Интернет -уроки
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ « Усть – Удинская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета»
Автор: Крыс Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»
п. Усть-Уда высшей категории.
п. Усть-Уда, 2012г.
Пояснительная записка
Предмет: Литература
Класс: 10
Название курса: Литература
Название раздела: Творчество А.А. Фета.
Роль и место данной темы в курсе:
Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики А.А. Фета.
Перечень уроков по данной теме:
Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета.
Тема урока 2: Урок – опровержение. А.А.Фет и эстетика « чистого искусства».
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:
На предыдущих уроках изучались:
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
Основные мотивы Ф.И. Тютчева.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:
Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.
Средства обучения:
Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.
Межпредметные связи на уроке:
Музыка: Романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета « На заре ты ее не буди»
Изобразительное искусство: Портрет А.А. Фета, С.А. Толстой, Т.А. Кузминской.
Отличительные особенности данного урока:
Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации для подготовки к уроку – конференции.
Работа учителя на уроке:
- Постановка учебных задач.
- Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.
- Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.
- Подведение итогов и оценка работы.
Описание деятельности учащихся:
Учащиеся распределяются по группам:
1 группа изучает основные этапы жизни и творчества А.А. Фета.
2 группа - изучает основные темы и мотивы лирики А.А. Фета.
Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft Power Point. Отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
Познакомятся с биографией поэта;
Получат представление об основных темах и мотивах лирики:
Умеют находить, отбирать и систематизировать информацию.
Умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию.
Умеют готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Урок 1
Тема урока. Любовь и природа в творчестве А.А. Фета
Цели урока по содержанию:
Образовательная: Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.
Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета.
Развивающая: совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point
Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.
Технология: информационно-коммуникативные.
Ход урока
Эпиграф:
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу…
А.А. Фет
Основные этапы жизни и творчества поэта.
Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди». http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
1. Вступительная беседа по вопросам.
- Что вы знаете об А.А. Фете?
- Какие стихи читали, учили?
-О чем пишет поэт?
2. Сообщение учителя об А.А. Фете.
И личность, и судьба, и творческая биография А.А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Популярность А.Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии А.Фета демократическим читателем в 60 –е годы XIX века.
А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь а музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия
Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.
2. Работа в группах
1группа.
Задание: Составить презентацию о жизни и творчестве А.А. Фета.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
Основные темы и мотивы творчества А.А. Фета.
Природа в творчестве А.А. Фета.
Любовь и природа – любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник – пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.
2 группа
Задание. Проанализировать, своеобразие природы в лирике А.А. Фета?
Чем является для поэта природа?
Стихотворение « Я пришел к тебе с приветом»…
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
Стихотворение « Вечер»
http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
Стихотворение « Еще майская ночь»
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
Стихотворение « Чудная картина»
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
Стихотворение» Учись у них – у дуба, у березы»
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
Стихотворение « Есть ночи зимней блеск и сила...»
3 группа.
Задание: Познакомиться с любовной лирикой А.А. Фета. Произвести анализ одного из понравившихся стихотворений о любви.
Cтихотворения А.А. Фета о любви.
По – пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
Как у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все – таки земными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении « Призыв к любимой Бетховена»
http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, Е. Хомутовой, С. Сологуб.
Портрет С. Толстой.
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm
Так С. Толстая была ценима А.Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов.. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру – разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь. Любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой, и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременные молодые мысли и чувства».
А.Фет был знаком и с сестрой С. Андреевны Т.А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были еще встречи – уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь». Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием поэта и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами
Портрет Т. Кузминской.
http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm
http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm
3. Отчет о проделанной работе по группам.
Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа делает сообщение по своей теме, опираясь на компьютерную презентацию.
Итоги урока: Учащиеся углубили и систематизировали знания об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, проанализировали темы и мотивы лирики А.А. Фета, умеют формулировать и аргументировать, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.
Домашнее задание:1. Мини-сочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…" 2.Сочинение-рассуждение на тему: «Вся жизнь – рифма к природе» (Ю. Айхенвальд).
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Предмет, класс | Литература 10класс | ||
Тема урока, номер урока по теме | Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики А.А. Фета. Перечень уроков по данной теме: Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета. Тема урока 2: А.А. Фет и эстетика « чистого искусства». | ||
Ф.И.О. преподавателя | Крыс Ольга Анатольевна | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Использование ИКТ позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся над темой; умению систематизировать информацию в сфере литературных исследований, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления | ||
Цель урока | Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета. Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. | Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление; совершенствовать навыки работы с компьютером,умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point | формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой. | |
Вид используемых на уроке ИКТ (ресурсы сети Интернет) | Ресурсы сети Интернет | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер) | Локальная сеть, выход в интернет, компьютер, проектор, экран | ||
Образовательные ресурсы Интернет | |||
Методическое описание использования ЦОР на уроке | Презентация темы. | ||
Организационная структура урока | |||
Этап 1 | |||
Цель | Заинтересовать учащихся творческой биографией поэта. | ||
Длительность этапа | 6 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди». | ||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная работа | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Создает эмоциональный настрой через приглашение к изучению биографии и творчества А.А. Фета. Постановка учебных задач. | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Беседа преподавателя с детьми. | ||
Этап 2 | Введение материала по теме урока | ||
Цель | Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета. Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета. | ||
Длительность этапа | 20 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста | ||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая работа | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор, консультант | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения | ||
Промежуточный контроль | Контроль выполнения работы слабыми учащимися | ||
ЭТАП 3 | Заключительный этап | ||
Цель | Проверка выполнения работы в группах | ||
Длительность этапа | 14 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Отчет о проделанной работе | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальные выступления | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Отслеживание результатов, замечания, предложения | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Объяснение, дополнения | ||
Итоговый контроль | Проверка, оценивание, подведение итогов |
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm
http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm
http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet359.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет урок по творчеству А.С. Пушкина.
Данный урок представляет из себя работу с использованием интернет-ресурсов, работа по группам по творчеству А.С. Пушкина, для учащихся 9-х классов...
Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"
Цели урока: Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...
Интернет-урок "Изучаем геометрию вместе с зарубежными сверстниками"
Урок проводился с учащимися 8 классов России и Болгарии (язык общения-русский. Урок способствовал формированию исследовательского стиля мышления посредством использования информационных и коммуникацио...
методические указания к Интернет-уроку Антинаркотической направленности
Пришло указание провести Интернет-урок антинаркотической направленности - познакомить с сайтом....
Интернет-урок по профилактике подростковой наркомании
Цель урока: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, работы самосознания и самооценки подростков.Задачи: Познакомить учащихся с сайтом Федеральной службы Российской Федерации по ко...
Сценарий интернет- урока антинаркотической направленности
Сценарий интернет-урока антинаркотической направленности. Возрастная группа 8-9 классы....
Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Внеклассное мероприятие антинаркотической направленности, по сайту федеральной службы наркоконтроля....