Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
рабочая программа (литература, 7 класс) по теме
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7kl_literatura.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса МОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе под редакцией А.Г.Кутузова (2010 год).
Авторская программа приведена в соответствие с Госстандартом и Примерной программой по литературе.
Учебно-методический комплект включает:
- Программа по литературе для 7 класса под редакцией А.Г.Кутузова.
- В мире литературы. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /Авторы-составители А. Г. Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2010
- Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.1, 2. Глав. ред. М.Д Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001
- Справочная литература, словари.
Программа рассчитана на 68 часов.
Творческие практикумы - 8
Итоговая читательская конференция - 1
Формы промежуточной аттестации: творческие практикумы, развернутые ответы на вопросы, тесты, планы и конспекты статей, сообщения, исследования, заучивание наизусть, итоговая читательская конференция.
За основу данной рабочей программы взята программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа под ред. А.Г. Кутузова составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся VII класса. На этом этапе обучения на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Годовой объѐм программы - 68 часов.
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
В мире литературы. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /Авторы-составители А. Г. Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2010 | 68 | 68 | 68 |
Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении) |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме резуль-
татов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи обучения:
1) обучать эстетическому анализу литературного произведения;
2) развивать навыки комплексного анализа текста;
3) совершенствовать умение давать сопоставительную характеристику героям, опираясь на многообразие способов создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;
4) формировать эстетический вкус;
5) воспитывать творчески активную личность.
Региональный компонент интегрирован в следующие темы: «В.Одоевский. «Игоша». Фантастика как средство раскрытия внутреннего мира героя»; «И.С.Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг». Роль пейзажа в художественном мире произведения»; урок внеклассного чтения «Художественная публицистика. А.Тараданкин. «Тайна ЯМ-5»
Основное содержание учебного курса
Герой – характер – образ
Введение
Художественный образ и образность в литературе. Образ человека. Понятия характер и герой. Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой.
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Эпическое и лирическое начало в повести. Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество, вольность. Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. Авторское начало в повести. Образ автора (рассказчика). Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.
Творческий практикум
Человек в литературе (творческая работа в любом жанре).
Герой древнего эпоса
Былина «Богатырское слово». Образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы её выражения.
Традиционная система образов в русском героическом эпосе.
Сага «Угон быка из Куалге». Кухулин – герой ирландского героического эпоса. Патриотический пафос саги.
Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие.
Творческая мастерская
Характер в фольклоре и литературе
Творческий практикум
Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика)
Советы библиотеки
Духовная литература
«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.
Герой древнерусской литературы
Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.
Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести.
Творческая мастерская
Изображение человека в фольклоре и древней литературе
Творческий практикум
Рассказ о героях духовной и светской литературы
Советы библиотеки
Герой эпического произведения
Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет») и баллады А.С.Пушкина: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.
А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного. Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.
П.Мериме. «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.
Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения. Начальное понятие о сказе.
Реалистические традиции. Правда и правдоподобие. Художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героя. Начальное представление о психологизме.
И.С.Тургенев. «Бежин луг», «Бирюк». Рассказ и очерк. Сопоставление героев как приём характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.
Л.Н.Толстой. «Детство». (главы по выбору). Автобиографичность и собирательность образа главного героя. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приёмы создания характера сатирического персонажа. Гротеск как художественный прием. Аллегория и фантастика в сказках.
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.
М.М.Зощенко. «Аристократка», «В бане», «Жертва революции» (по выбору). Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.
О.Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя. Особенности сюжета рождественского рассказа.
Творческая мастерская
Герой эпического произведения как художественный образ. Автор – образ – читатель: как создаёт героя автор и как воспринимает героя читатель.
Творческий практикум
Сопоставление героев.
Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью).
Встреча героев разных эпох и произведений.
Создание литературного очерка.
Советы библиотеки
Лирический герой
Развитие понятий о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения.
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» (Русский язык», «Щи», Два богача»). Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.
«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.
С.А.Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы», «В хате», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек…», «Всё живое особой метой…». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.
Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Русский огонёк», «Тихая моя родина», «Видение на холме». Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.
Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс»; В.С.Высоцкий. «Песня о допетровской Руси». Союз музыки и поэзии. Средства создания лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.
Творческая мастерская
Образ лирического героя и средства его создания.
Автор и герой в лирическом тексте. (Н.С.Гумилёв. «Капитаны»; Ш.Бодлер. «Альбатрос»).
Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.
Творческий практикум
Сочинение в лирическом жанре
Советы библиотеки
Герой драматического произведения
Е.Л.Щварц. «Тень». Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.
Творческая мастерская
Средства создания характера в драме.
Творческий практикум
Устное сочинение «Как бы я сыграл роль…».
Советы библиотеки
Итоговая читательская конференция
Человек в литературе
Учебно-тематический план
7 класс
Тема | Количество часов |
Введение. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой – характер | 1 |
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». | 7 |
Герой древнего эпоса | 4 |
Духовная литература | 5 |
Герой древнерусской литературы | 6 |
Герой эпического произведения | 30 |
Герой драматического произведения | 7 |
Лирический герой | 2 |
Проверка техники чтения | 3 |
Итого | 68 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы Творческие практикумы | Вид самостоятельной работы | Дата | |
1 | ВВЕДЕНИЕ Художественный образ и образность в литературе | 1 | Описание характера любимого литературного героя | |||
2 | Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА» Историческая и фольклорная основа повести | 1 | ||||
3 | Эпическое и лирическое начало повести | 1 | Сопоставление Остапа и Андрия, их устремлений и характеров | |||
4 | Проблема национального самосознания, веры и гуманизма | 1 | ||||
5 | Нравственная основа человеческого единства | 1 | Подготовить рассказ о том, как сражались и погибали запорожцы по 7, 8 главам | |||
6 | Приёмы создания героического характера. Образ Тараса Бульбы | 1 | ||||
7 | Роль пейзажа, детали в повести | 1 | 1 | Исследование «Роль детали в раскрытии характера героев» | ||
8 | Творческий практикум Сравнительная характеристика Остапа и Андрия | 1 | Рассказы об Андрие и Остапе Определение идеи сочинения, обсуждение пунктов плана | |||
9 | ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА Былина «Богатырское слово» | 1 | Создание презентации «Герои земли русской» | |||
10 | Былина «Богатырское слово» | 1 | ||||
11 | Сага «Угон быка из Куалнге» | 1 | ||||
12 | Гомер. Фрагмент «Одиссей у Циклопа» | 1 | ||||
13 | Творческий практикум Сравнительная характеристика героев изученных произведений | 1 | Коллективная письменная работа | |||
14-15 | ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Житие Сергия Радонежского | 2 | Каковы принципы создания святого в русской духовной литературе | |||
16 | ГЕРОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Самостоятельное рассуждение на нравственно-этическую тему | |||
17 | Творческий практикум. Идеальный герой духовной и светкой литературы | 1 | Письменный ответ на вопрос: Чем различаются идеальные герои духовной и светской литературы? | |||
18 | ГЕРОЙ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Найти в интернете иллюстрации к «Вещему Олегу» А.С. Пушкина | |||
19 | А. С. Пушкин. «Выстрел» | 1 | ||||
20 | А. С. Пушкин. «Выстрел» | 1 | Стр.249-251 Каким вы представляете рассказчика? | |||
21 | А. С. Пушкин. «Выстрел» | 1 | Иллюстрирование эпизодов повести | |||
22-23 | Творческий практикум Сочинение. Разговор с литературным героем. | 2 | Сочинение «Разговор с Сильвио» | |||
24 | П. Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | Сопоставить казнь Андрия («Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе» | |||
25 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Сообщение на тему: «События русской истории 16 века» | |||
26 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Что нового привнёс М.Ю. Лермонтов в образ романтического героя? | |||
27 | Н. С. Лесков «Левша» Жанровые особенности сказа | 1 | ||||
28 | Н. С. Лесков «Левша» Национальный характер в литературе | 1 | ||||
29 | Н. С. Лесков «Левша» Правда и правдоподобие | 1 | ||||
30 | Н. С. Лесков «Левша» Речевые особенности сказа | 1 | Составление «толкового словаря» «Левши» | Проиллюстрировать эпизоды сказа | ||
31 | И. С. Тургенев. «Бежин луг» Понятие очерка | 1 | ||||
32 | И. С. Тургенев. «Бежин луг» Человек и природа | 1 | ||||
33 | И. С. Тургенев. «Бежин луг» Русский национальный характер у Тургенева | 1 | Пейзажные зарисовки учеников к очерку | |||
34 | Р/Р Творческий практикум. Сочинение «страшилки» | 1 | Запись «страшилки», услышанной когда-то | |||
35 | Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство» | 1 | Письменная работа: Каким я представляю себе героя повести? | Различные виды пересказа эпизодов повести | ||
36 | Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство» | 1 | ||||
37 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Устные высказывания на тему «Всё ли нравится вам в поведении мужика»? | |||
38 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» | 1 | Сопоставление сказок писателя с русскими народными сказками | Иллюстрирование сказок | ||
39 | А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника» | 1 | ||||
40 | А.П. Чехов «Тоска» | 1 | ||||
41 | М.М Зощенко «Аристократка», «В бане» | 1 | Анализ одного из рассказов Зощенко | |||
42 | Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 | ||||
43 | Творческий практикум. Интервью с литературным героем. | 1 | Сочинение-интервью с литературным героем | |||
44 | Лирика. Лирический герой | 1 | ||||
45 | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Щи» | 1 | Иллюстрирование произведений Тургенева | |||
46 | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». «Два богача», «Милостыня» | 1 | ||||
47 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | 1 | Анализ поэмы | |||
48 | Н.А. Некрасов «Железная дорога» | 1 | ||||
49-50 | Лирика С.А. Есенина | 2 | Иллюстрирование стихов. Создание презентации «Образы деревьев и цветов в стихах Есенина» | |||
51 | Лирика Н.М. Рубцова | 1 | ||||
52 | Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс» | 1 | ||||
53 | В.С. Высоцкий «Песня о допетровской Руси» | 1 | Анализ произведений Высоцкого с точки зрения музыкального выражения стихов | |||
54 | Н.С. Гумилёв «Капитаны» | 1 | Иллюстрирование стихов | |||
55 | Ш. Бодлер «Альбатрос» | 1 | Иллюстрирование стихов | |||
56 | Творческий практикум. Сочинение в лирическом жанре | 1 | Сочинение в лирическом жанре | |||
57 | Драма как род литературы | 1 | ||||
58 | Г.-Х. Андерсен Сказка «Тень» | 1 | ||||
59 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Тест | |||
60 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | ||||
61 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Иллюстрирование эпизодов | |||
62 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Тест | |||
63 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Исследование: «Два произведения и один мотив» | |||
64 | Творческий практикум. Устное сочинение | 1 | Устное сочинение «Как я сыграл бы роль…» | |||
65-66 | Итоговая читательская конференция «Человек в литературе» | 2 | Конференция | |||
67 | Советы библиотеки | 1 | ||||
68 | Повторим теорию литературы | 1 |
Требование к уровню подготовки учащихся
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:
Раздел 1. Образ – герой – характер.
З н а т ь, что такое:
литературный образ;
система образов в литературном произведении;
герой литературного произведения;
характер в литературе;
авторская позиция;
художественные детали;
художественные приѐмы.
У м е т ь:
объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;
оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”,“характер в литературе” и т.д.
давать характеристику главным героям произведения;
находить в произведении художественные детали;
при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.
Раздел 2. Герой древнего эпоса.
З н а т ь, что такое:
былина, былинный герой, сказитель;
эпическая гиперболизация и идеализация;
художественные средства создания богатыря в былине;
система образов в русском героическом эпосе;
ирландская сага.
У м е т ь :
называть богатырей земли Русской;
объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;
сопоставлять средства, с помощью которых создаѐтся художественный образ в ирландской саге
и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.
Раздел 3. Духовная литература.
З н а т ь:
особенности жанра русского жития;
средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;
в чѐм заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.
Раздел 4. Герой древнерусской литературы.
З н а т ь:
жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);
что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;
способы изображения человека в древнерусской литературе;
как выражается авторское отношение к героям.
Раздел 5. Герой эпического произведения.
З н а т ь:
особенности эпического рода литературы;
эпические жанры;
способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;
художественная деталь в эпическом произведении;
что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;
система рассказчиков в эпическом произведении;
общее в создании героя в фольклоре и литературе;
У м е т ь:
перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;
называть главных и второстепенных героев;
описывать характеры главных персонажей;
сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;
находить в тексте детали, с помощью которых создаѐтся образ главного героя;
определять жанр произведения;
находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;
определять авторскую позицию и способы еѐ выявления.
Раздел 6. Герой драматического произведения.
З н а т ь:
отличительные особенности драмы;
жанры драмы;
способы создания характера героя драмы;
художественные детали в драме;
авторская позиция в драматическом произведении.
У м е т ь:
определять основной конфликт произведения;
характеризовать героев;
объяснять, как создаѐтся характер героя;
определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драма-
тическом произведении.
Раздел 7. Лирический герой.
З н а т ь:
особенности лирики;
автор лирического произведения и лирический герой;
отличия лирического героя и героя эпического произведения;
изобразительные средства поэтического языка.
У м е т ь:
давать характеристику лирическому герою;
находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.
Литература
Для учителя
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990.
2. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Л., 1980.
3. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: Пособие для учителя// Под ред. Г.В. Самойленко. – Киев, 1988.
4. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы. 7 класс. Методические рекомендации. – М.,2007.
5. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство, 1996.
7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину. В 2 ч. – М., 1999.
8. Рыбникова М.А. Уроки. «Песнь о вещем Олеге»//М.А. Рыбникова. Избранные труды. – М., 1985.
9. Энциклопедия литературных героев. – М.: АГРАФ, 1999.
Для учащихся
1. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.
3. Литература. Справочник школьника. М., 1996.
4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова....
Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
Программа разработана с учётом ФГОС второго поколения...
Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.
Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...