Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_nagibinu.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская литература.
5 класс.
План заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
Цели урока:
1. Развитие навыков работы с текстом (подробный и выборочный пересказ, выразительное чтение, элементы анализа).
- Совершенствование устной речи учащихся
- Формирование чувства любви к природе
- Повторение и закрепление знания биографии Ю. Нагибина и его рассказа «Зимний дуб»
Оборудование урока: портрет Ю. Нагибина, картины русских пейзажистов, карточки для словарной работы (можно использовать компьютерный проектор.)
Ход урока:
- Орг. момент.
- Повторение биографии писателя.
Вопросы викторины:
- Когда родился писатель?
- С каким городом и связано его детство?
- Чем увлекался Юрий Маркович Нагибин в детстве?
- Когда он начал писать?
- Чем занимался писатель во время Великой Отечественной войны?
- О чем писал Нагибин в своих произведениях?
- Когда начал писать для детей?
- Повторение новых слов.
Можно поиграть в лото. Класс делится на команды. Командам раздаются карты с объяснениями слов и карточки со словами. Какая команда быстрее накроет карты, та команда побеждает.
Образец карты:
солнечное | Остроконечный, конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка церковной колокольни | Плоская меховая барашковая шапка | Головной убор с завязываемыми под подбородком лентами |
Неформенная фуражка | теплый головной убор, надеваемый поверх шапки | чуть засветилась | редкий лес |
маленькое углубление, пещера | хранитель, сторож | с задором | тревожно |
Слова и выражения для повторения:
Напоенное светом – солнечное
Зубчатая стенка – очертания видневшегося вдали леса
Шпиль – остроконечный, конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка церковной колокольни.
Кубанка – плоская меховая барашковая шапка
В сознании своего педагогического опыта (ироническое) - опираясь на свой педагогический опыт
Капор – головной убор с завязываемыми под подбородком лентами
Картуз – неформенная фуражка
Башлык – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки
Класс забурлил – ученики зашумели
Полетело – здесь: со всех концов класса слышались ответы
Напрямки (просторечное) – прямо, напрямик
Смутно – тревожно
Азартно – с задором
Забрезжила – чуть засветилась
Редняк (просторечное) – редкий лес
Страж – хранитель, сторож
Гротик – маленькое углубление, пещера
- Обсуждение рассказа. Вопросы:
- Как вы думаете, почему Савушкин постоянно опаздывал в школу?
- Понравился ли вам этот мальчик? Если да, то чем?
- Что удивительного показал он своей учительнице в зимнем лесу? Перескажите этот эпизод.
- Перечитайте описание зимнего дуба. В чем его красота? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы лучше показать читателям эту красоту? Почему дуб назван «великодушным стражем леса»? Опишите его, используя авторские эпитеты и сравнения.
- Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес?
- Какие описания природы в прочитанных вами произведениях о природе вам запомнились?
- В каких произведениях показано отношение автора к природе?
- В каких произведениях единство человека и природы показано, по-вашему, наиболее явственно?
- Рассмотрите расставленные перед вами произведения живописи и выберите наиболее, по-вашему, близкое по настроению к прочитанным произведениям о природе. Объясните свой выбор.
- Какие из прочитанных вами стихотворений (строки из стихотворений) наиболее близки к рассказу «Зимний дуб»? Прочитайте.
- Выразительно прочитайте рассказ, представив те картины природы, которые описал автор, стараясь проникнуться его настроением и стараясь передать это настроение слушателям.
- Домашнее задание.
Письменно опишите свою дорогу из дома в школу. Встречаете ли вы что-нибудь интересное по пути.
Заключительный урок – семинар по творчеству Юрия Нагибина.
5 класс.
Цели урока:
- Углубить знание творчества Нагибина, понимание значения его произведений.
- Привить навыки научно-исследовательской работы.
- Привить навыки публичного выступления.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя о целях урока, порядке работы.
- Выступления учащихся.
Можно предложить учащимся такие темы: «Жизнь и творчество Юрия Марковича Нагибина», «Природа в рассказах Ю. Нагибина», «Дружба в рассказах Ю. Нагибина», «Человек и природа в рассказах Ю. Нагибина», «Любимые страницы в рассказах Ю Нагибина», «Великодушные стражи леса: образы деревьев в произведениях русских и якутских писателей» и т.д.
К семинару нужно подготовиться заблаговременно: проводятся консультации по поиску материала и требованию к написанию рефератов и докладов, по выступлению с публичной речью. К этой работе целесообразно привлечь родителей, их же можно пригласить в качестве почетных гостей семинара.
3. В перерывах между выступлениями можно предложить учащимся разгадать кроссворд «Ю. М. Нагибин».
- В каком городе родился Ю. Нагибин?
- Как фамилия главного героя рассказа «Зимний дуб»?
- Что автор называет «Великодушным стражем леса»?
- Кем был Ю. Нагибин во время ВОВ?
к | с |
м | о | с | к | в | а |
р | в |
р | д | у | б |
е | ш |
с | к |
п | е | т | я | и |
о | н |
н |
д |
е |
н |
т |
- Как звали героя рассказа Ю. Нагибина «Непобедимый Аксенов»
- После выступлений учащимся можно предложить письменную работу «Лучшее выступление», в которой предлагается выбрать, по их мнению, лучшую работу и аргументировать свой выбор.
- Итог урока. Учитель подытоживает урок, проставляет оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"
2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время....
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...
Урок по рассказу Юрия Казакова "Оленьи рога".
Основной целью работы на уроке по рассказу Ю.Казакова является постижение замысла автора путем сопоставления эпизодов(описание жилища троллей и картина весеннего дня).Работая в группах,пятиклассники р...
Процесс формирования характера ( заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Урок по рассказу В.П. Астафьева является заключительным. Его можно провести как интегрированный с уроком ОБЖ....
Заключительный урок по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Урок литературы в 5 классе...
Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»
Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»...
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...