Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
![]() | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы
Золотарева А.В., учитель изобразительного искусства
Конспект интегрированного урока в рамках спецкурса
«Интерпретация текста при помощи видеом»
11 класс
Тема урока: Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева «Капля» (интерпретация текста при помощи видеом)
Цели урока:
- определить понятие хронотопа (пространства-времени) в рассказе В.Астафьева и выразить его в видеомах;
- воспитывать целостный взгляд на мир, способность к самостоятельному философскому осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства;
Задачи урока:
1. организовать исследовательскую деятельность обучающихся в работе с текстовым материалом; продолжить работу с литературоведческими терминами;
2. способствовать оригинальности и ассоциативности мышления, развитию образности и креативности;
- учить обработке и анализу информации, умению пользоваться ресурсами Интернета и программой Photoshop.
Тип урока: интегрированный
Класс: 11
Оборудование: компьютер и проектор для презентации видеом, таблички с терминами, презентация «Тайга».
Термины: хронотоп (время-пространство) – единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение художественного смысла; видеома - особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа…
Ф. Тютчев
Ход урока
ЛИТЕРАТУРА (18 минут)
1. Вступительное слово учителя литературы
Одной из важнейших категорий художественного произведения является художественное пространство-время. Единство пространственных и временных параметров называется хронотопом. Оно несет основную функцию, позволяет выявить универсальные представления писателя о бытии и человеке. Обращение к этой проблеме на нашем уроке поможет увидеть своеобразие художественного мира В.П. Астафьева. Рассмотрим рассказ В.П.Астафьева «Капля». Рассказ входит в сборник «Царь - рыба», и считается всеми исследователями главой философской. Образ капли многозначен, многогранен, и поэтому всегда вызывает множество смысловых и изобразительных ассоциаций. Цель нашего занятия – определить понятие хронотопа (времени-пространства) в рассказе В.Астафьева и выразить его в видеомах.
2. Работа с текстом
Определим художественное пространство произведения (читаются фрагменты текста):
«Я коротал время возле поселка, на галечном мысу, названном Карасинкой - хранились здесь цистерны с совхозным горючим, отсюда название…», «И вот мы катим по Енисею к незнакомой речке Опарихе», «мне чем-то с устья приглянулась Опариха, главный заман в том, что людей на ней не бывает - труднопроходимая речка», «сразу крутой поворот, ниже которого речка подмыла берег, навалила кустов смородины, шипицы, всякого гибника, две старые осины и большую ель. Место - лучше не придумать!», «мы углубились по Опарихе. Тайга темнела, кедрач подступил вплотную,местами почти смыкаясь над речкой. Вода делалась шумной, по обмыскам и от весны оставшимся проточинам росла непролазная смородина, зеленый дедюльник, пучки-борщевники с комом багрово-синей килы на вершине вот-вот собирались раскрыться светлыми зонтами. Возле притемненного зарослями ключа, в тени и холодке цвели последним накалом жарки, везде уже осыпавшиеся, зато марьины коренья были в самой поре, кукушкины слезки, венерины башмачки, грушанка - сердечная травка - цвели повсюду, и по логам, где долго лежал снег, приморились ветреницы, хохлатки».
Таким образом, мы видим, что художественное пространство рассказа – это Сибирь, побережье Енисея, река Опариха, тайга.
- В чём особенность изображения тайги у Астафьева как художественного пространства? Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф к уроку – строки из стихотворения Ф.Тютчева (читается эпиграф). Учащиеся читают фрагменты из текста:
«В могучем завале, таком старом, вздыбленном, слоеном, что местами взошел на нем многородный ольховник, гнулся черемушник, клешнясто хватался за бревна, по-рачьи карабкался вверх узколистый краснотал и ник к воде смородинник. Речку испластало в клочья, из-под завала там и сям вылетали взъерошенные, скомканные потоки и поскорее сбегались вместе», «Хотя обдувья не было - так загустела тайга вокруг, по распадку угорело виляющей речки все же тянуло холодком, лица касалось едва ощутимое движение воздуха, скорее дыхание тайги, одурманенное доцветающей невдалеке черемухой, дудками дедюльников, марьиного корня и папоротников», «Нет, нельзя, пожалуй, назвать
туманами легкие, кисеей колышущиеся полосы. Это облегченное дыхание земли после парного дня, освобождение от давящей духоты, успокоение прохладой всего живого», «Лишь отблескивала в перекатах Опариха, катясь по пропаханной, вилючей бороздке к Енисею. Там она распластается по пологому берегу на рукава, проточины и обтрепанной метелкой станет почесывать бок грузного, силой налитого Енисея, несмело с ним заигрывая. Чуть приостановив себя на выдававшейся далеко белокаменной косе, взбурлив тяжелую воду, батюшко Енисей принимал в себя еще одну речушку, сплетал ее в клубок с другими светлыми речками, речушками…», «В глуби лесов угадывалось чье-то тайное дыхание, мягкие шаги. И в небе чудилось осмысленное, но тоже тайное движение облаков, а может быть, иных миров иль «ангелов крыла»…»
- Каковы особенности мифологического пространства? (Пространство наполнено легендами, сказаниями; тайга живёт, дышит)
- Какому другому пространству противопоставлена тайга?
( Пространству города – враждебному, воинственному миру)
- Что является центром художественного пространства рассказа? (Капля росы:«На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела крупная капля и, тяжелой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением»).
Определим художественное время рассказа (читаются фрагменты текста):
«Дома, в городской квартире, закиснув у батареи парового отопления, мечтаешь: будет весна, лето, я убреду в лес и там увижу такое, переживу разэтакое... Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе», «Так на фронте цепенел возле орудия боец с натянутым ремнем, ожидая голос команды, который сам по себе был только слабым человечьим голосом, но он повелевал страшной силой - огнем, в древности им обожествленным, затем обращенным в погибельный смерч. Когда-то с четверенек взнявшее человека до самого разумного из разумных существ, слово это сделалось его карающей десницей. «Огонь!» - не было и нет для меня среди известных мне слов слова ужасней и притягательней!», «…глядел на огонь, думал о больном брате, о подростке-сыне. Казались они мне малыми, всеми забытыми, спозаброшенными, нуждающимися в моей защите. Сын кончил девятый класс, был весь в костях, лопатки угловато оттопыривали куртку на спине, кожа на запястьях тонко натянута…», «Брат, хотя годами и мужик, двоих ребятишек нажил, всю тайгу и Енисей обшастал, Таймыра хватил, корпусом меньше моего сына-подростка. На шее позвонки орешками высыпали, руки в кистях тонкие, жидкие, спина осажена надсадой к крестцу, брюхо серпом, в крыльцах сутул, узок, но жилист…»
Таким образом, мы определили понятие «художественное время» – это воспоминания автора о войне - прошлое; настоящее – забота о сыне, брате; будущее – размышления о мире).
- Почему именно время ночи выбрано автором для философского осмысления жизни?
(Именно ночью возникают размышления о смерти, о бренности жизни, о смысле жизни; ночью открывается герою истинная сущность тайги)
- Что является центром художественного времени? (Капля росы: в одном миге сливаются прошлое, настоящее и будущее)
Художественное время, характеризующее таёжное пространство, названо у Астафьева вечностью. Обратимся к понятию хронотопа (термин).
- Что представляет собой хронотоп в рассказе В.П. Астафьева и в чём его идея? (Хронотоп - тайга – вечность, идея противостояния природы и цивилизации).
Проанализировав рассказ В.П.Астафьева, видим, что именно капля росы воплощает в себе данный хронотоп. Мы рассмотрели понятие хронотопа на примере словесного анализа. Можно ли представить это понятие с помощью современных изобразительных средств?
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5 минут)
3. Учитель изобразительного искусства
Представить понятие хронотопа тайга – вечность с помощью современных изобразительных средств возможно. Ночная тайга насыщена временем: прошлым, настоящим и будущим. Хронотоп материализует время в пространстве и является центром изобразительной конкретизации. Сюжетные события в нём обрастают плотью, наполняются эмоционально-чувственными переживаниями. Перед вами ставится задача: представить наглядно-изобразительное воплощение хронотопа. Так как центром художественного пространства произведения является капля, именно её образ будем воплощать в композиции. Используя современные технологии (компьютерную графику) и выразительные средства композиции (цвет, ритм, контраст), изобразим понятие хронотопа тайга-вечность.
Вы провели предварительную подготовку: собрали ассоциативный зрительный ряд из объектов, предметов, которые будете использовать в воплощении хронотопа в программе Adobe Photoshop. Благодаря этой программе, вы создадите хронотоп в технике коллажа.
- Что представляет собой техника коллажа? (Наложение и проникновение пространственных и временных слоёв, трансформация объектов)
Ваша задача осложняется тем, что необходимо наполнить пространство капли философским содержимым, смысловые ассоциации перевести в зрительные образы.
На работу отводится 13 минут. Во время работы показывается презентация «Тайга», звучит музыка.
4. Защита работ (8 минут)
1. Видеома № 1
Большую часть пространства занимает пейзаж (выбран фон озера), так как в произведении основное художественное пространство рассказа – это природа. Внутри капли изображены пики небоскрёбов – символы цивилизации, урбанизации, уничтожающей природу. Пики уходят в пустоту серого неба, символизируя бездуховность, враждебность города по сравнению с гармонией природы. Внутри капли преобладают серые тона, контрастируя с яркостью пейзажа. Природа доминирует над тем, что искусственно создано человеком, т.е. духовность доминирует над бездуховностью.
2. Видеома № 2
Фон видеомы – разрушенный войной город и тени самолёта на воде (серая гамма). Это связано с воспоминаниями главного героя о Великой Отечественной войне. Внутри капли фон – тайга, образ, противостоящий человеческой жестокости. На фоне тайги изображено дерево – символ рода, семьи. Дерево – это будущие поколения: сын героя, брат. В этом символе запечатлены все переживания персонажа о будущем своих родных, надежда на счастливую жизнь потомков. В произведении, как и в видеоме, капля является символом природы, гармонии, но в то же время связующим звеном с воспоминаниями героя.
3. Видеома № 3
На нашей видеоме капля изображена на фоне земного шара. Сидя у костра, главный герой думает не только о своей жизни, но и о жизнях других людей, всего человечества в целом. Внутри капли – огонь, издавна имеющий мифологическое значение. Огонь – это свет, защита от злых сил. Свет костра навевает воспоминания, размышления о детях: «Дети – это счастье, дети – это свет в окошке». Образ ребёнка в видеоме – это символ будущего и надежд, которые родители возлагают на своё дитя. Центральный объект в видеоме – это тайга. Тайга – это вечность, здесь разворачиваются события настоящего, прошлого и будущего. Тайга – это живое существо. Капля росы олицетворяет хрупкость таёжного мира, который пытается освоить человек.
4. Видеома № 4
Фоном нашей видеомы стал город, показывающий его противостояние с живой природой, тайгой. Изображены только здания: город – мир, сотворённый человеком. Человек создал город и пытается покорить тайгу, но она всё равно остаётся непознанным, таинственным, неизведанным пространством. Наша капля соединяет в себе пространственные временные образы. Ночь – время для размышления. Тайга – место для рыбалки, охоты. Автор размышляет о прошлом (образы солдат на войне), будущем (образы детей). Философский смысл нашей капли – вечность тайги на фоне искусственно созданного города.
5. Видеома № 5
На видеоме изображена капля на фоне космоса. Тайга – это олицетворение мощи природы, безграничности пространства, бесконечности космоса. Тайга – это кусочек нашего мира, неизведанный, загадочный, непостижимый. Ангел, изображённый на фоне тайги – это символ хранителя, защитника природных богатств. Подобно матери, защищающей своё дитя, ангел парит над тайгой, защищая всех её обитателей. Кроме того, в образе ангела-хранителя выступает и автор, который переживает за своего сына и заботится о брате.
6. Видеома № 6
На нашей видеоме мы изобразили все тайны тайги. В рассказе В.Астафьева тайга – это пространство мифологическое, оно наполнено фантастическими образами. Капля отражает все скрытые, на первый взгляд, образы. Пегас символизирует мифологическое пространство тайги, её тайны. Маска – противоречивость: красота таёжных пейзажей и страх перед неизведанными тайнами ночной тайги. Игральный кубик – хитросплетения судьбы. Все символы изображены на фоне прекрасного цветка, хрупкого, ещё не тронутого человеком, олицетворяющего неповторимую красоту таёжного пространства.
7. Видеома № 7
Моя видеома имеет свой, особый смысл. Фон, на котором расположена капля, - это война, смерть, ужас, многочисленные разрушения, то, что творит человек своими руками. Мы хотим жить в мире и гармонии, так почему разрушаем всё своими руками? Миру хаоса и разрушения противостоит маленькая капля росы. В ней я воплотила всё самое ценное: чудо – маленький ребёнок, наша надежда и будущее. Ребёнок изображён на фоне цветущей сакуры – символа жизни. Её нежность и красота напоминают о хрупкости человеческой жизни. Каждая капля – это отдельная человеческая жизнь.
8. Видеома №8.
Свою видеому мы изобразили на фоне ночи, загадочной, таинственной, вызывающей на размышления о вечном. Таинственность и страх перед непостижимым символизирует чёрная пантера. Необычный образ для тайги, но именно он воплощает сказочность тайги, её живую противоречивую душу. Это мистическое существо, наполненное легендами и преданиями. Также на видеоме мы изобразили хрупкий, нежный цветок, символизирующий всю гармонию и красоту природного мира.
5. Итоговое слово учителя литературы (1 минута)
Много ли может вместить в себя маленькая капля росы? Оказывается, да. Капля росы – это воплощение мощи природы и хрупкости мира, жизни человека и бесконечности космоса, тревоги и радости. И так будет вечно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Видеома № 1
Видеома № 2
Видеома № 3
Видеома № 4
Видеома № 5
Видеома № 6
Видеома № 7
Видеома № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изуч...
Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.
Статья о том, как и какую литературу можно использовать в школе и дома для духовно-нравственного воспитания детей....

Интегрированный урок «Скорость, время, расстояние».
Цели урока: ввести понятие скорости как новой единицы измерения.Задачи урока: установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;учить решать задачи на нахождение ...
Духовные поиски подростка в " сонные" времена. По рассказу Ирины Полянской "Петр I"
Текстовый анализ рассказа Ирины Полянской "Петр I" .Блок "Литература на современном этапе". 11 класс. Стремление "странной" юной девушки из "сонного" мира Москвы 70-х годов 20-го век...

Интегрированный урок литература-ОБЖ (по рассказу Шекли "Абсолютное оружие"
Интегрированный урок литературы, связанный с темой по ОБЖ "Оружие массового пороажения". Фантастический рассказ Р.Шекли "Абсолютное оружие" - это рассказ-предупреждение человечеств...

интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар
Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"
Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...