Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная:
- приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 века
- рассмотреть художественный мир «весенней сказки»
- проанализировать связь сказки с фольклорными источниками
- формировать умения и навыки активного поиска информации в сети Интернет, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах
Развивающая:
- отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала
- формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием Интернет-источников
- развивать умения и навыки работы в группе по созданию презентаций
Воспитательная:
- воспитывать патриотические чувства, гордость за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувство ответственности за порученное дело, терпимое отношение и уважение друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдение дисциплины
- воспитывать эстетическое чувство прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, современной поэзией
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: работа в группах
Ожидаемый результат:
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
• понимать язык художественного произведения. Деятельность учителя на уроке: Организовать и настроить обучающихся на:
Деятельность обучающихся:
Технические средства: |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Горовая Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ №14»,
г. Новокузнецк
Урок литературы, 9 класс
Тема:
«Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»
как духовное завещание, размышление художника о будущем России»
( 2часа)
Цели урока:
Образовательная:
- приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 века
- рассмотреть художественный мир «весенней сказки»
- проанализировать связь сказки с фольклорными источниками
- формировать умения и навыки активного поиска информации в сети Интернет, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах
Развивающая:
- отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала
- формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием Интернет-источников
- развивать умения и навыки работы в группе по созданию презентаций
Воспитательная:
- воспитывать патриотические чувства, гордость за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувство ответственности за порученное дело, терпимое отношение и уважение друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдение дисциплины
- воспитывать эстетическое чувство прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, современной поэзией
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: работа в группах
Ожидаемый результат:
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
• понимать язык художественного произведения. Деятельность учителя на уроке: Организовать и настроить обучающихся на:
Деятельность обучающихся:
Технические средства: Ход урока: 1.Погружение в сказку. Вступительное слово учителя: А. Н. Островский - удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всё, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь. Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство. Вы уже имели возможность познакомиться с содержанием удивительной сказки А.Н.Островского «Снегурочка». Прочитайте цитаты, которые произвели на вас особое впечатление и прокомментируйте их:
Таким образом, «Весенняя сказка «Снегурочка» производит впечатление чуда, так как автор
Один из современников А.Н. Островского А.Р. Кугель говорил: «Если вы хотите знать, что такое А.Н.Островский, читайте внимательно «Снегурочку». В словах Кугеля есть неоспоримая правда: А.Н. Островский вложил в пьесу «Снегурочка» свою поэтическую душу, свои философские мысли, свои политические взгляды, свою любовь к России и русскому народу. Сегодня на уроке мы должны доказать справедливость этих слов. Каждая группа будет работать в определенной области: литературной, музыкальной, искусствоведческой, фольклорной, поэтической. Учебная ситуация №1. Задание для группы «Биографы»: Используя сайты ( на выбор):
подготовить публичное выступление по теме «История создания сказки «Снегурочка» Учебная ситуация №2. Задания для группы «Знатоки фольклора»: Используя сайты ( на выбор):
подготовить выступление по теме « Источники сказки «Снегурочка» Учебная ситуация №3. Задания для группы «Литературоведы»: Используя сайты ( на выбор):
ответить на вопросы:
Учебная ситуация №4. Задание для группы «Знатоки живописи»: Используя сайты ( на выбор):
подготовить презентацию «Образ Снегурочки в живописи» Учебная ситуация №5. Задание для группы «Искусствоведы»: Используя сайты ( на выбор):
подготовить выступление на тему «Образ Снегурочки в музыке, театре и кино» Учебная ситуация №6. Задания для группы «Знатоки поэзии»: Используя сайты ( на выбор):
подготовить выразительное чтение стихотворений современных поэтов о Снегурочку. Учебная ситуация №7. Задание для группы «Интеллектуалы»: Используя сайт skazvikt.ucoz.ru›publ/9-1-0-193 подготовить для обучающихся интерактивную игру по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» Учитель: Соединив ваши исследования, в конце урока мы должны получить общее представление о мировоззрении А.Н.Островского, доказать, что весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» - его духовное завещание, мечта, размышление о будущем России, об эпохе и ее лучших представителях. А сейчас я предлагаю вам вместе с группой «Биографы» совершить заочную экскурсию в имение А.Н. Островского Щелыково, что неподалеку от Костромы. Слово группе «Биографы» (приложение №1) Учитель: Таким образом, мы увидели, что А.Н.Островский, кроме драматургического таланта, обладал еще талантом художника, пейзажиста, ценителя красоты природы. Безусловно, весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» не родилась на пустом месте, мы отчетливо наблюдаем в сказке влияние устного народного творчества, которое драматург блестящее знал. А. Н. Островский во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками. Он литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку, легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни - целый жанровый арсенал русского народного творчества. Над истоками сказки А.Н.Островского работала группа «Знатоки фольклора». Им слово. Слово группе «Знатоки фольклора» ( приложение №2,3) Учитель: Произведение А.Н.Островского не слепое подражание фольклору, оно проникнуто и согрето мыслями, чувствами и талантом великого драматурга. Задуманная как веселое представление с песнями и танцами, сказка в процессе работы превратилась в драму-сказку с достаточно сложными человеческими переживаниями и даже трагическими ситуациями, а главное – с размышлениями автора о возможности человеческого счастья и путях к нему, о любви, добре и нравственных законах, по которым следует жить людям. Поэтому наша задача на уроке – не только показать, как решался основной конфликт этого произведения, но и выяснить, почему же в простом и веселом царстве берендеев погибает девушка Снегурочка, ответить на главный вопрос: «В чем же все-таки счастье?», попытаться растопить льдинки холода в ваших сердцах, сделать вас добрее, искреннее. Слово литературоведам, которые помогут нам погрузиться в волшебный мир сказки. Слово группе «Литературоведы» (приложение №4,5) Учитель: Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников, вдохновлял их на создание уникальных шедевров. Слово предоставляется знатокам живописи (приложение №6,7) Учитель: Образ Снегурочки широко используется в искусстве: в кино, в музыкальном и драматическом театре. Слово группе «Искусствоведы» (приложение № 8) Учитель: Образ Снегурочки создан в творчестве замечательных поэтов. Слово группе «Знатоки поэзии» ( приложение №9) |
Заключительное слово учителя:
Сегодня на уроке с помощью сети Интернет мы обратились к великому чуду сказки, созданной великим мастером А. Н. Островским. Мы были свидетелями того, что драматург видит красоту и величие человека в тесной связи с природой, в слиянии со своими корнями, в гармонии личностных отношений, в личной духовной свободе, в признании за ним права стремится к творчеству, к красоте, к наслаждениям земной жизни. Прекрасные картины замечательных художников, великая музыка известных композиторов, удивительные стихотворения современных поэтов помогли нам открыть что-то новое так давно знакомом нам образе Снегурочки.
Ответить на вопросы:
- Понятна ли вам теперь основная мысль сказки-драмы?
- Какие нравственные ценности она отстаивает?
Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным. И это свойства русской души: исконное стремление к любви, доброте, согласию. „Изгоним же последний стужи след из наших душ“ Мы, люди, будем совершать ошибки, делать роковые шаги. В наших сердцах существует особый ледяной уголок, мало что может его растопить. В этом смысле Снегурочка всегда будет с нами, будет в нас. Нам не избежать наводнений и ураганов, террористических актов и засух. Тем не менее с этими силами можно справляться, их можно обуздывать, если... Островский называет это "если" Солнцем. Можно назвать это всеобщим законом, перед которым равно все в подлунном мире: истина, милосердие, справедливость, терпимость, любовь. Только соблюдение этих нравственных законов позволит всем людям достойно жить. Слово группе «Интеллектуалы»
Рефлексия на интернет-урок:
- Какие впечатления остались у Вас после урока? (Главное впечатление – необычный урок)
- Что, на Ваш взгляд, было удачным? (Единовременный доступ к большому количеству информации; продуманность урока учителем)
- Что бы Вы хотели изменить в построении урока, его содержании? (Ничего)
- Является ли, на Ваш взгляд, такая форма урока полезной и чем? (Действительно, такая форма урока является полезной. После него получаешь доступ к тщательно подобранной нужной информации)
- Считаете ли Вы, что таких уроков должно быть больше в учебном процессе? (Хотелось бы таких уроков побольше)
Ресурсы сети Интернет:
- ostrovsky2001.narod.ru›snegurochka.htm
- liveinternet.ru›users/barucaba/post117410364/
- ostrovskiy.lit-info.ru›review/ostrovskiy
- ostrovskiy.lit-info.ru/review/ostrovskiy
- folkler.ru/skazki/ded_moroz_i_snegurochka
- vlivkor.com›2009/05/18…v-pese…ostrovskogo.html
- ostrovsky2001.narod.ru/snegurochka.htm
- dedmoroz.ru/about/snegurochka/
- referatwork.ru›Скачать рефераты›source/ref-57429.html
- CoolReferat.com›Царство_берендеев…Островского
- images.yandex.ru › Образ Снегурочки в живописи
- www.artvek.ru/vasnecov16.htmlъ
- vrubel-world.ru/vrubel-art2.php
- tanais.info›ArtRus›vasnetsov13more.html
- artnow.ru›ru/gallery/3/5463/picture/0/109857.html
- www.belcanto.ru/snegurochka.html
- www.tchaikov.ru/snegurochka.html
- www.vlivkor.com/2008/09/24…tvorchestvo…korsakova…
- www.mp3complete.net/rimkors_snegur.htm
- axmadulina/all.html
- poetrank.ru›poets/passatizh/snegurka/
- kurochkin.ouc.ru/pritcha-o-snegurochke.html
- poezia-online.org.ua/verses_snegurka.html
- lit.peoples.ru›poetry/nikolay_dobronravov/poem…
- skazvikt.ucoz.ru›publ/9-1-0-193
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»
Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-130920-1351185121.jpg)
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, коррек
Презентация к первому уроку по литературе в 5 классе....
Урок-мастерская по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка».
Завершающий урок по теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297553-1379344917.jpg)
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» 8 класс
Исследорвательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказака "Снегурочка"- разработка урока для 8 класса по предмету "Искусство". Даны рекомендации для создания проектной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-399590-1392457506.gif)
Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»
В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...
Открытый урок по музыке. "Снегурочка"-весенняя сказка.
Конспект открытого урока по музыке в 3 классе....
Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
Тип урока -комбинированный урок...