интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_muzyka-literatura_po_rasskazu_k.paustovskogo_staryy_povar.docx | 37.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и музыки по рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар» (6 класс).
Учитель музыки Жевлаков В.М.
Учитель русского языка и литературы Елисеева О.А.
Тема: «Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо…»
Цели:
обучающие
- обучение анализу прозаического произведения в единстве его формы и содержания
- формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»
- закрепление основных признаков понятий из теории литературы через сопоставление с музыкальным произведением
- выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала, выявление ритма через сопоставление с музыкальным произведением
развивающие
- развитие навыков исследовательской работы в групповой форме
- развитие способностей к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений
- развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, о роли и значении этих видов искусства в жизни человека
- развитие творческих способностей, развитие речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка.
воспитательные
- воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в рассказе и музыке
- воспитание внутренней потребности в духовной стороне жизни
- формирование у учащихся представления о нравственно – эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки
- воспитание интереса к классической музыке
Цели урока: выяснить, какова роль музыки в жизни людей; на основе произведения Паустовского показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание учащихся на то, как литература и музыка могут взаимообогащать и дополнять друг друга.
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию творческих способностей, читательской наблюдательности и воображения; формировать у учащихся интерес к классической музыке.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация к уроку, тексты с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями
В. А. Моцарта.
Ход урока
1.Оргмомент, приветствие
- Дорогие ребята, здравствуйте! Посмотрите друг другу в глаза, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Я желаю вам, чтобы вы сегодня не только приобрели знания, но и ушли с нашего урока с новыми впечатлениями и открытиями.
Урок наш не совсем обычный, в нём будут объединены (или интегрированы) два учебных предмета – литература и музыка.
2. Актуализация знаний
- О чём мы будем говорить на уроке, вы догадаетесь, сыграв в игру «Домино». Слушайте внимательно вопросы, и если вы отвечаете правильно, на доске появится карточка с правильным ответом.
Слушаем вопросы.
ВОЛШЕБНЫЙМЫЧОК | НОРВЕГИЯ |
- Какого норвежского композитора вы знаете? /Эдвард Григ. Портрет композитора СЛАЙД./
ГРИГ | Корзина с еловыми шишками |
- Почему на этой же карточке название литературного произведения “Корзина с еловыми шишками”? /Эдвард Григ является главным героем этого произведения /
- Кто автор этого произведения? /К. Паустовский. СЛАЙД/
ПАУСТОВСКИЙ | ПЕВЦЫ |
- О чём повествуется в рассказе “Певцы”? /О состязании в пении двух народных певцов, которое выиграл Яков./
- Кто автор этого рассказа? /Иван Сергеевич Тургенев. СЛАЙД./
ТУРГЕНЕВ | ОРФЕЙ |
- Кто такой Орфей? /Древнегреческий певец и музыкант. СЛАЙД/
- На каком музыкальном инструменте играл Орфей? /На кифаре. СЛАЙД./
КИФАРА | СОЛОВЕЙ |
- Кого спасло пение соловья от смерти? /Китайского императора./ Кто автор этой сказки? /Ганс Христиан Андерсен. СЛАЙД./
АНДЕРСЕН | СТАРЫЙ ПОВАР |
На второй половине последней прикреплённой карточки название рассказа“ Старый повар”, который вы прочитали дома.
3. Постановка цели и проблемы урока.
- Что объединяет все литературные произведения, названия которых вы видите на доске?
Предполагаемые ответы учащихся:
- В них звучит музыка
- Она по-разному влияет на героев
- Она спасает от смерти, как в сказке «Соловей»
- В рассказе «Певцы» музыка раскрывает характер героя
- Музыка помогает понять красоту мира, как в рассказе «Корзина с еловыми шишками»
- При помощи музыки в рассказе «Старый повар» совершается чудо
- Спасибо, ребята! Мы сегодня работаем с рассказом К.Г.Паустовского «Старый повар». Какой же проблемный вопрос мы можем поставить на нашем уроке, зная содержание этого рассказа?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Как влияет музыка на героев в рассказе «Старый повар»?
- Что происходит с человеком, когда звучит музыка?
- Какое чудо совершает музыка в рассказе?
Проблемный вопрос: МУЗЫКА – ЭТО ЧУДО? – записывается на доске. Ответить на этот вопрос нам поможет текст рассказа и музыка Какого композитора?
- ТЕМА УРОКА: Чудо музыки в рассказе К.Г.Паустовскго «Старый повар» (СЛАЙД)
4. Этап усвоения новых знаний
а) литературоведческий анализ рассказа
Чудо музыки совершается в рассказе самого «музыкального» писателя К.Г.Паустовского.
Чтобы его понять, поработаем с текстом рассказа.
- Работать вы будете на листах ватмана, оформляйте свои вопросы и ответы на этих листах, и в конце урока они помогут вам ответить, музыка – чудо ли это?
- Начнём работу со знакомства с героями. Кто главные герои рассказа? Какие они, дайте им характеристику.
Работа по группам
- ПОВАР Иоганн Мейер, бывший повар графини Тун, он всю жизнь работал, ослеп от жара печей и теперь умирает. Перед смертью он хочет исповедоваться, очистить свою душу.
Он очень любил свою жену. Когда она заболела чахоткой, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить сливками и винными ягодами, повар украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Жену спасти не удалось, а повару теперь тяжело вспоминать об этом и его всю жизнь мучила совесть.
- Можно назвать поступок повара грехом?
Это нехороший поступок, но, во-первых, повар позаботился, чтобы никто из слуг не пострадал из-за него, а во-вторых, незнакомец говорит, что то, что совершил повар не грех и не является кражей, а наоборот, может быть зачтено как подвиг любви.
- МАРИЯ, дочь старого повара, девушка лет восемнадцати, бедная, у неё нет приданого, всё убранство её дома – это кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами. Единственное богатство Марии – клавесин. Она очень хочет помочь своему отцу, которого очень любит. Она без страха, в зимнюю ночь, отправляется на пустынную улицу, под холодный дождь, лишь бы выполнить последнюю просьбу отца.
- НЕЗНАКОМЕЦ, Этот человек, как мы узнаем в конце рассказа, был композитор Моцарт. Это худой маленький человек, был одет с изяществом и простотой, в чёрный камзол с хрустальными пуговицами и кружевным жабо. Он откликнулся на просьбу Марии, пошел с ней, чтобы облегчить душу умирающего. Незнакомец как будто наполняет светом убогую сторожку: его хрустальные пуговицы блестят, а в глазах отражается огонёк свечи. Он обещает старому повару позаботиться о Марии.
- А почему он мог снять грех с души умирающего? Ведь он не священник?
Ему была дана эта власть не от бога, а от искусства. Т.е., что смогла музыка сделать? (ОЧИСТИТЬ ДУШУ – ЧУДО? ДА, ЧУДО. ЗАПОМНИМ)
УЧЕНИК ДОБАВЛЯЕТ: А МНЕ КАЖЕТСЯ, ЕЩЁ героем рассказа можно назвать КЛАВЕСИН, потому что Паустовский описывает его как живое существо: клавесин старый;
струны его пели в ответ на все возникавшие вокруг звуки;
Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома».
Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим гулом;
- Какой это художественный приём?
- Олицетворение – изображение неодушевленных предметов в качестве одушевленных
- Проведём наблюдение, Какое настроение в начале рассказа и как оно меняется?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с карточками, которые лежат в конверте. Распределите их на 2 группы, прочитайте выразительно и сделайте вывод.
Ветхая сторожка Гнилые ветки, сбитые ветром Хромые скамейки Заржавленная калитка Улица была пуста С темного неба падали холодные капли дождя | Небо стояло прозрачное, как синее стекло Ночь из черной сделалась синей, а потом голубой Тёплый свет падает сверху Распускаются белые цветы Небо делается всё выше, всё великолепнее Стаи птиц летят на север над старой Веной |
1 группа ? Какое настроение создают эти слова? (грусть, уныние, пчеаль) ? В какой части рассказа это происходит?
2 группа ? Какое настроение создают эти слова? (грусть, уныние, пчеаль) ? В какой части рассказа это происходит?
3группа Вывод: АНТИТЕЗА – основа композиции рассказа (СЛАЙД с термином).
- Почему меняется настроение в рассказе?
- Потому что музыка ИЗМЕНИЛА ВСЕ ВОКРУГ
- Каково последнее желание старика?
- Чтобы кто-нибудь позаботился о Марии
- Ещё раз увидеть Марту, увидеть солнце и старый сад, когда он зацветет весной.
- Возможно ли это?
- Старику кажется, что это невозможно, эти слова ему кажутся глупыми, но чудесная музыка помогает повару исполнить желание
Послушайте кульминационный момент рассказа, где описывается, как исполнилось, казалось бы, несбыточная мечта старика.
Незнакомец подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. Внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте! Слушайте и смотрите!
Он заиграл. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.
— Я вижу, сударь! Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась… — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Незнакомец продолжал играть, глядя в чёрное окно.
— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели вы не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над старой Веной.
— Я вижу всё это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
- В чём смысл слов «Слушайте и смотрите?» Не показались ли они вам странными? Ведь повар слепой.
- ПОВАР УВИДЕЛ МАРТУ, ВЕСЕННИЙ САД НЕ ГЛАЗАМИ, А СЕРДЦЕМ, потому что МУЗЫКА ДЕЙСТВУЕТ НА ДУШУ
- Каким же сделала музыка старого повара?
- МУЗЫКА СДЕЛАЛА УМИРАЮЩЕГО СЧАСТЛИВЫМ
ЗАРЯДКА
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИИИИ
- Во время инсценировки звучала, возможно, та самая музыка, которую играл Моцарт старому повару. Послушаем внимательно ещё раз ФАНТАЗИЮ РЕ-МИНОР великого МОЦАРТА.
- А что такое ФАНТАЗИЯ?
- Фантазия – инструментальная музыкальная пьеса, в которой важна импровизация
- Послушайте, попытайтесь определить характер музыки. (5 мин играет пианист)
- Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.
- В этой фантазии разные настроения, можно услышать печаль, грусть, беспокойство, а есть и радость, спокойствие
- Да, спасибо! А почему эта музыка могла сотворить чудо, мы попытаемся выяснить. Вы сейчас ещё раз прослушаете фрагменты фантазии РЕ-МИНОР
и 1-я группа будет определять темп музыки,
2-я группа – настроение,
3-я группа – какой эпизод рассказа соответствует этому фрагменту. Ответы записывайте на жёлтые листочки.
- Начинается пр-ие в спокойном темпе.
Темп – анданте настроение – печаль, одиночество эпизод – дождь, холодный ветер в начале рассказа
- Теперь звучит медленная мелодия.
Темп – адажио настроение – тихая радость, нежность, эпизод – старик вспоминает Марту, первую встречу с ней
- А сейчас ваши ассоциации с этой мелодией? ИГРАЕТСЯ (ТЕМА ПЕЧАЛИ
Темп – модерато настроение – печаль, беспокойство, растерянность эпизод – совесть мучает повара за кражу
- А сейчас звучит мелодия песенная, тёплая, искрящаяся весельем.
Темп – аллегретто настроение – красота, тепло, радость, эпизод – синее небо, распускаются цветы
- Из ответов, написанных на жёлтых листочках, составляется солнышко, прикрепленное на доске.
- А почему, как вы думаете, символом наше работы стало солнце?
- Музыка – как солнце
- А ещё Моцарт считается самым солнечным композитором.
- Ребята, Полина выполнила к нашему уроку проект. Она подготовила ВИДЕОЭССЕ ПРО МОЦАРТА (Полина выходит с флейтой)+ИСПОЛНЕНИЕ МОЦАРТА НА ФЛЕЙТЕ+
- А ещё я знаю, что Моцарт был настоящим патриотом своей Родины, ведь в 18 веке было засилье итальянского языка, особенно в искусстве, а Моцарт впервые написал оперу на немецком языке. Это была опера «Свадьба Фигаро».
- И мы с вами, ребята, как настоящие патриоты, исполним песню Родина моя (ПОЮТ песню «Родина моя»).
Итогом наших рассуждений станет СИНКВЕЙН на тему МУЗЫКА. Напишите синквейн и закончите оформление коллажа
зачитывают
- Ребята, подведём итоги нашего урока о великой силе такого чуда, как музыка!
- "На сегодняшнем уроке я понял … (что музыка – это чудо)
- "Особенно мне понравилось… (видеоэссе про Моцарта, песня о Родине)
- "Я мечтаю о том…(чтобы вокруг звучала добрая, а не злая музыка)
- "Теперь я могу…(написать сочинение о музыке)
- "Сегодня мне удалось…";
- Домашнее задание вам будет дано на выбор:
- Письмо Моцарту с благодарностью за прекрасную музыку
- Рассуждение «Спасибо, музыка, за то ……»
Всем спасибо, до свидания, Слушайте добрую музыку, читайте хорошие произведения.
Старый повар
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.
Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
— Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер, сударь.
— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
— Я вижу всё это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.
— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв.
Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
- О чём повествуется в рассказе “Певцы”? /О состязании в пении двух народных певцов, которое выиграл Яков./
- Что объединяет все литературные произведения, названия которых вы видите на доске?
Предполагаемые ответы учащихся:
- В них звучит музыка
- Она по-разному влияет на героев
- Она спасает от смерти, как в сказке «Соловей»
- В рассказе «Певцы» музыка раскрывает характер героя
- Музыка помогает понять красоту мира, как в рассказе «Корзина с еловыми шишками»
- При помощи музыки в рассказе «Старый повар» совершается чудо
- Мы сегодня работаем с рассказом К.Г.Паустовского «Старый повар». Какой же проблемный вопрос мы можем поставить на нашем уроке, зная содержание этого рассказа?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Как влияет музыка на героев в рассказе «Старый повар»?
- Что происходит с человеком, когда звучит музыка?
- Какое чудо совершает музыка в рассказе?
- Почему меняется настроение в рассказе?
- Потому что музыка ИЗМЕНИЛА ВСЕ ВОКРУГ
- Каково последнее желание старика?
- Чтобы кто-нибудь позаботился о Марии
- Ещё раз увидеть Марту, увидеть солнце и старый сад, когда он зацветет весной.
- Возможно ли это?
- Старику кажется, что это невозможно, эти слова ему кажутся глупыми, но чудесная музыка помогает повару исполнить желание
- В чём смысл слов «Слушайте и смотрите?» Не показались ли они вам странными? Ведь повар слепой.
- ПОВАР УВИДЕЛ МАРТУ, ВЕСЕННИЙ САД НЕ ГЛАЗАМИ, А СЕРДЦЕМ, потому что МУЗЫКА ДЕЙСТВУЕТ НА ДУШУ
- Каким же сделала музыка старого повара?
- МУЗЫКА СДЕЛАЛА УМИРАЮЩЕГО ПОВАРА СЧАСТЛИВЫМ
- А что такое ФАНТАЗИЯ?
- Фантазия – инструментальная музыкальная пьеса, в которой важна импровизация
- Послушайте, попытайтесь определить характер музыки. (2 мин. – исполнение фрагмента фантазии Моцарта)
- Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.
- В этой фантазии разные настроения, можно услышать печаль, грусть, беспокойство, а есть и радость, спокойствие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
Из опыта прочтения художетвенной литературы. Сквозной образ как средство выражения авторской идеи (по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар").
Раскрытие идеи рассказа К.Г. Паустовского "Старый повар" посредством сквозного образа музыки, введённого автором уже в экспозиции. Сотворение музыкой чуда очищения человеческой души, обретения покоя и...
Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")
Урок литературы с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)...
Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства "Образы богатырей"
Урок в 5 классе, на котором учащиеся знакомятся с трактовкой образа богатырей в музыке, живописи, литературе, сопровождается мультимедийной презентацией....
конспект интегрированного урока музыка-литература "Час мужества"
конспекты открытых уроков, материалы и презентации к проведению уроков по искуссвту, рабочие программы...
Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"
Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...