рабочая программа по литературе 6 класс 2012-2013 год
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена по программе Коровиной В.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_klass_2012-2013_god.docx | 47.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Королёвская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор МКОУ Королёвской СОШ МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____ _________ Ю.А.Ладыгин от «___» __________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___Литература_
основное общее , 6 класс
базовый уровень
на 2012—2013 учебный год
Составитель: Стрелкова Л. А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
пос. Королевский 2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1)Государственного стандарта общего образования 2004 г.,
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Главная педагогическая задача курса литературы в 6 классе – использование искусства слова для активной помощи подростку. Авторы и тексты подобраны так, чтобы ученик мог осознать причины сложности своего возраста и оценить реальные возможности самоутверждения. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит также на материале, адресованном герою.
Насыщенность программы предполагает возможность выбора обстоятельного изучения отдельных произведений или обращение к самостоятельному чтению с последующим кратким обсуждением его в классе. В программу изучения включено несколько новых для 6 класса произведений. Но опыт изучения данных произведений в методической литературе прошлых лет имеется (например: А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»,).
Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса.
Требования к уровню подготовки учащихся VI класса
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов;
- героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки);
- характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.
Ученик должен уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящим в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Примечания
Р/р. - урок развития речи
Вн. чт. – внеклассное чтение
Поурочно-тематическое планирование
№ П/п | Раздел, кол-во часов, тема урока | Количество часов | |
Примечания | |||
1 | Введение. | 1 | |
1.1 | Художественное произведение. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 4 | |
2.1 | Вн.чт. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 1 | Фонохрестоматия |
2.2 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | 1 | |
2.3 | Загадки. Афористичность загадок. | 1 | |
2.4 | Р/р.Урок –«посиделки». Подготовка к сочинению. | 1 | |
3 | Из ДРЛ ( 1 час) | ||
3.1 | Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Фонохрестоматия |
4. | Из РЛ XVlll века (1 час) | 1 | |
4.1 | Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха»: осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. | 1 | |
5. | Из РЛ XlX века | 47 | |
5.1 | И.А.Крылов. «Листы и корни»: роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | Фонохрестоматия |
5.2 | «Ларчик»: критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 1 | |
5.3 | «Осел и Соловей»: комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | 1 | Фонохрестоматия |
5.4 | «Осел и Соловей»: комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | 1 | |
5.5 | А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | Презентация |
5.6 | Р/р. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека. «Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающего грусть. | 1 | Фонохрестоматия |
5.7 | Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Жанр стихотворного послания. | 1 | Фонохрестоматия |
5.8 | «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. | 1 | |
5.9 | Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции повести. | 1 | Фонохрестоматия |
5.10 | «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения | 1 | |
5.11 | Вн.чт. А.С.Пушкин. «Выстрел». Композиция повести | 1 | |
5.12 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. | 1 | Фонохрестоматия |
5.13 | Конфликт Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского. | 1 | |
5.14 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии. | 1 | |
5.15 | Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. | 1 | |
5.16 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. | 1 | |
5.17 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. | 1 | |
5.18 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
5.19 | Контрольная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | |
5.20 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»: тема, идея, композиция стихотворения. | 1 | Фонохрестоматия |
5.21 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утес». | 1 | |
5.22, | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | 1 | Фонохрестоматия |
5.23 | Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова. | 1 | |
5.24 | Р/р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» | 1 | |
5.25 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики» | ||
5.26, | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». | 1 | Презентация |
5.27 | Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | 1 | |
5.28 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | Фонохрестоматия |
5.29 | Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | |
5.30 | Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева «Неохотно и несмело…». | 1 | Фонохрестоматия |
5.31 | «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | 1 | |
5.32 | Ф.И.Тютчев. «Листья». | 1 | |
5.33 | А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | 1 | Фонохрестоматия Презентация |
5.34 | А.А.Фет «Еще майская ночь…». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви | 1 | Фонохрестоматия |
5.35 | «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины, как мерило человеческой нравственности. | 1 | |
5.36 | Р/р. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | 1 | |
5.37 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | 1 | Фонохрестоматия |
5.38 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | |
5.39 | Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. | 1 | |
5.40 | Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова | 1 | |
5.41 | Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Левша». Особенности сказа. | 1 | Презентация |
5.42 | Изображение царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | 1 | |
5.43 | Р/р. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша». | 1 | |
5.44 | Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах» | 1 | |
5.45 | Вн.чт. А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Фонохрестоматия |
5.46 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Художественная деталь как источник юмора. | 1 | |
5.47 | Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Е.А. Баратынский «Весна, весна!...», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся под омутом лозы…». | 1 | Фонохрестоматия |
6. | Из русской литературы XX века. | 28 часов | |
6.1 | А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | 1 | Фонохрестоматия |
6.2 | «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | 1 | |
6.3 | Вн.чт. А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1 | |
6.4 | Душевная чистота героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. | 1 | |
6.5 | М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 | |
6.6 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Теория литературы. | 1 | |
6.7 | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | 1 | |
6.8 | Р/р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | |
6.9 | Контрольная работа №3. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | |
6.10 | Р/р. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» | 1 | Фонохрестоматия |
6.11 | Р/р. Д.И.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | 1 | |
6.12 | Вн.чт. А.А.Лиханов «Последние холода». Дети и война | 1 | |
6.13 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время. Самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Презентация |
6.14 | Р/р. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. | 1 | |
6.15 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | |
6.16 | В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | 1 | Фонохрестоматия |
6.17 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | |
6.18 | Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению. | 1 | |
6.19 | Р/р. Классное сочинение по произведениям В.Г.Распутина и В.П.Астафьева | 1 | |
6.20 | Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1 | |
6.21 | Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | |
6.22 | Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | |
6.23 | Контрольная работа № 4 по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о ВОВ | 1 | |
6.24 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. | 1 | Фонохрестоматия |
6.25 | С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине С.Есенина. | 1 | |
6.26 | А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Фонохрестоматия |
6.27 | В.М.Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина. | 1 | |
6.28 | «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | 1 | |
7. | Из литературы народов России. | 2 часа | |
7.1 | Вн.чт. Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Великая роль книги в жизни человека. | 1 | |
7.2 | Вн.чт. Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа. | 1 | |
8. | Из зарубежной литературы. | 18часов | |
8.1 | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор Авгия». | 1 | Презентация |
8.2 | Миф «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | 1 | |
8.3 | Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки | 1 | |
8.4 | Вн.чт. Гомер. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе. | 1 | |
8.5 | Вн.чт. М.С.Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире | 1 | |
8.6 | Вн.чт. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. | 1 | |
8.7 | Вн.чт. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | 1 | |
8.8 | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | Фонохрестоматия |
8.9 | Вн.чт. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | 1 | |
8.10 | Вн.чт. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | 1 | Презентация |
8.11 | Вн.чт. Том и Гек: общность и различие. | 1 | |
8.12 | Вн.чт. Средства создания комического. Юмор в произведении | 1 | |
8.13 | А.де С. Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 | Фонохрестоматия |
8.14 | Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. | Презентация | |
8.15, 8.16 | Письменная контрольная работа №.4 «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе». Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 | |
8.17 | Р/р.Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | 1 | |
8.18 | Р/р. Итоговый урок по литературе. Задания для летнего чтения | 1 | |
ИТОГО: | 102 |
Учебно-методическое обеспечение для учителя.
1. Литература .6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2009. – 318 с. (319 с.)
2.Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11
классы (Профильный уровень) / Под. ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
3. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. - М.: Вако, 2004. – 304 с.
4. Литература. 5-10 классы. Изучение творчества А.С.Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 25-55 с.
5.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». М.: Просвещение, 2009.
6. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику – хрестоматии Полухиной В.П. «Литература. 6 кл.: Методическое пособие / О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 352 с.
7. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2006.- 282 с.
8. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. - М.: Вако, 2009. – 256 с.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся.
- Литература .6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010. – 319 с.
- Литература .6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010. – 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД В 6 Б КЛАССЕ
Программа составлена на основе программы курса «Математика» авторовН. Я. Виленкин и др. (Сборник программ общеобразовательныхучреждений. Математика. 5-6 классы. «Просвещение», 2009. Составитель:Т. А. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
Составлена в соответствии с программой «Математика»Сборник программ общеобразовательных учрежденийУчебник математика 5 класс авторов Виленкин Н.ЯМнемозина 2011г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД 5 КЛАСС
«Математика» – М.: «Ювента»,2010г, авторовЛ.Г.Петерсон,Г.В.Дорофеев ( Сборник программ общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 кл.)...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы на 2012-2013 уч.год
Воспитательная работа с подростками 14-18 лет в коррекционной школе-интернате....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...