотворение на тему любви

22

А. С. Пушкин о поэте и поэзии

1

Письменный сопоставительный анализ стихотворений

23

«Евгений Онегин». Название романа и проблема героя

1

Подготовить материал о деревенских главах романа

24

«Деревенские» главы романа и их роль в раскрытии авторского замысла

1

25

Система образов романа

1

26

Своеобразие жанров романа

1

Семинар

27

Автор в романе

1

28

«Медный всадник». Композиция. Основные художественные образы

1

Сочинение-эссе «Нравственная проблематика поэмы»

29

М. Ю. Лермонтов. Автобиографические мотивы в лирике

1

30-31

Основные темы и мотивы  лирики Лермонтова

2

Тест

Сопоставительный анализ стихотворений

32

«Герой нашего времени». Смысл названия, композиция

1

33

Образ главного героя

1

Сообщение о Печорине

34

Основные средства создания характера Печорина

1

35-36

Печорин и «другие»

2

37

Нравственная проблематика романа

1

Контрольная работа

38

Тема судьбы в повести «Фаталист»

1

Письменное задание: Фаталист-это философское произведение

39

Художественный мир Н. В. Гоголя

1

40

«Мертвые души» Н. В. Гоголя. Замысел. Сюжет. Композиция. Жанр

1

41-42

Помещики в изображении Н. В. Гоголя

2

Работа по группам

43

Город в «Мертвых душах»

1

Подготовить письменную характеристику Чичикова

44

Образ Чичикова

1

45

Авторское отношение к герою

1

46

Смысл названия. Тема Родины и народа

1

47

Автор в поэме. Лирические отступления

1

Написание сочинения-рассуждения: Образ автора в поэме на основе с. 188-189

48

Художественные открытия русской литературы второй половины XIX века

1

Подготовить рассказ о развитии русской литературы второй половины XIX века

49

Художественный мир русского романа. И. А. Гончаров «Обломов»

1

Подготовить сообщение о Гончарове

Прочитать первую часть романа

Гости Обломова

50

Обломов и его предшественники в русской литературе

1

Контрольная работа

Подготовить сообщение о жизни Обломова в Обломовке

51

«Сон Обломова» и его место в художественной системе романа

1

Подготовить сообщение о жизни Обломова в Обломовке

52

Обломов и Штольц

1

53

Историко-философский смысл финала романа

1

Работа с критической литературой

Добролюбов

Писарев

Дружинин

54

Мир русской драматургии: «Колумб Замоскворечья»

1

Подготовить рассказ об Островском

55

«Гроза». «Темное царство» в изображении Островского

1

Составить схему композиции

56

Образ Катерины

1

Составить характеристику Катерины

57

Смысл названия пьесы

1

Тест

58

Личность И. С. Тургенева

1

59

«Отцы и дети». Система  художественных образов

1

60

Базаров и «отцы». Сущность споров, конфликт

1

61-62

«Испытания героя»

2

63

Нигилизм Базарова

1

Сообщение: Любовь на страницах романа

64

Трагедия главного героя

1

Написать сочинение

65

Художественный мир русской поэзии середины 19 века

1

Подготовить сообщение о творчестве Некрасова

66

Основные темы лирики Н. А. Некрасова

1

Тест

Письменный анализ стихотворения по выбору

67

Автобиографическая лирика

1

Письменный анализ стихотворения по выбору

68

Некрасов о поэте и поэзии

1

Письменный анализ стихотворения по выбору

69

Тема народа

1

Контрольная работа

70

Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Читать «Дикий помещик»

71

«Новые сказки для взрослых»

1

Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки по плану

72

Художественный мир поэзии Ф.И. Тютчева

1

73

Художественный мир поэзии А.А Фета

1

74

«Преступление и наказание»  Достоевского

1

Анализ произведений

75

Образ главного героя

1

Характеристика героев

76

Тем а «униженных и оскорблённых» на страницах романа

1

Продолжить работу

77

Двойники героя

1

Контрольная работа по группам

Лужин

Свидригайлов

Порфирий Петрович

78

Теория Раскольникова

1

79

Крушение теории Раскольникова

1

80

Раскольников и Соня

1

81

Эпилог романа

1

82

Смысл названия романа

1

Творческая работа

83

Личность Л.Н.Толстого, мыслителя и художника

1

Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Толстого

84

«Война и мир»: история создания, смысл названия

1

85

Введение в художественный мир романа (анализ ключевого эпизода)

1

86

Ростовы и Болконские

1

Творческая мастерская

87-88

Путь искания князя Андрея

2

Сочинение

89

Пьер Безухов на пути от масонства к декабризму

1

Отобрать материал на тему: «Страницы о любви в романе»

«Женские образы в романе»

90

Женские образы на страницах романа

1

91

Война 1805-1807 годов в изображении писателя

1

Самостоятельная работа с таблицей

92

Война 1812 года в судьбах героев романа

1

Самостоятельная работа с таблицей

93

Бородинское сражение в романе

1

94

Кутузов и Наполеон

1

95

 «Мысль народная». Русский национальный характер

1

сообщения о Тихоне Щербатом и Пете Ростове,

96

Философия истории в романе (обобщенная лекция)

1

Написать сочинение на самостоятельно выбранную тему

97

Эпилог и его идейно-художественная функция

1

Самостоятельно составить таблицу: Теоретические положения

98

Художественный мир рассказа Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1

99

Образ главного героя

1

Творческая мастерская

Прочитать статью: «Язык, композиция, жанр»

100

Повторение: «Сквозные» темы в литературе XIXвека (обобщающий урок семинарского типа)

1

«Тест

101

Западноевропейская литература XIX века: устная рецензия на самостоятельно прочитанные произведения

1

Тест

102

Итоги года. Рекомендации на лето

1

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. образную природу словесного искусства
  2. содержание изученных литературных произведений
  3. основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
  4. определять род и жанр произведения
  5. сопоставлять литературные произведения
  6. выявлять авторскую позицию
  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

           

Литература

Основная и дополнительная литература для учителя

  1. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе

      10 класс. В 2-х частях. – М.: «Вако», 2010

  1. Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2008
  2. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября»  («Литература»)

Основная и дополнительная литература для учащихся

  1. В мире литературы. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2010
  2. О. Монахова, М.Стишова Русская литература Х1Х века. – М.: «Олма-Пресс»,1999
  3. Энциклопедия для детей.  Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2008
  4. П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г.  Кутузова....

Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...