рабочая программа по литературе 8 класс 2012-2013 год
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме
соответствует образовательному стандарту 2004 года и программе КоровинойВ.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_literatura.docx | 71.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Королёвская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор МКОУ Королёвской СОШ МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____ _________ Ю.А.Ладыгин от «___» __________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___Литература_
основное общее , 8 класс
базовый уровень
на 2012—2013 учебный год
Составитель: Стрелкова Л. А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
пос. Королевский 2012 г.
Рабочая программа
разработана на основе следующих документов:
1)Государственного стандарта общего образования,
2)Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009
3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).
Цели.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задача курса литературы 8 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Поурочно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, кол-во часов, тема урока | Всего часов | |
Примечания | |||
1 | Введение 1 час Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | |
1. | Устное народное творчество – | 3 часа | |
1.1 | Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. | Фонохрестоматия | |
1.2 | Частушка как малый песенный жанр. | ||
1.3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | |
2. | Из древнерусской литературы | 4часа | |
2.1 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. | 1 | |
2.2 | Особенности содержания и формы воинской повести и жития | 1 | |
2.3 | Вн.чт. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века. | 1 | |
2.4 | Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 1 | |
3. | Из литературы 18 века | 5 часов | |
3.1 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии | 1 | |
3.2 | Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического | 1 | |
3.3 | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 1 | |
3.4-3.5 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» | 2 | |
4. | Из литературы 19 века | 47 часов | |
4.1 | И.А.Крылов . Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. | 1 | Фонохрестоматия |
4.2 | «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства. | 1 | |
4.3 | Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 1 | Фонохрестоматия |
4.4 | К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма. | 1 | |
4.5 | Думы Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. | 1 | |
4.6 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 1 | Фонохрестоматия Презентация |
4.7 | Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | 1 | |
4.8 | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 1 | |
4.9 | А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. | 1 | |
4.10 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | 1 | |
4.11 | Формирование характера Гринёва. Нравственная оценка его личности. | 1 | |
4.12 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | |
4.13 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина | 1 | |
4.14 | Р/р. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. | 1 | |
4.15 | Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | |
4.16 | «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | 1 | |
4.17 | Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов | 1 | |
4.18 | Контрольная работа №1по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | |
4.19 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | |
4.20 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | Фонохрестоматия Презентация |
4.21 | Романтически – условный историзм поэмы. | 1 | |
4.22 | Композиция и художественные особенности поэмы. Роль описаний природы в поэме. | 1 | |
4.23 | Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 1 | |
4.24 | Р/р. Анализ эпизода в поэме «Мцыри» | 1 | |
4.25 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве | 1 | |
4.26 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». «Ревизор» в оценке современников. | 1 | |
4.27 | «Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 1 | |
4.28 | Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 | |
4.29 | Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | |
4.30 | Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. | 1 | |
4.31 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | |
4.32 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | 1 | |
4.33 | Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества. | 1 | |
4.34 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | |
4.35 | М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | Фонохрестоматия |
4.36 | Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. | 1 | |
4.37 | Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 1 | |
4.38 | Контрольная работа№2 по творчеству Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | |
4.39 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | Презентация |
4.40 | Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 1 | |
4.41 | Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа. | 1 | |
4.42 | Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 | |
4.43 | Мастерство Л.Н.толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | 1 | |
4.44 | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | |
4.45 | Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова. | 1 | Фонохрестоматия |
4.46 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Презентация |
4.47 | Психологизм рассказа. | 1 | |
5. | Из русской литературы 20 века | 29 часов | |
5.1 | И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». | 1 | |
5.2 | Мастерство Бунина – прозаика. | 1 | |
5.3 | А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». | 1 | |
5.4 | Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | |
5.5 | Р/р. Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | |
5.6 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 1 | |
5.7 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории. | 1 | Фонохрестоматия |
5.8 | С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 1 | Фонохрестоматия Презентация |
5.9 | Р/р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | 1 | |
5.10 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина». | 1 | |
5.11 | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | |
5.12 | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | |
5.13 | Вн.чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. | 1 | |
5.14 | Вн.чт. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни».. | 1 | |
5.15-5.16 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | ||
5.17 | Контрольная работа №3 по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 | |
5.18 | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | Фонохрестоматия |
5.19 | Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского. | 1 | |
5.20 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | 1 | |
5.21 | Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1 | Презентация |
5.22-5.23 | Р/р. Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина. | 2 | Фонохрестоматия |
5.24 | В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. | 1 | Презентация |
5.25 | «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева. | 1 | |
5.26 | Р/р. Подготовка к классному сочинению «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | 1 | |
5.27 | Р/р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | 1 | |
5.28 | Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | 1 | Фонохрестоматия |
5.29 | Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин. | 1 | Фонохрестоматия |
6. | Из зарубежной литературы | 13 часов | |
6.1 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной любви и вражды. | 1 | Фонохрестоматия |
6.2 | «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения | 1 | |
6.3 | Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 | |
6.4 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | |
6.5 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). | 1 | |
6.6 | Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | |
6.7 | Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии | 1 | |
6.8 | Вн.чт. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. | 1 | |
6.9 | Вн.чт. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. | 1 | |
6.10-6.11 | Вн.чт. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события. | 2 | |
6.12 | Контрольная работа №4 «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» | 1 26.05 | |
6.13 | Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом. | 1 | |
ВСЕГО: | 102 |
Примечание
Вн. чт. - внеклассное чтение
Р/р. - урок развития речи
Программное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
- Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010
- Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2004
Для учителя
- Программа общеобразовательных
учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной
Допущено Министерством образования и науки РФ. 2009
- Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы: В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002.
- Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
- 1)Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс.-М.: Материк-Альфа, 2005.-176 с.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2009.-400 с.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Королёвская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор МКОУ Королёвской СОШ МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____ _________ Ю.А.Ладыгин от «___» __________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___Литература_
основное общее , 8 класс
базовый уровень
на 2012—2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной.
Составитель: Стрелкова Л. А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
пос. Королевский 2012 г.
Рабочая программа
разработана на основе следующих документов:
1)Государственного стандарта общего образования,
2)Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009
3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
7-8 классы
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Поурочно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, кол-во часов, тема урока | Всего часов | |
Примечания | |||
1 | Введение 1 час Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | |
1. | Устное народное творчество – | 3 часа | |
1.1 | Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. | Фонохрестоматия | |
1.2 | Частушка как малый песенный жанр. | ||
1.3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | |
2. | Из древнерусской литературы | 4часа | |
2.1-2.2 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. | 2 | |
2.3-2.4 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века. | 2 | |
3. | Из литературы 18 века | 5 часов | |
3.1-3.2 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. | 2 | |
3.3 | Основные правила классицизма в драматическом произведении | 1 | |
3.4-3.5 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» | 2 | |
4. | Из литературы 19 века | 47 часов | |
4.1-4.2 | И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. | 2 | Фонохрестоматия |
4.3 | «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства. | 1 | Фонохрестоматия |
4.4-4.5 | К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма. | 2 | |
4.6-4.7 | Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | 2 | Фонохрестоматия Презентация |
4.8 | А.С.Пушкин и история. | 1 | |
4.9 | А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. | 1 | |
4.10 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | 1 | |
4.11 | Формирование характера Гринёва. Нравственная оценка его личности. | 1 | |
4.12 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | |
4.13 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина | 1 | |
4.14-4.15 | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». | 2 | |
4.16-4.17 | «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | 2 | |
4.18 | Контрольная работа №1по творчеству А.С.Пушкина. | 1 23.11 | |
4.19 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | |
4.20-4.21 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | 2 | Фонохрестоматия Презентация |
4.22 | Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. | 1 | |
4.23 | Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | 1 | |
4.24 | Анализ эпизода в поэме «Мцыри» | 1 | |
4.25 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве | 1 | |
4.26 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». «Ревизор» в оценке современников. | 1 | |
4.27-4.28 | «Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества. | 2 | |
4.29 | «Ревизор»: Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | |
4.30 | Особенности композиционной структуры комедии. | 1 | |
4.31 | Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | |
4.32-4.33 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | 2 | |
4.34 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | |
4.35-4.36 | М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 2 | Фонохрестоматия |
4.37 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 1 | |
4.38 | Контрольная работа№2 по творчеству Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 18.01 | |
4.39-4.40 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 2 | Презентация |
4.41-4.42 | Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа. | 2 | |
4.43 | Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала». | 1 | |
4.44 | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | |
4.45 | Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова. | 1 | Фонохрестоматия |
4.46-4.47 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 2 | Презентация |
5. | Из русской литературы 20 века | 29 часов | |
5.1-5.2 | И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». | 2 | |
5.3-5.4 | А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». | 2 | |
5.5, 5.6 | Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» | 2 | |
5.7 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории. | 1 | Фонохрестоматия |
5.8 | С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 1 | Фонохрестоматия Презентация |
5.9-5.10 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | 2 | |
5.11-5.12 | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 2 | |
5.13-5.14 | «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. Сатирическое изображение исторических событий. | 2 | |
5.15-5.16 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | ||
5.17 | Контрольная работа №5 по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 21.03 | |
5.18 | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | Фонохрестоматия |
5.19 | «Тёркин – кто же он такой?» | 1 | |
5.20 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | 1 | |
5.21 | А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа. | 1 | Презентация |
5.22-5.23 | Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина. | 2 | Фонохрестоматия |
5.24 | В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. | 1 | Презентация |
5.25 | «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева. | 1 | |
5.26-5.27 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | 2 | |
5.28 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | 1 | Фонохрестоматия |
5.29 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин. | 1 | Фонохрестоматия |
6. | Из зарубежной литературы | 13 часов | |
6.1-6.3 | У.Шекспир. «Ромео и Джульеттта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 3 | Фонохрестоматия |
6.4 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | |
6.5-6.6-6.7 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. Общечеловеческий смысл комедии | 3 | |
6.8-6.9 | Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. | 2 | |
6.10-6.11 | В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события. | 2 | |
6.12 | Контрольная работа №6 «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» | 1 26.05 | |
6.13 | Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом. | 1 | |
ВСЕГО: | 102 |
Примечание
Стр.-страница
Выр. чтение - выразительное чтение
Наиз.- наизусть
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной Допущено Министерством образования и науки РФ 2009 | Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 | 1) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002. 2) Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы: В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002. 3) Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2009.-400 с. | 1)Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс.-М.: Материк-Альфа, 2005.-176 с. 2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2004 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ
Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...