РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
рабочая программа (11 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н.В., Мосалова Т.М., Тутаева О.В. , 2013 год
Учебник - Русская литература XX века. 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit_11_-_fiz.doc | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Шелеховский лицей»
«Рассмотрено» На заседании кафедры Заведующий кафедрой ___________/_____________________/ Протокол от _______________№ ___ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/_____________________/ «____»____________20____ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ШР «Щелеховский лицей» __________________ О.А.Меновщикова Приказ от «___»________20___ г. №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Класс – 11 Ф (физико-математический профиль)
Всего часов на учебный год – 102
Количество часов в неделю – 3
Составлена на основе комбинаторной программы « Литература», авторы: Демина Н.В., Мосалова Т.М.,
Тутаева О.В. , 2013 год
Учебник - Русская литература XX века. 11 кл.. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.
Составитель:
Дёмина Нелли Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ШР «Шелеховский лицей»
г. Шелехов, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов физико-математического профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации литературного образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Литература» разработана на основе комбинаторной программы « Литература»,(авторы: Демина Н.В., Мосалова Т.М.,
Тутаева О.В. , 2013 год) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Основная цель учебного курса - формирование у обучающихся на третьей ступени обучения читательской компетентности и осознания своих интересов и способностей, приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. На этом этапе важно научить школьников постигать общечеловеческий и конкретно-исторический смысл художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений; формировать умения и навыки владения литературным языком.
Основные задачи курса:
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России;
- ознакомиться с шедеврами мировой классики;
- научиться анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
- находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с художественными произведениями, критическими статьями, литературными источниками информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, аналитические беседы по опережающим заданиям. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут использованы во всех сферах будущей деятельности, сформируют толерантное отношение и уважение к другим народам и культурам.
Поскольку данная рабочая программа разработана для обучающихся физико-математического профиля, то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала (логическое мышление, способность воспринимать структурированную информацию) в содержании курса предложены задания на сопоставление различных произведений, на умение обобщать литературные явления и факты.
Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет "Литература" также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей обществознанием и психологией литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. На уроке литературы и при подготовке к нему учащийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Организация обучения
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Формы организации обучения: основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; индивидуальная, работа в парах, групповая, интерактивная и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: личностно ориентированная, деятельностная, практикоориентированная, информационно-коммуникационные.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных,)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы, сочинения, творческие работы, эссе.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Зачётные вопросы на знания текста, разноуровневые задания.
Результаты освоения курса литература:
Личностные результаты
уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
- быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
- определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
- работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
- быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
- понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
- понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.
Метапредметные результаты:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;
- сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; развитие собственного стиля и применение полученных знаний в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | ||
Уроки (теоретический материал) | Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 2 | 2 | ||
2. | Русская проза начала XX века | 14 | 9 | 2 | 3 |
3. | Русская поэзия начала XX века | 31 | 22 | 4 | 5 |
4. | Русская литература в произведениях первой половины XX века (1921—1941) | 20 | 16 | 2 | 2 |
5 | Литература периода великой Отечественной войны и последнего десятилетия (1941 – 1956) | 20 | 16 | 2 | 2 |
6 | Поэзия второй половины XX века. | 5 | 4 | 1 | |
7 | Проза второй половины XX века | 10 | 7 | 1 | 2 |
Итого | 102 | 76 | 11 | 15 |
\КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке) | Формы контроля |
1 | Русская литература конца XIX - начала ХХ века. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Периодизация русской литературы XX века: условность границ отдельных периодов, | Составление плана лекции | |
2 | Особенности литературного процесса рубежа веков. | 1 | Лекция. | Связь с общественно-политическими процессами в России. | Составление таблицы | |
Русская проза начала XX века | ||||||
3 | Жизнь и творчество И.А. Бунина. | 1 | Лекция, презентация | Вехи биографии писателя | Презентация, запись лекции | |
4 | Традиционные образы и мотивы русской поэзии в лирике Бунина. Чтение и осмысление стихотворений. | 1 | Аналитическая беседа, работа в группах | Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина. Философичность и лаконизм поэзии. | Составление тезисов | |
5 | Анализ произведений художественной литературы в прозе на основе самостоятельно прочитанного рассказа И.А. Бунина «Холодная осень», «Темные аллеи», « Легкое дыхание», «Солнечный удар» , "Чистый понедельник"и др.). | 1 | Аналитическая беседа, работа в группах | Трагедийная концепция любви. Русский национальный характер и его неразрешимые противоречия. | Письменный ответ в краткой форме. | |
6 | Рассказ “Господин из Сан-Франциско”. Символика бунинской прозы. | 1 | Урок-практикум | Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе | Перерабатывать информацию учебника, составление тезисов | |
7 | А.И. Куприн. Биография писателя. «Гранатовый браслет» – высокая трагедия в мире обыденной жизни). | 1 | Самостоятельная работа с текстом | А. Куприн: наследник чеховской традиции. Тема высоты истинной любви | Сообщения учащихся, просмотр эпизодов фильма. | |
8 | Тема любви в произведении. | 1 | Урок - диспут | Интерпретация образа «маленького человека». | Устные ответы в кратком формате | |
9 | Контрольная работа по творчеству А.И. Куприна и И.А. Бунина | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
10 | М. Горький. Творческая биография писателя | 1 | Урок - лекция | Место творчества М.Горького в культуре конца XIX — начала XX века. | Просмотр документальных фильмов, составление тезисов | |
11 | Романтизм ранних рассказов М. Горького. | 1 | Аналитическая беседа | Романтизм ранних рассказов, их художественных образов, своеобразие композиции. Прием контраста как основной художественный прием ранней прозы писателя | Комментирование эпизодов из произведения. | |
12 | Драматургический конфликт в пьесе М. Горького «На дне». | 1 | Аналитическая беседа | Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта | Тезисы | |
13 | Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора. | 1 | Работа в группах | Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования, | Характеристика героев | |
14 | Образы Луки и Сатина | 1 | Урок-практикум | Авторская позиция и способы ее воплощения в пьесе. | Устные ответы в кратком формате | |
15 | Развитие речи. Классное сочинение. | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
16 | Развитие речи. Классное сочинение. | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
Русская поэзии конца XIX – начала XX в. | ||||||
17 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как поэтическая эпоха. Крестьянская поэзия | Комбинированный | Поэзия серебряного века как эстетический феномен. | Сообщения учащихся, | ||
18 | Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX в. | Семинар | Возникновение и становление течений русского модернизма | подготовка презентаций | ||
19 | И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.Ф. Ходасевич | Урок- семинар | Символизм, акмеизм и футуризм. | Заполнение таблицы | ||
20 | А. Блок. Жизнь и творчество поэта. | 1 | Урок-презентация | Основные вехи писателя. | Составление хронологической таблицы | |
21 | А. Блок и символизм. Романтический мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» и др. | 1 | Аналитическая беседа | Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя, лирические жанры. | Составить таблицу о средствах речевой выразительности | |
22 | «Незнакомка» чтение и анализ. Путь: трилогия «вочеловечения» (эволюция лирики от первого к третьему тому). | 1 | Практическая работа | Лирический герой и «страшный мир», эволюция лирического героя. | Комментарий и анализ лирических текстов | |
23 | Тема Родины в лирике А.Блока. « Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Россия», | Аналитическая беседа | Образ Родины в лирике Блока | Чтение стихов наизусть. | ||
24 | Философская и любовная лирика А.Блока. «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…, .«Ночь, улица, фонарь, аптека…». | Уроки чтения и анализа текста. | Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. | Комментарий и анализ лирических текстов | ||
25 | Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать». | 1 | Работа в группах | Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика. | Связные краткие и развернутые ответы | |
26 | Символические образы в поэме. Образ Христа. | 1 | Работа в группах | Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала. | Записи в тетради | |
27 | Контрольное сочинение по восприятию, анализу и оценке стихотворения А. Блока. | 1 | Урок контроля | |||
28 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Лирический герой ранней поэзии В.В.Маяковского. Чтение и осмысление стихотворений «Нате!», «Скрипка и немножко нервно». «Послушайте!», «А вы могли бы?», и др. Заучивание наизусть стихотворений | 1 | Комбинированный урок | В.Маяковский и футуризм. Своеобразие поэтического языка. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. | Чтение стихов наизусть. | |
29 | Особенности любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. | 1 | Практическая работа по анализу текстов | Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. | Составление цитатного плана и заполнение таблицы | |
30 | Осмысление проблемы художника и времени: «Юбилейное», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на. даче». | 1 | Уроки чтения и анализа текста. | Маяковский о назначении поэзии | Работа с информацией учебника и дополнительным материалом. | |
31 | Новокрестьянская поэзия С.Есенина. Биография поэта Ранняя лирика С.А.Есенина. | 1 | Урок -лекция | Имажинизм в русской поэзии Отражение в лирике особой связи природы и человека | Составление таблицы по творчеству С.Есенина. Просмотр документальных фильмов о С.Есенине | |
32 | Тема родины в поэзии Есенина. Чтение и осмысление стихотворений :«Край любимый! Сердцу снятся…», «Русь Советская», «Гой ты, Русь моя родная!..», «Русь», «Запели тесаные дроги…», и др. Заучивание наизусть стихотворений. | 1 | Работа в группах | Поиски гармонии с миром и трагизм мироощущения лирического героя. | Составление таблицы по творчеству С.Есенина. Чтение стихов наизусть. | |
33 | Философская лирика поэта. Чтение и осмысление стихотворений: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». «Пушкину», «Письмо матери». | 1 | Работа в группах | Есенин о месте поэта в послереволюционной России | Составление таблицы по творчеству С.Есенина | |
34 | Любовная лирика. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». | 1 | Работа в группах | Психологизм лирики | Чтение стихов наизусть. | |
35 | Контрольная работа по творчеству А.Блока и С.Есенина | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
36 | А. Ахматова. Жизнь и творчество Любовная лирика А. Ахматовой. | 1 | Лекция | Акмеизм. Эстетические задачи | ||
37 | Чтение и осмысление стихотворений: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Песенка», «Вечером» | Работа в группах | Воспевание прекрасной ясности, любви и красоты. | Чтение стихов наизусть. | ||
38 | Эволюция образа лирической героини. Чтение и осмысление стихотворений: «Я научилась просто, мудро жить...”, «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Перед весной бывают дни такие…», «Молитва» и др. | 1 | Работа в группах | Внимание к природному началу в человеке | Связные краткие и развернутые ответы | |
39 | Революция в судьбе А. Ахматовой. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве. Чтение и осмысление стихотворений: «Мне голос был. Он звал утешно…», “Не с теми я, кто бросил землю...”, «Заплаканная осень, как вдова…» и др. «Приморский сонет», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге». | 1 | Практическая работа по анализу текстов | Формирование эпического взгляда на мир. | Связные краткие и развернутые ответы. Чтение стихов наизусть. . | |
40 | Чтение и осмысление поэмы “Реквием”. История создания и публикации поэмы. | 1 | Аналитическая беседа | Эпическое и лирическое начало в произведении, сложность жанровой формы. | Чтение комментарий эпизодов | |
41 | Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | 1 | Работа в группах | Трагедийный пафос, идея преодоления смерти. | Письменные ответы в кратком формате | |
42 | О. Э. Мандельштам. Биография поэта. Представление о поэте как хранителе культуры. | 1 | Лекция | Акмеизм. Эстетические задачи. | Записи в тетради | |
43 | Чтение и изучение стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». | 1 | Урок -практикум | Воплощение темы творчества и любви. | Чтение наизусть | |
44 | М.И. Цветаева. Романтическое мироощущение Цветаевой. | 1 | Урок-лекция | Противопоставление быта бытию, духа — материи. | Просмотр документальных фильмов, составление тезисного плана | |
45 | Исповедальное и трагедийное начало в лирике. | 1 | Работа в группах | Образ лирического героя. | Сообщения учащихся | |
46 | Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, А.Ахматовой. | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
47 | Контрольное сочинение по анализу одного из стихотворений М.И.Цветаевой, О. Э. Мандельштама, А.Ахматовой. | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
Русская литература в произведениях первой половины XX века (1921—1941) | ||||||
48 | Художественный мир М. А. Булгакова. «Последний закатный роман»: замысел и название романа «Мастер и Маргарита» | 1 | Урок-лекция | Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. «роман в романе»: | Составление и заполнение таблиц | |
49 | Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита». | 1 | Аналитическая беседа | Система художественных образов, осмысление библейской темы | Презентация портретной галереи | |
50 | Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве. | 1 | Практическая работа | Сатира в романе | Анализ эпизода | |
51 | Смысл финальной главы романа. Авторская позиция в романе | 1 | Аналитическая беседа | Образ Ивана Бездомного и его значение в романе. | Устные выступления | |
52 | Подготовка к домашнему контрольному сочинению по роману М.А Булгакова. | 1 | Практическая работа | Составление тезисов, плана | Домашнее контрольное сочинение | |
53 | Интегрированный урок по повести М.А.Булгакова «Морфий». | 1 | Интегрированный урок с психологией | История болезни доктора Полякова | Выступления | |
54 | «Скажи наркотикам: «Нет». | 1 | Интегрированный урок с психологией | Психологизм повести | Составление памятки | |
55 | А.П. Платонов. «Котлован». Избранные главы повести. Символика названия произведения. Самобытность языка и стиля писателя. | 1 | Урок - лекция | Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии | Запись лекции | |
56 | Изображение коллективизации в повести “Котлован”. | 1 | Аналитическая беседа | Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка | Сообщения учащихся, работа с дополнительным материалом | |
57 | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Основные вехи писателя | Просмотр фильма | |
58 | «В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону». | 1 | Групповая работа | Бесчеловечность Гражданской войны. Прославление народных (общечеловеческих) ценностей. | Сообщения учащихся | |
59 | Судьба романа “Тихий Дон”. | 1 | Урок-лекция | Роман-эпопея | Запись лекции | |
60 | Образ Григория Мелехова как сюжетный и идейный центр романа. Характер героя. | 1 | Аналитическая беседа по опережающим заданиям | Мир казачества в романе Шолохова, распад патриархальных семейных связей, | Выступления учащихся. | |
61 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора | 1 | Уроки чтения и анализа текста. | Разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. | Устные ответы на проблемные вопросы. | |
62 | «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека | Уроки чтения и анализа текста. | Особенности финала романа и его значение | Письменные ответы на проблемные вопросы. | ||
63 | Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. | 1 | Групповая работа | Русский национальный характер в рассказе | Выступления учащихся | |
64 | Образы автора и рассказчика. | 1 | Групповая работа | Рассказ в рассказе, рассказ-эпопея | Работа с дополнительным материалом | |
65 | Контрольная работа по творчеству М А.Шолохова | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
66 | Контрольная работа по творчеству М А.Шолохова | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
Литература периода великой Отечественной войны и последнего десятилетия (1941 – 1956) | ||||||
67 | Литература и война: музы и пушки. Высокий патриотический пафос лирики (К. Симонов, А. Сурков, О. Берггольц). | 1 | Читательская конференция | Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны. | Презентация учащихся | |
68 | Песни военных лет. | 1 | Читательская конференция | Высокий патриотический пафос песен военных лет | Презентация учащихся | |
69 | А.Т.Твардовский. «Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского. | 1 | Лекция | Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского… | Записи в тетради | |
70 | Исповедальный характер лирики Твардовского. Чтение и изучение стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». | 1 | Урок чтения и анализа текста | Образ лирического героя. | Чтение наизусть | |
71 | «Бой идет не ради славы, ради жизни на земле». | 1 | Урок чтения и анализа текста | Василий Теркин – типичный герой, вынесший на своих плечах груз войны. | Чтение и комментарий глав | |
72 | Великое и смешное в поэтической летописи войны в поэме «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», | 1 | Урок чтения и анализа текста | Чтение и комментарий глав | ||
73 | Б.Л.Пастернак. Поэт и время: личность и судьба Б.Л. Пастернака. Чтение и осмысление стихотворений «Единственные дни», «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…». | 1 | Работа в группах | Мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака. | ||
74 | Тема призвания в поэзии Б.Л. Пастернака. Чтение и изучение стихотворений: «Когда строку диктует чувство…», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Сосны», «Иней», «Июль». | 1 | Работа в группах | «Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике | Презентация учащихся | |
75 | Б.Л. Пастернака. «Вариант книги Бытия». | 1 | Урок чтения и анализа текста | Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. | Письменные ответы на проблемные вопросы. | |
77 | Роман «Доктор Живаго». «Ход веков подобен притче». | 1 | Урок чтения и анализа текста | Роль искусства в бессмертии человека. Стихотворения в романе Юрия Живаго | Читать и комментировать эпизоды | |
78 | Контрольная работа по творчеству Б.Л.Пастернака. | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
79 | Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне К.Воробьев. «Убиты под Москвой». | Урок чтения и анализа текста | Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе. | Читать и комментировать эпизоды | ||
80 | В.Кондратьев. «Сашка». Испытание властью, любовью, дружбой. | 1 | Просмотр фильма с анализами эпизодов | Испытание властью, любовью, дружбой. | Читать и комментировать эпизоды | |
81 | В. Т. Шаламов. Биография писателя. История создания книги “Колымские рассказы”. | 1 | Комбинированный | Общее и особенное в раскрытии «лагерной* темы. | Просмотр фильма | |
82 | Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в рассказах, например, «Последний замер», «Шоковая терапия». | 1 | Урок-практикум | Общее и особенное в раскрытии «лагерной* темы. | Чтение и комментарий эпизодов | |
83 | А.И.Солженицын. «Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…»: | 1 | Лекция | Жизнь и творчество писателя | ||
84 | «Не стоит село без праведника»: героиня рассказа А. Солженицына «Матренин двор» | 1 | Работа в группах | Мотивы русской литературы XIX века в рассказе. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы. | Выступления учащихся. записи в тетради | |
85 | Повесть “Один день Ивана Денисовича”. | 1 | Урок чтения и анализа текста | Первое произведение о лагерном быте в советской литературе. | Составление тезисов, | |
86 | Изображение русского национального характера в контексте трагической эпохи. | 1 | Урок чтения и анализа текста | Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына. | работа с учебником | |
87 | Контрольная работа по творчеству А. Солженицына | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
Поэзия второй половины XX века. | ||||||
88 | Поэзия второй половины XX века. Обзор. | 1 | Семинар | Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников Мир русской деревни и картины родной природы в изображении | Защита проектов | |
89 | Лирика поэтов-шестидесятников | 1 | Семинар | Жанровое многообразие лирики | Защита проектов | |
90 | М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта. Чтение и осмысление стихотворений «Видения на холме», «Листья осенние» и др. | 1 | Комбинированный | Основные темы и мотивы лирики поэта. – Родина-Русь, ее природа, и история. | Чтение наизусть | |
91 | И.А.Бродский. Чтение и осмысление стихотворений «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») | 1 | Комбинированный | Романтический мир в поэзии раннего Бродского и его связь с реальностью | Составление тезисов | |
92 | Контрольная работа | Урок обобщения и систематизации к | . | |||
Проза второй половины XX века | ||||||
93 | Проза второй половины XX века. Обзор. | 1 | Урок-лекция | Обзор прозы второй половины 20 века | Работа с учебником,тезисы | |
94 | Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина. «Верую!», «Алеша Бесконвойный» или др. | 1 | Урок чтения и анализа текста | Своеобразие повествования. Способы воплощения авторского отношения к героям. Скрытое величие души простого человека | Сообщения учащихся | |
95 | Символические образы в повестях В.Г.Распутина. «Прощание с Матерой» | 1 | Урок чтения и анализа текста | Тема памяти и ее художественное воплощение на страницах повести | Устные ответы в кратком формате | |
96 | Обзор драматургии ХХ века. Психологизм пьес А.В.Вампилова. «Утиная охота». | 1 | Семинар | Проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции. | Сообщения | |
97 | Образ Зилова в системе художественных образов пьесы | 1 | Урок чтения и анализа текста | Смысл финала пьесы | Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос | |
98 | Пьеса А.Вампилова «Старший сын» | 1 | Интегрированный урок с психологией | Образы героев, смысл названия | ||
99 | «Искусство человеческого общения». | 1 | Работа в группах | Взаимоотношения с родителями | Написание эссе | |
100 | Современная литературная ситуация. Новейшая русская поэзия и проза | 1 | Семинар | Обзор современной литературы | Защита проектов | |
101 | Литература XX века: прошлое, настоящее, будущее. Неоконченные споры. «Писатель – Книга – Читатель». | 1 | Конференция. | Создавать собственную «золотую полку» любимых книг и программу чтения на ближайшие годы. | Защита проектов | |
102 | Резервный урок | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Для учителя
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
- Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы [Текст] / Сост. и общая ред. В.И. Кулешова. – М.: Дет.лит., 1983. – 430 с.
- Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
- Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: – М.: Просвещение, 2013.
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии [Текст]: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000. – Ч. 1. – 224 с.
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии [Текст]: В 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000. – Ч. 2. – 225 с.
- Меркин, Г.С. Русская литература XX века [Текст]: Учебная книга для учащихся старших классов / Г.С. Меркин. – М.: Скрин, 1995. – 349 с.
- Новое в школьных программах. Современная русская проза [Текст]: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 128 с.
- Русские писатели. Библиографический справочник [Текст]: В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990.- Ч. 1.- 430 с.
Для ученика
- Русская литература XX века. 11 кл.. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений /.; под ред. .В.В. Аганесова. – М.: Дрофа, 2011. – 398 с.
- Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
- Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
- Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Интернет – ресурсы
- Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
- Культура письменной речи www.gramma.ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
- ВiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
- Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
- Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
- Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
- Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
- Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
- Русская литература XVIII–XX веков www.a4format.ru
- Ахматова А.А. anna.ahmatova.com
- Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
- Бунин И.А. bunin.niv.ru
- Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Экранно-звуковые средства обучения:
CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор, локальная сеть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для10-11 классов физико-математического профиля.
При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход к блочно-модульной системе организации учебного процесса. Тематическое планирование составлено с учетом применения при изуче...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)
Пояснительная запискаРабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...
Рабочая программа по физике для 8 класса с физико-математическим уклоном
Рабочая программа по физике профильного уровня для 8 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7 –...