Заключительный урок по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_l._n._tolstogo_kavkazskiy_plennik_chernov.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
Урок 51
Тема: Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Цели деятельности учителя: подвести учащихся к решению вопроса: кто из героев может назваться «кавказским пленником»; помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки. Слайд 2
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 3 мин | Как ваше настроение? Готовы к работе? Слайд 1 Сегодня у нас заключительный урок по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Слайд 2 В одном из своих произведений Л.Н. Толстой писал: « ». Как вы думаете, что она означает? Так каковы же цели нашего урока? О чём мы сегодня будем говорить? | Подготовка класса к работе. Рассуждение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
3. Постановка учебной задачи 3 мин | Итак Вы прочитали все произведение. - Что же нас ждет сегодня? - Каковы цели сегодняшнего урока? Наметим план работы. | Формулировка темы Формулируют цели Составляют план работы | |
2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 7 мин |
Слайд 3 Как зовут главных героев рассказа? О чём нам говорят их фамилии? Можно ли их назвать их «говорящими»? Давайте поработаем в парах со словарём, чтобы ответить на эти вопросы. Обсуждение результатов. Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку. Слайд 7 2.Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев (Слайд№7) Отличия (сходство) в поведении героев: Жилин Костылин Поведение героев на свободе проявляет волю, мужество, не соратник, а обуза; находчивость, стойкость, страдает, проявляет эгоизм, плохо активно борется переносит боль, усталость, бездействует - Проверим. А как высчитаете? Слайд 9 А как татары называют Жилина и Костылина?
Слайд 10
Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является противоположностью герою. | Работа в парах со словарём. Работа у доски Проверка. Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался Жилину не товарищем, а обузой в дороге. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
4. Практикум Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися 8 мин | - О каком персонаже мы еще не говорили? (читает отрывок) Слайд 9 Слайд 10 Беседа о главной героине рассказа – Дине. Слайд 11 Физминутка. 2. Чтение фрагмента V части рассказа. Давайте вспомним, какие события описываются в произведении? События происходят во время войны русских с горцами, то есть это события кавказской войны в 19 веке. Но проблемы, затронутые Л.Н.Толстым, и сегодня важны для всех людей. В наши дни на Кавказе происходят конфликты между людьми. Писатель выступает против войны, против вражды, он показывает, что люди разных национальностей и разной веры должны жить в мире и согласии. Прочитаем фрагмент. (с.252 от слов «Собрались татары в кружок …», до «… и грех русских кормить, убить и кончено» Как относились татары к Жилину? А как относилась к нему Дина? (с. 253 от слов «Иван, тебя убить хотят», до «А мне тебя жалко») Почему отношение к Жилину у татар и Дины разное? Зависит ли отношение к человеку от веры, национальности? А сегодня, в наше время? Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Отношения, дружба между людьми не зависят ни от веры, ни от национальности. | Работа в паре Оценивание Работа в паре Оценивание Составление плана Проверка Оценивание | Умение работать в группе, выражение своих мыслей |
4.Проверка полученных результатов. Коррекция 15 мин | Слайд 14 1.Работа с терминами 2.Задание: Как вы понимаете смысл пословиц? 1. Нет друга – ищи, а нашел – береги. 2. Друга на деньги не купишь. 3. Дружба и братство — лучше богатства. А у вас есть друзья других национальностей? У меня тоже есть друзья другой национальности: карачаевцы, даргинцы, армяне. Дружить могут люди разных национальностей, вероисповеданий. Дружба выше всех этих понятий. Мини-тест. Слайд 17 1. События происходили осенью. (-) 2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+) 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+) 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-) 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+) 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-) 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+) 8. Во второй раз Жилин бежал один. (+) 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+) 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+) 3.Итог Слайд 15 - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников было два?
| Оценивание Подводят итог, отвечая на вопрос Оценивание Оценивание: нет ошибок - "5"; 1-2 ошибки - "4"; 3-4 ошибки - "3" | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
Кроссворд 1.определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет 13. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина) 2. Определите значение термина: « Небольшое повествование, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». ( рассказ) 3. Русский поэт , который восхищался красотой Кавказа (Пушкин) 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (сюжет) 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука) 6.Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (антитеза) Ключевое слово нашего кроссворда- дружба. Все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей,жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи свои беды. | |||
5. Рефлексия. | Слайд 19 Перед вами лежат три смайлика. Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Этот смайлик означает, что урок был для вас интересным и вы узнали много нового. Этот смайлик означает, что у вас остались еще вопросы Этот смайлик означает, что урок вам не понравился . | Оценивают свою работу на уроке | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УУД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова: «На все добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»....
Заключительный урок по произведению "Кавказский пленник"
Урок литературы в 5 классе по программе Коровиной...
Процесс формирования характера ( заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Урок по рассказу В.П. Астафьева является заключительным. Его можно провести как интегрированный с уроком ОБЖ....
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...
Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни независимо от национальности....
Презентация "Диалог" непохожих" по литературе к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник",5 класс
Презентация "«Диалог» непохожих"Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»...