Метапредметный урок - исследование "Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изучения различных его элементов. Художественное пространство – одна из важнейших сторон произведения. Оно не только место, где происходит событие, перемещаются герои, развивается сюжет. Пространство и время становятся особым средством выражения авторского мира и миропонимания.
В чём смысл знаменитой метафоры Паскаля? – Мир – это шар, ничем не ограниченная сфера, безграничное пространство, но центр этой сферы и этого пространства – внутренний мир человека. Каким будет этот мир, таким и будет это пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает (И.С. Тургенев). | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Пространство и время в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»».
(Метапредметный урок – исследование по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
Цель урока: раскрыть основной стилистический и композиционный принцип построения рассказа – контраст; продолжить формировать навыков анализа литературного художественного произведения.
1.Воспитывать сострадание к другому человеку, милосердие.
2.Учить деятельной любви к ближнему.
3.Обогатить опытом нравственных переживаний, способствовать воспитанию нравственной позиции учащихся.
4.Подвигнуть к размышлению о нравственном и безнравственном поступке.
5.Развивать навыки связной речи. (Слайд 1)
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого; иллюстрации к произведению, выполненные учащимися; аудиозапись вальса С.Прокофьева к опере «Война и мир», компьютер, медиаэкран.
Эпиграфы к уроку:
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
В.Г.Белинский
Граница мира - нигде, а его центр – везде.
Метафора Паскаля
Л.Н. Толстой (слайд 2)
На медиаэкране представлены памятки для учащихся (слайд 3):
Художественное пространство – один из важнейших компонентов произведения.
- Определяем, какое пространство описывает автор (бытовое, сказочное, романтическое, природное). С какой точки зрения описывается.
- В каком отношении находятся пространства в произведении (не пересекаются, противоположны, переплетаются, принадлежат отдельным героям). Почему?
- Закрытые или открытые эти пространства, почему?
- Статично или динамично, почему?
- Наполненное (чем?) или пустое?
- Соответствует ли тип персонажа пространству и почему?
- Вывод. Каков образ пространственного мира писателя?
Художественное время.
События в произведении могут предшествовать друг другу, следовать друг за другом и т.д. Читатель должен замечать время, даже если о нём ничего специально не говорится. Где нет событий, там нет времени.
- Какое время описано в произведении? Настоящее, будущее, прошедшее?
Бытовое, мифологическое, христианское и т.д. Почему?
- Одно или несколько времён?
- Каковы отношения между временами, совпадают, переплетаются, следуют одно за другим и т.д. почему?
- Авторское отношение ко времени:
а) не поспевает за быстро меняющимися событиями;
б) созерцает;
в) активно включается;
г) останавливает, выключает время из произведения.
(Л. Толстой «Философские размышления)
Ход урока
Объявление темы, целей урока.
Учитель: рассказ Л.Н. Толстого «После бала», написанный в 1903 г., - одно из наиболее значительных произведений, созданных писателем в последние годы жизни. Исторический аспект рассказа соотносит изображаемое действие с реальной исторической основой. Рассказ «После бала» обращён к прошлому, к русской действительности 40-х годов 19 века. Эти годы знакомы писателю не только по историческим документам – это годы его студенческой жизни в Казани, а затем военной молодости на Кавказе. Для России - это годы царствования Николая 1.
Основной стилистический и композиционный принцип построения рассказа – контраст, вследствие которого в рассказе выделяются две резко противопоставленные друг другу части. Как было указано самим Л.Н. Толстым, эти части можно было назвать «рассказ о бале» и «сквозь строй». Связующим звеном всего произведения является главное действующее лицо рассказа, от имени которого ведётся повествование – Иван Васильевич. В рассказе повествователь (рассказчик) не только обозначен как конкретное лицо (Иван Васильевич), но и охарактеризован. Характеристика его дана в начальном, подводящем к описанию событийной основы рассказа диалоге.
- Что вы узнали об Иване Васильевиче? О его положении в обществе; об отношении к нему людей; о его внешности? О каком периоде своей жизни рассказывает Иван Васильевич? Каковы его занятия, образ жизни, интересы?
Иван Васильевич – опытный рассказчик; как сказано в начале повествования, говорит «очень искренне и правдиво». События рассказа относятся ко времени студенческой молодости героя, однако описывает его уже пожилой человек, много передумавший о цели и смысле жизни, многое переживший и оценивший происшедшее с ним с позиций своего жизненного опыта. Противопоставленность двух частей его рассказа психологически мотивирована: слишком по-разному запечатлелись в памяти героя ночь и утро после бала.
Задача нашего урока – увидеть, что одной из важнейших сторон художественного произведения являются художественное пространство и художественное время.
Обратим внимание на высказывание Ю. Лотмана, записанное на доске «…структура художественного пространства становится моделью Вселенной автора… её организующим моментом. Пространство в художественном произведении моделирует разные связи картины мира: временные, социальные, этические и т.д. Это происходит потому, что в той или иной модели мира категория пространства слита с… понятиями, существующими в нашей картине мира».
Каждый герой живёт в своём, собственном пространстве. Чем дольше живёт человек, тем богаче становится мир, окружающий его. Литературные герои живут в своём мире, волею автора и судьбы попадают в иные миры, открывают загадки и тайны этого мира, порой страшные, как это случилось с героем рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Сейчас прозвучит музыка. Вы должны определить, какую из противопоставляемых частей рассказа иллюстрирует эта музыка, и найти в тексте слова, выражающие то же настроение, что и в музыкальном фрагменте. (Звучит вальс Прокофьева. Зачитывается соответствующий фрагмент рассказа – описание бала).
Мы видим, что в первой части – картине бала – всё светится добром, красотой, любовью и располагает к настоящему веселью и радости. Герой влюблён, его переполняет чувство любви.
- Какие слова наиболее сильно передают состояние, в котором пребывает Иван Васильевич на балу? Что он говорит о своём отношении к Вареньке и её отцу?
Чтобы передать приподнятое, восторженное настроение юноши, влюблённого, может быть, в первый раз, неоднократно повторяется конструкция «Я + глагол»: «Я взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро».
Благодаря цветовой гамме, почти одинаковой у отца и дочери, рассказчик объединяет
в сознании слушателей Вареньку и её отца полковника, конкретизируя свой замысел фразой: «И я невольно соединяю его и её в одном нежном, умилённом чувстве».
- Опишите внешность Вареньки, её костюм. Какая особенность её внешности привлекает Ивана Васильевича? (Зачитывается фрагмент текста рассказа).
Итак, вся жизнь и все люди представлялись герою в это время в розовом цвете. Поэтому-то и главные цвета, выбранные для описания Вареньки и её отца, - белый и розовый.
- Какая деталь особенно поразила Ивана Васильевича в отце Вареньки и почему? Как он относится к дочери? (Зачитывается фрагмент текста рассказа).
После бала Иван Васильевич находится в приподнятом настроении: он счастлив и всё ещё продолжает жить прекрасными впечатлениями бала. Музыка бала всё ещё звучит в душе героя.
В первой части рассказа передано общее впечатление восторженности, умилённого состояния влюблённого человека, «способного на одно добро». Важную роль играет здесь языковой аспект. Найдите в тексте эмоциональные эпитеты: «восторженное, нежное чувство», «ласковые милые глаза» и т.д. Однородные члены, как правило, объединены попарно и способствуют передаче эмоционального состояния рассказчика: «выразить весь свой восторг и благодарность», «в знак сожаления и утешения», «все смотрели на неё и любовались ею» и т.д.
Давайте проследим, как в рассказе передаётся течение времени, какие события сюжета проносятся мгновенно, какие текут медленно и почему.
Сцена бала описана человеком, для которого всё это уже далёкое прошлое. События даны в строгой последовательности, постепенно, обстоятельно, а главное – обобщённо. «Бал был чудесный…» - это уже позднейшая оценка, и не какого-то определённого момента, а всего бала вообще.
Самим повествованием устанавливается дистанция между прошлым (описанием бала) и настоящим: «Мазурку отбили у меня: противный инженер Анисимов, - я до сих пор не могу простить это ему – пригласил её, только она вошла».
Оценка и описание внешнего облика людей «света» даны в несколько ироническом и сатирическом плане уже с позиции нынешнего Ивана Васильевича, а не прежнего восторженного и пылкого юноши. Трижды повторяются портретные детали хозяйки бала, стареющей особы, пытающейся подражать царице Елизавете Петровне.
«Отец Вареньки…с белыми, а la Nikolas, подвитыми усами… был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Слово «служака», обозначающее опытного, усердного, выполняющего беспрекословно все указания высшего начальства военного, характеризует полковника далеко не с положительной стороны. А его «николаевская выправка» не совсем гармонирует с тем изяществом и статностью, которые замечают все присутствующие на балу.
Неоднократно повторяется в рассказе и такая деталь, как улыбка на лицах полковника и Вареньки. Юный герой пока не понимает истинной цены этой дежурной улыбки, и она его покоряет, но в зрелом возрасте Иван Васильевич чувствует в ней умело замаскированную фальшь.
- О чём рассказывает Иван Васильевич во второй части своего рассказа? Какую музыку он услышал «после бала»? Отличалась ли она от музыки, которая всё ещё звучала в его «душе»?
Картине бала, нарисованной в светлых тонах, противопоставляется сцена экзекуции, мрачная, тёмная, разворачивающаяся в утреннем тумане. Доминирующий цвет – чёрный. (Зачитывается фрагмент текста).
_ Какую сцену увидел Иван Васильевич? Что особенно его поразило?
Как рассказывает Иван Васильевич о чувстве ужаса, охватившем его? (Зачитывается фрагмент текста).
Мы видим, что эмоциональный тон эпизода, создающийся благодаря определённому отбору красок, звуков (туман; много чёрных людей; жёсткая, нехорошая музыка, визгливая мелодия; пёстрое, мокрое, красное, неестественное…тело человека), позволяет нам говорить об активном неприятии такого положения вещей самим автором.
Для второй части характерны анафорические построения. Так сцена экзекуции строится по спиралевидному принципу. Повторяющееся действие постепенно обрастает новыми подробностями, на которые и переносится внимание. (Учащиеся подтверждают это цитатами из текста).
В описании экзекуции каждая деталь приобретает значительный, почти символический смысл. В сознании рассказчика Варенька отождествляется с её отцом, но уже в другом качестве, поэтому впоследствии мы поймём причину угасания пылкой любви Ивана Васильевича.
Меняющиеся эпизоды и детали увиденного наказания подчёркивают ту последовательность, с которой герой воспринимает события; герой видит их всё более точно, более подробно, всё определённее, и вместе с тем усиливается его смятение. Так передаётся картина надвигающегося ужаса. Иван Васильевич ощутил свою косвенную причастность к творимому на его глазах злодеянию. (Зачитывается фрагмент текста).
Временная грань между рассказчиком и героем словно бы исчезает: читатель забывает, что это рассказ-воспоминание, и воспринимает сиюминутную, непосредственную реакцию героя на происходящее.
Во второй части рассказа два героя – Иван Васильевич и полковник – противопоставлены друг другу. Прямое участие одного из них в экзекуции и случайное присутствие на ней другого разделили этих героев навсегда.
Образ рассказчика объединяет пространство рассказа. Одно – чудесное, наполненное богатством красок, мелодий, ощущений; другое – уродливое, чудовищное, переполненное болью и страданием.
Именно столкновение «точек зрения» героя позволяет нам увидеть истину происходящего.
Ребята, а теперь обратимся к памяткам на медиаэкране и ответим на вопросы.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы увидели, что художественный текст – это сложно построенный смысл. Все его элементы похожи на элементы человеческого организма. Они связаны между собой. Смысл произведения раскрывается постепенно, в результате изучения различных его элементов. Художественное пространство – одна из важнейших сторон произведения. Оно не только место, где происходит событие, перемещаются герои, развивается сюжет. Пространство становится особым средством выражения авторского мира и миропонимания.
В чём смысл нашего эпиграфа, знаменитой метафоры Паскаля? – Мир – это шар, ничем не ограниченная сфера, безграничное пространство, но центр этой сферы и этого пространства – внутренний мир человека. Каким будет этот мир, таким и будет это пространство.
Работая над определением пространства в рассказе Л.Н. Толстого «После бала», мы выявили многие стороны произведения: сюжет, характеристику героев, образные средства, ритм произведения, художественное время, авторскую точку зрения. Это, безусловно, помогло нам сформировать впечатление о картине мира, созданной автором, и о художественном мире писателя.
Литература.
- Григоренко В.А. «Рассказ Толстого Л.Н. «После бала» на уроке русской словесности»// Русская словесность, ноябрь-декабрь, 1998, с.37.
- Материалы сети Интернет.
- Степанов Ю. Концепты. Тонкая плёнка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007.
- Толстой Л.Н. «После бала». М., 1998.
- Якубина Л.В. «Анализ пространственных отношений текста» // Русская словесность, № 1, 2002, с.41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...
Урок-исследование по теме "Лингвистическое толкование рассказа И.А.Бунина"Холодная осень"
Урок посвящен исследовательской работе над стилистическими особенностями рассказа И.А.Бунина "Холодная осень"...
Интегрированный урок "Пространство и время в рассказе В.П.Астафьева "Капля"
На интегрированном уроке рассматривается понятие хронотопа в рассказе В.П.Астафьева "Капля"....
Урок-исследование в 9 классе по рассказу И.Бунина "Танька"
В кодификатор по литературе (ГИА) включен рассказ Бунина "Танька". Предлагаемый урок - урок-практикум с элементами исследования. Ход урока дан в презентации....
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по рассказу Л. Толстого "После бала"
Презентация помогает проанализировать идею рассказа Толстого "После бала", понять, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора....
Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»
пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных дисциплинах.Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....