Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»
материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»
Цели деятельности учителя: продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа; развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать произведение; составлять план рассказа и выделять микротемы; закреплять умение выразительного чтения, чтения по ролям.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, уметь высказываться в соответствии с поставленной задачей, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД :
Личностные: высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвует в диалоге при обсуждении прочитанного; формулирует несложные выводы, основываясь на тексте.
Регулятивные: оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | Итак, что было задано на дом ? Вы прочитали произведение до конца, а сейчас попробуем разобраться в его содержании. | Дочитать рассказ до конца… | Регулятивные: - целеполагание . - принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
Задача 1: определять тему частей текста | ||||
1.Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. У вас на парте лежат карточки, на которых написана тема каждой части. Определите порядок тем в этом рассказе. Предлагаю работать в паре. - Назовите тему 1 части, 2 части, 3 части и 4 части. Проверим выполненную работу. Кто согласен? Поднимите сигнальные карточки. ( На доске правильное расположение тем) Т.е что мы составили? (Правильно, молодцы) 2.А теперь составим картинный план. Проверим! | (Ученики работают в паре. Определяют последовательность тем каждой из частей) Тема 1 части: тропинка в школу (или «напоённый светом январский денёк») Тема 2 части: урок русского языка в 5-а классе. Тема 3 части: разговор учительницы с учеником Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья») Учащиеся проверяют ( поднимают сигнальные карточки.) План рассказа. 1 уч-ся соотносит тему и картинку у доски, делает вывод. Класс оценивает. | Познавательные: формировать умения: самостоятельно определять последовательность микротем каждой части произведения Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания | ||
Задача 2: находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты. | ||||
1.Проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Ответьте кратко на вопросы в рабочих тетрадях. Вопросы: -Как звали молодую учительницу-героиню рассказа? -Сколько ей было лет? -Сколько лет она проработала в школе? -Какой предмет преподавала? -Как относились к молодой учительнице ученики и их родители? -К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром? -Какую тему проходили ученики? -Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок. -Какой пример существительного привёл герой рассказа? -Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую? . 2.Поменяйтесь тетрадями с соседом. (Правильные ответы указаны на слайде) Проверим. - Чей сосед справился с заданием без ошибок? 3. Работа на воображение. В какое время года происходят события рассказа? А какие чудеса происходят зимой? Закройте глаза и представьте зимние картины. Кто что увидел? ( На доске картины зимнего леса, зимних деревьев) На кого похожи зимние деревья? 4.А о каком дереве я буду сейчас говорить? Крепок, строен и силен, Ведь владыка леса он, Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий, Из него добротен сруб, Угадали? Это…….Картина дуба на доске. Так о каком дереве мы сегодня будем говорить на уроке? А что вы знаете о дубе? А кто автор произведения, которое вы читали дома? Какая же тема нашего урока? Сформулируйте цель и задачи нашего урока. | Уч-ся записывают ответы на вопросы. (Индивидуальная работа). Анна Васильевна 24 года Два года Русский язык Уважительно 5 «а» Имена существительные Савушкин Зимний дуб Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок. Взаимопроверка. Поднимают сигнальные карточки. Зимой. Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Деревья спят под белыми снежными шапками… (Чудовище, фонтан, снежный шар, Баба-Яга) Умение видеть необычное в обычном… (Дуб!!!) О зимнем дуб. Ю.Нагибин. Ю.Нагибин «Зимний дуб.» | Познавательные: развивать умения строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературного произведения Регулятивные : осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль результата, определять степень успешности работы Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения | ||
Задача 2: находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение
Задача 3: Сравнительная характеристика | 1.Найдите описание зимнего дуба в тексте, прочитайте выразительно. 2.-Найдите средства выразительности, которые использует автор в этом отрывке. -Для чего писатель использовал эти сравнения? -Почему дуб назван «великодушным стражем» леса? Чтение по цепочке .Выборочное чтение: -Кого приютил зимний дуб? Подтвердите словами из текста. Ответить на вопросы по почитанному отрывку. -Как ведет себя Савушкин в зимнем лесу, как он общается с деревом? -Какие чувства испытывала Анна Васильевна? Чем мы занимались на этом этапе урока? Молодцы, вы хорошо справились с этими задачами. Физкультминутка Савушкин показал учительнице сказочно красивый зимний дуб, А.В. по- своему увидела красоту этого стража леса; по этому произведению режиссер М.Кожин снял художественный фильм, посмотрите, как он представил себе дуб. Работа в группах. -А у вас совпало мнение с автором Ю.Нагибиным и режиссером Михаилом Кожиным? Каким вы представили зимний лес, зимний дуб? Молодцы! | Выразительно читают с.103. Находят сравнения в тексте, читают: (как собор, его нижние ветви шатром раскинулись)… Чтобы лучше показать красоту зимнего леса, зимнего дуба. Потому что он огромный, могучий, стоит много лет как страж; он охраняет сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, козявок Читают С.103-104 Находят и зачитывают текст: Ежа.1уч-ся «он с усилием отвалил глыбу…» Лягушку.2уч-ся «затем он раскопал снег у другого корня…» Жуков, ящериц, козявок. 3уч-ся. «подножие дуба приютило….». « от дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика» «как со старым снакомым» « робко шагнула к нему» «очарована зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы Выразительно читали, выборочно читали, находили средства выразительности, составляли план рассказа, находили соответствие между пунктами плана и картинками, находили в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение. Просмотр худ.фильма « Зимний дуб» режиссера М.Кожина (2,5 мин) 1.Опишите зимний лес в этом отрывке. 2.Опишите зимний дуб, используя авторские средства выразительности. 3.Расскажите о жителях дуба. Старых знакомых мальчика. 4.Каким вы представляете Савушкина, какой урок он преподал учительнице? 5.Как изменилась Анна Васильевна после прогулки по лесу? 6. Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Нагибин говорит о дубе как о живом существе | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания | |
Итог урока. Рефлексия |
Какое у вас сейчас настроение? Самым интересным на уроке для меня было… Самым сложным на уроке для меня было… Урок заставил меня задуматься… Оцените свою работу на уроке. | Зимний дуб тоже герой рассказа, причем главный, т.к озаглавлен текст. Встреча с ним изменила А.В., она открыла для себя другой мир, научилась видеть необычное в обычном. Природа меняет человека, делает его лучше, добрее, помогает задуматься., что человек-это песчинка во всей Вселенной. Наша задача беречь и охранять эту красоту, родную природу. Ответы уч-ся. О красоте родной природы, что ее нужно любить и охранять, быть внимательным, видеть необычное в обычном, в зимнем лесу буду внимательным к его жителям. У каждого человека свой мир, его нужно понимать и ценить, как свой собственный Оценивают. | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания | |
Оценки | Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | |||
Д/з | Как вы думаете, что нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку? -Перечитать внимательно последний отрывок . Ю.Нагибин вот так описывает зимний дуб, режиссер фильма представил свой вариант. А вы дома, внимательно перечитав отрывок, нарисуете свой зимний дуб. По выбору, разноуровневое д.з. 1.Читать и пересказывать. 2.Читать , пересказывать, нарисовать рисунок. 3.Читать, пересказывать и подготовить проект «Сказочная красота зимнего дерева» | Перечитать последний отрывок. Нарисовать, каким представляю зимний дуб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"
2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время....
Урок английского языка в 8-м классе на тему "Russian Winter Festivals" (Зимние праздники в России)
Культуроведческий фон развития речевых умений: культурные традиции России;основные зимние праздники народов России;место России в мировой культуре.Основные учебные задачи: развитие умений использовать...
Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».
Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»....
Интегрированный урок по литературе по теме: "Святочные обряды и зимние праздники Кубани"
Презентация к уроку литературы в 7 классе посвящена святочным обрядам и зимним праздникам Кубани....
Тема урока: Уход за плодоносящим садом поздней осенью. Сбор зимних гнезд вредителей.
План -конспект занятия по сельскохозяйственному труду,раздел "Осенний уход за плодоносящим садом" , 8 класс школы 8 вида.Цель урока: ...
Тема урока «Н.М. Рубцов. Стихотворение «Зимняя песня».
Цели:Образовательная: познакомить обучающихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Зимняя песня», отработать выразительное осознанное чтение.Развивающая: развивать речь, интерес к поэз...