Интегрированный урок литература-ОБЖ (по рассказу Шекли "Абсолютное оружие"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Интегрированный урок литературы, связанный с темой по ОБЖ "Оружие массового пороажения". Фантастический рассказ Р.Шекли "Абсолютное оружие" - это рассказ-предупреждение человечества об угрозе миру в связи с применением средств массового поражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (литература-ОБЖ)«Средства массового поражения» (на основе фантастического рассказа «Абсолютное оружие» Р.Шекли из УМК «Вокруг тебя – Мир…»)
Цели:1) Продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора.
2)Познакомить с современными видами оружия массового поражения (в целом) и дать характеристику поражающих факторов ядерного оружия.
Материал к уроку
1.Книга «Вокруг тебя - Мир…» (8 класс)
2,Презентация по средствам массового поражения
3.Фильм о Хиросиме и Нагасаки
2.Записи на доске.
3.Слайды с изображениями поражающих факторов современного оружия
Записи на доске
Эпиграф к уроку:
«Я не ставлю задачу предвидеть будущее, я хочу его предотвратить»
Рэй Бредбери
«Обещают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести»
( слова из песни)
Абсолютный – 1)Безусловный, исключительный, несомненный
2)Достигший высшего предела; совершенный, полный, непревзойденный.
Методы и приемы
1.Анализ прочитанного
2.Работа над афоризмами и терминами
4.Текстовая характеристика героев
5.Цитирование текста
6.Сравнительная характеристика героев
7.Лекция -рассказ с презентацией о средствах массового поражения
Замечание: рассказ прочитан на предыдущем уроке, проверено первичное восприятие учащимися, проведена словарная работа, определено жанровое своеобразие новеллы, даны сведения об авторе
Ход урока
1.Сообщение цели урока
2.Слово учителю литературы
Читаем эпиграф к уроку и спрашиваем у учащихся :
- Почему Рэй Бредбери (писатель-фантаст) желает предотвратить будущее? Что его пугает? Можно ли связать его опасение с содержанием прочитанного нами рассказа?
- Возможно, он тоже хочет предупредить, что человек может сам себя уничтожить при неразумном использовании результатов технического прогресса или по причине неправильно сделанного выбора. Можно сказать, что это рассказ-предупреждение.
- С каким же значением использовано слово «абсолютный» в рассказе?
- Со значением «совершенный, непревзойденный».
- Что же произошло на Марсе?
- Марсианская цивилизация исчезла в результате использования абсолютного оружия , которое они изобрели, потому что не было средств защиты против него.
- С какой целью отправились люди на Марс?
- Герои рассказа Эдсель, Парк и Факсон отправились в экспедицию, чтобы найти оружие марсиан. У каждого была своя роль. Эдсель обладал свитком, Факсон финансировал, Парк умел читать по-марсиански.
- Можно ли назвать их друзьями?
- Нет, потому что в ходе экспедиции они друг друга убивают.
- каждый ли из них способен на убийство?
- Пожалуй, Факсон нет, потому что главное для него - деньги, но сам он не хочет стрелять и убивать, хотя оружие готов продать кому угодно. Он понимает опасность марсианского оружия.(«Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило марсианскую расу»)
- С помощью каких средств автор создает характеристику героев?
- С помощью эпитетов, описания их действий, внутренних монологов, описания настроения героев (в зависимости от обстоятельств), голоса.
Учащиеся дают текстовую характеристику героям (работа ведется в группах).Можно выписывать или отмечать карандашом в тексте и зачитывать.
Факсон –«коротышка», «веселый», «мечтал о куче денег»»умоляющим голосом сказал», «сколько мы денег загребем», «глаза при этом загорелись»
Эдсель – «хотелось кого-нибудь убить», нервы сдавали», «спросил зловеще низким голосом», подумал «пулю ему в голову», «ласково погладил пистолет», «убить смогу в любое время», «был в прекрасном настроении»( когда нашел оружие), «с удовольствием таскал оружие», «умолчал о том, что на месте Парка так бы и сделал»( убил)
Парк – «молча тащился», молча пожал плечами», молча кивнул», «ходил между грудами оружия, но ни к чему не прикасался», «спокойно стоял на месте», «наоборот, одобряю»(убийство Факсона), « проклятый дурак, придумал королевство, такая власть для меня , человека, который переделывает историю» ( думал об Эдселе) « аккуратно прострелил ему голову».
-Что скрывалось за молчаливостью Парка?
- Он держал камень за пазухой, т.е. мечтал избавиться от всех и одному завладеть всем оружием. Он оказался коварнее всех.
- Когда его спокойствие было впервые нарушено?
- Когда абсолютное оружие начало к нему приближаться. («Нервы у Парка сжались в тугой комок», «Он с трудом подавил панический ужас», «Сгинь, исчезни! –завизжал Парк», «нервы у него начали рваться»)
- Как описывается в рассказе картина исчезнувшей марсианской цивилизации?
- Это мертвая пустыня, где встречаются курганы («Водянистое солнце таращилось на них»)
Лежат сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы. Все это следы «жестоких войн». Нет разумного существа, нет животных.
- Могут ли в этих условиях яблони зацвести?
- Нет.
Что значит «жестокие войны»?
- Это войны, которые уничтожили беспощадно все до основания, всю марсианскую цивилизацию
- Какие виды оружия встречаются в рассказе? Как их автор описывает?
- Там было «много оружия разного типа, разной конструкции мощности. Изумительно компактные тепловые и радиационные автоматы, оружие, мгновенно замораживающее, и оружие сжигающее, оружие, умеющее рушить, резать, коагулировать, парализовать и другими способами убивать все живое».
- Есть ли средство защиты от этих видов оружия?
- Это силовое поле в виде голубой прозрачной стены , которая, как полагает Парк, возможно выдержит и взрыв атомной бомбы.
- Какими средствами автор показывает равнодушие, бездушие абсолютного оружия?
- Он называет его чудовищем, оно хохочет, глаза немигающие, оно заглатывает жертву. «Оно приближалось к Парку с широкой ухмылкой», «оглядывается кругом в поисках протоплазмы», т.е. вещества животных и растительных клеток, которые являются основой жизненных процессов в них.
- Может ли быть победитель в войне с применением абсолютного оружия?
- Никто не мог стать победителем в войне, ведь оно никому не подчиняется, никто не может им управлять. Действие его никем и ничем не ограничено, оно не делает различия между «своими» и «чужими», воюющими и невоюющими; его цель – поиск и поглощение как «спокойной», так и «активной» протоплазмы.
- Как вы думаете, почему автор придает этому оружию обличие человека?
- Наверное, хочет сказать, что человек разумный поступает неразумно по отношению к самому себе, т.е. работает на самоуничтожение.
- С этим трудно не согласиться, автор еще раз дает сигнал предупреждения.
- А какие еще есть предупреждающие моменты в рассказе?
- Факсон неоднократно предупреждает, что «оно может взорваться или еще что-нибудь», « вызвать атомную реакцию или еще что-нибудь», он также прямо сказал: « Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило всю марсианскую расу». Кроме того. На дверях, за которыми было спрятано «абсолютное оружие», было предупреждение, чтобы не входили.
- А какие цвета встречаются в рассказе?
- Красный, черный ( цвета, предупреждающие об опасности). Черная шкатулка, черный ящик, пурпурная форма синтетов.
-А еще? Как описывается абсолютное оружие?
- Это «облако, поблескивающее металлическим отсветом» (холодный металлический цвет).
- Какие слова, заменяющие слово «оружие», вам кажутся особенно кощунственными, циничными?
- «Хороша штучка», «полезная игрушка».
- Игрушка – это предмет развлечения детей. Самое страшное может случиться, если эти «игрушки»окажутся в руках людей с детским, неразвитым сознанием или в руках психически неуравновешенных людей.
- Существует ли для героев рассказа проблема выбора средств для достижения целей?
- Нет, они готовы ради наживы, ради собственных удовольствий идти на любые жертвы, в итоге сами оказались заложниками и жертвами собственной алчности.
- Вот об этом, вероятно, хотел сказать Рэй Бредбери, как бы подтверждая основную мысль рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие».
Русский писатель Л.Леонов писал: « О, как безумно хочется хотя бы через травинку, чрез парящее в небе облачко, даже со сверхптичьего полета взглянуть потом на наше продолжение в веках…»
Пусть же будет у человечества продолжение, пусть будет кому смотреть в будущее на Земле.
А чтобы было именно так, многое зависит и от вас, ребята, потому что будущее предстоит строить именно вам.
3. Часть урока по ОБЖ
-А сейчас я слово предоставляю Владимиру Владимировичу (учителю ОБЖ).
Учитель ОБЖ делает вступление к своему рассказу:
-К счастью, человек еще не изобрел подобное оружие, но существует много других, близких к тем, которые обнаружили герои рассказа.
Далее идет характеристика (общая) современных видов оружия массового уничтожения
( с презентацией)
В заключение спрашиваем у учащихся, почему выбрана именно такая форма урока. С ответом они не затрудняются. Это урок-предупреждение
Выводы:
1) На Земле накоплено столько оружия, что это может привести к мировой катастрофе
2)Мировое сообщество должно приложить все усилия для предотвращения военных конфликтов с использованием оружия массового поражения.
Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"
интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...
Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....
Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"
Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...