Урок по рассказу Юрия Казакова "Оленьи рога".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Основной целью работы на уроке по рассказу Ю.Казакова является постижение замысла автора путем сопоставления эпизодов(описание жилища троллей и картина весеннего дня).Работая в группах,пятиклассники размышляют о том,каковы особенности внутреннего мира героини, с какой целью писатель использует прием антитезы,а также какова основная мысль рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_yu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РАССКАЗУ Ю.КАЗАКОВА « ОЛЕНЬИ РОГА » В 5-ОМ КЛАССЕ.
УЧИТЕЛЬ: МЕЛЬНИКОВА ВАЛЕНТИНА БОРИСОВНА, ГИМНАЗИЯ 227 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
ТЕМА УРОКА; « СОПОСТАВЛЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЖИЛИЩА ТРОЛЛЕЙ
И ВЕСЕННЕГО ДНЯ» ЦЕЛИ УРОКА: - закрепление навыка аналитического перечитывания ;
- раскрытие авторского замысла путем сопоставления фрагментов текста;
- повторение теоретико-литературного понятия: прием антитезы;
- закрепление навыка работы в группах.
ЗАДА ЧИ: - установка на эмоциональное восприятие темы урока;
- аналитическое перечитывание текста;
- составление таблицы для сопоставительного анализа;
- словарная работа.
ХОД УРОКА.
1. Вступление.
В начале урока используется один из элементов французских педагогических мастерских « разрыв ». Детям предлагается ответить на следующий вопрос: если бы вам предоставилась возможность остаться навсегда подростком, кто воспользовался бы ей, а кто отказался? Почему?
Ответы каждого из учеников записываются на доске в два столбика
ДА | НЕТ
Учащиеся размышляют и высказывают предположения, почему большинство ответили отрицательно? ( расти - это естественно; меняться, переходить из одного возраста в другой - значит, жить).
2. Беседа по вопросам.
- Вспомните, сколько лет героине рассказа «Оленьи Рога»? (16 лет)
- Это детство или юность, как вы считаете? (юность)
- В чем противоречие возраста героини с ее мироощущением? (живет в мире сказок)
- Почему она так любит сказки? (не хочет расставаться с детством)
- Чем притягивает героиню дом с оленьими рогами? (она думает, что там живут тролли)
- Что противопоставлено в рассказе ночному дому троллей? (весенний день)
- Давайте посмотрим, как и для чего автор сравнивает описание дома троллей и весеннего дня?
3. Работа в группах.
Работая в группах по четыре человека, учащиеся перечитывают отдельные фрагменты рассказа, находят и выписывают слова и словосочетания, при помощи которых автор передает атмосферу ночного дома троллей и весеннего дня, записывая в два столбика в тетради.
По окончании работы учащиеся каждой из групп зачитывают выписанное, дополняя друг друга. В результате составляется следующая таблица:
Какие звуки и краски преобладают при описании дома троллей? (темные краски, приглушенные звуки)
- А какие - при описании весеннего дня? (яркие краски, острые запахи и пронзительные звуки)
- Что олицетворяет для героини рассказа дом троллей? (ее сказками,* детством)
- С чем у автора ассоциируется атмосфера весеннего дня? (с юностью, с новыми яркими впечатлениями, с любовью)
-'Как меняется отношение девочки к окружающему миру, к весне, к лыжнику после встречи с троллями? (она понимает, что нужно расстаться со сказкой, с детством и идти навстречу весеннему дню и юности)
-4 Что хочет подчеркнуть автор, таким образом сопоставляя дом троллей и весенний день?(неизбежность и прелесть взросления). Для чего автор использует прием антитезы?(для того, чтобы подчеркнуть яркость и прелесть весеннего дня, а значит -юности).
ИТОГ УРОКА.
На основе сопоставительной таблицы обнаруживается замысел автора, в котором обращается внимание на контраст темного и тихого жилища троллей и яркой, звонкой весенней природы. При помощи художественного противопоставления автор показывает
читателю и героине рассказа, что необходимо расстаться с детством и идти навстречу юности.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопрос в форме рассуждения: как изменилась девочка от начала к концу рассказа. Почему? Аргументируйте свой ответ.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Ах, война, что ты сделала. подлая..." (По рассказу Юрия Буйды "Ева Ева")
Урок обучения анализу художественного произведения....
Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»....
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов по рассказам Юрия Казакова «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках предмет...
Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне»
План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капи...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....
Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...
Викторина по рассказу Юрия Павловича Казакова "По дороге".
11 вопросов по рассказу Юрия Павловича Казакова "По дороге"....