Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Программа разработана с учётом ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literature_moskvina.doc | 362 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по литературе
для 5 общеобразовательного класса
составлена
Рыбаковой Еленой Васильевной
учителем русского языка и литературы
2014-2015 учебный г
Пояснительная записка
- Нормативно-методическое обеспечение
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
- Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.
- Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года.
- Авторская программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 9 кл./ Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина.
– М.: Вентана-Граф, 2013.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г. Составитель: Соловьева М. А.,старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
- учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
- Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
В базовом учебном плане в 5 классе отводится 3 часа в неделю, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (35 учебных недель).
По программе -105 часов
По учебному плану – 105часов
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Уроки развития речи в 5 классе
Цели обучения написанию сочинения: | Контрольные и обучающие работы по развитию речи: |
- осознание темы, идеи, границ сочинения, - составление плана: простого или сложного - подбор рабочих материалов - поиск нужных цитат, полное и частичное цитирование - правила цитирования, оформление прямой, косвенной речи, диалога - работа с карточками с заданиями | Р/Р № 1. Сочинение по пословице Р/Р№ 2. Классное обучающее сочинение по пьесе-сказке Е.Л. Шварца «Два клёна»
Р.р.№ 3. Сочинение -рассуждение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кто прав: Настя или Митраша?».
Р.р.№4 Классное обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения С Есенина.
Р/Р № 5. Классное обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?». Домашнее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» (по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»). Р.р.№ 6. Классное обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». |
Список произведений для заучивания наизусть в 5 классе
5 класс: 12поэт.+2пр.+1драм.
- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
- А.С. Пушкин «Анчар» (отрывок или всё: по возможности ученика).
- А.С. Пушкин «Няне».
- А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
- А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
- Е.Л.Шварц «Два клёна».
- И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок» (или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом» по выбору ученика»).
- М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».
- Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
- Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды» (по выбору ученика»).
- А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».
- И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).
- В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).
- С.А. Есенин «Берёза»
Система уроков внеклассного чтения в 5 классе
Название раздела | Произведение | Количество часов |
Фольклор | 1.Сказка «Пойди туда, не знаю куда…» | 1 |
Авторская и литературная сказка | 2.В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» | 1 |
Легенда | 3. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб», Жан де Лафонтен «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот», Г.Э.Лессинг «Свинья под дубом») | 1 |
Басня | 4. «Легенда о Томасе Лермонте» | 1 |
Лирическое стихотворение | 5. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер.М.Ю.Лермонтова). И.В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер.М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер.С.Заяицкого). | 1 |
Роман, повесть, рассказ | 6.«Мы помним». Произведения о Великой Отечественной войне. | 1 |
ВСЕГО | 6 |
Учебно-методический комплект
1. Сборник нормативных документов. Литература. – М.: Дрофа, 2004.
2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина – М.: Вентана-Граф, 2008.
3. Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Учебник по литературе 5 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.
4. Литература. Тесты. 5 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Урок развития речи | Уроки внеклассного чтения |
РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ | ||||
1. | Литература как искусство слова | 1 | - | - |
2 | Фольклор | 9 | 1 | 1 |
3. | Авторская сказка | 22 | 2 | 1 |
4. | Басня | 7 | 1 | |
ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ МИР… | ||||
5. | Легенда | 9 | 1 | |
6. | Лирическое стихотворение | 19 | 1 | 1 |
7. | Роман, повесть, рассказ | 22+5(из рез) | 2 | 1 |
ИТОГО | 105 | 6 | 6 |
Примерное тематическое планирование
курса «Литература»
с характеристикой основных видов деятельности учащихся
Планирование составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы по литературе.
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
5 класс (105 ч) | ||
Литература как искусство слова | Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы |
Реальность и вымысел | ||
Фольклор | ||
Малые жанры фольклора | Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи | Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок |
Русские народные сказки | Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок | Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы |
«Хрустальная гора» | Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы |
«Тетерев и Лиса» | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
«Как старик домовничал» | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Внеклассное чтение | «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Авторская сказка | ||
Литературная (авторская) сказка и фольклорная сказка | Народность литературной сказки | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию |
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна» | Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости | Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию |
Э.Т.А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» | Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев |
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Художественные средства. Юмор | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему |
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях. Образы героев. Нравственная проблематика | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы |
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» | Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения |
В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» | Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы |
Внеклассное чтение | В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Басня | ||
Басня | Аллегория и мораль в басне | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы |
И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська» | Слово о писателе. Специфика бас ни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни |
Внеклассное чтение | Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья под дубом» | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Этот необычный мир… | ||
Легенда | ||
Легенда | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы |
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» | Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» | Слово о писателе. Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
«Повесть временнќх лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князе Олеге», «Создание славянской азбуки») | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы |
А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» | Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы |
Внеклассное чтение | Легенда о Томасе Лермонте | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Лирическое стихотворение | ||
Лирическое стихотворение | Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы |
А.С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне» | Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») | Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Определять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
А.А. Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику» | Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы |
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» | Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» | Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос |
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» | Слово о писателе. Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
С.А. Есенин. Стихотворение «Берёза» | Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
Внеклассное чтение | Г. Гейне. «На севере диком…» | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы |
Роман, повесть, рассказ | ||
Эпические жанры литературы | Событие в эпическом произведении | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы |
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы) | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Письменно отвечать на вопросы |
А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа» | Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы |
А. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» | Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы |
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | Слово о писателе. Таинственное и реальное в жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев | Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопросы |
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» | Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника |
Джек Лондон. Повесть «Сказание о Кише» | Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять произведения |
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения |
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Ёлка», «Калоши и мороженое», «Золотые слова» | Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения |
Внеклассное чтение | Мы помним… (произведения о Великой Отечественной войне) | Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № | Тема урока | Программное содержание | Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов | Форма и вид контроля ИКТ | Домашнее задание |
1 | Литература как искусство слова. | Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы | Текущий: | Вопросы стр. 6 | |
Фольклор | ||||||
2 | 1 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
| Пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи | Учатся различать пословицы и поговорки. Дают толкование пословицам и поговоркам. Выявляют художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Распределяют пословицы и поговорки по тематическим группам: труд, учение, Родина. Соотносят пословицы и поговорки с жизненными ситуациями. Читают статьи учебника. Отвечают на вопросы по прочитанному тексту. Работают в парах: читают пословицу «Не в свои сани не садись» с разными интонациями (задание учебника). Работают в группах | Текущий: Проверка д.з. фольклор фольклорист фольклористика | Устный рассказ по пословице |
3 | 2 | Р\р№1 Сочинение по пословице | Сочиняют историю, к которой применима пословица | Творческая работа: Устав школы из пословиц с последующей защитой своего мини-проекта (задание учебника возможно как домашнее) | ||
4 | 3 | Малые жанры фольклора. Загадки. | Выражение народного миропонимания. Художественные средства выразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи | Выявляют художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Устанавливают связь загадки с другими жанрами фольклора: пословицей, сказкой. Приводят примеры иносказаний в пословицах, поговорках, загадках. Находят дополнительную информацию о фольклористах: А. Афанасьеве, Ф. Буслаеве. Представляют информацию в виде небольшой справки, которую можно было бы поместить в учебнике. Читают статью учебника о загадках. Отвечают на вопросы по прочитанному тексту. Работают в парах: анализируют и отгадывают картинки-загадки, состоящие из рисунков и слов, значение которых нужно отыскать в словаре | конкурс загадок. творческая работа: книжка-малышка | Создание книжки-малышки с загадками на определённую тему |
5 | 4 | Малые жанры фольклора. Заклички, прибаутки, пестушки, небылицы. | Выражение народного миропонимания. | Проводят исследование о других малых жанрах фольклора (домашнее задание или работа на уроке с ресурсами Интернет). | Тест | |
6 | 1 | Русские народные сказки. Виды сказок. | Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок | - Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника - Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. - Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. | кластер «Виды сказок» | Чтение и пересказ волшебной сказки |
7 | 2 | «Хрустальная гора» - волшебная сказка. | Нравственно-философские основы волшебной сказки. | - Выразительно читать сказку. - Пересказывать сказку. - Формулировать идею сказки. - Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным. | текущий: ответы на вопросы | Пересказ |
8 | 3 | «Хрустальная гора». Структура и герои волшебной сказки. | Чудесное как условие достижения идеала. Герой волшебной сказки | - Характеризовать героев сказки. - Выявляют особенности фольклора по иллюстрациям художников И. Билибина и В. Васнецова (см. учебник). | Текущий: Проверка д.з. | Рисунок по композиции волшебной сказки |
9 | 4 | Бытовая сказка. «Как мужик домовничал». | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки | -Сопоставлять литературные произведения. | выразительное чтение | Пересказ от имени старика |
10 | 5 | Сказка о животных. «Лиса и тетерев». | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных | -Выразительно читать сказку. -Пересказывать сказку. -Выявлять в тексте признаки сказки о животных. -Формулировать идею сказки. -Характеризовать героев сказки. -Сопоставлять литературные произведения. -Устно отвечать на вопросы | текущий: ответы на вопросы инсценировки | Пересказ от имени лисы и тетерева |
11 | 6 | В/Ч № 1 Сказка «Пойди туда, не знаю куда…». | -Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. -Формулировать идею сказки. - Характеризовать героев сказки. -Сопоставлять литературные произведения. - Устно отвечать на вопросы | конкурс рисунков, викторина | Рисунок по сказке | |
Авторская сказка | ||||||
12 | 1 | Литературная авторская сказка и фольклорная сказка.
| Народность литературной сказки | -Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. -Устно отвечать на вопросы | текущий: ответы на вопросы | О Пушкине |
13 | 2 | Авторские сказки, их отличие от фольклорных сказок. | А.С.Пушкин. Слово о писателе. | Выразительное чтение | ||
14 | 3 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | Сюжет сказки. Образы героев. | Выразительно читать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию | текущий: ответы на вопросы | План сюжета |
15 | 4 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина. | -Пересказывать сказку. -Формулировать и доказывать свою позицию -Формулировать идею сказки. -Характеризовать героев сказки. |
|
Отрывок наизусть Чтение сказки-пьесы Шварца |
16 | 5 | Е.Л.Шварц. Слово о писателе. Сказка-пьеса «Два клёна». | Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Читатель и зритель. | -Выявлять признаки драматургического произведения. | текущий: ответы на вопросы | Чтение 2 действия |
17 | 6 | Е.Л.Шварц. Сказка-пьеса «Два клёна». | Фольклорная основа сюжета. Образы героев. | -Выразительно читать сказку. |
| Образы героев |
18 | 7 | Е.Л.Шварц. Сказка-пьеса «Два клёна». | Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. | -Пересказывать сказку. -Устно отвечать на вопросы. | Цитаты, отражающие позицию героя | Ответы на вопросы Отр наизусть |
19 | 8 | Р/Р № 2 Сочинение по сказке. Е.Л.Шварца «Два клёна» | -Формулировать и доказывать свою позицию | Р. Сочинение по сказке. | Чтение сказки «Щелкунчик» | |
20 | 9 | Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик». | Слово о писателе. | Выразительно читать сказку. | поделки, рисованый фильм | Рисунки к сказке |
21 | 10 | Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик». | Реальное и чудесное в сказке. | Пересказывать сказку. Составлять презентации Устно отвечать на вопросы. | Просмотр фрагментов фильма | Ответы на вопросы |
22 | 11 | Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик». | Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. | Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев | текущий: ответы на вопросы | Устный рассказ «Мари и Фриц» |
23 | 12 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. | Традиции и обычаи украинского народа, отражённые в сказке-повести «Ночь перед Рождеством» | Воспринимать текст литературного произведения. | текущий: ответы на вопросы | Чтение с вопросами |
24 | 13 | Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Изображение быта в повести. Образы героев. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. | рисунки, поделки. иллюстрации | Чтение с вопросами |
25 | 14 | Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Юмор. Волшебные и фольклорные основы повести. | Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. | Просмотр фрагментов фильма | Чтение с вопросами |
26 | 15 | Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Художественные средства в повести. | Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Рисунки Отрывок наизусть | |
27 | 16 | Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Сопоставление произведений разных видов искусства: литературное произведение и кинофильм. | Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему | фрагменты х/ф «Ночь перед Рождеством». | |
28 | 17 | М.М.Пришвин.. Сказка-быль «Кладовая солнца». | Слово о писателе Специфика сказки-были. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. | Рисунки; кластер «Образ героя» Презентация о писателе | Чтение с вопросами |
29 | 18 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». | Образы героев. | Характеризовать героев произведения. | Цитаты к образам | Цитаты к образам |
30 | 19 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». | Сказочные элементы в произведении. Образы природы | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. | Викторина по сказке | Пересказ эпизодов |
31 | 20 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». | Нравственная проблематика. | Устно отвечать на вопросы | диспут «Кто прав?» | Конкурс на лучшего рассказчика |
32 | 21 | Р/Р № 3. Сочинение по сказке-были «Кладовая солнца». К/Р № 1 | Создавать письменный текст на заданную тему | |||
33 | 22 | П П Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы хозяйка». Предание, сказ, сказка. | Реальное и чудесное. Образ главного героя. | Характеризовать героев произведения. | текущий: ответы на вопросы | Вопросы 4,5 |
34 | 23 | П П Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». | Аллегорический образ Медной горы хозяйки. Роль рассказчика. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. | Просмотр фрагментов фильма | Вопросы на стр 224 |
35 | 24 | В.М.Гаршин. Слово о писателе. Сказка-притча «То, чего не было». | Специфика сказки-притчи. Иносказательность. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы | текущий: ответы на вопросы | Вопросы 1,2 |
36 | 25 | В/Ч№ 2. В.Гауф. Сказка «Холодное сердце» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Устно отвечать на вопросы | Охарактеризовать героев сказки. Подобрать сказки с похожим сюжетом | ||
БАСНЯ | ||||||
37 | 1 | Аллегория и мораль в басне. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Презентация о Крылове | Прочитать басню «Ворона и лисица» | |
38 | 2 | И.А.Крылов. Слово о писателе. «Ворона и Лисица» | Устно отвечать на вопросы | Прослушивание актёрского чтения | Сравнить со сказкой «Лиса и Тетерев» | |
39 | 3 | И.А.Крылов. «Волк и Ягненок» Басня и сказки о животных. | Образы и сюжеты. Аллегория и мораль | Выразительно читать басню. | Выр чтение | |
40 | 4 | Басни «Свинья под дубом», Басня и сказки о животных. | Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | конкурс рисунков | Выр чтение наизусть |
41 | 5 | И.А.Крылов. Басни «Лебедь, рак и щука» Басня и сказки о животных. | Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | Формулировать мораль басни | викторина по басням, кроссворды. | Наизусть |
42 | 6 | И.А.Крылов. «Слон и Моська». Басня и сказки о животных. | Образы и сюжеты. Аллегория и мораль | Формулировать мораль басни | Ответы на вопросы | |
43 | 7 | И.А.Крылов. «Демьянова уха» Образы и сюжеты. Аллегория и мораль | Выявлять художественные особенности произведения. | Ответы на вопросы, басня наизусть | ||
44 | 8 | В/Ч№3 Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Жан де Лафонтен, Готхольд Эфраим Лессинг) | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | |||
ЛЕГЕНДА | ||||||
45 | 1 | Легенда | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | Ответы на вопросы | |
46 | 2 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». | Добро и зло в человеке и мире. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. | Ответы на вопросы. | |
47 | 3 | Стихотворение «Анчар». | Поэтический мир стихотворения | Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Прослушивание актёрского чтения | Наизусть |
48 | 4 | М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Стихотворение «Три пальмы». | Проблема жизненного выбора | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения | Прослушивание актёрского чтения | Ответы на вопросы. |
49 | 5 | Стихотворение «Три пальмы». | Поэтический мир стихотворения | Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Наизусть | |
50 | 6 | «Повесть временных лет». «Основание Киева» из сказаний о князьях Олеге, Игоре и княгине Ольге. | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. | Прослушивание актёрского чтения | Ответы на вопросы. |
51 | 7 | «Повесть временных лет». «Призвание варяжских князей» из сказаний о князьях Олеге, Игоре и княгине Ольге. | Человек и судьба. Поэтический мир произведения | Характеризовать героев древнерусской литературы. | Прочитать «Песнь о вещем Олеге». | |
52 | 8 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. | Сопоставлять произведения. | Прослушивание актёрского чтения | Сравнить с летописью. Отрывок наизусть |
53 | 9 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | Человек и судьба. Поэтический мир произведения. | Характеризовать героев древнерусской литературы. | Подг к вн\чт | |
54 | 10 | В/Ч№ 4«Легенда о Томасе Лермонте» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | |||
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ | ||||||
55 | 1 | Лирическое стихотворение | Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | Лексическая работа | |
56 | 2 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне». | Жизненная основа душевных переживаний. | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. | чтение наизусть | чтение наизусть |
57 | 3 | А.С.Пушкин. «И.И.Пущину» | Поэтический мир стихотворений | Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | текущий: выразительное чтение, для желающих: видеома, рисунки | Ответы на вопросы. Выразит. чтение. Наизусть. |
58 | 4 | Просмотр и обсуждение спектакля «Лицей, который не кончается» (лицейские годы А.С.Пушкина) | Высказывать свою точку зрения | |||
59 | 5 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. | текущий: выразительное чтение, для желающих: видеома, рисунки | Ответы на вопросы. Выразит. чтение. | |
60 | 6 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». | Поэтический мир стихотворения. | Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | текущий: выразительное чтение, для желающих: видеома, рисунки Прослушивание актёрского чтения | Анализ по вопросам |
61 | 7 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). | Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворения. | текущий: выразительное чтение | Наизусть |
62 | 8 | А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом | …». Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. | Выразительно читать стихотворения. | текущий: выразительное чтение | Анализ худ средств, выр чтение. Наизусть. |
63 | 9 | А.А.Фет «Кот поёт, глаза прищуря…». | Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. | Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы | текущий: выразительное чтение | Анализ худ средств, выр чтение. |
64 | 10 | А.А.Фет. Стихотворения «Мотылёк мальчику». | Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. | Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы | текущий: выразительное чтение | Анализ худ средств, выр чтение. |
65 | 11 | Поэтический мир стихотворений Фета. | Выразительно читать стихотворения. | наизусть | 1стих наизусть | |
66 | 12 | Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза». | Образы природы в лирическом произведении. | Выразительно читать стихотворения. | текущий: выразительное чтение, для желающих: видеома, рисунки | Анализ худ средств, выр чтение. Наизусть. |
67 | 13 | Ф.И.Тютчев. «Весенние воды». Образы природы в лирическом произведении. | Человек и природа. Поэтический мир стихотворения | Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы | текущий: выразительное чтение, для желающих: видеома, рисунки | Наизусть. |
68 | 14 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров». | Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. | Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы | конкурс стихов Прослушивание актёрского чтения | Анализ по вопросам |
69 | 15 | Ф.И.Тютчев. «Летний вечер». | Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворения. | текущий: выразительное чтение, для желающих: видеома, рисунки | Анализ по вопросам |
70 | 16 | Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети». | Отображение реальной жизни в лирике. | Выразительно читать стихотворения. | экскурсия по некрасовским местам | Анализ по вопросам |
71 | 17 | Стихотворение «Крестьянские дети». | Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения. | Устно отвечать на вопросы. Выявлять художественные особенности произведения. | Сюжетный план. Отрывок наизусть. | |
72 | 18 | И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». | Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения. | Давать письменный аргументированный ответ на вопрос | Анализ по вопросам наизусть | |
73 | 19 | С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Берёза». | Образ природы. Поэтический мир стихотворения. | Прослушивание актёрского чтения | наизусть | наизусть |
74 | 20 | Р/Р№ 4. Сочинение – анализ лирического стихотворения. К/Р № 2 | Давать письменный аргументированный ответ на вопрос | сочинение | ||
75 | 21 | В/Ч№ 5. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер.М.Ю.Лермонтова). И.-В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер.М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер.С.Заяицкого). | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. | сборники стихов иллюстрации | Сравнение переводов | |
РОМАН, ПОВЕСТЬ,РАССКАЗ | ||||||
76 | 1 | Эпические жанры литературы. | Событие в эпическом произведении. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Презентация | Чтение глав |
77 | 2 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I,II) | Слово о писателе. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы | текущий: ответы на вопросы | Ответы на вопросы |
78 | 3 | Роман «Робинзон Крузо» (V,X). | Случай и судьба в жизни человека. | Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. | текущий: ответы на вопросы | Чтение глав |
79 | 4 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVI,XXVII) | Воля и труд. | Характеризовать героя произведения. | текущий: ответы на вопросы Просмотр фрагментов фильма | Чтение глав |
80 | 5 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (XXVIII,XXX). | Образ главного героя | Письменно отвечать на вопросы | текущий: ответы на вопросы | Чтение глав |
81 | 6 | Р/Р№ 5. Д.Дефо. Сочинение-рассуждение на вопрос Ж | Письменно отвечать на вопросы | |||
82 | 7 | А.С.Грин. Слово о писателе. Повесть «Зелёная лампа». | Человек в необычной ситуации. | Воспринимать текст литературного произведения. | Дочитать 2 часть рассказа | |
83 | 8 | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». | Проблема испытания и преодоления. | Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. | Минисочинение:«Что в жизни главнее: везение или упорный труд» | Письм ответ |
84 | 9 | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». | Нравственная проблематика рассказа А.Грина. | Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы | Чтение рассказа | |
85 | 10 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | Человек в экстремальной ситуации. | Воспринимать текст литературного произведения. | текущий: ответы на вопросы | Ответы на вопросы |
86 | 11 | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. | Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. | Образ главного героя. | |
87 | 12 | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | Образ главного героя. | Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы | Чтение рассказа «Бежин луг». | |
88 | 13 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Слово о писателе. | Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. | Чтение рассказа «Бежин луг». | |
89 | 14 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. | Составлять план произведения. | текущий: ответы на вопросы | Образы главных героев.(по выбору) |
90 | 15 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Образы главных героев. | Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. | Самая страшная история | |
91 | 16 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Тема природы и человека в рассказе «Бежин луг». | Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопросы | Чтение рассказа «Оленьи рога». | |
92 | 17 | Ю.П.Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога». | Внутренний мир человека. Характер главной героини. | Характеризовать героев произведения. | Характер главной героини. | |
93 | 18 | Ю.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». | Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. | Выявлять проблему и идею произведения. | Чтение «Сказание о Кише». | |
94 | 19 | Дж.Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише». | Тема человека и природы. | Воспринимать текст литературного произведения. | текущий: ответы на вопросы | синквейн |
95 | 20 | Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». | Особенности характера главного героя. | Характеризовать героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. | Чтение «Васюткино озеро». | |
96 | 21 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | Человек в чрезвычайных обстоятельствах. | Воспринимать текст литературного произведения. | рисунки | |
97 | 22 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Преодоление себя. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. | текущий: ответы на вопросы | Образ главного героя. |
98 | 23 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Образ главного героя. | Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. | памятка «Как вести себя в лесу» | памятка «Как вести себя в лесу» |
99 | 24 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Законы природы, помогающие выживать человеку. | Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения |
| Подг к сочинению |
100 | 25 | Р/Р№ 6. В.П.Астафьев. Сочинение по рассказу. К/Р №3 | Давать письменный аргументированный ответ на вопрос | Отрывок наизусть | ||
101 | 26 | М.М.ЗощенкоРассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое». | Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и детей. | Воспринимать текст литературного произведения. | чтение по ролям, пересказ | чтение по ролям, пересказ |
102 | 27 | М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Золотые слова». | Столкновение мира взрослых и детей. | Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения | рассуждение | Чтение рассказов и стихов о войне |
103 | 28 | В/Ч№6. «Мы помним». Произведения о Великой Отечественной войне. | Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения | конкурс стихов. Тв.работа «Моя семья и война» | Подг к к\р | |
104 | 29 | Обобщение изученного. Контрольная работа № 4. | Подг к чит конф. | |||
105 | 30 | Обобщение изученного. Читательская конференция. Книги на лето. | Уметь обобщать изученное и использовать для доказательства своего мнения примеры литературных произведений | Диспут «Нужны ли нам книги?» Отзыв о понравившемся произведении, прочитанном в этом году. | ||
ВСЕГО – 105 В/Ч – 6; Р/Р-6 К/Р - 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова....
Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе, 5 класс, по авторской программе В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе. Образовательная область: «Филология». Основное общее образование, 5 класс. Составлена на основе авторской программы «Литература. Рабочие программы. П...