рабочая программа по литературе 9 класс 2012-2013 год
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена по программе Коровиной В.Я
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_literatura.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Королёвская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор МКОУ Королёвской СОШ МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____ _________ Ю.А.Ладыгин от «___» __________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___Литература_
основное общее , 9 класс
базовый уровень
на 2012—2013 учебный год
Составитель: Стрелкова Л. А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
пос. Королевский 2012 г.
Рабочая программа
разработана на основе следующих документов:
- Федерального компонента образовательного стандарта по литературе (2004 г),
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему учебных компетенций, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели изучение литературы в 9 классе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи курса литературы 9 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Примечание
Вн. чт. - внеклассное чтение
Р/р. – урок развития речи
Поурочно-тематическое планирование
№ п\п | Название раздела темы | Кол-во часов | Примечания |
1 | Введение | 1 | |
1.1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | 1 | |
2 | Из древнерусской литературы | 2 | |
2.1 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | фонохрестоматия |
2.2 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» | 1 | |
3 | Из литературы 18 века | 10 часов | |
3.1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма | 1 | |
3.2 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | фонохрестоматия |
3.3 | «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | |
3.4 | Вн.чт. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 1 | фонохрестоматия |
3.5 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина.«Памятник».Традиции и новаторство в лирике Державина. | 1 | |
3.6 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Критика крепостничества | 1 | |
3.7 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 | |
3.8 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза» | 1 | фонохрестоматия |
3.9 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | |
3.10 | Р/р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» | 1 | |
4 | Из русской литературы 19 века | 53 | |
4.1 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Романтизм, реализм. | 1 | |
4.2 | Романтическая лирика начала 19 века. В.Жуковский «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. | 1 | |
4.3 | В.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. | 1 | фонохрестоматия |
4.4 | А.С.Грибоедов: личность, судьба. «Горе от ума» | 1 | фонохрестоматия |
4.5 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Особенности композиции комедии. | 1 | |
4.6 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | |
4.7, 4.8 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 1 | |
4.9 | Р/р. Язык комедии «Горе от ума». Обучение анализу эпизода. | 1 | |
4.10 | Р/р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | |
4.11 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | 1 | |
4.12 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | фонохрестоматия |
4.13 | Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | |
4.14 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. | 1 | фонохрестоматия |
4.15 | Контрольная работа №1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. | 1 | |
4.16 | Вн.чт. А.Пушкин «Цыганы» - романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | 1 | |
4.17 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел, композиция. Онегинская строфа. | 1 | фонохрестоматия |
4.18 | Типическое и индивидуальное в образе Онегина и Ленского | ||
4.19 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | фонохрестоматия |
4.20 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | фонохрестоматия |
4.21 | Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа. | 1 | |
4.22 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | |
4.23 | Р/р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. | 1 | |
4.24 | Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 | фонохрестоматия |
4.25 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотив вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | фонохрестоматия |
4.26 | Образ поэта – пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | фонохрестоматия |
4.27 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | фонохрестоматия |
4.28 | Эпоха безвременья в лирике М.Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». | 1 | |
4.29 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. | 1 | |
4.30 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | |
4.31, 4.32 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | 2 | |
4.33 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | |
4.34 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | |
4.35 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в критике. (К-т статьи Белинского. Д/з) | 1 | |
4.36 | Контрольная работа №2 по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | |
4.37 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчество. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. | 1 | фонохрестоматия |
4.38, 4.39 | Система образов поэмы «Мертвые души» | 2 | |
4.40 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | |
4.41 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | |
4.42 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. | 1 | |
4.43 | Соединение лирического и комического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского | 1 | |
4.44 | А.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. | 1 | |
4.45 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | |
4.46 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» | 1 | |
4.47 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | |
4.48 | Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | 1 | |
4.49 | Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность» | 1 | |
4.50 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. | 1 | фонохрестоматия |
4.51 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | 1 | фонохрестоматия |
4.52 | Р/р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века» | 1 | |
4.53 | Вн.чт. Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета разных жанров. Развитие представления о жанрах лирических стихотворений. | 1 | |
5 | Литература 20 века | 28 часов | |
5.1 | Русская литература 20 века – многообразие жанров и направлений | 1 | |
5.2 | И.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | фонохрестоматия |
5.3 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм произведения. | 1 | |
5.4 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | |
5.5 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия. | 1 | |
5.6 | М.А.Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | 1 | фонохрестоматия |
5.7 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | 1 | |
5.8 | А.И.Солженицын «Матренин двор». Картина послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе. | 1 | фонохрестоматия |
5.9 | Образ праведницы в рассказе. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | |
5.10 | Контрольная работа №3. Тема: «Произведения второй половины 19 – начала 20 века» | 1 | |
5.11 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | |
5.12 | А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритм поэта. | 1 | фонохрестоматия |
5.13 | С.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике. | 1 | |
5.14 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно – песенная основа его лирики. | 1 | фонохрестоматия |
5.15 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского | 1 | фонохрестоматия |
5.16 | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | 1 | |
5.17 | М.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | 1 | фонохрестоматия |
5.18 | Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | |
5.20 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | 1 | фонохрестоматия |
5.21 | А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | |
5.22 | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | фонохрестоматия |
5.23 | Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики. | 1 | фонохрестоматия |
5.24 | А.Т.Твардовский . Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | |
5.25 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | фонохрестоматия |
5.26, 5.27 | Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | 2 | фонохрестоматия |
5.28 | Контрольная работа №4. Зачетное занятие по русской лирике 20 века | 1 | |
6 | Зарубежная литература | 8 часов | |
6.1 | Вн.чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии. | 1 | фонохрестоматия |
6.2 | Д.Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально – философский характер. | 1 | |
6.3 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. | 1 | |
6.4 | Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | |
6.5 | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | 1 | |
6.6 | Вн.чт. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | |
6.7 | Контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития. | 1 | |
6.8 | Задания для летнего чтения | 1 |
Программное и учебно-методическое обеспечение
- Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под ре-дакцией В.Я.Коровиной Допущено Министерством образования и науки РФ 2009
- Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2002.
- 1) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 9 кл./ Авт.-сост. В.Я Коровина, И.С.Збарский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2010
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ
Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...