Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса и рассчитана на базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_literatura.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса МБОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией А.Г.Кутузова «Дрофа», Москва, 2010год.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
В мире литературы 10 класс под редакцией А.Г.Кутузова «Дрофа», Москва, 2010год. | 102 | 102 | 102 |
Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении) |
В основе содержания и структуры программы под редакцией А. Г. Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, т.е. освоение литературы как искусства слова.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи же определены целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией предмета:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентир самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к лицу и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия анализа и ценности произведений;
Следует напомнить, базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы под редакцией А. Г. Кутузова.(а в каждом классе выделяются ведущее базовое понятие). Данная система вовсе не отменяет логику литературного развития, а наоборот, направлена на формирование читательской квалификации и подхода к произведению как к искусству слова.
Более того, Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования впервые включил такие понятия, как интерпретация текстов и основные виды деятельности по освоению литературных произведений, что давно уже было включено в вышеуказанную программу, которая задолго осуществила переход на деятельностную компетентностную парадигму в образовательном процессе (и в этом ее положительные черты).
10-11 классы – это изучение литературы в историко-культурном и историко-эмоциональном аспектах.
Это значит, что, проводя определенные этапы литературного развития с 5 – 9 классы, учащиеся должны проявить следующие умения:
- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений;
- умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
- умение выполнять исследовательские работы (что тоже вошло в стандарты как новое).
Таким образом, опираясь на принцип творческого подхода к изучению произведения, программа под редакцией А. Г. Кутузова во многом совпадает с новаторскими идеями Стандарта и новой программы.
В заключении следует сказать, что изучение произведения искусства в формах самого искусства и есть тот самый верный путь анализа художественного произведения, на который нацеливает программа А. Г. Кутузова.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения. Так, учитывая содержание авторской программы под редакцией А.Г. Кутузова для 10 класса, творчество А.П. Чехова для изучения предусматривается в 11 классе. Поэтому часы рассматриваются не в 10 , а в 11 классе.
Цели и задачи курса
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 102 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса, курса на историко–литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Цели, обозначенные в стандарте
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
- культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности,
формируемые на уроках литературы в 10 классе
К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
- Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.
Приоритетные направления в преподавании предмета
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Планирование основных тем
Тема (раздел) | Количество часов |
Введение. Древнерусская литература XI – XVII веков Русская литература XVIII века. Русская литература первой половины XIX века. Русская литература второй половины XIXвека Западноевропейская литература второй половины XIX века. (Обзор). | 1 час. 1 час. 1 час. 34 час. 64 час. 1 час. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела Подраздел Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы Творческие мастерские | Самостоятельная работа учащихся | Дата проведения |
1 | Введение. Понятие о художественном мире писателя | 1 | |||
2 | Русская литература 11-18 веков и ее творцы | 1 | Составить характеристики направлений | ||
3 | Русская литература 11-18 веков | 1 | Тест | Самостоятельная работа с материалами учебника по группам | |
4-5 | Русская литература 18 века | 2 | Подготовить тесты Самостоятельная работа с материалами учебника по группам | ||
6 | 19 век- эпоха зарождения романтизма и реализма | 1 | Тест | Самостоятельная работа со статьей учебника с. 40-41 | |
7 | Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | Сделать письменный вывод по особенностям композиции комедии | ||
8 | Система художественных образов | 1 | Тест | Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний» | |
9 | Образ Чацкого | 1 | Составить словестный портрет героя, выписать характеристики | ||
10 | Проблема комедии | 1 | Подготовить письменные характеристики героев | ||
11 | Чацкий и фамусовское общество | 1 | Проанализировать монологи Чацкого и Фамусова | ||
12 | Мучителей толпа в изображении Грибоедова | 1 | |||
13 | Общественно-политический и любовный конфликты | 1 | |||
14 | Чацкий и Молчалин | 1 | Сообщение докладов | ||
15 | Чацкий и Софья | 1 | Сообщение докладов | ||
16 | Творческий практикум: анализ эпизода | 1 | Творческий практикум Ответ на проблемный вопрос | ||
17 | Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. | 1 |
| Сообщение учащегося о романтических поэмах | |
18 | Творческий практикум: принципы анализа поэтического текста | 1 | Анализ стихотворений | ||
19-20 | Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал Пушкина. | 2 | |||
21 | «Чувства добрые» в лирике любви и дружбы | 1 | Интерпретация стихотворений | Выучить наизусть одно стихотворение на тему любви | |
22 | А. С. Пушкин о поэте и поэзии | 1 | Письменный сопоставительный анализ стихотворений | ||
23 | «Евгений Онегин». Название романа и проблема героя | 1 | Подготовить материал о деревенских главах романа | ||
24 | «Деревенские» главы романа и их роль в раскрытии авторского замысла | 1 | |||
25 | Система образов романа | 1 | |||
26 | Своеобразие жанров романа | 1 | Семинар | ||
27 | Автор в романе | 1 | |||
28 | «Медный всадник». Композиция. Основные художественные образы | 1 | Сочинение-эссе «Нравственная проблематика поэмы» | ||
29 | М. Ю. Лермонтов. Автобиографические мотивы в лирике | 1 | |||
30-31 | Основные темы и мотивы лирики Лермонтова | 2 | Тест | Сопоставительный анализ стихотворений | |
32 | «Герой нашего времени». Смысл названия, композиция | 1 | |||
33 | Образ главного героя | 1 | Сообщение о Печорине | ||
34 | Основные средства создания характера Печорина | 1 | |||
35-36 | Печорин и «другие» | 2 | |||
37 | Нравственная проблематика романа | 1 | Контрольная работа | ||
38 | Тема судьбы в повести «Фаталист» | 1 | Письменное задание: Фаталист-это философское произведение | ||
39 | Художественный мир Н. В. Гоголя | 1 | |||
40 | «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Замысел. Сюжет. Композиция. Жанр | 1 | |||
41-42 | Помещики в изображении Н. В. Гоголя | 2 | Работа по группам | ||
43 | Город в «Мертвых душах» | 1 | Подготовить письменную характеристику Чичикова | ||
44 | Образ Чичикова | 1 | |||
45 | Авторское отношение к герою | 1 | |||
46 | Смысл названия. Тема Родины и народа | 1 | |||
47 | Автор в поэме. Лирические отступления | 1 | Написание сочинения-рассуждения: Образ автора в поэме на основе с. 188-189 | ||
48 | Художественные открытия русской литературы второй половины XIX века | 1 | Подготовить рассказ о развитии русской литературы второй половины XIX века | ||
49 | Художественный мир русского романа. И. А. Гончаров «Обломов» | 1 | Подготовить сообщение о Гончарове Прочитать первую часть романа Гости Обломова | ||
50 | Обломов и его предшественники в русской литературе | 1 | Контрольная работа | Подготовить сообщение о жизни Обломова в Обломовке | |
51 | «Сон Обломова» и его место в художественной системе романа | 1 | Подготовить сообщение о жизни Обломова в Обломовке | ||
52 | Обломов и Штольц | 1 | |||
53 | Историко-философский смысл финала романа | 1 | Работа с критической литературой Добролюбов Писарев Дружинин | ||
54 | Мир русской драматургии: «Колумб Замоскворечья» | 1 | Подготовить рассказ об Островском | ||
55 | «Гроза». «Темное царство» в изображении Островского | 1 | Составить схему композиции | ||
56 | Образ Катерины | 1 | Составить характеристику Катерины | ||
57 | Смысл названия пьесы | 1 | Тест | ||
58 | Личность И. С. Тургенева | 1 | |||
59 | «Отцы и дети». Система художественных образов | 1 | |||
60 | Базаров и «отцы». Сущность споров, конфликт | 1 | |||
61-62 | «Испытания героя» | 2 | |||
63 | Нигилизм Базарова | 1 | Сообщение: Любовь на страницах романа | ||
64 | Трагедия главного героя | 1 | Написать сочинение | ||
65 | Художественный мир русской поэзии середины 19 века | 1 | Подготовить сообщение о творчестве Некрасова | ||
66 | Основные темы лирики Н. А. Некрасова | 1 | Тест | Письменный анализ стихотворения по выбору | |
67 | Автобиографическая лирика | 1 | Письменный анализ стихотворения по выбору | ||
68 | Некрасов о поэте и поэзии | 1 | Письменный анализ стихотворения по выбору | ||
69 | Тема народа | 1 | Контрольная работа | ||
70 | Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Читать «Дикий помещик» | ||
71 | «Новые сказки для взрослых» | 1 | Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки по плану | ||
72 | Художественный мир поэзии Ф.И. Тютчева | 1 | |||
73 | Художественный мир поэзии А.А Фета | 1 | |||
74 | «Преступление и наказание» Достоевского | 1 | Анализ произведений | ||
75 | Образ главного героя | 1 | Характеристика героев | ||
76 | Тем а «униженных и оскорблённых» на страницах романа | 1 | Продолжить работу | ||
77 | Двойники героя | 1 | Контрольная работа по группам Лужин Свидригайлов Порфирий Петрович | ||
78 | Теория Раскольникова | 1 | |||
79 | Крушение теории Раскольникова | 1 | |||
80 | Раскольников и Соня | 1 | |||
81 | Эпилог романа | 1 | |||
82 | Смысл названия романа | 1 | Творческая работа | ||
83 | Личность Л.Н.Толстого, мыслителя и художника | 1 | Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Толстого | ||
84 | «Война и мир»: история создания, смысл названия | 1 | |||
85 | Введение в художественный мир романа (анализ ключевого эпизода) | 1 | |||
86 | Ростовы и Болконские | 1 | Творческая мастерская | ||
87-88 | Путь искания князя Андрея | 2 | Сочинение | ||
89 | Пьер Безухов на пути от масонства к декабризму | 1 | Отобрать материал на тему: «Страницы о любви в романе» «Женские образы в романе» | ||
90 | Женские образы на страницах романа | 1 | |||
91 | Война 1805-1807 годов в изображении писателя | 1 | Самостоятельная работа с таблицей | ||
92 | Война 1812 года в судьбах героев романа | 1 | Самостоятельная работа с таблицей | ||
93 | Бородинское сражение в романе | 1 | |||
94 | Кутузов и Наполеон | 1 | |||
95 | «Мысль народная». Русский национальный характер | 1 | сообщения о Тихоне Щербатом и Пете Ростове, | ||
96 | Философия истории в романе (обобщенная лекция) | 1 | Написать сочинение на самостоятельно выбранную тему | ||
97 | Эпилог и его идейно-художественная функция | 1 | Самостоятельно составить таблицу: Теоретические положения | ||
98 | Художественный мир рассказа Н.С.Лескова «Очарованный странник» | 1 | |||
99 | Образ главного героя | 1 | Творческая мастерская | Прочитать статью: «Язык, композиция, жанр» | |
100 | Повторение: «Сквозные» темы в литературе XIXвека (обобщающий урок семинарского типа) | 1 | «Тест | ||
101 | Западноевропейская литература XIX века: устная рецензия на самостоятельно прочитанные произведения | 1 | Тест | ||
102 | Итоги года. Рекомендации на лето | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- образную природу словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
- определять род и жанр произведения
- сопоставлять литературные произведения
- выявлять авторскую позицию
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Литература
Основная и дополнительная литература для учителя
- И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе
10 класс. В 2-х частях. – М.: «Вако», 2010
- Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2008
- Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)
Основная и дополнительная литература для учащихся
- В мире литературы. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2010
- О. Монахова, М.Стишова Русская литература Х1Х века. – М.: «Олма-Пресс»,1999
- Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2008
- П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова....
Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
Программа разработана с учётом ФГОС второго поколения...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...