Занятие творческой группы по теме: «Рифма. Виды рифмовки»
творческая работа учащихся по литературе на тему

 Это одно из занятий  кружка "Основы стихосложения". В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы.  С авторскими произведениями ребята выступали на конкурсах, некоторые из них являются призёрами, награждены грамотами и дипломами. В проведении данного мероприятия принимала участие одиннадцатиклассница, которая мечтает стать педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tvorcheskoy_gruppy.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

         Занятие творческой группы по теме:

                         «Рифма. Виды рифмовки»

Цели:  

  1. обучение основам стихосложения, отличие стихотворной                                                                                                речи от прозаической, знакомство с видами рифмовки;
  2. развитие творческих способностей,  познавательного интереса
  3. воспитание любви к литературному творчеству,

уверенности в себе, повышение самооценки.

Методические цели:

  1. поддержка в становлении будущего педагога,    повышение авторитета  учителя, раскрытие потенциала одарённых детей через выполнение творческих заданий, рекламирование достижений учащихся школы.

1.Оргмомент.

2. Введение в тему.   Слайд №1  «Радость творчества»  На прошлом занятии мы изучили  отличия прозаической речи от стихотворной.  Давайте их вспомним.

Прозаическая речь – это свободная  речь, т.е. речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.  

Стихотворная речь - это речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю.

Какая это речь?

1.Из статьи «Великий подвиг русских женщин» ученицы Бородай Юлии, напечатанной в газете « Благодарненские  вести»

2. Скажи-ка, дядя, ведь  недаром

Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

Ведь были схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие?

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Откуда эти строки?  Знаменательная дата – 200 лет Бородинской битве.

3. У нас в школе есть ребята, которые учатся мастерски  владеть  как прозаической, так и стихотворной речью. Вот их достижения

Слайды 2-3

  Вы знакомы уже с ученицей 11 класса Бородай Юлией, которая мечтает стать учителем литературы, а потому  занимается творчеством и пишет статьи в газету «Благодарненские вести», участвует в различных конкурсах.

 А сегодня она  будет вашим наставником, педагогом, который вместе со мной  проведёт занятие творческой группы.

 Юля       Слайд №5   

 Не бывает никогда  ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из-под пера. Писать всегда трудно.  И чем труднее, тем лучше выходит.

                                                                          Алексей Толстой

Тему занятия предлагаю определить вам. Можем ли мы назвать эту речь стихотворной?

      Слайд №6    Зелёный дуб у лукоморья.

                           На дубе том златая цепь.

                            И днём и ночью учёный кот

                           Всё ходит по цепи кругом.

Знакомые строки. Нет, это не стихотворная речь, здесь нет ритма (чередования ударных и безударных слогов) и  рифмы. Восстановите авторский порядок. Как эти строки звучат у Пушкина? Почему так всё изменилось? (появилось   созвучие окончаний) .Оно называется рифмой.    Вот о ней мы сегодня и поговорим.

3.Знакомимся с видами рифмовки. Распечатка.

4. Определить способы рифмовки.  Откуда эти строки?

Слайд №7           Подруга дней моих суровых,

 Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждёшь меня.     А.С. Пушкин

2. Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет.          В.А.  Жуковский

3.Год, другой проходит мимо,

Петушок сидит всё смирно.

Вот однажды царь Дадон

Страшным шумом  пробуждён.    А.С.   Пушкин

4. Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

5. И там я был, и мёд я пил,

У моря видел дуб зелёный.

 Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил.

Слайд №8  Подобрать рифмы

1.Он сбежал у меня на глазах,

Я его провожаю….

2. Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку,     …

3.Позволял он потрогать брюшко,

Он с ладони лизал …

4.У него была милая рожица
Не любил он колоться и ….

Слайд№ 9 Теперь попробуем добавь строчку

  1. Мой журавлик знакомый в небе делает круг
  2. …………………………………………

  1. Он кружит надо мною, я не плачу, терплю
  2. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Слайд №10.  Усложняем задание. Составить двустишие

Вазу - сразу,  море –горе,  Улитка - нитка

                  Слайд   Наши достижения . Свои стихи читают учащиеся -  участники различных конкурсов. Предоставлены копии грамот и дипломов учащихся.  Определяем способ рифмовки.

                                                                         Ткачёва Виктория      

                           Родное Ставрополье

                     Люблю я  Ставрополье

                          Раннею весной.

                      Здесь приятно пахнет

                        Скошенной травой.

                         Выйду утром ранним

                         В летний сад гулять,

                          Дышу я полной грудью,

                           Хочется обнять

                            И кусты смородины,

                            И тюльпаны все,

                             И фиалку нежную,

                              Что ещё в росе!

                              Люблю  тебя, земля родная,

                              За то, что родина моя!

                               И не найти прекрасней края,

                               Чем ставропольская земля!  

                                                                            Соснов Александр

Письмо в 41 год

Я в 41 год пишу письмо

Я вам пишу, советские солдаты!

Уверен, что вам было нелегко,

Бессмертны ваши подвиги и святы.

Спасибо вам за тяжкий ратный труд.

За то, что нас от смерти заслонили!

И пусть десятилетья не сотрут

Ваш подвиг, что высоко оценили.

Мы твердо помним ваши имена,

За мир бороться тоже мы готовы!

Пусть больше войн не будет никогда,

Ведь мир прекрасен без войны суровой!

Релаксация. Прослушивание песни  «Уже не больно, мама» в исполнении Савченко Артёма.

Стихи Савченко  Артёма читает Бородай Юлия

Любимому учителю.

                                                                       Савченко Артём.

 Слайд 11     Дождь слепой последней влагой

Орошал вокруг траву.

Я иду по лужам в школу,

В общем,  надо и иду.

Друг мой Лешка из окошка

Появился и пропал.

Не пойдет сегодня в школу,

Всем объявит, что проспал.

Впереди, с большим портфелем,

С строгим взглядом, вся в себе.

Анна Львовна в школе будет

В дождь, и  в снег, и при грозе.

В школе словно муравейник

Жизнь кипит со всех-везде,

Только Маша Журавлева

Важно в класс плывет к себе.

Вот звонок,  и всё затихло.

Я за партою сижу,

Доску в меле изучаю,

Тему новую учу.

Анна Львовна объясняет

Раз, и два, и даже три,

Потихоньку понимает,

Что здесь нужно тридцать три.

Тем не менее, год за годом

Анна Львовна, нас любя,

Довела до выпускного,

Нас  жалея, не себя.  

 

Слайд 12      Стихотворение  учителя Гейко Р .П.  Когда смотрю я на картину… Определение вида рифмовки.

Итоги занятия.

А теперь попробуем себя в роли поэтов. Сочините двустишие или четверостишие о сегодняшнем занятии. Можете использовать свои рифмы, а можете воспользоваться теми, что на слайде.

; люблю  -  пишу;  не забуду – буду;  знать  -  стать

Слайд  №13 Творческая работа на дом. Самостоятельно подобрать рифмы, сочинить стихотворение на свободную тему.

                                   Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»

« Как подготовить открытый урок».Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группепо теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Зимние виды спорта"

Авторский план-конспект инегрированного с педагогом-психологом занятия...