Интернет урок по творчеству А.С. Пушкина.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Данный урок представляет из себя работу с использованием интернет-ресурсов, работа по группам по творчеству А.С. Пушкина, для учащихся 9-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet-urok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нариманов»
Астраханская область
Медиаурок.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Попова Галина Николаевна
Теме урока. Связь истории России с жизнью и творчеством А.С. Пушкина
Цель урока. 1. Познакомить учащихся с историческими фактами и основными этапами жизни и творчества А.С. Пушкина.
2. Доказать связь жизненных ситуаций Пушкина с основными периодами его творчества и с историей России
3. Воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.
Задачи урока:
- создание личностно значимой для учащегося ситуации, когда учащийся может максимально проявить свои способности
- активизация интеллектуальной деятельности учащихся с опорой на личностный опыт
- расширение кругозора учащихся за счёт введения исторического материала в литературный контекст
- формирование временных коллективов, где каждому учащемуся ставилась определенная задача
- формирование умений находить, отбирать и компилировать материал по заданной теме
- приобретение навыка интегрировать полученную информацию
- развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления
- развитие межпредметных связей (литература, история, информатика, мировая художественная культура, изобразительное искусство, архитектура, музыка).
Технологии, применяемые на уроке:
- технология применения средств ИКТ в предметном обучении
- интерактивная технология
- технология проведения дискуссий
- технология современного проектного обучения (элементы)
Системные требования: мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная «MS Power Рoint» на базе «MS Windows XP»; непосредственно файлы проектов.
- Слово учителя.
Демонстрация презентации, созданной учителем
http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm
Индивидуальная презентация ученика
1799 год. Давно это было. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи. Но что же дало возможность Юрию Лотману утверждать: «Это время, …которому — нравится это нам или нет — принадлежим и мы»? Именно это нам с вами сегодня на уроке и предстоит выяснить. А для этого вам придётся найти ответы на вопросы, которые есть у вас в карточках-информаторах. Работать вы будете по группам.
Рассказ о ключевых событиях времени, в которое жил А.С. Пушкин, будут готовить «историки», раскрыть круг проблем в обществе того времени предстоит «социологам», познакомят класс с основными периодами творчества поэта «литературоведы». Информацию вы найдёте в справочных материалах, энциклопедиях, частично в моей папке «А.С. Пушкин. Чтобы ваш рассказ был более интересным, насыщенным, я предлагаю вам создать презентацию в Power Point. У каждого из вас есть таблица, в которую вы будете заносить факты, имена, даты, названия, о которых услышите сегодня на уроке. Я рекомендую вам быть внимательными к рассказу ваших «коллег», поскольку домашнее задание будет связано непосредственно с тем, о чём будет идти речь на уроке.
Дата | Событие | Имена | Названия произведений |
- Работа детей в группах
Дети рассаживаются по группам (вопрос о том, кому в какой группе работать, решается заранее в целях экономии времени). На подготовительную работу отводится 2 урока, ещё один урок на выступление групп (по 5 минут), обсуждение ответов и рефлексию.
1 группа «историки». Исследовательская работа: используя учебник, энциклопедии, справочные материалы, рассказать о ключевых событиях времени, в которое жил А.С. Пушкин
2 группа «социологи». Исследовательская работа:
Провести исследование основных проблем, которые волновали общество того времени.
3 группа «литературоведы». Исследовательская работа:
Выявить основные периоды творчества А.С. Пушкина и их связь с историей России.
- Защита мини-проектов
Учитель. Давайте вместе вспомним историю России конца 18 – начала 19 века. О сути и результатах петровских реформ споры не утихают и по сей день. Одни считают их огромным шагом вперед в развитии России, другие — шагом не в ту сторону, третьи считают, что страна была отброшена назад. Но как бы там ни было, этот шаг был сделан именно в XVIII веке. И потому это столетие стало переломным в истории России. Итак, слово нашим «историкам».
(фото)
Выступают «историки»
Учитель. Да, действительно, этот период был богат историческими событиями. Смена царской власти, недовольство правительством, Отечественная война 1812, 1825 год - всё это имело определённое влияние на умы молодёжи. Какие же проблемы волновали молодое поколение, об этом рассказывают «социологи».
Выступают «социологи».
Выступают «литературоведы»
Давайте слово дадим «литературоведам» и посмотрим, как отразилась история России в творчестве Пушкина и какие периоды можно выделить в его творчестве.
4. Подведение итогов
Учитель. Я благодарю всех выступавших «специалистов». Все мы верно отметили главное: история России тесно связана с жизнью и творчеством поэта. Петровская эпоха была отмечена духом вольного поиска, это великий сдвиг: мир перевернулся, стереотипы разрушены, вся жизнь лишь устанавливается. Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока, почему же 18 век – «наш»?
Ученики (примерные ответы):
- 19 век – это правление Александра I и Николая II
- 19 век – это Отечественная война 1812г. и восстание декабристов
- 19 век - 19 век - это и новая русская литература и новый литературный язык, основоположником которого явился А.С. Пушкин. Борьба классической книжной, господствовавшей системы стихосложения и фольклорной сообщала мощные импульсы поэзии на всём протяжении от 30-х гг. 18 века вплоть до конца века 20.
- Обобщение учителя.
Когда мы вспоминаем время, в которое жил и творил А.С. Пушкин, то сразу на ум приходят грандиозные исторические события, ознаменовавшие собою коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.
ХIХ век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, неравнодушных к тому, что творится в своём государстве и стремящихся изменить ход событий и произвести преобразования в государственном устройстве.
Итак, А. С. Пушкин оставил в жизни России одну из величайших страниц своего творчества. Его стараниями и добрыми помыслами люди когда-нибудь достигнут совершенства. Так давайте же будем трудиться с таким же вдохновением, и оставим после себя пусть небольшой, но след в истории нашего Отечества.
- Рефлексия.
- Чем был необычен сегодняшний урок?
- Что было наиболее интересным на уроке?
- Чья презентация и чьё выступление вам больше понравились? Почему?
- Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень?
- Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
- Изменил ли что-то сегодняшний урок в вашем отношении к литературе, истории? А к себе? К товарищам?
7. Домашнее задание:
Используя материалы урока (таблицу), ответьте на вопросы:
- Чем для тебя оказался интересен 19-й век?
- Что тебя удивило, заставило задуматься?
- Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы А.С. Пушкину?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ИСТОЧНИКИ:
http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm
Произведения А.С. Пушкина, которыми мы пользуемся и сегодня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."
На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....
Презентация к уроку по творчеству А. С .Пушкина
Презентация по творчеству А.С. Пушкина....
Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.
Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологийУрок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рожд...
Презентация к уроку по творчеству Александра Сергеевича Пушкина
Биографические сведения....
Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...
Презентация к уроку по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе
Презентация предназначена для урока по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне"...