рабочая программа по литературе 7 класс 2012-2013 год
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
рабочая программа по литературе составлена в соответствии с программой Коровиной В.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_literatura.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Королёвская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор МКОУ Королёвской СОШ МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____ _________ Ю.А.Ладыгин от «___» __________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___Литература_
основное общее , 7 класс
базовый уровень
на 2012—2013 учебный год
Составитель: Стрелкова Л. А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
пос. Королевский 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:
1.Образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2004)
2.Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.)
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Цель изучения курса
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Примечание
Вн. чт. - внеклассное чтение
Р/р. – урок развития речи
Поурочно — тематическое планирование
№ п\п | Название темы Раздела | Кол-во часов | Примечания |
1 1.1 | Введение. Знакомство с учебником | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 6 | |
2.1 | Предания как поэтическая автобиография народа | 1 | Фонохрестоматия |
2.2 | Понятие о былине. Собиратели былин | 1 | |
2.3 | «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда | 1 | Фонохрестоматия |
2.4 | Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Роль гиперболы в былинах | 1 | |
2.5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка | 1 | |
2.6 | Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | 1 | |
3 | Древнерусская литература. | 5 | |
3.1 | «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. | 1 | |
3.2 | Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиций и уважительного отношения к книге. | 1 | |
3.3 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | Фонохрестоматия |
3.4 | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | 1 | |
3.5 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Что воспевает народ в героическом эпосе» | 1 | |
4 | Из литературы 18 века | 3 | Фонохрестоматия |
4.1 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному пересказу. «К статуе Петра Великого». | 1 | |
4.2 | М.В.Ломоносов. Мысли автора о Родине. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на престол…» | 1 | |
4.3 | Г.Р.Державин. «Река времени в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | Фонохрестоматия |
5 | Из русской литературы 19 века | 44 часа | |
5.1 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава». Интерес Пушкина к истории России | 1 | |
5.2 | А.С.Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы. | 1 | Фонохрестоматия |
5.3 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Развитие понятия о балладе. | 1 | Фонохрестоматия |
5.4 | Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции | 1 | |
5.5 | Р/р. А.С.Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | 1 | |
5.6 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.пушкина» | 1 | |
5.7 | «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | 1 | Фонохрестоматия |
5.8 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | |
5.9 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 | Фонохрестоматия |
5.10 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | |
5.11 | Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и образ автора. | 1 | |
5.12 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. | 1 | Фонохрестоматия |
5.13 | «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | 1 | |
5.14 | Контрольная работа №1 по творчеству Пушкина и Лермонтова | 1 18.11 | |
5.15 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 1 | |
5.16 | Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. | 1 | |
5.17 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя | 1 | |
5.18 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |
5.19 | Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | |
5.20 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Фонохрестоматия |
5.21 | Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | 1 | |
5.22 | Р/р. Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. | 1 | Фонохрестоматия |
5.23 | Р/р. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | |
5.24 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. | 1 | Фонохрестоматия |
5.25 | Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 1 | |
5.26 | Вн.чт. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. | 1 | |
5.27 | Вн.чт. А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 | |
5.28 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | Фонохрестоматия |
5.29 | Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | 1 | |
5.30 | Р/р. М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | |
5.31 | Р/р. Подготовка к сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова - Щедрина» | 1 | |
5.32 | Контрольная работа №2. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина» | 1 | |
5.33 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | |
5.34 | Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | |
5.35 | Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | |
5.36 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | |
5.37 | Р/р. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | |
5.38 | Р/р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина | 1 | |
5.39 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | Фонохрестоматия |
5.40 | Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». | 1 | |
5.41 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышленник». | 1 | Фонохрестоматия |
5.42 | Вн.чт. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня». | 1 | Медиаурок |
5.43 | «Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». | 1 | |
5.44 | Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века | 1 | |
6 | Произведения русских писателей XX века | 33 часа | |
6.1 | М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. | 1 | Фонохрестоматия |
6.2 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | 1 | |
6.3, | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | 1 | |
6.4 | Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | 1 | |
6.5 | Портрет как средство характеристики героя | 1 | |
6.6 | Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | |
6.7 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». | 1 | Фонохрестоматия |
6.8 | Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. | 1 | |
6.9 | Вн.чт. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. | 1 | Фонохрестоматия |
6.10 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». | 1 | Фонохрестоматия |
6.11 | Гуманистический пафос произведения. | 1 | |
6.12 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. | 1 | Фонохрестоматия |
6.13 | Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 1 | |
6.14 | Вн.чт. А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | 1 | Медиаурок |
6.15 | Своеобразие языка прозы А.П.Платонова | 1 | |
6.16 | Р/р. Подготовка к сочинению: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание». | 1 | |
6.17 | Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». | 2 | Фонохрестоматия |
6.18 | Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | ||
6.19 | Контрольная работа №3 Письменный анализ эпизода или стихотворения | 1 | |
6.20 | Вн.чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. | 1 | Фонохрестоматия |
6.21 | Вн.чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. | 1 | |
6.22 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | |
6.23 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади». | 1 | |
6.24 | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |
6.25 | «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | |
6.26 | Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | |
6.27 | Вн.чт. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | 1 | |
6.28 | Вн.чт. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы | 1 | |
6.29 | А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». | 1 | Фонохрестоматия |
6.30 | Философские проблемы в лирике Твардовского. | 1 | |
6.31 | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. | 1 | |
6.32 | Писатели улыбаются (1 час) М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Фонохрестоматия |
6.33 | Песни на стихи русских поэтов XX века. И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки». | 1 | Фонохрестоматия |
7 | Из литературы народов России | 1 час | |
7.1 | Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.. | 1 | |
8 | Зарубежная литература | 9 часов | |
8.1 | Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | Фонохрестоматия |
8.2 | Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». | 1 | |
8.3 | Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра. | 1 | Фонохрестоматия |
8.4 | О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. | 1 | Фонохрестоматия |
8.5 | Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | |
8.6 | Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | 1 | |
8.7 | Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | 1 | |
8.8 | Контрольная работа №4 .Выявление уровня литературного развития . | 1 | |
8.9 | Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом. | 1 |
Программное и учебно-методическое обеспечение
для учителя
1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2007.-400 с.
2)Программа общеобразовательных
учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной
Допущено Министерством образования и науки РФ 2009
для учеников
- Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 7 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2004
- Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ
Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...