Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса и рассчитана на базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_literatura.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса МБОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией А.Г.Кутузова «Дрофа», Москва, 2010 год.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
В мире литературы 11 класс под редакцией А.Г.Кутузова «Дрофа», Москва, 2010 год. | 102 | 102 | 102 |
Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении) |
В основе содержания и структуры программы под редакцией А. Г. Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, т.е. освоение литературы как искусства слова.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи же определены целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией предмета:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентир самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к лицу и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия анализа и ценности произведений;
Следует напомнить, базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы под редакцией А. Г. Кутузова.(а в каждом классе выделяются ведущее базовое понятие). Данная система вовсе не отменяет логику литературного развития, а наоборот, направлена на формирование читательской квалификации и подхода к произведению как к искусству слова.
Более того, Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования впервые включил такие понятия, как интерпретация текстов и основные виды деятельности по освоению литературных произведений, что давно уже было включено в вышеуказанную программу, которая задолго осуществила переход на деятельностную компетентностную парадигму в образовательном процессе (и в этом ее положительные черты).
10-11 классы – это изучение литературы в историко-культурном и историко-эмоциональном аспектах.
Это значит, что, проводя определенные этапы литературного развития с 5 – 9 классы, учащиеся должны проявить следующие умения:
- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений;
- умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
- умение выполнять исследовские работы (что тоже вошло в стандарты как новое).
Таким образом, опираясь на принцип творческого подхода к изучению произведения, программа под редакцией А. Г. Кутузова во многом совпадает с новаторскими идеями Стандарта и новой программы.
В заключении следует сказать, что изучение произведения искусства в формах самого искусства и есть тот самый верный путь анализа художественного произведения, на который нацеливает программа А. Г. Кутузова.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения. Так, учитывая содержание авторской программы под редакцией А.Г. Кутузова для 10 класса, творчество А.П. Чехова для изучения предусматривается в 11 классе. Поэтому часы рассматриваются не в 10 , а в 11 классе.
На изучение творчества А. П. Чехова отводится 9 часов. Количество часов и материал соответствуют примерной программе основного общего образования.
2. Цели и задачи курса
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, опубликованной в «Вестнике образования» в сентябре 2004г. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 105 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса, курса на историко–литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Цели, обозначенные в стандарте
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
- культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
3. Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности,
формируемые на уроках литературы в 11 классе
К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
- Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.
4. Приоритетные направления в преподавании предмета
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
II. Основное содержание примерной программы основного общего образования по литературе курса 11 класса (Базовый уровень)
Русская литература ХХ века
Введение (1 час)
Русская литература хх века в контексте мировой культуры
А. П. Чехов. Жизнь и творчество.(9 часов)
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору(« О любви», «Крыжовник»)
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Комедия «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
Сочинение по творчеству А.П. Чехова
Литература первой половины хх века.
Обзор русской литературы первой половины хх века (1час)
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX -ХХ вв.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество(4 часа)
Стихотворения: «Вечер», « Не устану воспевать вас, звезды!...», « Последний шмель».
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору «Темные аллеи», « Легкое дыхание»
Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А. И. Куприн. Жизнь и творчество(2 часа)
Повесть «Гранатовый браслет»(Одно произведение по выбору.)
Сочинение по творчеству И.А. Бунина или А.И. Куприна
М. Горький. Жизнь и творчество(5 часов)
Рассказ «Старуха Изергиль». (возможен выбор другого произведения)Романтизм ранних рассказов Горького
Пьеса «На дне».
Сочинение по творчеству М. Горького
Обзор зарубежной литературы первой половины хх века( 1 час)
Б. Шоу. Жизнь и творчество(обзор)(2часа)
Пьеса «Пигмалион»(возможен выбор другого произведения)
Г. Аполлинер(1час). Стихотворение «Мост Мирабо»(возможен выбор другого стих
отворения)
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века(1 час)
Символизм. Истоки русского символизма(1 час).
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор) (1 час)
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», « Грядущие гунны».
К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество(обзор)(1 час)
Стихотворения: « Я мечтою ловил уходящие тени…», « Безглагольность», « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»
А. Белый. Жизнь и творчество(1 час)
Стихотворения «Русь», «Раздумье», «Родине».
Акмеизм. Истоки акмеизма (1час)
Н.С. Гумилёв. Жизнь и творчество(1 час).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
Футуризм (1час)
И. Северянин. Жизнь и творчество (1час) Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог», « Двусмысленная слава».
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор) (1час)
Стихотворения « Заклятие смехом», «Кузнечик», «Еще раз, еще раз…»
Крестьянская поэзия. Жизнь и творчество Н.А.Клюева (1час)
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов»
Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века
А.А. Блок. Жизнь и творчество (7 часов)
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Скифы», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,» О, весна без конца и без краю…», «Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
Поэма «Двенадцать».
Сочинение по творчеству А.А.Блока.
КНЯ И.Ф. Ного. Жизнь и творчество Пьеса «Шаман» (1 час)
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество (5 часов)
Стихотворения: «А вы могли бы?», « Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
С.А. Есенин. Жизнь и творчество (5 часов)
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», « Русь», « Я покинул родимый дом», « О красном вечере задумалась дорога…», « Запели тесанные дроги…», « До свидания, друг мой, до свидания…».
Поэма « Анна Снегина»
Сочинение по творчеству С. А Есенина
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (3 часа)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», « Идешь, на меня похожий…», « Куст».
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество ( 3 часа)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль», « Адмиралтейство».
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (5 часов)
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Поэма «Реквием».
Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (4 часа)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», « Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво»
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (6 часов)
Роман «Мастер и Маргарита».
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
А. П. Платонов. Жизнь и творчество ( 2 часа)
Повесть « Котлован».
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (6 часов)
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.
Литература второй половины хх века ( 18 часов)
Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. (2 часа)
Повесть «Старик и море».
Обзор русской литературы второй половины хх века (1 час)
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (2 часа)
Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», « Дробится рваный цоколь монумента», « О сущем».
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (2 часа)
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество ( 2 часа)
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Роман «Архипелаг Гулаг» ( обзор).
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество(1 час).
Рассказы « Верую!», «Алеша Бесконвойный»
В.В. Быков. Жизнь и творчество (1час)
Повесть « Сотников».
В.Г. Распутин. Жизнь и творчество (1 час)
Повесть « Прощание с Матерой».
Н.М. рубцов. Жизнь и творчество (1 час)
Стихотворения: « Видения на холме», « Листья осенние»
Р. Гамзатов. Жизнь и творчество ( 1 час)
Стихотворения: « Журавли», « В горах джигиты ссорились, бывало…»
И.А. Бродский. Жизнь и творчество (1 час)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»
Б.Ш. Окуджава. Жизнь и творчество (1 час)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», « Живописцы»
Драматургия второй половины XX века (1 час)
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
А.В. Вампилов. Жизнь и творчество.
Пьеса « Утиная охота».
Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
Планирование основных тем
№№ п.п | Тема (раздел) | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Введение. Художественный мир русской прозы Художественный мир русской драматургии Художественный мир русской поэзии Русская литература первой половины ХХ века Русская литература в изгнании Литература периода великой отечественной войны и последнего десятилетия Литература второй половины ХХ века. Миф – фольклор – литература | 3 час. 13 час. 13 час. 25 час. 21 час. 4 час. 2 час. 12 час. 9 час. |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы Творческие мастерские | Самостоятельная работа учащихся | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | ВВЕДЕНИЕ. Россия ХХ века в зеркале литературы. Традиции русского реализма и их развитие в литературе конца XIX – начала ХХ в. Духовная литература. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ПРОЗЫ Художественный мир А.П.Чехова. Жанр рассказа в творчестве А.П.Чехова. Рассказ «Ионыч» Р.Р. Изображение духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Художественный мир И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Р.Р. Рассказы И.А.Бунина о любви. Художественный мир А.И.Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Тест Р.Р. Изображение духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Тест Р.Р. Рассказы И.А.Бунина о любви. | Рассказ Тест Составление плана Заучивание наизусть Сообщения Анализ текста | |
13 14-15 16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26 27 28-29 | «Гранатовый браслет»: трагическая история любви. Р.Р.Сочинение по творчеству А.И.Куприна. Вн.чт. Л.Н.АНДРЕЕВ. Жизнь и творчество. Ранняя проза. Рассказ «Иуда Искариот». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад». Символическое название пьесы. Герои пьесы «Вишневый сад»: кто они? Лопахин – делец нового поколения. Будущее в пьесе «Вишневый сад». Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. М.ГОРЬКИЙ. Очерк жизни и творчества. Пьеса «На дне». История создания, критика. Пьеса «На дне». История создания, критика. Образ Луки и философский смысл пьесы. Роман «Мать». Два пути в революцию. Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького. | 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 | Р.Р.Сочинение по творчеству А.И.Куприна. Тест Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. Контрольная работа Р.Р. Сочинение по творчеству М.Горького. | Рассказ Беседа Составление плана Творческая работа Сообщения Анализ текста | |
30 31 32 33 34 35 36 37-38 39 40-41 42 43 44-45 46-47 48 49 50 | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ПОЭЗИИ Символизм. Поэзия В.Я.Брюсова. Вн.чт. Поэзия К.Бальмонта. Художественный мир А.Блока. Рыцарь Прекрасной Дамы. «Незнакомка»: земная героиня лирики А.Блока. Россия А.Блока. Поэма «Двенадцать». Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.А.Блока. Акмеизм как литературное течение модернизма. Творчество Н.Гумилева. Творчество О.Мандельштама. «Гениальные дети современности». Футуризм. Художественный мир В.В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Вн.чт. И.Северянин, В.Хлебников. Имажинизм. Художественный мир С.Есенина. Тема Родины в лирике С.Есенина. | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 1 1 | Тест Тест Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.А.Блока. Тест Тест Тест | Диалоговая речь Сообщения Заучивание наизусть и анализ текста Зачетная работа Творческая работа | |
51 52-53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 | Р.Р. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая». Поэма «Анна Снегина». Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству С.Есенина РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Литература 20-х годов Литература 30-х годов Художественный мир М.Шолохова. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. «В мире расколотом надвое». Гражданская война. Судьба Григория Мелехова. Григорий и Аксинья. Р.Р. Подготовка к сочинению по роману «Тихий Дон». Вн.чт. «Поднятая целина» - произведение о переломных годах жизни крестьянства в период коллективизации. Художественный мир А.Платонова. Характерные черты времени в повести «Котлован». | 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Р.Р. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая». Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству С.Есенина Тест Тест Контрольная работа Р.Р. Подготовка к сочинению по роману «Тихий Дон». | Рассказ Беседа Составление плана Заучивание наизусть Сообщения Анализ текста | |
67 68 69 70 71 72 73-74 75 76 77 78 79 80 | Пространство и время в повести «Котлован». Художественный мир М.Булгакова. История в романе М.Булгакова «Белая гвардия». Судьбы людей в революции. Роман «Мастер и Маргарита». Проблематика, жанровое и композиционное своеобразие.Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Вн.чт. Повесть «Собачье сердце». Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Булгакова. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИЗГНАНИИ И.Бунин. «Чистый понедельник». Русский национальный характер и его неразрешенные противоречия. М.Цветаева. Судьба и стихи. Духовный опыт лирики М.Цветаевой. Вн.чт. В.В.Набоков. Обзор творчества. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны. | 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 | Тест Контрольная работа Тест Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Булгакова. Тест | Рассказ Беседа Составление плана Сообщения Анализ текста | |
81 82 83 84 85-86 87 88 89 90 91 92-93 94 95-96 97-98 99 100 101 102 | Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. Художественный мир А.А.Ахматовой. Ранняя лирика А.Ахматовой. Тема России в творчестве А.А.Ахматовой. Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Художественный мир Б.Пастернака. Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго». Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». Стихотворения Юрия Живаго. Художественный мир А.И.Солженицына. Рассказ «Матренин двор». МИФ – ФОЛЬКЛОР – ЛИТЕРАТУРА Ч.АЙТМАТОВ. «И дольше века длится день». Человек и природа в художественном мире романа В.Г.РАСПУТИН. «Прощание с Матерой». Тема памяти и ее художественное воплощение на страницах повести. В.М.ШУКШИН. Рассказ «Чудик» Поэзия И.Бродского. Вн.чт. Ю.ТРИФОНОВ. Повесть «Обмен» Художественный мир зарубежной литературы ХХ века (обзор) Итоговый урок. | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 | Тест Тест Тест | Рассказ Беседа Составление плана Сообщения Анализ текста Рассказ Сообщения | |
Формирование общеучебных умений (компетенций) Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: - сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации; - эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо; - развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения; - использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; - информационная переработка текста; - культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме); - культура разговорной речи. |
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- образную природу словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
- определять род и жанр произведения
- сопоставлять литературные произведения
- выявлять авторскую позицию
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Используемая литература:
- Примерная программа МО РФ 2010.
- Программа под редакцией А.Г.Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2010.
- Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова....
Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
Программа разработана с учётом ФГОС второго поколения...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...