Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.
статья (6 класс) по теме
Статья о том, как и какую литературу можно использовать в школе и дома для духовно-нравственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupin_statya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульга Кристина Владиславовна.
Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 185 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.
Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.
Добрый день, уважаемые участники и организаторы конференции!
Хотя я являюсь учителем английского языка, в школе я также занимаюсь воспитательной работой в 6-7-х классах, поэтому сегодня свое выступление я бы хотела посвятить духовно-нравственному воспитанию ребенка посредством чтения произведений детской литературы в семейном кругу и в школьной внеклассной деятельности.
В ритме современной жизни, в погоне за новыми материальными ценностями, мы часто забываем о духовном, независимо от нашего вероисповедания. И как следствие, это отражается и на наших детях. Они мало читают литературу, которая способствовала бы духовному развитию, воспитанию души человека, готовой к состраданию, милосердию, толерантности, любви к близким и т.п.
Современные подростки в большинстве своем, к сожалению, не знают, что такое настоящее детство. Происходит подмена ценностей, заполнение вакуума компьютерными играми, социальными сетями, мобильными телефонами, планшетами и прочими техническими новшествами. Проводя за ними слишком много времени, наше молодое поколение упускает более ценное – это непосредственное общение с родными, близкими, простые семейные радости. Наши дети все раньше и раньше морально взрослеют, и, как сейчас часто говорят, у них почти нет детства. И мы, взрослые, должны помогать создавать им его. Более того, мы должны научить детей беречь память о предках, их жизни и воспитывать в них желание самим интересоваться историей своей семьи, своих корней.
Поэтому так важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка не только во время школьных уроков литературы, русского языка, истории, музыки и др., но и за их пределами – во внеклассной деятельности и дома. И здесь замечательным подспорьем станет детская духовно-назидательная литература.
Для реализации этой цели, я провела классный час в 6 классе на тему «Возвращаясь к истокам. Что такое детство» по рассказам Владимира Николаевича Крупина, замечательного русского писателя и публициста.
Авторы многих русских детских книг и учебных пособий по развитию навыков чтения стремятся воспитывать в юных читателях любовь к русской истории, культуре, литературе, родному слову и такие ценности как вера, добро, любовь, сострадание, милосердие, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родине и т.д. И произведения В.Крупина являются замечательным образцом такой литературы. Но имя автора мало известно читателям, хотя его можно смело ставить в один ряд с такими мастерами, как Белов, Распутин, Коваль и др.
К классному часу учащимся было необходимо прочитать несколько рассказов В.Крупина: «Бумажные цепи», «Утя», «Амулет», «Босиком по небу», «Катина буква», «Зеленка».
Эпиграфом к классному часу послужили следующие высказывания:
- Детство сильнее всей остальной жизни. Владимир Крупин.
- В поэзии детства звучит серьезное… уважение к детству, воспоминание о нем как о чистых и добрых наших началах. Валентин Распутин.
В начале занятия я рассказала детям о биографии писателя.
В. Крупин пришел в литературу в 1970-е годы и начал свое творчество в русле «деревенской прозы», и поэтому, как и многие другие писатели-«деревенщики», он обращается к близкой ему теме - малой родины, родного дома, семьи. Детские годы писателя прошли в селе Кильмезь, в Вятской области. Поэтому эта земля так дорога ему, и, несмотря на долгие годы, прожитые в Москве, его постоянно тянет на родину. Духовное единение со своими предками, со всей семьей, с земляками и всеми соотечественниками - это как раз то чувство, к которому призывает В.Крупин и которого так не хватает современной молодежи.
В. Крупин – не только замечательный писатель, но и глубоко верующий человек. В его произведениях, помимо вечных тем, «слышно наше время[1]». Крупин умеет блестящим образом сочетать в своих произведениях светскую проблематику и христианские нравоучения, поэтому такие произведения могут быть адресованы не только воцерковленным детям и их родителям, но и всем остальным.
Вторая часть классного часа была построена на беседе по следующим вопросам:
- О ком и о чем говорится в рассказах В.Крупина?
- Какие герои стоят в центре рассказов?
- Что их объединяет?
- Что такое жизненные ценности? Какие они бывают?
- Каковы жизненные ценности героев? Что для них важнее – материальное или духовное?
- Каковы жизненные ценности учащихся?
- Что такое настоящее детство? Чем отличается детство героев В.Крупина и детство самих учащихся? Можно ли назвать это настоящим детством?
- Почему детство – это самый важный период жизни человека?
Также мы с классом поговорили о семейных традициях прошлых лет и современности. Особое внимание было уделено центральному произведению классного часа - одному из лучших детских биографических рассказов В.Крупина «Бумажные цепи», посвященному предновогодней суете, воспоминаниям о елочных игрушках, о «бесконечных бумажных цепях», которые всей семьей делали на каждый Новый год. Повседневность, обычная действительность у В. Крупина обретают высокий, вечный смысл.
«Бумажные цепи» - это рассказ о простых радостях, которые оказываются больше и сильнее наших современных «дорогих заграничных ёлочных украшений, мигающих электрических гирлянд, шагающего игрушечного деда-мороза, лунохода на батарейках, трещащих, похожих на взаправдашние автоматы и настоящего Деда Мороза, приносящего в оплаченное время оплаченный подарок». Рассуждая о подарках и новогодних сладостях, автор приводит уже недавние слова своей сестры: «Нам бы в детство такие конфеты… — мы бы из этой серебряной фольги резали “снег”». Ведь, даже конфеты как таковые им не нужны. Радость для них состоит не в обладании дорогим, вкусным, новомодным, а в самой возможности созидания счастья, в возможности делать даже незатейливые вещи, но всей дружной, крепкой семьей. В этом для автора счастье: «Но всё-то мне кажется, что у нас было больше радости от Нового года. Больше. Мы сами созидали его».
«Бумажные цепи» - это рассказ о семейной идиллии, о крепких семейных узах, о цепях, «приковывающих» к родине детей своей земли. И здесь хочется вспомнить слова великого литературоведа М. М. Бахтина: «Все, что является бытом по отношению к существенным биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни»[2].
Вместе с учащимися мы сравнили детство современного ребенка и ребенка военного и послевоенного времени и ребята пришли к выводу, что:
- С годами жизненные ценности человека меняются, материальное выходит на первый план, а духовное забывается;
- Самое ценное, что есть у человека – это его семья, близкие люди и родина, все то, что находится рядом с детства;
- Семейные традиции – неотъемлемая часть каждой семьи, имеющая необыкновенно мощную укрепляющую силу;
- Детству современного подростка очень не хватает простых радостей, света и доброты прошлых лет, когда их бабушки и прабабушки были маленькими.
- Детство является важнейшим периодом жизни человека, так как именно в эту пору происходит становление его личности и души.
Вместе с ребятами мы решили организовать ещё один классный час, к которому каждый из них приготовит презентацию с рассказом об истории и традициях своей семьи. Учащимся необходимо сделать ее именно всей семьей, чтобы и у детей, и у родителей, и, возможно, бабушек и дедушек появился повод собраться вместе и пообщаться на самую важную для них тему.
Также вместе с ребятами мы хотим реализовать ещё одну идею – проект «Идеальное детство», где учащиеся смогут описать и изобразить их жизнь и то, чего им не хватает, но что бы они хотели тоже в нее привнести по примеру героев рассказов В.Крупина и их бабушек и дедушек. Данный проект планируется реализовать на английском языке.
Заканчивая свое выступление, мне бы ещё раз хотелось обратиться к мысли В.Крупина. Герой его рассказов, ребенок, - это образец духовной чистоты, доброты и любви. Часто в его словах и словах автора мы слышим призыв: будем как дети. Эта мысль прослеживается у писателя из рассказа в рассказ и часто противопоставляется проблеме черствости, бездуховности взрослых.
Детство – это основа жизни, ее «самый талантливый набросок». Но отдаляясь от детства, человек безнадежно ухудшает этот «набросок», поэтому своей важнейшей задачей Владимир Крупин видит необходимость помочь детям и взрослым предотвратить это. Автор создает ощущение преемственности и некой бесконечности звеньев, идущих по прочной, неразрывной цепочке:
И вот я, понимающий, что в моей жизни всё прошло, кроме заботы о жизни души, думаю что именно этими бумажными цепями я не ёлочку украшал — я себя приковывал к родне, к детству. И приковал. <…> Многие другие цепи рвал, эти не порвать. И не пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных.
Правда, крепче.
Детство сильнее всей остальной жизни.
Благодарю за внимание!
[1] Боровская Е. Р. Герой-Художник в русской прозе начала и конца XX века: дис. …канд. филол. наук. - М., 2000. - С.6.
[2] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 374.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми во внеурочное время
Это альбом, в котором размещены фотографии с внеклассных мероприятий, экскурсий....
Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы
Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных учащихся во внеурочное время с учётом индивидуальных особенностей. Вним...
"Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"
Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.Важным компонентом является создание ус...
Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».
Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».Представляет учитель географии Бальчус И.М.ПланТеоретическая частьПрактическая частьПриложениеI. Теоретич...
Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Мы считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодейст...
«ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ»
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. ...
Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ...